Конспект НОД в старшей группе Тема: «Куда улетают птицы?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Людмила Валентиновна Данилович

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и тд), их разнообразии;
учить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания;
активизировать словарь (перелетные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилет, размножение).

Планируемые результаты: имеет представление о животных Севера; определяет их по внешнему виду, знает их названия; знает особенности климата и состав растительного и животного мира Арктики.

Оснащение занятия: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц» (муз. и сл. Ю. Литовко),графическая модель с обобщёнными признаками птиц.

Предварительная работа: беседа «Птицы перелетные и зимующие», д/и «Узнай по описанию», «Четвертый лишний».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuda_uletayut_ptitsy.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение  

д/ с  «Звездочка» г. Зернограда

Конспект НОД в старшей группе

Тема: «Куда улетают птицы?»

Составила: воспитатель Л.В.Данилович

2021г.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и тд), их разнообразии;
учить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания;
активизировать словарь (перелетные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилет, размножение).

Планируемые результаты: имеет представление о животных Севера; определяет их по внешнему виду, знает их названия; знает особенности климата и состав растительного и животного мира Арктики.

Оснащение занятия: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц» (муз. и сл. Ю. Литовко),графическая модель с обобщёнными признаками птиц.

Предварительная работа: беседа «Птицы перелетные и зимующие», д/и «Узнай по описанию», «Четвертый лишний».

 

Содержание организованной деятельности детей:

Здраствуйте, дети.  

Каких только птиц нет на свете! В какое время года птиц больше? (Летом.)

Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края? (Перелетные )

А тех, которые остаются с нами? ( Зимующие)

Каких зимующих птиц вы знаете? (Синички, воробьи, голуби, вороны.)

У нас в группе тоже есть птица. (достает игрушку птичку би-ба-бо) Это Каркуша и она очень удивлена тем, куда подевались ее подружки кукушка Ку-ку и соловей Петька. А вы знаете? ( Они улетели в теплые края.)

     Почему многие птицы улетают? ( Потому что очень холодно. Птицам нечего  

     кушать.)

      Правильно. А теперь пройдите и сядьте на стулья и мы поговорим подробнее о птицах, а Каркуша посидит и послушает.

Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми, то зимой…( Им  нечем кормиться)

 А каких насекомоядных птиц вы знаете? (Скворцы, ласточки, кукушки, стрижы. ).

 Как их отличить? Не знаете? По клюву: он прямой, удлинённый или заостренный, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии . (Дети смотрят фотографии  птиц, демонстрируемые воспитателем. )Вот скворец, ласточка, стриж, ,кукушка, иволга, соловей. А вот и трясогузка. Педагог читает отрывок из произведений К. Благосклонова и В. Строкова о белой трясогузке.
Трясогузка-одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склевывает с земли и растений насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое или поднимается в воздух и догоняет улетевшую добычу. Трясогузка-очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поет свою простенькую веселую песню. Трясогузка-птичка доверчивая. Человека она подпускает нередко на 3-5 шагов. Чаще всего ее можно встретить около воды и жилища человека.
- Кто – нибудь из вас видел трясогузку?(
 Нет. ) Почему ее называют спутником человека?( Потому что она находится возле домов людей.) Трясогузке удобно ловить насекомых? Можно ее назвать перелетной птицей? (Да).  Почему? (  Потому что она улетает самая первая.)

-  Правильно, трясогузка улетает одной из первых, как и все насекомоядные птицы. Потом улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете.
- Рассмотрите на фотографиях овсянку, чижа и зяблика. ( Дети рассматривают фотографии овсянки, чижа и зяблика.)

Позже всех улетают утки и гуси, они собираются в путь, когда замерзают водоемы, потому что это водоплавающие птицы.
- Рассмотрите фото гуся и сравните его с трясогузкой. ( Рассматривают фото гуся и сравнивают с трясогузкой.)

 Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?( Потому что гусь – это водоплавающая птица. )

 Кто догадался, почему так говорят : «Гусь в воде купался, а сух остался?»

(Потому что они отряхиваются и не остается капелек воды.)

Пальчиковая гимнастика

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять,

По очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак, начиная с большог.

Собираемся гулять.

Покажите растопыренные пальцы правой руки.

Катя саночки везет

От крылечка до ворот,

Проведите указательным и средним пальцами правой руки по стол.

А Сережа на дорожке

Голубям бросает крошки.

Сложив пальцы «щепоткой», делайте бросающие движения.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики мя.чики

Помашите кистями правой и левой руки.

Воспитатель показывает рисунки, на которых изображены разные птичьи стаи. (Дети рассматривают рисунки с изображением разных птичьих стай.)
- Перелетных птиц много, но нам редко удается их увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают. Почему?  (Потому что осенью холодает
.)
Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А знаете вы, что во время перелета многие птицы придерживаются строгого порядка? Причем у разных птиц этот порядок свой: Журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы (орлы, ястребы) компаний  не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?
Дети давайте поиграем в игру. Логическая игра «Кто за кем и как полетит?».
Воспитатель предлагает детям фото и рисунки разложить в порядке, соответствующем очередности отлета птиц, и рассказать, кто, когда и как полетит в другие края.
Педагог читает стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черный
В  огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.

Ну, что, Каркуша, теперь ты знаешь, куда улетели твои друзья.  Не расстраивайся, скоро придет весна и вы снова увидитесь.

- О каких птицах мы беседовали?

- В какую игру играли?

Дети вам понравилось занятие?

Что вам понравилось больше всего?

Вы все молодцы. До свидания.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Куда улетают птицы?" Старшая группа

Конснект НОД "Познание. ФКЦМ" "Куда улетают птицы" направлен на формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о перелетных птицах....

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познание. Формирование целостной картины мира» по теме: «Куда улетают птицы?».

Конспект  непосредственной образовательной деятельности«Познание. Формирование целостной картины мира» по теме: «Куда улетают птицы?»Возрастная группа: средняя.Цель: расширить пре...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Куда улетают птицы"

Составитель (ФИО) Евсеева Виктория АлександровнаОбразовательные области: Речевое развитиеВозрастная группа  Подготовительная...

Конспект занятия "Куда улетают птицы" средняя группа

Конспект занятия "Куда улетают птицы" средняя группа...

конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе "Куда улетают птицы?"

Цель: дать детям представление о птицах (внешний вид,среда обитания и т.д. ) их разнообразии.Задачи:Обучающая: учить делить на перелетных и  зимующих на основе связи между характером корма и спос...