Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности "Природные источники света"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Васильева Марина Михайловна

Данный конспект рассчитан для детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_prirodnye_istochniki_sveta.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13» г. Канаш

Конспект

образовательной ситуации

по познавательно-исследовательской деятельности

на тему:

«Природные источники света»

                                                                          Составила:

                                                                      Васильева Марина Михайловна

воспитатель высшей кв. категории

г. Канаш, 2021 г

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: Создание условий для проявления познавательно-исследовательской деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.

Программное содержание:

Задачи:

Образовательные:

Обогатить представления детей о разнообразных источниках света ( солнце, луна, звезды), об источниках света рукотворного мира ( свеча, лампа, фонарик). Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

Развивающие: Развивать любознательность, воображение, мышление, представления об окружающем мире. Развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы; сопоставлять факты. Побуждать к познавательной активности детей. Развивать речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, доброжелательное отношение друг к другу.

Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Материал и оборудование: экран, проектор, ноутбук, магнитофон, презентация, шкатулка, игрушки ( медведь, сорока-белобока, заяц, белка, крокодил, солнце); ребристая доска, ящик с камушками, дуга, мягкие модули, клубок ниток, фонарик, дощечка с песком.

Предварительная работа: Чтение сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Форма проведения: игра-путешествие

Методические приёмы:

  • Игровая мотивация;
  • Сюрпризный момент;
  • Игра-ТРИЗ «Что лежит в шкатулке»
  • Использование ИКТ;
  • Зрительная гимнастика ( по методике Базарного);
  • Отгадывание загадок;
  • Обращение к личному опыту детей;
  • Динамическая пауза «Весёлая зарядка»;
  • Опытно-исследовательская деятельность;
  • Индивидуальная работа;
  • Рефлексия.

Ход занятия

Организационный момент:

(воспитатель подзывает детей к себе)

Педагог:-Ребята, какой сегодня чудесный весенний день. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад?

-Кто пришел с хорошим настроением, то улыбнитесь.

-Кто рад встрече со своими друзьями, то  похлопайте в ладоши.

Педагог: Я вижу , что вы очень весёлые и дружные ребята,  приходите в детский сад с хорошим настроением ,чтобы увидеть снова своих друзей, поиграть, поговорить -ведь мы с вами одна большая и дружная семья. И я вас всегда рада видеть.

Вводная часть:

Педагог: Дети, ой, что утром было,

                Я забыла вам сказать-

                Только в группу я вошла,

                Здесь  коробочку нашла.

Педагог: Как вы думаете, что там лежит?

Дети: (высказывают свои предположения)

Педагог: А здесь игрушки: медведь, зайчата, сорока-белобока, белка, крокодил, солнышко. Они герои  одной известной вами детской сказки. Вы догадались из какой они сказки?

Дети: «Краденое солнце»

Педагог: Правильно. А написал её детский писатель Корней Иванович Чуковский.

 ( показывает портрет)  Мы её с вами читали, а сейчас хочу предложить вам посмотреть фрагмент этой сказки. Присаживайтесь на стульчики  перед экраном моего «волшебного « телевизора.

(дети смотрят отрывок мультфильма  «Краденое солнце», до момента, когда крокодил проглотил солнце и наступила кромешная тьма)

Педагог: Ребята, скажите пожалуйста, чему звери и птицы так радовались? ( солнцу)

Что сделал крокодил? ( проглотил Солнце)

Скажите, какое настроение стало теперь у героев сказки, когда солнышко пропало?

Дети:  грустное, печальное, испуганное, унылое.

Педагог: Подумайте, ребята, что случится если у нас не будет Солнца?

Дети: на Земле будет темно, холодно.

Педагог: Правильно. Солнце-это природный источник света, оно  даёт нам тепло, свет и жизнь на земле .Если бы солнце перестало светить , то наша планета, на которой мы живём, погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы растения, животные, люди .

Педагог: А как вы думаете, где живёт солнышко?

Дети: на небе

Педагог: Правильно. Солнце живёт высоко в небе .

Педагог: Солнце-это очень большая и горячая звезда , которая находится далеко от нас. Каждый день солнышко посылает свои лучики на землю. Солнечные лучи согревают землю , делают мир красивым и радостным.

Педагог: Ой, ребята посмотрите солнечный луч заглянул к нам в окошко

 (на экране появляется солнышко)  , давайте поиграем глазками  с ним.

                                         

                           

                            Зрительная гимнастика (по методике Базарного)

Педагог: Вот наши глазки отдохнули. Давайте скажем ему спасибо.

Дети (хором): «Спасибо, солнышко!»

Педагог: Ребята, а вы любите загадки? 

Педагог: Отгадав мои загадки, вы узнаете , что ещё нам даёт свет.

В чёрном небе до зари
Тускло светят фонари.
Фонари - фонарики
Меньше, чем комарики. (Звёзды)

Педагог:  Звёзды- это природные источники света. Они находятся очень далеко от нас , поэтому они не греют, и  кажутся очень маленькими. Звёзд на небе большое количество .Они бывают разных цветов: белыми, красными, голубыми, жёлтыми, оранжевыми.

Педагог: Слушайте следующую загадку:

Знают взрослые и дети,

Что не солнце ночью светит

Круглолица и бледна

Среди звёзд видна…    (Луна).

Педагог: Луна-природный источник света, она освещает дорогу животным и людям ночью. А теперь отгадайте загадки, с помощью каких предметов  человек может получить свет.

Хоть и плачет огонь,
Всё же, ты его не тронь:
Слёз вода горяча!
Обожжёт тебя…    
(Свеча!)

Горит, а не жжет,
Висит и свет дает
. (Лампочка)

Я волшебную свечу,
Так и сяк в руках верчу.
Не огнем горит она,
Батарейками полна.    
(Фонарик)

Педагог: Ребята, посмотрите на экран и вспомните, какие картинки относятся к природным источникам света, созданные не  руками человека, а природой?

Дети: Солнце, звезды, луна.

Педагог: Правильно вы сказали, а лампочка, фонарик, свеча-это предметы созданные руками человека.

Педагог: Какие же вы молодцы! Ребята, скажите, а всегда ли солнышко светит одинаково? (Нет). 

  Правильно, солнце светит, по –разному в разное  время суток.

 Посмотрите на экран телевизора, как вы думаете какая часть суток изображена?

 (на экране картинка «Утра»)

  Дети: Утро.

Педагог: А с чего начинается ваше утро?

Дети: делаем зарядку, умываемся, идём в детский сад.

 

Педагог:  За утром следует-день. Солнце днём поднимается высоко в небо, дарит всем тепло. Посмотрите!  

( на экране слайд , как солнышко поднимается в небо,)

Сразу на улице становится светлее. Скажите, а что вы делаете днём?

Дети: Занимаемся, гуляем, обедаем, отдыхаем.

Педагог: За днём наступает ВЕЧЕР, солнышко начинает садится, на улице темнеет, становится прохладно. Посмотрите, как солнышко садится! ( слайд на экране, как солнце садится ) 2 раза

Педагог: Вот оно какое солнышко. Ребята, а давайте поможем героям сказки вернуть солнышко на небо, чтобы оно продолжало радовать зверей своим теплом и светом, чтобы все жили счастливо. Вы согласны?

Дети: Да!

Педагог: Наше путешествие на поиски солнца будет необычным и интересным.  А если вдруг нас в дороге настигнет ночь, мы возьмём с собой  «волшебный « фонарик. А как же мы найдем  дорогу, которая приведет нас к Солнцу?

 Голос Солнца: «Здравствуйте, ребята! Я Солнышко. Для того чтобы спасти меня, вам нужно назвать предметы , которые по форме похожи на меня. Удачи , друзья!»

Педагог: Ребята, выручайте, что же бы бывает круглой формы и жёлтого цвета?

Дети: апельсин, мандарин, пуговица, клубок ниток и др.

Педагог:  Посмотрите, вот и клубочек ниток прикатился к нам не случайно,  нужно его вежливо попросить, и он приведёт нас к Солнышку.

«Ты катись, катись, клубок

Через запад на восток.

Покажи же нам дорожку

Приведи нас к Солнышку!»

Педагог: Ну что ж , друзья, вставайте  друг за другом.
В путь мои друзья!  (идут под музыку  ,проходя различные препятствия) 

                   Динамическая пауза «Веселая зарядка»

По дорожке мы шагаем

Выше ноги поднимаем.( ходьба )

Будем весело шагать

И на камни наступать.( ходьба по дорожке здоровья наполненной камешками)

Через речку мы пойдём

По мосточку перейдём. (ходьба по доске)

Осторожно же нагнись,

И под веткой ты пройдись.( использовать дуги)

А потом поднимись,

Подтянись и улыбнись. (ходьба)

Педагог: Ой, ребята посмотрите , (обращает внимание на конец клубочка). Клубочек нас привёл в город «Солнечный».

 (открывается ширма , где из кубиков построен сказочный городок)

Педагог: Вот мы и пришли.

Педагог: Ребята, посмотрите, (встают вокруг стола)  Это глобус-маленькая модель нашей планеты Земля  , на которой мы с вами живём. А это- настольная лампа , она -будет Солнцем, она тоже ярко светит и излучает тепло. Поднесите аккуратно ручки к лампе, не прикасаясь к ней, чтобы не обжечься.

(Дети подносят руки, чувствуют тепло)

Педагог: Варя, что ты чувствуешь? А ты Никита?

Педагог: Поднеся руки к лампе, мы чувствуем тепло.

Солнышко светит всегда, во все времена года по –разному. Подумайте, в какое время года солнышко светит больше и ярче?

Дети: Летом.

Педагог: А в какое время года меньше греет землю?

Дети: Зимой.

Педагог: Правильно, а наша планета постоянно  вращается. Посмотрите ( демонстрирует). 

Педагог: Скажите, а вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Педагог: Давайте мы попутешествуем по нашей красивой планете. Мы обозначим флажком наше местоположение. (ставит человечка) . Посмотрите, у нас какое время суток?

Дети: День .

Педагог: Верно. Там где солнышко освещает бочок Земли –это день, и мы говорим: «Солнышко встает!»; А теперь мы отправимся в другой город (переставляет человечка) .Скажите , какое время суток сейчас?

Дети: Ночь.

Педагог: Верно. А  когда наша планета поворачивается другим бочком, мы говорим: «Солнышко садится».

Педагог: Скажите, а что вы делаете ночью?

Дети: Спим.

Педагог: Верно. И солнце ложится спать, как и мы с вами.

Педагог: А как вы думаете. Где же  нам искать солнышко? Может оно спит? А?! Я кажется придумала, наверное оно спряталось.  А чтоб его найти нам поможет «волшебный « фонарик», который мы взяли в дорогу.

Я сейчас посвечу, а «волшебный « лучик покажет где оно спряталось! (дети находят дощечку с  желтым песком, заранее приклеенным в форме солнца клеем ПВА)

Педагог: Какого цвета песок?

Дети: жёлтого.

Педагог: И солнце у нас желтого цвета, давайте мы вместе на песке нарисуем солнце! (дети под музыку рисуют: воспитатель рисует круг, а дети по очереди лучики)

Педагог: А теперь  я аккуратно отряхну  песок. ( на поднос) Что же мы видим?

Дети: Солнце!

Голос: «Спасибо, ребята! Вы вернули меня на небо, теперь я снова буду радовать своим теплом и светом. До свидания, ребята!»

Педагог:  Ребята , вам понравилось путешествие? На поиски какого природного источника света мы отправились? (Солнца). А какие природные источники вы еще знаете? ( луна, звёзды)

Педагог: Молодцы! А теперь нам пора возвращаться в детский сад, пока не стемнело.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по познавательно - исследовательской деятельности на тему «Свет»

НОД по познавательно - исследовательской деятельности на тему «Свет»...

Конспект, совместной познавательно-исследовательской деятельности, проведенный на День открытых дверей, в старшей группе 03 «Светлячки». Тема: «Свойства света и тени»

Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка.Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).Форма НОД: занятиеФорма организации (групповая)Задачи:1. познако...

Познавательно-исследовательский проект "Путешествие вокруг света "Хочу все знать"" (планирование)

Данный проект даст возможность расширить знания детей подготовительной к школе группы об окружающем мире через познавательно-исследовательскую деятельность....

Познавательно-исследовательский проект «Все на свете нам нужны! (мир насекомых)».

Экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется  во всех её звеньях. Дошкольный возраст - это...

Презентация к познавательно - исследовательскому проекту " Вода - источник жизни".

Презентация с фото и описанием целей и задач проекта, а также его этапов....

Познавательно-исследовательский проект "Сахар-источник энергии"

Актуальность реализации проекта:Значение сахара для человека очень велико. Наш организм не смог бы существовать без продуктов, содержащих сахар. Важную роль в организме  играет сахар, а именно гл...