Обобщение опыта работы на тему: "Проектная деятельность в экологическом образовании дошкольников"
методическая разработка по окружающему миру

Блинова Ольга Сергеевна

Ведущая педагогическая идея опыта по теме. Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу детей в группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, использовать личностно – ориентированную модель общения между педагогом и ребенком, привлекать к решению поставленных задач родителей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx48.09 КБ

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

«Центр образования №12» (МООД, Литейная, 34)

Обобщение опыта работы

на тему: «Проектная деятельность в экологическом образовании дошкольников»

Воспитатель: Блинова О.С.

г. Тула

2019-2020 уч. г.

Содержание:

Актуальность и перспективность опыта        3-4

Цель и задачи работы        5

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)        5-7

Теоретическая база  опыта        7-8

Ведущая педагогическая идея        8

Оптимальность и эффективность средств        9-10

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения воспитанников)        10-12

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с воспитанниками        12-13

Приложения.

Актуальность и перспективность опыта.

В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди.

Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе.

Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Экологически культурная личность имеет экологические знания по экологии в целом и экологии родного края (краеведению), то есть знать природу своего родного края, обладает экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. И основы восприятия человеком мира закладываются через совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду и в семье.

Цель работы по теме:  способствовать воспитанию экологической культуры дошкольников посредством использования проектной технологии.

Задачи:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- формировать понимание того, что в природе все взаимосвязано, и поэтому нарушение одной из связей, неизбежно влечет другие изменения;

- способствовать формированию экологической культуры и экологического сознания в процессе ознакомления с природой родного края;

- формирование у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности;

- воспитывать бережное, гуманное, охранительное отношение к природе;

- привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Экология - наука комплексная. Какие же элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста? Какие навыки, умения он может усвоить? При отборе содержания экологического воспитания педагогическая наука рекомендует учитывать следующие положения:

  • цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

  • дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

  • знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;

  • у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

  • содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, ненаучный подход к объяснению природных явлений;

  • содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

  • экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;

  • нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научиться понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

  • ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.

Принципы организации работы:

- принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами;

- принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем;

- принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в организации связи игры с другими специфическими видами детской деятельности, которые взаимодействуют и обогащают друг друга;

- принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия;

- принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс природы и культуры родного края;

- принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать проблемы на доступном уровне.

Теоретическая база  опыта.

Для осуществления работы по развитию экологических представлений детей дошкольного возраста опираюсь на следующий теоретический и практический материал:

1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.

2. Виноградова Н.А. «Образовательные проекты в детском саду», Айрис — Пресс, 2010 г.

3. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. – М., 1998.

4. Нищева Н.В. «Проектный метод в организации познавательно - исследовательской деятельности в детом саду», детство — Пресс, 2013 г.

5. Оберемок С.М. «Метод проектов в дошкольном образовании», Новосибирск, 2005 г.

6. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель. – 2000. – № 4.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2008.

8. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2014 120 с.

9. Методика экологического воспитания С. Н. Николаева. М.: Академия, 2003 93 с.

10. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте. М.: Новая школа, 2015 148 с.

11. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2014 336 с.

12. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом - природа». М.: ООО «Карапуз-дидактика», 2010 120 с.

13. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова М. : ТЦ Сфера. 2006 64с.

14. Фрейдкин И. С. Ознакомление с неживой природой. Ребенок в мире поиска./ Под редакцией О. В. Дыбиной. М.: Просвещение, 2015 211 с.

15.  https://nsportal.ru/ 

16. https://www.maam.ru/

Ведущая педагогическая идея.

Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу детей в группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, использовать личностно – ориентированную модель общения между педагогом и ребенком, привлекать к решению поставленных задач родителей воспитанников.

Оптимальность и эффективность средств.

Ведущая педагогическая идея инновационного опыта «Проектная деятельность в экологическом образовании дошкольников» будет эффективно реализована, если предложенные формы работы будут последовательно организованы в работе с воспитанниками, их родителями, педагогами. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей помогает поднять качество работы с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Могут использоваться разнообразные методы и приемы, формы работы, стимулирующие развитие экологических представлений детей: проблемные ситуации, эксперименты, наблюдения, экскурсии, беседы, проекты, создание развивающей среды в группе и на участке, игры-драматизации, и др.

Проектирование ориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:

- совместная деятельность воспитателя и ребёнка по реализации проекта;

- совместная деятельность детей;

- совместная деятельность детей с родителями.

Для дошкольного образования актуальны такие варианты типологии

проектов: 

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные

ценности.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОО. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6 По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности

и долгосрочный.

В практике современных дошкольных организаций используются следующие типы проектов:

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы);

3) информационно-практико-ориентированные: дети информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4)  творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»)

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения воспитанников)

За время работы по теме мною получены следующие результаты:

В рамках системы дошкольного образования  в МБОУ «ЦО №12» , основной общеобразовательной программы совместно со старшим воспитателем подготовлен рекомендуемый к изучению список методической литературы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством метода проектов. Мною организована развивающая образовательная среда; стимулирующая  развитие и творческую активность детей. Такая разнообразная развивающая среда позволяет проводить групповые и подгрупповые образовательные деятельности в игровой форме с детьми и решать различные образовательные задачи. Проектная деятельность проводится по блоку «Познавательное развитие» и может иметь любое направление. По направлению экологического воспитания были реализованы различные по своей тематике проекты: «Такая нужная водичка», «Перелётные птицы», «Дары осени», «Витамины», «Мир животных и птиц», «Снеговик», «Цветущий мир» и т.д. Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети выполняют разнообразную деятельность: ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными

произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Дети среднего дошкольного возраста

выполняют меньший объем работы, используют самые простые методы наблюдений, обобщают результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Совместная деятельность педагога и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни объектов наблюдений - главный метод экологического воспитания детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов (например, результатов выращивания) позволяеткорректировать

складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Зеленая зона детского сада позволяет организовать круглогодичное содержание и выращивание растений. В нашей группе есть центр природы и центр экспериментальной деятельности. Он содержит разнообразные материалы, которые дети могут использовать по своему усмотрению.

Материалы тщательно отбираются так, чтобы они стимулировали исследовательскую активность ребенка. Они находятся в доступном для детей месте. Для экспериментирования подобраны различные материалы (шишки, жёлуди, каштаны, ткани, веточки, камни, песок, сахар, соль и т.д.), весы, микроскоп, пробирки, мисочки. В центре природы есть: лэпбук по временам года, дидактические игры («Лото «Времена года», «Четвёртый лишний», «Какое насекомое?», «Кто где зимует?» и т.д); комнатные растения и атрибуты для ухода за ними; энциклопедии и книги с иллюстрациями; муляжи фруктов и овощей; фигурки животных; картотеки «Дикие и домашние животные», «Садовые цветы», «Полевые цветы», «Насекомые», «Явления природы», «Деревья», «Птицы», «Грибы» и т.д. ; на стене центра оформлено дерево, которое меняется в зависимости от времени года; стенд , где дети отмечают погоду и время года.

Я, как педагог, стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей.

Именно поэтому использование игровых технологий в процессе формирования экологических представлений является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.

Для распространения опыта  в коллективе и прогнозирования путей повышения качества работы по формированию экологических представлений в дошкольной образовательной организации  мною была организована творческая группа «Юный эколог», которая работает по заранее утверждённому плану, проводит непрерывную работу по теме, знакомит родителей с особенностями экологического воспитания детей, консультирует воспитателей.

При реализации проектной деятельности как средства экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста, основная моя деятельность нацелена на формирование экологических знаний и представлений , проявление которых можно проследить через:

-  знание детей о характерных явлениях неживой природы и их изменения в разные сезоны;

- представление о большом значении воды для жизни: она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям, нужна чистая пресная вода;

-  представление о том, что воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку нужен чистый, свежий воздух, поэтому помещения, где находятся люди, надо проветривать;

-  представление о том, что земля нужна всем растениям, они в ней растут, в земле есть питательные вещества, которые необходимы растениям;

- отношение детей может выражаться в познавательном интерес участвовать в наблюдениях за сезонными изменениями природы, отражать их в календаре; в эстетических переживаниях – замечать красоту природы в разное время года;

-  знание конкретных видов растений, их названий, характерных особенностей; умение перечислять их потребности в определенных условиях жизни как живых существ: всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух.

Результаты мониторинга детей позволяют сделать вывод об итогах работы – на конец года дети преимущественно показывают высокий уровень подготовки, имевшие низкие результаты на начало года дети к концу учебного года показывали заметно лучшие результаты.

Материалы из опыта работы по теме размещены на сайте моем персональном сайте  в свободном доступе и могут быть использованы в работе педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с воспитанниками.

В моей группе есть условия для использования информационно-коммуникативных технологий. С целью реализации задач экологического воспитания детей дошкольного возраста используются образовательные ресурсы:

nsportal.ru – социальная сеть работников образования

infourok.ru – международный образовательный интернет-проект

maam.ru – международный образовательный портал

-комплекс компьютерных презентаций для ознакомления родителей и подготовки детей к обучению грамоте (PowerPoint)

Для осуществления деятельности по данному направлению подобран практический материал:

- картотеки и пособия для проведения опытов;

- комплексы подвижных игр на экологическую тематику;

- игрушки и игровые пособия для развития экологических представлений;

- тематические альбомы;

-дидактические игры для формирования понятий о временах года;

- демонстрационный материал для развития знаний о живой и неживой природе;

- раздаточные карточки;

- наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок;

-материалы для экспериментирования;

-календарь наблюдений;

-лэпбуки «Времена года» , «Выращивание растений».

Активизируя работу по экологическому воспитанию детей среди родителей, использую разнообразные формы:

- оформление информационного стенда для родителей о возрастных особенностях детей;

- консультации – «Роль метода проектов в экологическом образовании дошкольников», «Экологическое воспитание дошкольников», «Дидактические игры в экологическом развитии», «Развиваем наблюдательность» и другие;

 - индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей «Как научить ребёнка видеть красивое вокруг», «Знакомство дошкольников с временами года»; «Развитие любознательности», «Экологические игры в стихах»  и другие;

- консультирование родителей детей с проблемами в познавательном развитии;

- папки – передвижки по временам года, «Берегите природу», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Наблюдаем с детьми», «Огород на окошке», «Экологические игры» и другие;

- буклеты «Проектная деятельность в детском саду», «Опасные соседи» и другие;

- вовлечение родителей в совместную проектную деятельность (участие в праздниках, рисование иллюстраций, изготовление атрибутов, помощь в обустройстве участка и группы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников"

Статья посвящена проблемам развития творческого потенциала ребенка и его экологического образования  путем проведения игр-экспериментирований (опытнической деятельности) в детском саду....

Обобщение опыта по теме: "Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников"

В опыте представлен интегративный подход к организации работы по экологическому воспитанию дошкольников с использованием макетов природных зон и ландшафтов....

Обобщение опыта работы по теме: « Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме: « Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников»...

Обобщение опыта по теме: «Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста»

Мой опыт в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.В этой статье несколько разработанных мною долгосрочных и короткосрочных проектов....