Кружок "Юный исследователь"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Скворцова Елена Ивановна

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественно-научной направленности

 по экспериментированию

кружка «Юный исследователь»

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка- детский сад № 130

ПРИНЯТА на заседании

на педагогического совета

МАДОУ ЦРР д/с № 130

Протокол № ___ от «___»_______20__ г.

   УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130

    _________________Александрова В.Г.

 Пр. № _____ от «___» _______ 201__ г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа 

естественно-научной направленности

 по экспериментированию

кружка «Юный исследователь»

 

Возраст обучающихся: 6 - 7 лет

Срок реализации: 1 год

                                                           Автор – составитель:

                             Воспитатель:

                         Скворцова Елена Ивановна

г. Калининград, 2019

Оглавление:

  1. Пояснительная записка

1. Основные характеристики программы

1.1. Направленность

1.2. Актуальность программы

1.3. Новизна программы

1.4. Педагогическая целесообразность

1.5. Цель программы

1.6. Задачи

1.7.Возраст детей

1.8. Формы организации НОД

2.Объем  программы:

2.1. Объём  программы

2.2. Срок реализации

2.3. Режим занятий

3. Планируемые результаты:

3.1. Планируемые результаты

3.2. Способы и формы проверки результатов

  1. Содержание программы
  1.  Учебно-тематический план
  2. Календарно-тематическое планирование

  1. Организационно-педагогические условия и формы аттестации
  1.  Методическое обеспечение программы
  2.  Условия реализации программы
  3.  Список литературы

  1. Пояснительная записка

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С. Выготский.

Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) рекомендуют использовать исследовательский метод и в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Психолог Поддьяков Н.Н. в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет экспериментирование, которое является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

1. Основные характеристики программы

1.1. Направленность

Дополнительная общеразвивающая программа платных дополнительных услуг «Юный исследователь» реализуется в соответствии с познавательной направленностью образования.

Программа ориентирована на познавательно-исследовательскую деятельность. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

1.2.Актуальность программы

Детский сад - первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений в настоящее время стоит основная задача - совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе. На сегодняшний день в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а методы и виды деятельности в которых знания приобретаются.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или в игру, ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам.

В старшем дошкольном возрасте, дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мышление, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. 

Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации исследовательской активности разработана не в полной мере. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является отсутствие системы внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
Вопрос о методике организации детской познавательно - исследовательской деятельности остается открытым, поскольку концентрируется лишь на создании картотеки опытов и экспериментов.

Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. 

Изучив педагогические технологии и методы, пришли к выводу, что одними из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является:

- метод детского экспериментирования.

Так как данный метод поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуален по ряду причин.

Во-первых, помогает получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.

Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления. 

В третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке. 

Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Проблема заключается в том, что, мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий».

При правильной организации работы когда взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду мною разработана программа кружка «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста. Совместно с родителями в нашей группе создан  центр для самостоятельного экспериментирования и поисковой деятельности детей. Материал и оборудование в уголке экспериментирования распределены по разделам, расположены в доступном для детей месте. Мелкий и сыпучий материал находится в коробочках или в контейнерах. Исследовательский центр постоянно обновляется и пополняется.

1.3. Отличительные особенности программы

Преимущества данной программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности, структуризация практического и диагностического материала для дошкольников как в ДОУ так и в семье. Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников, была разработана модель развития исследовательской деятельности в ДОУ и семье, которая направлена на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности, которое может быть осуществлено на основе организации поисково-исследовательской деятельности.

В основе инновационной деятельности лежат следующие принципы

Принципы:
• Принцип открытости - быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.

• Принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых
• Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.
• Принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса.

1.4. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.

1.5.Цель: создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

1.6.Задачи:

1. Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

2.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.

4.Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и экспериментов.

5. формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

6.Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.

7. Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

1.7.Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. Его особенной восприимчивостью к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.

1.8.Формы занятий

  • занятия,
  • экскурсии,
  • проведение опытов,
  • игры,
  • совместная и самостоятельная деятельность.

Методические приемы обучения:

  • информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы, ответы хоровые и индивидуальные, и др.;
  • игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.;
  • наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.;
  • практический: выполнение практических действий детьми.

2. Объем программы:

2.1. Объем программы – 36 часов на весь период обучения по программе.

2.2.Срок реализации программы 1 год

2.3.Режим занятий: 1 раз  в неделю по 25 минут

Название кружков

Кол-во детей

Возраст

Кол-во час в год

Время работы

Место проведения

1

Программа по познавательному развитию  «Юный исследователь»

10

6-7 лет

36

среда

15.30-16.00.

группа

3. Планируемые результаты

3.1. Планируемые результаты

Ребенок имеет представления:

  • о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения;
  • о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов;
  • о качестве поверхности предметов и объектов;
  • умеет применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.);
  • развит познавательно-исследовательский интерес, коммуникативные качества, самостоятелен;
  • умеет выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, развита мелкая моторика рук;
  • сформировано  умение пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и экспериментов;
  • выполняет правила техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  • бережно, заботливо относится к миру природы и окружающему миру в целом.

3.2. Способы и формы проверки результатов

Мониторинг уровня развития детей по реализации программы кружка

Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:

Уровни

Отношение к эксперимен-тальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении  проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательством

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Высказывает предположения, гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.

Не видит проблему самостоятельно. Не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других

Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает  их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.

Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам.

Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и  навыками фиксируется в таблице в начале и конце года.

п/п

Ф.И. ребенка

Отношение к эксперимен-тальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№                                    

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Тема 1

«Знакомство с детской лабораторией»

2

«Волшебные стеклышки»

«Экскурсия в детскую лабораторию»

2.

Тема 2

«Вода и ее свойства»

4

«Волшебница вода»

«Свойства воды. Очищение воды»

«Осадки»

«Воздух и вода»

3.

Тема 3

«Твердая вода»

2

«Свойства льда»

«Волшебный снег»

4.

Тема 4

 «Человек»

1

«Что можно почувствовать кожей?»

5.

Тема 5

«Наши помощники»

3

«Почему все звучит?»

«Как мы чувствуем запахи?»

«Лимон!»

6.

Тема 6

«Магнетизм»

4

«Магнит – фокусник»

«Стальной барьер»

«Волшебная монета»

«Как работает термометр»

7.

Тема 7

«Песок и глина»

3

 «Животные и песок»

«Песок и глина»

Сравнение свойств Опыты: «песка и глины»

8.

Тема 8

«Воздух и его свойства»

4

«Знакомство со свойствами воздуха»

Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»

«Воздух занимает

место»

«Неизвестное - рядом»

9.

Тема 9

«Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»

1

«Солнце, Земля и другие планеты»

10.

Тема 10

«Вещество. Камни»

3

«Живые камни»

«Удивительные камни»

«Можно ли менять форму камня и глины»

11.

Тема 11

 «В мире электричества»

5

«Как увидеть и услышать электричество»

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»

«Электроприборы»

«Выяснение причины роста зеленых растений океана на глубине до ста метров»

«Установление способности растения к поиску света»

12.

Тема 12

«Свет и цвет»

4

«Свет вокруг нас».

«Откуда радуга берется?»

Опыт: «Волшебный круг»

«Из каких цветов состоит солнечный луч»

13.

Итого

36

12

24

Перспективный план экспериментальной деятельности

в подготовительной к школе группе

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Тема

Задачи исследовательской деятельности

Материал

Источник методической литературы

СЕНТЯБРЬ

«Знакомство с детской лабораторией»

1

«Экскурсия в детскую лабораторию»

 Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), об эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории, дать представление о правилах поведения в детской лаборатории

Игрушка дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; сельдерей, духи или ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.

См. Приложение 5 Конспект №1

2

«Волшебные стеклышки»

Познакомить детей с приборами для наблюдения - микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом,

биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. познакомить с правилами пользования приборами-помощниками

Лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа, картинки с изображением клюва птицы, глаза лягушки под лупой.

См. Приложение 5. Конспект №2

«Вода и ее свойства»

3

«Волшебница вода»

Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении волы в жизни растений, животных и человека. О том. что вода это «дом» для многих растений и животных, необходимость охраны утих животных и среды их обитания, о необходимости экономно использовать воду в быту. Упражнять в соблюдении природоохранных правил поведения в природе.

Цветик-семицветик, посылка, плакат «круговорот воды в природе», картинки с изображением водных животных и растений, природоохранные знаки; стол, оборудование под лабораторию; силуэты капелек

Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с.82.

 См. Приложение 5. Конспект №3

4

«Осадки»

Развивать в детях любознательность, познавательный интерес к неживой природе; Развивать умение решать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы, проверять их. Закрепить знания о понятиях «погода», «осадки». Дать знания о происхождении облаков, туч, дождя.

 Подвести детей к пониманию причинно- следственных связей в природе.

магнитофон, игрушка Каркуша, конверты с письмами, плакаты с круговоротом воды, различными видами облаков. штатив, колба, , земля, стекло; цветные карандаши, бумага, фонарики, разовые стаканчики с жидкостью (вода с молоком) на каждого ребенка.

См. Приложение 5. Конспект №4

ОКТЯБРЬ

1

«Свойства воды. Очищение воды»

Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами, о давлении и силе воды. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам. Развивать умение организовать эксперимент и получить результат. Снижать утомление, статическое напряжение при выполнении заданий. Соблюдать гигиенические условия к просмотру материала с использованием мультимедийной установки.

Глобус, презентация «Голубая планета», для опыта «Водяная мельница»- (из набора для опытов)- 3 ковшика, держатель, рукоятка; пробирка, подставка для пробирок, соломинки; 4 пластмассовые трубки, 1 пластмассовая воронка, 1 пластмассовая крышка, 1 пластмассовая чашка, 1 пакетик камешков, 1 пакетик шариков, 3 бумажных фильтра, 1 губка, 1 измерительная чашка

См. Приложение 5. Конспект №5

2

«Воздух и вода»

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь.

Мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, кисточка; краски; нарисованный мыльный пузырь и капелька.

Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 61.

См. Приложение 5. Конспект №6

«Твердая вода»

3

«Свойства льда»

Расширить представления детей о свойствах льда (тает в тепле); стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми; помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выявлять изменения агрегатного состояния твердых веществ; воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности при работе с огнем; обогащать и расширять словарь детей.

Бусинки, замороженные в кубиках льда, стаканы, теплая вода. Магнит, картон, металлические, пластмассовые и деревянные предметы. Свечи, чайные ложки и металлические тарелки, заранее смазанные растительным маслом, сахарный песок, баночки для тушения огня. Семечко подсолнечника.

Зенина Т.Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11.

См. Приложение 5. Конспект №7

4

«Волшебный снег»

Формировать представление о снеге и его свойствах.

Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

Одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег; лупы; по половине разрезанного яблочка на салфетке; ложка одноразовая; три емкости воды; кружочки разного цвета;  наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега; салфетки и полотенце; медальоны-снежинки для сюрпризного момента на каждого ребенка; аудиозапись.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.83.

См. Приложение 5. Конспект №8

НОЯБРЬ.

«Человек»

1

«Что можно почувствовать кожей?»

Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание.

Лупы, предметы из разных материалов, дощечки на развитие тактильных ощущений, чудесный мешочек с набором предметов, стакан с холодной, теплой и горячей водой.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2004 г., с.88.

Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 73.

«Наши помощники»

2

«Почему все звучит?»

Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д. бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.58.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.68.

См. Приложение 5. Конспект №9

3

«Как мы чувствуем запахи?»

 

Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования.

Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.68.

4

«Лимон!»

Дать детям понятие о витаминах, иммунитете.

2. Воспитывать у детей здоровый образ жизни.

3. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

4. Ввести в словарь детей слова «иммунитет», «лимонная кислота», «пищевая сода», ржавчина.

5.Продолжать вести наблюдение за погодой, закрепить знание сезонных примет.

Карточки с признаками зимы, лимоны, лимонная кислота, пищевая сода, стеклянная посуда, пластиковые стаканчики, ложки.

См. Приложение 5  Конспект №10

ДЕКАБРЬ

«Магнетизм»

1

«Магнит – фокусник»

Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . – М., 2005, с.94., Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 133

На прогулке: находим предметы, к которым притягивается  магнит.

2

«Стальной барьер»

Продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами  (алюминий и сталь).

 

Четыре металлические скрепки, алюминиевая фольга, прямоугольный магнит, стальной шпатель.

Т.М.Бондаренко

«Экологические занятия с детьми 5-6 лет»стр.157

3

«Волшебная монета»

Познакомить детей с таким свойством металла, как теплопроводность.

Шесть медных монет.

Т.М.Бондаренко

«Экологические занятия с детьми 5-6 лет»стр.156.

4

«Как работает термометр»

Посмотреть, как работает термометр.

Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.192

ЯНВАРЬ

«Песок и глина»

1

«Песок и глина»

 

Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь: «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п.

Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.

 

Рыжова Н. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 7, с.17.

 

2

Сравнение свойств Опыты: «песка и глины»

Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности.

Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы.

Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 29

 

3

«Животные и песок»

Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Макет солнца, Земли, две воронки, прозрачная емкость, песок и глина, ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета, модель взаимосвязи живой и неживой природы.

Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . – М., 2005, с.89.

Рыжова Н. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 7, с.23.

4

«Выращивание растения из морковных верхушек»

Вырастить из морковных верхушек растения.

Песок, мелкая ёмкость, верхушки моркови.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.

ФЕВРАЛЬ

«Воздух и его свойства»

1

«Знакомство со свойствами воздуха»

 

Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004 г., с.94.

Волчкова В.Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.159.

2

Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»

Цель: выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Цель: Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду Цель: Обнаружить, что воздух сжимается.

Цель: Обнаружить атмосферное давление

Материал: Два термометра, посуда с горячей водой

Материал: Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. Пипетки, шприц, подкрашенная вода. Два листа бумаги

Дыбина О.В. Неизведанное рядом стр.84-86

3

«Воздух занимает место.»

Показать, что воздух занимает место

Двухлитровая миска, пробка (натуральная), прозрачный стакан.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.

4

«Неизвестное - рядом»

Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.

Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка

Волчкова В.Н. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.165.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.145.

МАРТ

«Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»

1

«Солнце, Земля и другие планеты»

 

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы

Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа). – М. , 2006 г. , с.19.

Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2003 г., с.39.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.15

«Вещество. Камни»

2

«Удивительные камни»

 

 Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький);  поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Фотографии, картины гор и горных ландшафтов, сундучок ощущений. Набор схем – рисунков. Шапка ученого. Набор камней Лупы. Стакан с водой, ложка. Большие подносы.  Салфетки маленькие. Салфетки большие. Коробка с ячейками.

 См. Приложение 5. Конспект №11

3

«Живые камни»

Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.

Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10.

На прогулке:

1.Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства)

2. Выкладывание рисунков из камней

4

«Можно ли менять форму камня и глины»

Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

См. Приложение 5 Конспект №12

АПРЕЛЬ

«В мире электричества»

1

«Как увидеть и услышать электричество»

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»

Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.98 - 100.

2

«Электроприборы»

Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.

Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.167.

 

3

«Выяснение причины роста зеленых растений океана на глубине до ста метров»

Выяснить, почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.

Два маленьких одинаковых зеленых растения в горшочках.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.

4

«Установление способности растения к поиску света»

Установить, как растение ищет свет.

Домашнее растение.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду

МАЙ

«Свет и цвет»

1

«Откуда радуга берется?».

Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.

Пульверизатор,  фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников .– М., 2005, с.150.

Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское  экспериментирование .–М., 2005 г., с.63

2

Опыт: «Волшебный круг».

 

Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы

Цветовой волчок или юла

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников .– М., 2005, с.151. 

3

«Свет вокруг нас».

 

Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света.

Ковалева Т.А. Воспитывая маленького гражданина. – М., 2004 г., с.18.

4

«Из каких цветов состоит солнечный луч»

Узнать, из каких цветов действительно состоит солнечный луч.

Противень, плоское карманное зеркальце, лист белой бумаги.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Программно-методическое обеспечение дополнительного образования

Направление развития

Методическое обеспечение

Познавательное развитие

Перспективный план работы кружка

Диагностический инструментарий

Развивающая среда.

Дидактические игры.

Игры-эксперименты.

Старший дошкольный возраст - самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Метод - это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных задач.

Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Но помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, который является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактики, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми используются так же следующие методы при проведении опытов и экспериментов:

Метод наблюдения - относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:

- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

- за изменением и преобразованием объектов;

Из практических методов обучения используются следующие:

Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. А также

Элементарный опыт - это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Из словесных методов используются следующие:

Рассказы воспитателя.

Основная задача этого метода - создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями

Рассказы детей.

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

Беседы.

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Также в работе с детьми используются различные формы работы с детьми:

- фронтальные;

- групповые;

- индивидуальные.

Методические рекомендации:

Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей.

  1. Условия реализации программы

Основными условиями детского экспериментирования являются:

 - взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);

- использование разных видов деятельности;

 - четкое определение содержания экологического воспитания;

 - использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

 - взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

 - создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);

 - экологическая грамотность самих взрослых.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Основное оборудование центра экспериментирования:

Материалы, находящиеся в центре распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д, расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.

  • Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка.
  • Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.
  • Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.
  • Бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
  • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
  • Красители: гуашь, акварель и т.д.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.

Дополнительное оборудование

  • Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.
  • карточки-схемы проведения опытов и экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
  • Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.
  • На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

3.3..Список литературы

  1. Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В.Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. -192 с. (Ребенок в мире поиска).
  2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
  3. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России, 2007.
  4. Дыбина О.В  «Из чего сделаны предметы» Под ред. Дыбиной О.В.. – ООО «ТЦ Сфера», 2010. – 124 с.
  5. Дыбина О.В  «Что было до…» Под ред. Дыбиной О.В.. – ООО «ТЦ Сфера», 2010. – 155 с.
  6. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Мартынова Е.А., Сучкова И.М.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333
  7. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
  8. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Прохоровой Л.Н.. – М.:АРКТИ, 2007. – 64с.
  9. Переверзева А. Н. Что значит экспериментирование для дошкольника? [Текст] / А.. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 51-54
  10. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
  11. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Гончарова Н.В. и др., под ред. Михайловой З.А..-2-е изд. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с.
  12. Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Москва 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...