Окружающий мир
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Никульченко Людмила Анатольевна
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Природа весной. Свойства воды» Развитие экологических представлений.Тема: Природа весной Задачи: 1. Развитие представлений о свойствах воды. Освоение экспериментирования. Развитие познавательной активности Ход НОД: Вводная часть: (воспитатель с детьми входят в группу) Приветствие «Собрались все дети в круг…» В.: Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука, Здравствуй друг, Здравствуй друг, Здравствуй наш веселый круг! (включается аудиозапись «Шум дождя») Беседа «Что такое дождь?» В.: Ой, ребята, а что это за шум? Вы слышите? (Ответы детей). Верно, это шум дождя. А какое сейчас время года? (Ответы детей). Сейчас осень и дождь является явлением природы, которое мы можем наблюдать осенью. Интересно, как вы считаете, что представляет собой дождь? (Ответы детей). Верно, дождь – это вода. Чтение стихотворения «Вы слышали о воде?» В.: Вы слышали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда! Без воды нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить - Без воды нам не прожить! Беседа «Кому и для чего нужна вода?» В.: Ребята, а кому нужна вода? (Ответы детей) Она нужна растениям? (Ответы детей) А для чего? (Ответы детей) А нужна ли вода животным? (Ответы детей) А человеку? (Ответы детей) А для чего она нам нужна? (Ответы детей). Правильно, мы используем воду для приготовления пищи и для утоления жажды, мы умываемся с помощью воды и стираем вещи. Основная часть: Загадка В.: У меня для вас загадка, отгадайте – ка, ребятки! Она и в море, и в реке, Она и в кране, в ручейке, И в пруду, и в роднике. Может дождиком скакать, С неба землю поливать? (Ответы детей) Верно, это капелька! И она тоже у нас сегодня в гостях, да не одна, а со своими подружками. Поисковая деятельность «Где спрятались капельки?» В.: Интересно, где же они спрятались! Давайте с вами их поищем? (дети с воспитателем перемещаются по группе в поисках капельки) В.: Здорово! Вы очень наблюдательны! Капельки у нас с вами поместилась на тучке в нашем центре «Мир природы». Им стало скучно на облачке, и они решили прийти к нам в гости, рассказать о себе и поиграть с нами. Прежде чем познакомиться с нашими капельками, давайте познакомимся с правилами работы с водой. Правила при работе с водой В.: Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду —не беда: Губка под рукой всегда! Прежде чем приступить к изучению наших капелек воды, давайте немного разомнемся. Физминутка «Капля раз, капля два…» В.: Капля раз, капля два, (показываем поочерёдно ладошки) Капля медленно сперва, (медленно сводим ладошки вместе) А потом, потом, потом- Всё бегом, бегом, бегом! (бег на месте) Мы зонты свои откроем, (присесть, сделать домик руками) От дождя себя укроем! (после физминутки дети рассаживаются за столы) Опыт №1. «Что из предметов плавает, а что тонет» В.: Итак, перед вами разложены различные предметы, деревянные и металлические. на столе стоит банка с водой, попробуйте опустить сначала деревянный предмет, а затем металлический. Что из предметов плавает, что тонет? (Ответы детей) Верно, деревянные предметы плавают, а металлические - тонут. Опыт №2. «Огонь и вода» В.: Ребята, давайте попробуем поджечь воду в стакане? Я поднесу спичку к воде, а вы посмотрите, получится или нет у меня поджечь воду. (опускаю спичку, она гаснет. Удивляюсь, почему так происходит.) В.: Как вы думаете, почему огонь погас? (ответы детей) Правильно, огонь боится воды. Опыт №3. "Что растворяется в воде?" В.: Ребята, у нас есть три ложечки с сахаром, с солью и с песком. Давайте бросим в воду - сахар, и перемешаем его, что случилось с сахаром? (Ответы детей). В другую баночку закиньте ложечку с солью, что случилось с солью? (Ответы детей). В третью баночку, бросьте ложечку с песком, перемешайте. Что случилось с песком? (ответы детей). Ребята, соль и сахар растворились, стали невидимы, но остались в воде. А песок - не растворился. Пальчиковая игра «Дождик» В.: Что - то я, смотрю, наши капельки заскучали. Нужно их развеселить. Давайте немного поиграем, а потом снова продолжим. Вы согласны? (Ответы детей) Дождик песенку поёт: (дети свободно встряхивают кистями) Кап, кап… Только кто её поймёт — (недоумённо разводят руками в стороны) Кап, кап? Не поймем ни я, ни ты, (показывают на себя, на соседа) Да зато поймут цветы, (изображают пальцами, как распускаются цветы) И весенняя листва, (удерживают руки перед собой) И зеленая трава. (сидя на корточках, шевелят пальцами, словно гладят траву) Лучше всех поймет зерно: (показывают, как держат в руках зерно) Прорастать начнет оно! (совершают змеевидные движения) Опыт №4 «Вода – растворитель. Придаем воде цвет» В.: Мы с вами видим, что вода бесцветная. Скажите, а мы можем изменить цвет воды? (Предположения детей) Верно, мы можем ее окрасить в разные цвета. Для этого у нас есть кисточки и краски. Выберите себе, пожалуйста, цвет краски, назовите, какой цвет выбрали? (Ответы детей). Теперь аккуратно обмакните кисть в баночку с краской, а затем промойте кисть в стаканчике с водой. На этот раз пробовать не нужно, это не безопасно! Что у вас получилось? (Ответы детей). В.: Теперь мы знаем, что воду можно окрасить в любой цвет. Заключительная часть (рефлексивный этап): 1. Обсуждение В.: Ребята, вам понравилось экспериментировать? (Ответы детей) Какие опыты с водой вам понравились больше всех? (Ответы детей) Может, какие – то опыты вам показались сложными? И у вас что – то не получилось? (Ответы детей) Давайте подведем общий итог, что мы с вами узнали о воде? С какими ее свойствами познакомились? (Ответы детей, затем воспитатель еще раз обобщает все свойства воды). Сюрпризный момент В.: Ребята, мне очень с вами понравилось экспериментировать, вы все старались и внимательно слушали. Но мы забыли про наши капельки, им тоже очень понравилось с вами играть и экспериментировать, они не хотят от нас убегать, а останутся с нами, и будут жить на нашем облачке. А еще у них для вас сюрприз! Они дарят вам волшебные раскраски «Раскрась водой», можете попробовать прямо сейчас, только нужно заменить воду в стаканчиках, и промыть кисточки. Самостоятельная деятельность детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

Занятие по окружающему миру. «Ребёнок и окружающий мир» в средней группе на тему «Цветы на подоконнике»

Цели. Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природе в группе:Закрепить знания названий комнатных растений. Дать об одном растении необходимую информацию.Развивать речь, мышление. ...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...