«Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада».
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Барабина Светлана Николаевна

Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада».

Как говорил великий русский писатель Михаил Пришвин: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». Поэтому когда мы, педагоги детского сада говорим своим воспитанникам о необходимости бережного отношения к природе, каждому дереву, кустику, травинке, букашечке, то мы ратуем не только за нравственное воспитание ребенка, но и осуществляем важную работу по формированию у детей экологического сознания о необходимости беречь природу.

Мы как никто знаем о современных экологических проблемах общества, которые привлекают к себе внимание всей страны. Осознавая существующие проблемы, наш педагогический коллектив, воспитанники и их родители ведем совместную работу, целью которой является воспитание у детей экологической культуры.

Экологические знания нашим детям мы  даем не только на организованной образовательной деятельности, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведении опытов, на экологической тропе, в играх.

Вся территория нашего детского сад представляет собой комплекс объектов для наблюдения и исследования, развития наблюдательности, любознательности, положительного и уважительного отношения к природе. Имеются различные виды цветников: клумбы,  рабатки, газоны, альпийская горка, розарий, хвойная клумба. В благоустройстве территории детского сада большую роль играет взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников. Каждую весну и осень проводятся совместные акции «Трудовой десант», «Украсим клумбы цветами», «Тюльпан победы», проводится ежегодный праздник цветов. «Накормим птиц зимой» (изготовление кормушек), «Встречаем наших друзей» (изготовление скворечников). Участвуем в городской акции «Синичкин дом» (зоопарк «Лимпопо»). Победители акции ежегодно награждаются билетами на посещение зоопарка.

Главным элементом развивающей среды экологической направленности на территории ДОУ является Экологическая тропа, отправной точкой которой является стенд-план, где схематично изображен маршрут.

Объекты Экологической тропы: «Зеленая аптека», «Искусственный водоем», «Огород», «Цветник», «Альпийская горка», «Липа», «Яблоня», «Уголок леса», «Старый пень», «Сосна».

На экологической тропе мы с детьми организуем  различные мероприятия, в зависимости от времени года. Это: экологические путешествия, экскурсии, уроки доброты, проекты, экологические конкурсы и акции, трудовой десант и зеленый патруль, выставки и экспозиции, праздники и фестивали.

Так, например, в «Уголке леса»  мы вместе с детьми собираем опавшие ветки, шишки для поделок. Рассказываем им, кто живет в лесу, проводим подвижные игры, загадываем  загадки,  рисуем  пейзажи.

На объекте «Искусственный водоем» дети имеют возможность понаблюдать за водомеркой, растительным составом водоема. Рядом с водоемом находится  цветочная клумба.  Во время прогулки мы с детьми останавливаемся здесь, чтобы немного отдохнуть, полюбоваться красотой природы.

Наш огород находится  на хорошо освещенном месте. Каждая посадка обозначена табличкой «Кабачки», «Лук», « Помидор», «Перец», «Горох», «Морковь». Мы с детьми нашей группы ежегодно создаем огород на окне. Там мы выращиваем рассаду помидор, перца, кабачков для нашего огорода. Чтобы вызвать интерес у воспитанников к труду и исследованиям, наш огород оформлен в виде солнышка с героями сказки «Репка». Дети  с удовольствием ухаживают за растениями рыхлят землю, поливают ее, узнают чем полезны овощи.

На цветниках дети не только ухаживают за цветами, но и наблюдают за насекомыми, жучками.  В процессе наблюдения дети проявили интерес к жизни насекомых. В итоге был создан проект «Насекомые Нижегородской области».

Чтобы научить дошкольников основам элементарного прогнозирования, у нас на территории ДОУ была создана  «Метеостанция». Дети наблюдают за  движением  облаков, ветра, состоянием растений, учатся пользоваться  простыми приборами, помогающими определять  погоду. В процессе  занятий у них развиваются наблюдательность, умение делать выводы, обобщать.

Для знакомства детей с особенностями быта людей сельской местности, на территории ДОУ создан центр межгруппового взаимодействия «Матрёнино подворье». Мы ходим с нашими детьми наблюдать за жизнью пчел, за ростом ржи, пшеницы, подсолнухов. Там проводим праздники в народных костюмах, например любимый праздник наших детей «День земли», «Яблочный спас» и т.д.

Для  повышения уровня экологических знаний родителей, а также для повышения их воспитательного потенциала в данном направлении были использованы наглядно педагогическая пропаганда: стенды «Берегите природу», папка-передвижка «Здравствуй, весна», «Приди, Весна, с радостью!», «Экологическое воспитание дошкольника».

Таким образом, наша экологическая тропа позволяет нам максимально сформировать элементарные экологические представления у наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация Экологической тропы на территории детского сада

Представлен материал по созданию на территории дошкольной образовательной организации пространства для экологического воспитания и образования дошкольников - а именно, Экологической тропы....

Метеостанция как объект экологической тропы на территории детского сада.

Описание метеостанции,её роль в экологическом воспитании.Мастар класс по изготовлению улечного термометра....

Экологическая тропа на территории детского сада.

Статья по экологическому воспитанию дошкольников...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Зайкины подарки» для детей второй младшей группы детского сада (3— 4 года)

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)«Зайкины подарки»для детей второй младшей группы детского сада (3— 4 года)...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Зайкины подарки» для детей второй младшей группы детского сада (3— 4 года)

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)«Зайкины подарки» для детей второй младше...