Экологический проект. «Цветы вокруг нас»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Маргарита Карамышева

Актуальность проекта

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Экологический проект.
  1. «Цветы вокруг нас»
  2. Подготовительная группа.

Актуальность проекта 

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.

Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.

Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский, среднесрочный, групповой; индивидуальный. (Совместно с родителями).

Проблемный вопрос: «Зачем цветы на Земле?»

Цель: развитие экологического и эстетического воспитания детей.

Задачи: 

-Дать понятие, что такое цветок.

-Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).

-Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.

-Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.

-Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.

-Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.

-Развивать умение сравнивать и анализировать.

-Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

-Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, садовых, комнатных.

-Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.

-Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Методы проекта: 

-исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

-самостоятельное наблюдение;

-коллективное наблюдение;

-наглядные: театральное представление, тактильное–мышечная наглядность;

-словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей. Объяснения, указания, словесные инструкции;

-технология моделирования;

-слушание музыки.

Формы организации проекта: 

-Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);

-Экскурсии;

-Дидактические игры

-Трудовая деятельность детей.

-Экологические  викторины

Ресурсное обеспечение проекта. 

-Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.

-Методический инструментарий.

-Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека. Стеклянная посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки. Песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов. Салфетки, садово-огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь

-Наглядный материал:

а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;

б) настольное-печатные игры;

в) дидактические игры по экологии;

г) библиотечка юного цветовода.

Д) Оснащение природным и бросовым материалом.

Сроки реализации проекта: март – апрель

Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Этапы реализации проекта Период: Март 1 неделя.

1.этап подготовительный.

Мероприятия: -Сбор и анализ литературы по данной теме;

-Разработка плана реализации проекта

-Разработка дидактических игр, пособий

-Подборка иллюстративного материала.

-Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме.

-Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.

-Подготовить утилизированный материал, материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.

-Подготовка семян цветов, рассадников.

Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме.

2 Этап: Основной.  Март 2-4 недели

-Беседа «Цветы вокруг нас»

-Занятие «Первоцветы» «Насекомые и цветы созданы друг для друга»;

-Цель: знакомство с цветами моего края.

-Загадывание загадок, ребусов.

-Заучивание и чтение стихотворений.

- Чтение художественной, познавательной литературы,

-Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве»

-Занятие «К первоцветам в гости» (дать представление о первоцветах; научить определять их по описанию; находить связь между цветущими растениями и насекомыми; обогащать словарь).

-Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.

-Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).

-Дидактическая игра «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений).

Занятия «Комнатные растения уголка природы» (закрепить знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия о внешних признаках.) Закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями

Апрель 1-3 неделя.

-Беседа «Берегите природу» (в доступной форме объяснить детям, для чего нужно охранять природу; обогащать и расширять представления об окружающем мире).

-Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков, первоцветом.

-Подвижные игры.

-Слушание музыки: цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

В.Моцарт «Цветы» П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»,

Ю.Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа»,

М. Протасов «Одуванчики»

Опыты и исследователь но-поисковая деятельность: 

-если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает.

-где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей);

-«Наблюдаем, как растет лук» (Зарисовать)

- «Проращиваем семена, луковица»

Трудовая деятельность

-на участке, в группе – посадка цветов, уход за ними.

-Собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала, цветы на ткани, открытки «Букеты цветов».

-Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы?

Работа с родителями: 

-Консультация «Цветы для мамы» из серии «Вместе с детьми».

Художественно-творческая деятельность:

а) активное участие в мероприятиях, связанных с темой «Цветы»;

б) изготовление цветов из бумаги;

в) рисование цветов красками, карандашами, мелками, используя разные приемы:

г) принимать участие в выставках в детском саду:

«Первые цветочки – мать-и-мачеха» (закрепление знаний о строении цветка, лекарственных растениях ближайшего окружения)
- Коллективное рисование в нетрадиционной технике «Букеты для мам» (закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам).

Картотека дидактических игр: 

«Угадай цветок по описанию»;

«Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»;

«Собери цветок из геометрических фигур»;

«Укрась цветами ковер».

«Назови лишний цветок»

-Наблюдения ( одуванчики распускаются с появлением солнца, если пасмурная погода, то они не распускаются).

-Работа в уголке природы, уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев

Работа с родителями: 

Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике».

3 Заключительный этап.

4 неделя.

- Интегрированное занятие по художественной литературе Тема «Золотой луг» (по Пришвину)

Приложение №1 

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и родной природе. Тема «Золотой луг» (по Пришвину) 

Программное содержание: 

Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». Расширить и уточнить знания детей об одуванчике. Познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать. Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения. Воспитывать основы экологического мировоззрения.

Оборудование:

Портрет М. Пришвина, книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», фото или картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения.

Ход занятия: 

Воспитатель. Ведущий: - Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. (Показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.

Загадка про одуванчик

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

(Одуванчик)

Воспитатель: - Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»? А что вы знаете об этом цветке? В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно. Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там? Идти в пяту – идти друг за другом. Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу».

Воспитатель - Располагайтесь и слушайте внимательно.

Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг» 

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик» 

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок –

Закачался наш цветок.

Сильный ветер дует –

Лепестки волнует.

(Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.)

Белым шариком пушистым

Красовался в поле чистом.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

(Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.) 

Вопросы по содержанию рассказа: 

1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?

2. Где жили братья?

3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?

5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

6. Как по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?

А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

Физминутка «Одуванчик» 

Одуванчик, одуванчик!

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Беседа об одуванчике 

Анализ 

– С чем мы сегодня познакомились на занятии? Что узнали нового? Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?

Приложение №2 

Дидактическая игра «Собери цветок из геометрических фигур». 

Цель: учить детей составлять из геометрических фигур цветок, вызвать у детей эмоциональный отклик, развивать интерес, обогащать их словарь (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья, цветок).

Приложение № 3 

Художественно-творческая деятельность, изготовление цветов из бума

Приложение №4 

Занятие: «Комнатные растения уголка природы». 

Цель: закрепить знание детей о комнатных растениях, сравнивать, находить сходства и различия по внешним признакам, развивать желание ухаживать за растениями.

Приложение №5 

«Цветы вокруг нас» 

Приложение №6 

Беседа «Цветы в легендах» 

ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ 

Вы задумывались когда-нибудь, почему о времени года лето говорят: «лето красное»?

«Красным» в Древней Руси называлось красивое. Чем же красиво лето?

А красиво оно бесчисленными множествами цветов, распускающихся в это время года.

Цветы – это символ непреходящей красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему прекрасному. День рождения, свидания с любимой, свадьбы, юбилеи, памятные даты и всё это непременно сопровождается цветами. С древнейших времён цветы сопровождали торжественные события в жизни человека, который, кроме того, приписывал им таинственную силу. У всех цветов есть свои легенды, истории.

СИРЕНЬ Ребята послушайте историю.

Весной Солнце с радугой отправились гулять. Шло Солнце и лучи свои, смешивая  с переливанием радуги, посылало на Землю. Падая на землю, они превращались в цветы – жёлтые, оранжевые, красные, синие, белые.

Когда Солнце достигло Севера, у радуги осталось только два цвета: лиловый и белый.

Лиловый цвет, смешавшись с солнечными лучами, упал на маленький кустик, и тот покрылся сиреневыми цветами.

А белый цвет, рассыпанный над землёй, дал белую сирень. 

Увидело Счастье прекрасные цветы и спряталось в их лепестках. С тех пор считают, что на сирени найти цветок с шестью лепестками – прикоснуться к Счастью. Сирень – первое чувство любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Цветы вокруг нас»

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому к...

Экологический проект "Цветы вокруг нас"

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...

Экологический проект «Цветы вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...

Экологический проект «Цветы вокруг нас». Подготовительная группа

Экологический проект «Цветы вокруг нас»Воспитатель Логинова Юлия Геннадьевна. МДОУ №98 «Сказка»Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель группы, музыкальный руководитель, ро...

Экологический проект "Цветы вокруг нас"

Формирования у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен...

Экологический проект «Цветы вокруг нас»

      Экологическое воспитание  -  одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Де...

экологический проект "Цветы вокруг нас"

экологический проект для детей младшей группы...