Проектная деятельность "Я и природа".
проект по окружающему миру

Землякова Наталья Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_i_priroda.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 1»

Проектная деятельность.

Тема: «Я и природа».

Подготовила: Землякова Н.В.

Группа: подготовительная

г.Новомосковск

2016-2017уч.г.

Тема: Я и природа!

Девиз проекта: «Любовь к Родине начинается с любви к природе».

Цель проекта: формирование доброго отношения к окружающей среде у детей подготовительной группы через научно-познавательное, эмоционально-нравственное, практически-деятельное экологическое воспитание.

Актуальность:

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи  говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только  30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

 В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Экологическое образование включает в себя:

– изучение взаимосвязей в природе, взаимосвязей человека и природы;

– формирование навыков рационального природопользования;

 – формирование основ экологической культуры и многое другое.

Экологическое образование имеет большое значение для формирования  основ мировоззрения ребенка, его системы ценностей. Экологическое образование должно стать основой, стержнем образовательного пространства детского сада, а его идеи – реализовываться через все виды детской деятельности, т.е. и на музыкальных, и на физкультурных занятиях, и в процессе игровой и театрализованной деятельности, чтения, экспериментирования, наблюдений и т.п. И конечно, восприятие природы невозможно без ее художественных образов, то есть изобразительной деятельности.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы личности, отношение к окружающему миру, всему живому, что окружает нас каждый день. Детский сад – это первое звено в системе экологического образования и воспитания, на этапе которого необходимо сформировать основы культуры рационального природопользования.

Экологическое воспитание – это, прежде всего, нравственное воспитание, развитие представлений о самоценности природы, осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Важно, чтобы дети смогли приобрести первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышения уровня экологической воспитанности дошкольников.

Проблемы:

  • Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры, природопользования.
  • Наши дети экологически не воспитаны, т.е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

Участники проекта:

 - дети  подготовительной группы детского сада;

 - воспитатель;

- музыкальный руководитель;

 - родители;

 Руководитель проекта:  воспитатель  подготовительной группы                      

 Тип проекта:  долгосрочный 2016 -  2017 уч.г.

Задачи проекта:

 • Расширять знания детей о живой и неживой природе.

  • создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации данного проекта;

• формировать активную жизненную позицию и экологическую культуру воспитанников на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность детей, родителей и педагогического коллектива;

 • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края;

• прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты;

• развивать познавательные умения дошкольников через экспериментальную и исследовательскую деятельность;

• формировать предпосылки поисковой деятельности у детей;

 • развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

• организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

 • воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;

 • формировать элементарную систему знаний  о живой и неживой природе;

 • создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды;

• развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений.

  • Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».

Этапы подготовки:

  1. Изучение и анализ научной и методической литературы по тематике проекта;
  2. Обсуждение цели и задач  с детьми и родителями;
  3. Оформление раздевалки (консультации, ширмы, памятки);
  4. Составление перспективного плана реализации проекта;
  5. обогащение предметно-развивающей среды в группе: подбор дидактических игр, художественной литературы по данной теме, стихов и песен, музыкального репертуара,
  6. Экспериментирование с природным материалом 
  7. Привлечение родителей к текущему проекту.
  8. Наблюдение за погодными явлениями
  9. Составление сценария экологической сказки «Колобок».

Содержание проекта.

Июль – август

  1. Экологическая акция: «Наш красивый участок»

Цель: Привлечь  родителей с детьми  изготовить поделки из шин и пластиковых бутылок на участке.

Беседы: «Сохраним полевые цветы», «Бережное отношение к насекомым», «Живое – неживое».

  1. Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»

Цель: 

  • Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.
  • Развивать память и мышление детей.
  • Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Оборудование:

Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.

Содержание беседы:

. Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».

Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.

Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.

Дидактическая игра «Природа – не природа».

Ввести понятия живая и неживая природа

Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.

Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..

Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.

Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».

Сентябрь - октябрь

Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.

 

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Беседа о профессии -  дворник

Решение проблемных ситуации, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на участке.

Совместная трудовая деятельность на участке совместно с родителями.

Сбор листьев и засушивание их. Сбор шишек и желудей.

2.

Просмотр и обсуждение презентаций

Знакомства с видами семян и сбор их.

Составление презентаций знаков для детей.

3.

Экскурсия по территории детского сада.

Экскурсия «Наш любимый город».

Виртуальная экскурсия в осенний лес.

Фото сессия на тропе

4.

Выставка рисунков «Берегите природу!» (совместно с родителями)

Знакомство с народной мудростью о бережном отношении к природе.

Трудовой десант (субботник).

 

 Итоговое мероприятие: экологическое развлечение «Осенний лес».

Ноябрь

Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.

 

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Просмотр презентации: «Птицы нашего края»

Рисование: «Снегирь»

 

Конкурс кормушек.

2.

Совместный коллаж: «Птицы нашего края»

 

Изготовление памяток – листовок: «Покормите птиц зимой» раздача их в другие группы

3.

Экологическое развлечение

Акция: «Накормим птиц»

 

 

Конкурс: «Экологическая тропа моей семьи». Остановка «птичий домик»- фотоотчёт

4.

Разучивание стихов о птицах

Изготовление  стенда: «Экологическая тропа моей семьи». Остановка «птичий домик»-

Сочинение стихов «Покормите птиц зимой»

Декабрь - январь

Цель: обучение бережному отношению зелёных друзей.

 

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Просмотр картинок с деревьями

Выпуск листовок  «Купи искусственную ёлку, спаси лес!»

2.

Экологические игры

Изготовление ели из пластилина

 Изготовление ёлочных игрушек                                                                                        

3.

Украшение ели  игрушками

Цикл наблюдений за елью.

 

Видео презентация «Наша ёлочка красавица»

4.

Изготовление пригласительного плаката   на новый год, нетрадиционным способом рисования. (ладошками  ёлочку)

Сочинение

«Как мы спасали ель»

 

 

Февраль - март

Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.

 

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Просмотр документальных фильмов о воде.

Составление картотеки игр о воде.

 

Организация меди отеки: «Вокруг вода»

2.

Закладка для книг «Помни о воде»

Посадка лука и укропа и гороха  на окне.

Рисунки на тему: «Береги природу»

3.

Исследовательская деятельность «Вода в природе».

Развивающие игры с капелькой воды.

Изготовление папки-раскладки

4.

Защита плакатов «Вода – это жизнь»

Разгадывание кроссвордов о состояниях воды.

Выпуск листовок «Берегите воду»

 

 

 

 

 

Апрель

Цель: закрепить знания об изменении природы в разное время года и о бережном отношении к ней.

 

п/п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Знакомство с первоцветами на участке.

Знакомство с насекомыми.

Акция : «Покормите птиц!»

2.

Ознакомление с муравейником на участке.

Изготовление знака: «Осторожно муравейник!»

Совместный субботник.

Изготовление экологического стенда: «Так мы помогли  экологии»

3.

Посадка цветов .

Рисунок на тему: «Мой любимый первоцвет»

Создание видеоролика

4.

Итоговое занятие: просмотр видеоролика, беседа

Участие в итоговом занятии.

 

Май

  1. Соревнование - развлечение .

Тема: «Лесная прогулка»

Задачи:

  • Формирование элементарных экологических знаний и представлений у детей.
  • Воспитание любви к природе, чувства доброго, бережного отношения ко всему живому.
  • Максимально реализовать свои двигательные возможности на положительном эмоциональном фоне в предложенных ситуациях.

Предварительная работа:

-  заучивание стихов, названия и девиз команд;

- проведение беседы о правилах поведения в лесу;

- повторить правила эстафет.

  1. РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

Цели:

  • Расширять представления детей о растительном и животном мире.
  • Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
  • Развивать творческие способности, воображение.
  • Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

Материалы и инструменты:

Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о правилах поведения в природе.

Содержание деятельности:

1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.

2. Рисование по замыслам детей на   тему «Берегите природу!».

Выставка рисунков.

  1. Театрализованное представление, экологическая сказка «Колобок».

Цели и задачи:

- развитие познавательного интереса к природе;

- воспитание бережного, гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле;

- развитие нравственных качеств личности, чувства товарищества, готовности прийти на помощь друзьям;

- привлечение к русскому народному творчеству.

Оборудование:

Картины леса, деревья, домик бабушки и дедушки, костюмы героев, картинка колобка, музыкальный центр, диски, кассеты с музыкальными произведениями, плакаты, лозунги об охране природы.

Действующие лица и исполнители:

  • 2 скомороха
  • Дед
  • Старуха
  • Заяц
  • Волк
  • Медведь
  • Лиса
  • Колобок
  • Сорока
  • Муравьи

Итоги проекта: «Я и природа».

  • Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.
  • Обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.
  • Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
  • Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных.              
  • Любить свой край, любить  природу!
  • Активное привлечение родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста представление о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность.

Методическая разработка по теме "Фомирование представления о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность"...

«Образ родной природы в народном творчестве". Проектная деятельность в ДОУ

«Ценность природы – неотъемлемая часть духовно-нравственного  воспитания дошкольников»Лосик Инна СтепановнаСтарший воспитатель д/ с № 1776...

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

«Волшебный мир природы» ( Знакомство детей дошкольного возраста с миром природы в процессе проектной деятельности).

Введение.Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать,...

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми второй младшей группы на октябрь 2018 года по темам: Осень наступила; проектная деятельность "Бережем природу"

В планирование отрадены НОД, совместная деятельность воспитателя с детьми, а также организация предметно-пространственной развивающей среды для самостоятельной деятельности детей....

Проектная деятельность "Береги природу" для подготовительной группы

Проектная деятельность "Береги природу" для подготовительной группы Экологическое воспитание...

Фотоотчет: Проектная деятельность "Природу нужно охранять, нельзя природу загрязнять"

Представлена проделанная работа по проекту: стенгазеты, альбомы, макеты, поделки...