Проект "Наш мини-огород"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №79 «Соловушка»
Экологический проект
«Наш мини-огород»
Воспитатель
1 квалификационной категории
Максимова Т.Н.
2020 г.
Содержание
1. | Паспорт проекта | 3 стр. |
2. | Актуальность | 6 стр. |
3. | Основные принципы реализации проекта | 7 стр. |
4. | Методы и приемы реализации проекта | 8 стр. |
5. | Работа с родителями | 9 стр. |
6. | Ожидаемые результаты реализации проекта | 9 стр. |
7. | Этапы реализации проекта | 10 стр. |
8. | Литература | 13 стр. |
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Наш мини-огород» |
Основные разработчики проекта | Воспитатель Максимова Татьяна Николаевна |
Цели и задачи проекта | Цель: Создание условий для формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста, развитие личностно-значимого отношения к природе. Закрепление знаний детей об овощах, фруктах, цветах. Задачи:
8. Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок и лепку. 9. Способствовать взаимодействию семьи и детского сада. |
Сроки реализации проекта | Восемь месяцев, с марта по октябрь 2020 года |
Тип проекта | Долгосрочный, исследовательско-творческий |
Перечень основных мероприятий реализации проекта | Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Рисование «Овощи». Лепка «Овощи». Опыт – наблюдения за ростом растений. Труд в уголке природы и на огородной грядке. |
Основные целевые группы | Дети 5-6 лет, родители, воспитатели. |
Проблема | Формирование начала экологической культуры у детей содержит вариант конкретных технологий, построенных на организации взаимодействия дошкольников с природой, познании того, что растет рядом с ними. В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности выступает как метод экологического воспитания детей. Создание стационарной развивающей экологической среды в группе и на участке - это непрерывный педагогический процесс, включающий организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни растений. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. |
Новизна проекта | Инновация проекта заключается в совершенствовании системы экологического воспитания детей 5-6 лет. Новизна проекта заключается в том, что экологическое воспитание дошкольников осуществляется на доступном материале через непосредственное взаимодействие детей с природой, познанием того, что растет рядом с ними. Оригинальность проекта обусловлена обновлением воспитательного процесса посредством активного вовлечения детей в ежедневную исследовательскую и практическую деятельность, участие родителей в реализации проектной деятельности, направленной на экологическое воспитание детей 5-6 лет, что отличает проект «Наш мини-огород» от традиционно принятых. |
Ожидаемые результаты |
5. Родители вовлекаются непосредственно в педагогический процесс. |
Конечные результаты | 1.Дети познакомились с овощными культурами, выращиваемыми на огороде. 2. У детей расширились представления о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития. 3. В результате практической и опытной деятельности дети получили необходимые условия, оборудование для выращивания рассады. 4. Дети научились простейшим приемам ухода за рассадой и огородными культурами. 5. Родители приняли активное участие в проекте. 6. Создана презентация проекта. |
1. Актуальность
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру». Формирование начала экологической культуры у детей содержит вариант конкретных технологий, построенных на организации взаимодействия дошкольников с природой, познании того, что растет рядом с ними. В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности выступает как метод экологического воспитания детей. Создание стационарной развивающей экологической среды в группе и на участке - это непрерывный педагогический процесс, включающий организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни растений. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с ними.
Традиционно на территории нашего детского сада создаётся мини-огород, который используется с целью выработки у детей навыка ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе, а так же для знакомства дошкольников с природой и её сезонными изменениями.
Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.
Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.
2. Основные принципы реализации проекта
Для решения задач проекта, работа строится на основе следующих принципов.
- Научность.
У ребенка необходимо формировать систему научных экологических понятий через специфически дошкольные виды деятельности.
- Доступность.
Из экологического образования дошкольников исключаются научные термины, но содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной ребенку форме через игру, наблюдение, чтение, продуктивную художественную и театрализованную деятельность и т.д.
- Гуманистичность.
Подразумевает педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок является равноправным членом обсуждения, а не обучаемым.
- Прогностичность.
В силу возрастных особенностей детей в дошкольном образовании прогностичность ограничивается воспитанием привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе.
- Деятельностность.
Традиционно реализуется в процессе ухода за комнатными растениями и работы не огороде. Однако необходимо расширить рамки такой деятельность за счет участия детей совместно с родителями в изучении окружающей природы.
- Интеграция.
На дошкольном уровне это проявляется в необходимости экологизации различных видов деятельности ребенка.
- Целостность.
Присущ именно дошкольному экологическому образованию, отражая целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с природой.
- Конструктивизм.
В качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Приводя отрицательные факты влияния человека на природу, необходимо показать ребенку положительный пример или показать пути изменения ситуации.
- Регионализм.
Все понятия, связанные с глобальными проблемами, остаются для ребенка абстракцией. Для решения задач экологического образования дошкольников подбираются объекты доступные ребенку, сущность которых он может познать в процессе своей деятельности.
- Системность.
Имеет особое значение в обучении дошкольников, т.к. способствует его умственному развитию в целом. Реализуется через проблемный подход.
- Преемственность.
Предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. В настоящее время преобладает двухуровневая связь: детский сад – начальная школа.
3. Методы и приемы реализации проекта
В соответствии с классификацией Е.Я. Голант, Д.О. Лоркипанидзе и Е.И. Петровского в решении задач проекта используется следующие группы методов экологического воспитания дошкольников.
1. Наглядных. Посредством данной группы методов, включающих наблюдение, рассматривание картин, демонстрацию презентаций и фильмов, моделирование, дети постигают объекты и явления окружающей среды с помощью дополнительных материалов и мультимедийного оборудования.
2. Практических. Благодаря этой группе методов, представленных игрой, трудом, элементарными опытами, дети накапливают чувственный опыт и творчески постигают приобретенные знания.
3. Словесных. Цель применения данной группы методов сосредоточена в конкретизации, пополнении и уточнении знаний об уже известных объектах и явлениях окружающей среды. Это рассказ взрослого, чтение художественной литературы, беседа.
Основным методом в экологическом воспитании дошкольников является наблюдение. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др.), но и приобретает различные навыки (труд по уходу за растениями, изодеятельность, рассказы детей на основе наблюдений).
Экологическое воспитание дошкольников предполагает использование разнообразных форм работы. В реализации данного проекта используются следующие формы: фронтальные, групповые, индивидуальные.
4. Работа с родителями
Работа с родителями является неотъемлемой частью данного проекта и представлена следующим образом:
- экологическое просвещение: беседа «Как организовать наблюдение за растениями дома?», консультация «Что рассказать детям об овощах?» и др.;
- совместная деятельность с детьми: участие в экологических праздниках «Осенины», «Праздник Осени»; совместный уход за растениями (в том числе на дачных участках); выставки работ из природного материала, выполненных детьми совместно с родителями; помощь в создании развивающей среды (приобретение посевного материала, подготовка почвы к посадке).
5. Ожидаемый результат реализации проекта
В результате реализации проекта дети получают знаний о жизни растений. Создаются необходимые условия в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений и возможностью ухаживать за ними. У детей развивается познавательный интерес, любознательность, коммуникативные навыки. Развивается умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями. Родители вовлекаются непосредственно в педагогический процесс.
6. Этапы реализации проекта
1 этап (март – май). Организационно-подготовительный
- Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видеосюжеты, тематические картинки, репродукции картин по теме, настольно-дидактические игры по теме, лото, картинки-пары, плакаты.
- Подбор литературы и предварительное чтение, загадки по теме, русские народные сказки.
- Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности, инструментов для работы на огороде, приобретение семян, выращивание рассады, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, операционные карты на различных этапах проекта.
- Подбор необходимого материала для создания огорода.
- Выявление знаний детей о жизни растений.
- Составление перспективного плана.
2 этап (июнь – август). Практический
Непосредственная работа в огороде.
Образовательная область «Познание»
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений):
Задания и поручения на количественный счет предметов: сосчитать все овощи; сосчитать грядки, бороздки и т.д.; сосчитать сколько в корзине овощей.
Игровые задания и поручения на порядковый счет.
Игровые задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством.
Игровые задания на сравнение предметов по величине, длине, цвету и форме. Формирование целостной картины мира:
Наблюдения за сбором урожая на участках и огородах, помощь взрослым.
Просмотр видео- и фото- сюжетов на темы: «Растения нашего края», «Как собирают урожай», «Как растёт хлеб», «Что нам дарит огород» и прочее.
Беседы: «Для чего человеку овощи», «Насекомые помощники» и прочее.
Выставка рисунков.
Беседы-обсуждения: «В чем польза овощей?», «Какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно варить?».
Рассматривание семян растений; наблюдение за рассадой; наблюдение за ростом и развитием растения.
Д/И «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника» «Где растет?», лото «Овощи и фрукты» и другие.
Сюжетно-ролевые игры «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму».
Образовательная область «Речевое развитие»
Фантазии, рассказы, сказки, мини-эссе на темы: «Жила-была капуста и …» и другие.
Речевые игры, словесные игры, интервью на тему «Овощи — фрукты».
Составление рассказа по картине «В огороде».
Чтение сказки «Вершки и корешки», стихотворения Б. Заходера «Помидор».
Чтение рассказа Т. Пономаревой «Хитрое яблоко».
Заучивание загадок об овощах и фруктах.
Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Огурцы», русских народных сказок «Пых», «Репка», «Мужик и медведь» и других.
Составление рассказа «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.
- Чтение: С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде?», Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.
Образовательная область «Художественное творчество»
1. Рисование: рассматривание репродукций картин: А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной», «Натюрморт с дыней»; рисование «Овощи».
2. Лепка: «Осенние дары».
3. Аппликация: «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».
4. Конструирование из строительного материала «Строим овощехранилище».
Образовательная область «Социально – коммуникативная»
Помощь взрослым по сбору урожая на приусадебном участке, на даче, огороде.
Знакомство с особенностями труда работников полей, садов и огородов.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: овощи и фрукты», «Готовим борщ».
Театрализованные игры: «Хозяйка однажды с базара пришла» (по стихотворению Ю. Тувим).
Труд: Посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады; коллективные индивидуальные трудовые поручения.
Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».
Здоровье: «О пользе овощей» (беседа); «Почему у куклы болит живот?».
Образовательная область «Физическая культура»
Эстафеты с бегом: «Собираем урожай», «Разгрузи машину», «Варим борщ» и другие.
Подвижные игры: с мячом — «Назови, что это (фрукт или овощ)», с бегом — «Огуречик, огуречик» и другие.
3 этап (сентябрь – октябрь). Заключительный
Уборка урожая.
Оформление материалов проекта: «Осенины», Праздник Осени, презентация «Наш мини - огород».
Риски
1. Невсхожесть семян.
2. Гибель рассады.
3. Неблагоприятные погодные условия.
Форма отчета по проекту: презентация проекта по экологическому воспитанию «Наш мини-огород».
Заключение
Создание стационарной развивающей экологической среды в группе и на участке - это непрерывный педагогический процесс, включающий организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни растений. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с ними.
Литература:
1. С. Н. Николаева «Юный эколог», программа М., 1999г
2. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999г
3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. »-М. : ТЦ Сфера, 2007. -240с.
4. А. В. Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», 2005г
5. С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М., 1973г
6. А. И. Иванова «Живая экология. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», 2005
Интернет-ресурсы:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6169/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/05/31/printsipy-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov
https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503484_0.html
http://mdou265.ru/wp-content/uploads/2014/11/Eco-education1.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение конкурса "Мини-огород на окне"
Положение конкурса "Мини-огород на окне"....
Проект "Наш мини огород"
Краткосрочный проект для детей первой младшей группы "Наш мини огород"....
"Мини-огород на окне"
Формировать у детей практические навыки посадки растений. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе....
краткосрочный проект "Мини-огород на окне"
Краткосрочный прект "Мини-огород на окне"...
Мини - огород на окне.
Каждый год у нас в детском саду проходит межгрупповой конкурс «Огород на окне». Не только мы, воспитатели, но и родители наших воспитанников с энтузиазмом включаются в работу: проявляют смекалку и изо...
Наш "мини огород на подоконнике".
"Мини огород на подоконнике".В своей работе большое внимание я уделяю экологии. Когда я делала проект "Маленькие огородники" , детям было очень интересно наблюдать, как растут овощи. И чтобы дети не п...