Конспект занятия "Как дети к Солнышку ходили"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Боня Анна Михайловна

Конспект занятия "Как дети к Солнышку ходили"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kak_deti_k_solnyshku_hodili.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад присмотра и оздоровления №1»

МБДОУ «Д/с №1»

Конспект занятия

по познавательному развитию в средней  группе

Тема: «Как дети к Солнышку ходили»

                                                                                    Подготовила: Боня А.М.

                                                                              воспитатель высшей

    квалификационной категории  

г. Бугуруслан, 2021 г.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1часть: Вводная

1.1.Воспитатель обращает внимание детей на снег за окном.

1.2.Создание проблемной ситуации: Весна не наступит, если не испечь блины, рецепт, которых знает только Солнышко

1.3.Мотивация: идти за рецептом блинов к Солнышку.

2часть: Основная

2.1. Двигательная игра «По сугробам мы шагаем»

2.2. Интерактивная игра: «Зимушка-зима»

2.3. Дидактическая игра «Что лишнее?»

         2.4. Хороводная игра «Вот уж зимушка проходит»

2.5. Развивающая игра «Загадки про весну»

2.6. Зрительная гимнастика «Солнечный зайчик»

2.7.Развивающая игра «Из чего пекут блины?»

2.8. Пальчиковая игра + видео презентация  «Печём блины»

2.9. Хороводная игра «Масленица»

3часть: Заключительная

3.1. Итог занятия.

3.2. Рефлексия деятельности.

Тема: «Как дети к Солнышку ходили»

Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое  развитие», «Физическое

развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое».

Цель: формирование первичных представлений детей о традициях народного праздника «Масленица» через игровую деятельность.

Задачи:

Обучающие: знакомить детей с последним зимним праздником - Масленицей, посвященного солнцу, встрече весны и завершению зимнего периода;
закрепить знания детей о сезонных изменениях в растительном и животном мире в зимний период, о зимних играх и забавах людей; уточнить и расширить знания детей о весне; познакомить с технологией приготовления блинов и продуктами для их приготовления.

 Развивающие: развивать познавательные процессы: связную речь, слуховое и зрительное  внимание, логическое,  наглядно-действенное и наглядно- образное мышление; развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;

развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослым деятельности, охотно откликаться на предложенные ситуации общения; создавать условия для активизации словаря детей  по теме занятия и развития у детей положительного эмоционального состояния.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях; уважительное отношение к народным обрядам посредством различных видов музыкальной деятельности (песни, музыкально-ритмические движения); доставлять детям радость от народных игр, песен; формировать адекватную самооценку; воспитывать организованность, самостоятельность, доброжелательность, воспитывать любовь и бережное  отношения к природе. 

Реализация федерального государственного образовательного стандарта: интеграция полученных умений и навыков ребенка через все образовательные области, применяемые в ДОУ; использование игровой ситуации; внедрение развивающих технологий в работе с детьми.

Предварительная работа: беседа о традициях празднования Масленицы, наблюдения неживой и живой природы зимой; беседа о зиме, чтение познавательных рассказов и рассматривание иллюстраций на темы «Как звери зимуют», «Как птицы зимуют», «Люди зимой. Зимние игры и забавы»; беседа и рассматривание иллюстраций о ранних признаках весны; разучивание двигательной игры «По сугробам мы шагаем», музыкальных хороводных игр «Вот уж зимушка проходит…», «Масленица»,  пальчиковой игры «Печём блины», зрительной гимнастики «Солнечный зайчик»

Материал и оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер,  колонки; лазерная  указка,  вязаные игрушки: сова, лиса, белочка; обручи с разноцветными лентами – 3 шт.;  карточки для дидактической игры «Что лишнее?», блюдо с блинами, нестандартное оборудование «Солнышко», картинки для рефлексии: весёлые и грустные блинчики; аудиозаписи персонажей занятия, музыкальных хороводных игр, волшебства; интерактивная игра «Зимушка – зима», развивающий мультфильм «Загадки про весну», видео картинка «Солнышко», презентация к развивающей игре «Из чего пекут блины?», видео презентация «Печём блины».

Воспитатель смотрит в окно и начинает беседу:

Воспитатель: Да, затянулась, как-то зима, затянулась. Днём белый снег идёт, не кончается, по ночам мороз трещит, не унимается. Уж всем эта зима надоела, все запасы по кладовкам поела. Все весну ждут, а её всё нет и нет.

Ребёнок: А вот мне моя бабушка рассказывала, что когда она была совсем маленькой  девочкой тоже самое было,  Весну - красну блинами зазывали.

Воспитатель: Это как так?

Ребёнок: А вот так. Напекли блинов, целую гору. На улицу с ними вышли и давай веселится, друг друга угощать, да Весну зазывать.

Воспитатель: А, что же нам делать? Если мы блинов не испечём, к нам никогда Весна не придёт, снег всегда лежать будет?

Дети: Можно приготовить блины самим

Воспитатель: А вы, рецепт приготовления блинов знаете?

Дети: Нет, не знаем.

Воспитатель: А у кого же нам этот рецепт узнать?

Дети: можно посмотреть в интернете, спросить у мамы…

Ребёнок: Бабушка мне говорила, что она за рецептом блинов к Солнышку ходила.

Воспитатель: А нам, что же делать?

Дети: К солнышку идти.

Воспитатель: А вы дорогу знаете?

Дети: Нет, не знаем.

Воспитатель: А как вы думаете, кто нам сможет дорогу показать?

Дети: Не знаем.

Солнечный лучик: (звучит аудиозапись) Здравствуйте, ребята! Я Солнечный лучик, я прилетел к вам на Землю от самого Солнышка, чтобы показать вам как до него добраться. 

Воспитатель: Спасибо, тебе, Солнечный лучик, как ты вовремя появился, мы как раз с ребятами к Солнышку собрались.

Солнечный лучик: Дорога будет не простая. Ворота перед вами встанут, трижды ответ держать заставят. Коль через все ворота пройдёте, к Солнышку попадёте.

Воспитатель: Ну, что, ребята, готовы, отправляемся в дорогу.

Двигательная игра «По сугробам мы шагаем» 

(звучит аудиозапись М Фёдоровой «По сугробам мы шагаем»)

Солнечный лучик: А вот и первые ворота впереди! Через них нам надо бы пройти! А на воротах Сова - умная голова сидит, охраняет, никого сквозь ворота не пропускает.

Воспитатель: А мы ласково попросим: Уж ты Совушка-Сова, умная ты голова.  К солнцу нас пропусти и ворота отвори!

Сова: (звучит аудиозапись) Нет, просто так не пропущу. Я тут не просто так сижу, я уроки в птичьей школе провожу. Пройдёте уроки – в ворота пропущу, а нет – обратно разверну.

Интерактивная игра: «Зимушка-зима»

Сова: (звучит аудиозапись) Молодцы, ребята, выполнили все мои задания! Что ж! Проходите в ворота! (Дети проходят сквозь обруч с разноцветными лентами)

Солнечный лучик: Первые ворота прошли, а за ними еще одни. А у ворот лисичка сидит, охраняет, никого сквозь ворота не пропускает.

Воспитатель: А мы ласково попросим: Лисонька, лисонька, Лисонька-лиса! К солнцу нас пропусти и ворота отвори!

Лиса: Хорошо, но только сначала вы мне помогите, про зимние игры  и  забавы расскажите, тогда я вас сквозь ворота пропущу.

Воспитатель: Ребята, нам нужно выбрать предметы для зимних игр и забав, которые приготовила нам Лисичка, повесить картинки на доску и рассказать об этом предмете, в какую игру играют, используя этот предмет.

Дидактическая игра  «Что лишнее?»

Лиса: Спасибо, ребята, как много интересного и нового я узнала, я теперь тоже буду играть зимой в такие замечательные игры. А я предлагаю вам ещё одну зимнюю забаву, зимний хоровод, ведь всегда, на Руси люди провожали зиму, весёлыми гуляньями, песнями и танцами.

Воспитатель: За окном еще морозы, снег и вьюги кутерьма. Хорошо с тобой нам было, наша зимушка-зима! В хороводе мы пойдем, о тебе, зима, споем!

Хороводная игра «Вот уж зимушка проходит» 

(звучит аудиозапись русской народной хороводной песни «Вот уж Зимушка проходит»)

Лиса: Спасибо Вам, ребята! Позабавили, вы меня,  что ж, проходите в ворота! До свидания! (Дети проходят сквозь обруч с разноцветными лентами)

Солнечный лучик: Вторые ворота прошли, а за ними ещё одни. Да ворота белочка охраняет!  Просто так сквозь них не пропускает!

Воспитатель: А мы ласково попросим: Белочка-белочка,  белочка - умелочка! К солнцу нас пропусти и ворота отвори!

Белочка: (звучит аудиозапись): Хорошо, но только сначала вы мне помогите загадки отгадать.

Развивающий мультфильм «Загадки про весну»

(Дети отгадывают загадки, на экране появляются отгадки)

Белочка: Все загадки отгадали!  Что ж! Проходите в ворота! Удачи вам!

(Дети проходят сквозь обруч с разноцветными лентами)

Воспитатель: Ребята, пока мы с Белочкой играли, наши глазки немного устали, давайте, поиграем с глазками, пусть они немного отдохнут.

Зрительная гимнастика «Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку (дети вытягивают вперёд ладошку) Солнечный мой заинька, (ставят на ладонь указательный палец другой руки) Маленький, как крошка  (прослеживают взглядом движение пальца)

Прыг на носик, на плечо, (медленно пальцем прикасаются к носу)

Ой, как стало горячо!       (отводят палец вперёд)

Прыг на лобик, и опять  (последовательно пальцем дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой)

На плече давай скакать.

Солнечный лучик: Сквозь ворота прошли, а за ними нас солнышко встречает –большое, тёплое, румяное, вот я дома, до свидания, ребята!

Солнышко (звучит аудиозапись):  Здравствуй, ребятушки! Знаю-знаю, зачем вы пришли. По весне скучаете? Скорей в родные края зазвать её желаете?

Дети: Да

Воспитатель: Расскажи, нам солнышко рецепт солнечных блинков.

Солнышко (звучит аудиозапись): А вы сейчас сами угадаете, какие продукты нам понадобятся для солнечных  блинчиков.

(Звучит аудиозапись загадок, на экране появляются отгадки)

Солнышко (звучит аудиозапись):  А вот вам и рецепт солнечных блинков. Очень их Весна уважает!

Воспитатель: Ребята, а давайте, мы попробуем с вами их испечь?!

Пальчиковая игра «Кулинарная» + видео презентация  «Печём блины»

В миску яйца разбиваем (рубящие движения рёбрами ладоней)
Молоко в них добавляем  (поворачиваем кулачки из стороны в сторону)
Засыпаем всё мукой,  (движение руками: жмём-жмём)
Сыпем сахар,  (имитируем движение щепоткой правой руки)
Сыпем соль,  (имитируем движение щепоткой левой руки) 
В сковородку тесто льём   (поворачиваем кулачки из стороны в сторону)
И блинчики печём!  (поворачиваем ладони рук тыльной и внутренней стороной одновременно)

Сюрпризный момент (воспитатель открывает накрытый полотенцем поднос, на котором лежат настоящие блины)

Солнышко (звучит аудиозапись):  

Как увидит Весна гору блинков, как услышит она звон голосов,

Постучится капелью в окошко, только вы подождите немножко.

Да почаще блины выпекайте, да заклички Весны распевайте! Да Масленицу  встречайте!

Хороводная игра «Масленица» 

(звучит аудиозапись русской народной хороводной песни «Масленка, масленка, широкая масленка» в исполнении группы «Песнохорки»)

Воспитатель: Ну, что ребята, узнали мы  рецепт блинов?

Дети: Да

Воспитатель: И даже научились их печь, а теперь, нам пора в детский сад возвращаться, блинами угощаться и Весну встречать, да Масленицу праздновать. А помогут нам возвратиться в детский сад  волшебные слова, закрываем глаза  и повторяем вместе со мной: «1, 2, 3 покружись, и в детском саду окажись»

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, скажите к кому мы с вами сегодня ходили? Кого вы там встретили по пути? Трудно вам было выполнять задания? Какие задания  вам было выполнять труднее остальных? Чему мы сегодня научились? Кого вы дома можете научить печь блины?

Рефлексия.

Воспитатель: Пожалуйста, выберите себе карточку. Если вам сегодня на занятии было интересно и легко выполнять все задания – весёлый блинчик, а если было неинтересно и трудно – грустный блинчик.

(Дети выбирают соответствующую карточку.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Панно «Как цыплята к солнышку ходили».

продолжать учить вырезать круги из квадратов, используя всю поверхность исходной формы; учить передавать разные позы цыплят, составлять не сложный сюжет из нескольких фигур....

Кукольный спектакль "Как друзья за солнышком ходили"

Все дети любят кукольное представление. Особенно, когда оно организуется в детском саду.От данного спектакля дети получат не только массу радости и удовольствия, но и вспомнят и закрепят, а кто-то впе...

Кукольный спектакль "Как друзья за солнышком ходили"

Все дети любят кукольное представление. Особенно, когда оно организуется в детском саду.От данного спектакля дети получат не только массу радости и удовольствия, но и вспомнят и закрепят, а кто-то впе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в ходе режимных моментов для детей группы раннего возраста

Конспект непосредственной образовательной деятельности в ходе режимных моментов для детей группы раннего возраста...

театрализованная постановка "Как звери за солнышком ходили"

сценарий театрализованной постановки "Как звери за солнышком ходили"...