Консультация для воспитателей: «Календарь природы в группах»
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шмелева Галина Ивановна

Консультация для воспитателей:

                                    «Календарь природы в группах»

Детский сад – не просто место, где ребенок проводит время, пока родители на работе. Здесь он развивается, знакомится  с правилами общения и поведения. Узнает об окружающем мире.

Программа ФГОС в пункте 2.6 одной из своих задач ставит ознакомление ребенка с окружающим миром.

Для решения этой задачи служит календарь природы, который является неотъемлемой частью РППС.

Функции календаря:

- формирование у детей элементарных представлений об экологии;

- формирование основ правильного поведения в природе, желание беречь ее;

- воспитание бережного отношения к природе;

- формирование представлений о разнообразии окружающего мира;

- развитие мышления, речи, способствовать развитию умения устанавливать причинно- следственные связи.

Использование календаря позволяет развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражать их в речи (то есть делать выводы, обобщения), а значит служит наглядным средством обучения логическим операциям и моделирующей деятельности.

В практической деятельности педагога дошкольного учреждении можно выделить три вида календарей:

Календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе или просто календарь природы.

Календарь за ростом и развитием живых существ.

Календарь наблюдений за птицами.

Рассмотрим более подробно первый вид календаря – календарь природы.

Ясельная группа или группа раннего возраста.

 

Группа раннего возраста В группе раннего возраста можно повесить картину с из

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В группе раннего возраста календарь представляет собой картину с изображением сезона, а в уголке природы находится кукла, одетая по сезону.

 

 

 

 

 

Младшая группа.    

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1383/000829d2-d6ac61e7/img13.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В младшей группе календарь природы должен быть не сложным по представленному материалу. На планшете помещаются картинки с изображением времен года, а в центре закреплена подвижная стрелка. Рядом с календарем кукла с комплектом одежды по сезону (обычная или плоскостная бумажная).

Методика работы с детьми с календарем соответствует возрастным особенностям детей. Педагог наблюдает каждое явление отдельно.

Например: - только дождливую погоду, только листопад.

Собираясь на прогулку, воспитатель показывает детям куклу, сообщает ее имя, говорит, что она пришла в гости к ребятам и хочет посмотреть, как они одеваются. Во время прогулки малыши наблюдают за одним природным явлением. После прогулки кукла ждет, пока малыши разденутся, ей не терпится узнать, что они заметили во время наблюдений (солнце, дождь). «Мы сейчас тебе покажем картинку, что мы видели», - и достает картинки с набором карточек с изображением природных явлений. Дети указывают на нужную картинку и ставят ее на подставку. «Ты, наверное, тоже хочешь погулять?» - обращается педагог к кукле. «Погуляй здесь. (Ставит ее около карточки). «Только надо одеться». И одевает ту одежду, в которой дети ходили.

Ежедневные наблюдения с использованием карточек и куклы помогут детям 2-ой младшей группы начать знакомство с разнообразием природных явлений.  В дождливую погоду, когда дети не идут на прогулку, воспитатель проводит наблюдения из окна. Педагог обращает внимание, что ребята на улице не гуляют, только взрослые идут по делам. На них плащи, а  в руках зонтики. Кукла появляется и в такую погоду. Дети находят карточку дождя и отпускают ее гулять в плаще и с зонтом.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1383/000829d2-d6ac61e7/310/img15.jpgСредняя группа.

В средней группе – набор картинок по каждому сезону, на которых изображены основные погодные явления. Дети учатся выделять 2 -3 природных явления одновременно.

Например: ветер то возникает, то затихает; туча набежала, пошел дождь, затем снова светит солнце.

В этом случае выставляют 2 – 3 картинки.

Таким образом, работа с набором картинок в средней группе способствует формированию у детей отчетливых представлений о сезонных явлениях природы, учит фиксировать наблюдения с помощью готовых образов – картинок. Игровым способом дошкольники подводятся к умению определять степень тепла и холода. Все это является базой для ведения календаря природы в старшей и подготовительной группе.

Старшая и подготовительная группа.

Календарь природы состоит из 3 граф:

Дата (число, день недели, месяц).

Неживая природа (погода).

Живая природа (растения и животный мир. Труд людей).        

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1383/000829d2-d6ac61e7/img20.jpgВедение графы «время» или «дата» важно для формирования у детей отчетливых временных представлений, при обсуждении заполненного календаря ребенок видит, что неделя – 7 дней, месяц – 4 недели, сезон – 3 месяца.

Ежедневно дети закрашивают клеточку, соответствующую данному дню и проставляют значки, обозначающие погоду.                   

При ведении календаря необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- заполнять ежедневно и своевременно под руководством воспитателя;

- условные значки – это схематизированные рисунки явлений, которые дети наблюдают, были просты и понятны детям.

Наиболее подходящими являются следующие обозначения:

- дни недели – разные цвета;

- погода – значками натуралистического характера;

Например: ветер – наклонное дерево;

  снег – графическое изображение снежинки.

Таким образом. Опыт внедрения календарей в практику детских садов показал, что использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно – образного мышления. Работа с календарем обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако это возможно только при регулярной и упорядоченной во времени фиксации наблюдений. При обсуждении календаря дети учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности. А значит, развивается логическое мышление и речь.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр: