Проект в средней группе "Такие разные грибы"
методическая разработка по окружающему миру

Москвина Тамара Алексеевна

Работа по проекту позволит расширить представления детей о грибах, безопасного поведения в природе...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_takie_raznye_griby_-_st.gruppa_2017.docx972.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Проект

         «Такие разные грибы»

                                             (старшая группа)

C:\Users\777\Desktop\21657257.jpg

Характеристика проекта:

Тип проекта: познавательно-игровой, творческий.

Вид проекта: семейный, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (19.09. – 10.10. 2017 г.).

Режим работы: во время и вне занятий.

Место проведения: МКДОУ Доволенский детский сад №3, старшая группа

Участники проекта:  воспитатели Майер О.Н., Москвина Т.А., дети, родители.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Предмет проекта: грибы.

Актуальность проекта:

Осенью природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Есть еще дары, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Чтобы у ребенка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть ее красоту и понимать ценность для человека.

В сентябре в наших лесах настала грибная пора. Многие дети вместе с родителями ходили в лес за грибами. А в группе постоянно задавали вопросы о внешнем виде грибов, их названиях, строении, рассуждали о грибах. Мы заметили, что дети, как правило, использовали в речи обобщение: «грибы», и при этом не уточняли, какие именно и как собирали. По-нашему мнению возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о грибах. Именно поэтому мы с детьми и родителями решили реализовать проект «Такие разные грибы».

Проблема:

Дети не имеют достаточных знаний о грибах, произрастающих в наших лесах.

Основной целью проекта стало углубление естественнонаучных представлений и знаний детей о грибах, формирование познавательных навыков.

Для того чтобы узнать, что конкретно интересует детей, использовали метод трёх вопросов.

Проанализировав вопросы детей, мы сформулировали цели и задачи работы над проектом и составили перспективное планирование.

Цели проекта:

для взрослых: создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание;

формирование представлений детей о грибах, навыков безопасного сбора.

для детей: больше узнать о дарах леса – грибах, правилах поведения в природе.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано.
  • Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о  грибах как особых растениях, об их строении, разнообразии, их значении и взаимосвязи внутри природного комплекса. 
  • Закрепить умение узнавать съедобные и несъедобные грибы.
  • Познакомить с правилами поведения в лесу; с правилами грибника.
  • Обогатить словарный запас детей, познакомить с рассказами, стихотворениями, сказками, загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о грибах.
  • Формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Развивающие:

  • Развивать связную речь детей.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения, рассматривания тематических презентаций, альбомов, иллюстраций, а также на материале дидактических, словесных, подвижных и творческих игр, творческие способности, коммуникативные навыки.
  • Развивать умение отражать свое отношение к изучаемому объекту в различных видах продуктивной творческой деятельности.
  • Использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышление (сравнение, классификация, анализ, синтез).
  • Развивать  любознательность, наблюдательность, развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

  • Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
  • Привлечь внимание к окружающим природным объектам, развить умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
  • Воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы.

Задачи педагогической деятельности:

  • Познакомить с разнообразием грибов.
  • Познакомить со свойствами съедобных и несъедобных грибов.
  • Познакомить со схемой оказания помощи при отравлении.
  • Формировать умение получать информацию из разных источников.

Разработка проекта

  1. Поставить вопрос: действительно ли в процессе целенаправленной и спланированной работы возможно сформировать у дошкольников знания о грибах, правилах поведения в природе.
  2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности, по ознакомлению дошкольников с грибами.
  3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
  4. Составить перспективный план мероприятий.

Интеграция образовательных областей: 

Познавательное развитие

познакомить детей с разнообразием грибов; дать понятие – съедобные и несъедобные, развивать мышление и речь, формировать элементарные правила безопасного поведения в лесу, при сборе грибов.

Речевое развитие

познакомить детей с художественной литературой, стихами, загадками, развивать память, мышление. Заучивание стихов, отгадывание загадок по теме, чтение рассказов, сказок  о грибах, беседы.

Художественно -  эстетическое развитие

Познакомить детей с тем, как изготавливать грибы и корзины из бросового материала, воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Социально - коммуникативное развитие

формировать представление о подстерегающих опасностях в природе, при сборе грибов, воспитать ценностное отношение к собственному труду.

Безопасность: беседы о правилах сбора грибов.

Труд: коллективное изготовление атрибутов к итоговому мероприятию (корзина, грибы, листья).

Физическое развитие:

Развивать мелкую и крупную моторику.

Форма реализации проекта:

познавательные занятия;

- просмотр презентации;

- беседы, чтение художественной литературы;

- работа с наглядным материалом;

- игры;

-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка);

- тематическая выставка.

Этапы реализации проекта

Название этапа

Мероприятия

Подготовительный.

Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления. Определение  уровня знаний детей о грибах.

Обеспечение дидактическим материалом и наглядными пособиями.

Подготовка взрослых к проектной деятельности: подбор литературы, иллюстративного материала,  изготовление атрибутов и пособий для игровой деятельности, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей. Подбор видеоматериалов, методической, энциклопедической  и художественной литературы.

Организационный.

Распределение амплуа, определение видов работ по проекту, детских задач в рамках проектной деятельности.

 Пополнение развивающей среды.

Основной.

Реализация всех видов работ по проекту.

Итоговый.

Презентация проекта.

 

Этапы работы:

1 этап.

Сообщение темы проекта детям и родителям с целью привлечения их к совместной деятельности. Знакомство с планом работы, распределение обязанностей с учетом пожеланий и возможностей родителей.

2 этап.

Постановка проблемы:

Осень к нам пришла!

Сколько ярких красок людям принесла!

Принесла подарки,

Ягоды, грибы.

В огороде много вкусного, смотри!

Вон уже и яблоки спелые висят.

Каждый огородник урожаю рад!

Автор стихотворения нам рассказывает о прекрасном времени года. Только осенью природа дарит нам столько подарков сразу! Что - то человек выращивает сам в огороде и в саду. Сама природа дарит нам и ягоды, и грибы, и целебные травы. Вот сегодня мы поговорим с вами о грибах.

3 этап. Деятельность по осуществлению проекта.

Сроки проведения

Непосредственно – образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

19.09.17. Вторник

Беседа: «Грибы».

«Как правильно срезать грибы. Можно ли вырывать с корнем», «Когда растут грибы и где их лучше собирать? Почему нельзя собирать грибы возле дороги?».

Загадывание загадок о грибах;

Словесная игра «Один – много».

Оформление выставки книг по теме проекта.

Раскраска «Под грибом».

Рассматривание картинок с изображением грибов.

Подготовка информационного стенда для родителей по проекту.

20.09.17. Среда

Беседы: «Какие бывают грибы».

 «Съедобные – несъедобные».

Просмотр презентации «Грибы».

Чтение художественной литературы

Сутеев В. «Под грибом».

Выставка книг по теме.

Игра — подбор на воображение «Назови рыжего братца к рыжему грибочку».

Дидактическая игра: «Подбери к шляпке ножку».

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов.

Подготовка информационного стенда для родителей по проекту.

21.09.17. Четверг

Лепка «Грибная  полянка».

Ознакомление с художественной литературой – чтение сказки в обр. В. Даля «Война грибов с ягодами», рассказа Я. Тайца «По грибы».

Изготовление игры «Съедобный грибок положи в кузовок».

Вырезывание силуэтов грибов, раскрашивание.

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов.

Индивидуальные беседы по проекту (попросить принести книги о грибах для выставки).

Организация выставки детских работ.

22.09.17. Пятница

Беседы: «Зачем грибы в лесу», «Кому полезны грибы», «Правила поведения в лесу».

Чтение стихов о грибах.

Раскраска силуэтов грибов.

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов.

Предложить помочь в создании подборки стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, пословиц, поговорок о грибах.

25.09.17. Понедельник

Рисование «Грибная полянка в лесу».

Изготовление атрибутов к сказке «Под грибом».

Дидактические игры:

«Собери грибы в корзину»,

«Найди лишний».

Самостоятельная лепка грибов по желанию детей.

Организация выставки детских работ.

26.09.17. Вторник

Аппликация «Белый гриб».

Дидактическая игра: «Раздели на группы».

Цель: Учить детей узнавать съедобные и несъедобные грибы по внешним признакам.

Раскраски «Разные грибы».

Консультация для родителей: «Можно ли грибы детям?!».

Организация выставки детских работ.

27.09.17. Среда

Беседа-обсуждение «Что можно приготовить из грибов» (беседа о способах обработки и приготовления грибов для употребления в пищу).

Разучивание физминутки

 «За грибами».

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов.

Совместное с детьми рисование на тему «Мы в лес пойдём – грибы найдём».

28.09.17. Четверг

Изготовление макета «Грибная поляна».

Разучивание подвижных тематических игр.

Игра «Съедобный грибок положи в кузовок».

Организация выставки детских работ.

29.09.17. Пятница

Изготовление макета «Грибная поляна».

Отгадывание загадок о грибах.

Стихи о грибах.

Продуктивная деятельность.

02.10.17. Понедельник

Беседа «Почему съедобные грибы так полюбились людям. Какие грибы полюбились лесным жителям».

Словесная  игра «Доскажи словечко», «Исправь ошибку».

Дидактическая игра «Собери грибы в корзину».

Попросить родителей оказать помощь в создании атрибутов к сказке «Под грибом».

03.10.17. Вторник

Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений, рассказывающих о грибах.

Схема оказания первой помощи при отравлении грибами.

Дидактическая игра: ««Какой  гриб».

Раскраски «Разные грибы».

Свободная продуктивная

деятельность.

Выставка совместного детско-родительского творчества «Грибная поляна».

04.10.17. Среда

Рисование грибов.

Коллективная работа: «Ежик с грибами».

Чтение пословиц и поговорок о грибах,  отгадывание загадок.

Дидактическая игра: «Какой  гриб».

Организация выставки детских работ.

05.10.17. Четверг

Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Мухомор», «Подберезовик»).

Словесные игры «Продолжи рассказ», «Съедобные, несъедобные».

Игры по желанию.

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов.

Предложить родителям почитать с детьми произведения о грибах.

Организовать выставку книг.

06.10.17. Пятница

Изготовление корзинок для грибов.

Разучивание пальчиковой гимнастики: «Грибы».

Просмотр  мультфильмов

«Лунтик. Белый гриб», мультфильм. "Как грибы с Горохом воевали" (сказка деткам);

Сказки Сутеева - Грибок-Теремок.

Самостоятельная лепка грибов по желанию детей.

Организация выставки детских работ.

09.10.17.

Понедельник

Игра-викторина «Вопрос на засыпку». Тема: "Царство грибов"

Дидактические игры:

«Узнай по описанию»,

«Сравни грибы».

Игры по желанию.

Самостоятельная изобразительная деятельность.

Оформить фотоотчет по проекту.

10.10.17. Вторник

Драматизация сказки «Под грибом».

4 этап. Продукт проектной деятельности.

1. Выставка рисунков «Грибная полянка», поделок «Мухоморы».

2. Выставка аппликации «Белый гриб».

3. Создание подборки стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, пословиц, поговорок о грибах (с участием родителей).

4. Создание макета «Грибная поляна».

5. Схема оказания первой помощи при отравлении грибами.

6. Драматизации сказки «Под грибом».

Презентация проекта:

  • Выставка детских работ.
  • Драматизации сказки «Под грибом».

Работа с родителями.

  • Консультации.
  • Выставка книг по теме.
  • Совместное с детьми рисование на тему «Мы в лес пойдём – грибы найдём».
  • Выставка совместного детско-родительского творчества «Грибная поляна».

Взаимодействие с социумом:

  • Библиотека (посещение, беседа).

Ресурсное обеспечение проекта

Материальная база:

оборудование: компьютер, проекционная система, интернет,  телевизор

программное обеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office Point

дидактические игры;

художественная и научная литература;

репродукции, изображения грибов.

Предполагаемые результаты проекта

Краткосрочные:

- будет достигнута цель: получение детьми новых знаний;

- повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада;

- пополнится картотека дидактических игр и пособий иллюстративный материал;

- будет созданы новые печатные продукты;

- повысится профессиональный уровень воспитателя по применению в работе современных педагогических технологий;

- получив представление о многообразии грибов, правилах сбора и поведения в природе, дети сознательно поставят новую познавательную задачу.

Долгосрочные:

- знакомство с разнообразием окружающей ребенка природой окажет помощь в социализации, в воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы;

- станет возможным реализация  данного проекта в работе с новыми детьми;

- возникнет потребность воспитателя в разработке и реализации новых проектов в работе с детьми;

- появится возможность представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.

Эффективность реализации проекта.

В результате реализации проекта  отмечена   положительная динамика качества знаний среди воспитанников и их родителей.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

1. Дети узнали много интересного о грибах, их строении, правилах сбора и поведения в природе и пришли к выводу:

Необходимо знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Важно бережно относиться к природе, ведь это дом для его обитателей.

Благодаря оформлению тематического уголка группы, использованию различных наглядных и дидактических пособий, подбору видеоматериалов и презентаций, методической и художественной литературы, у  детей была создана такая среда, в которой происходило активное развитие их познавательных и творческих способностей. На занятиях дошкольники узнавали много нового, обогащали свой словарный запас, устанавливали причинно-следственные связи и учились правильно делать выводы.

2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях:

- рисование вместе с детьми на тему: «В лес мы пойдём - грибы найдём»;

- выставка поделок;

- чтение предложенной им литературы и поиск новой.

3. Были созданы:

- новые пособия дидактических игр;

- создана подборка стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, пословиц, поговорок о грибах.

4. Участники проекта пришли к заключению, что проектный метод – очень интересный и продуктивный вид педагогической деятельности. 

Наша работа по данному проекту не только обогатила знания детей, но и повысила уровень их экологической культуры.

 D:\дет сад\фото ст.группа, подг. -20 17\2017 год - фото детский сад\Октябрь 2017\Проект грибы - печать\Печать на стенд для родителей\DSCN7856.JPG D:\дет сад\фото ст.группа, подг. -20 17\2017 год - фото детский сад\Октябрь 2017\Проект грибы - печать\Печать на стенд для родителей\DSCN7800.JPG

D:\дет сад\фото ст.группа, подг. -20 17\2017 год - фото детский сад\Октябрь 2017\Проект грибы - печать\Печать на стенд для родителей\DSCN7804.JPG D:\дет сад\фото ст.группа, подг. -20 17\2017 год - фото детский сад\Октябрь 2017\Проект грибы - печать\Печать на стенд для родителей\DSCN7816.JPG

D:\дет сад\фото ст.группа, подг. -20 17\2017 год - фото детский сад\Октябрь 2017\Проект грибы - печать\Печать на стенд для родителей\DSC_2251.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в средней группе.Тема: «Вот грибы, грибочки -выросли в лесочке»

Основной целью проекта стало углубление научных представлений и знаний детей о грибах, формирование познавательных навыков.Задачи проекта:Формировать представления детей о грибах, об их строении,...

" Такие разные грибы"

Презентация для ознакомления с окружающим миром в старшей группе по теме "Грибы"....

Сценарий проекта в средней группе "Мамы разные нужны. Мамы разные важны".

В сценарии стихи, песни про маму, сценка с мамой, спектакль "А что у вас?", игры с мамой и совместный танец...

Проект для средней группы “Мамы разные нужны, мамы разные важны”.

Цель: Обобщение социального опыта ребенка через его творческую и речевую активность, Расширить и  обогатить знания детей о многообразии профессий мам. Воспитание любви и заботливого отношения к м...

Педагогический проект " Такие разные грибы"

Расширить представление у детей о лесе и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни детского сада, группы....

Экологический проект «Такие разные грибы»

Актуальность проекта:Осенняя пора - время ярких листьев, дождей и грибов. Забайкальскийкрай богат и разнообразен по растительному миру. Грибы появляются спервыми лучами теплого весеннего солнца. В лес...

Проект "Такие разные грибы"

Проект "Такие разные грибы"...