Конспект НОД по исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие в космос»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

целью конспекта является уточнить и расширитььбпредставление детей о космосе через проведение опытов и экспериментов. Занятие можно разделить на 2 части. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos_opyty.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Городского округа Балашиха «Детский сад №7 «Солнышко»

Конспект НОД

по исследовательской деятельности в средней группе

«Путешествие в космос»

Подготовила воспитатель

Климович Д.И.

г.о. Балашиха, 2021

Образовательная область:  «Познание»

Цель: уточнить и расширить представления детей о космосе через проведение опытов и экспериментов.

Задачи:

Образовательные:

- уточнить представление детей о космосе, планетах, звездах.  

- учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, проявлять активный познавательный интерес;

Развивающие:

-развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать, интерес к экспериментированию.

- развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение

Воспитательные:

- воспитывать активность, инициативность; умение работать в коллективе.

Оборудование:

Для опытов – воздушный шарик, мячик на резинке, поднос с манкой и камешки, глобус, настольная лампа, красители пищевые, вода, подсолнечное масло, стаканчики, шипучки.  

Предварительная работа:

Беседы о космосе, просмотр презентаций о космосе, рассматривание иллюстраций про космос.

Словарь: космос, планеты, ракета, луна, скафандр, иллюминатор, спутник.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним замечательное стихотворение где есть слово «здравствуй».

Дети: Я здороваюсь везде, дома и на улице,

Даже здравствуй говорю я соседской курице

Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое

Здравствуй вольный ветерок

Здравствуй маленький дубок

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

Воспитатель: Ребята, а что у вас в стихотворение золотое?

Воспитатель: А где живет солнце?

Воспитатель: Правильно на небе. А что еще можно увидеть на небе? (Луну, звезды).

Воспитатель: Да, действительно, люди давно смотрят в небо и видят разное. Днём мы видим – солнце и тучи, а ночью звёзды и луну. А как еще можно назвать место, где живут солнце, луна и звезды? (космос)

Воспитатель: - Что такое космос? Это планеты, звезды.  Космос – это пространство вне Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, частицами. Это планеты, которые вращаются вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты — все это космос! Космос – это Вселенная!

Давайте вместе отправимся в увлекательное космическое путешествие. А на чем же мы можем полететь в космос? (на ракете)

Воспитатель: Ребята, а на самолете можно лететь в космос? А почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Оказывается, самолет взлетает и летит, как бы опираясь на воздух, как делают это и птицы. И у самолета очень маленькая скорость. Нет самолет нам не подходит. Как вы думаете ракета быстрее самолета? А почему? Да ребята у ракеты особый, «реактивный». (повторение индивидуально, группой).

ОПЫТ №1

Воспитатель: Посмотрите у меня шарик. В нем что-то есть? А если мы его надуем, (НАДУТЬ), то в нем окажется много (ВОЗДУХА). И когда мы его выпустим, (ПОКАЗАТЬ ОПЫТ) то устремившись наружу, он вызвал реакцию противодействия: воздушный шарик полетел с ускорением в противоположную сторону от выходящей из него воздушной струи. Так и двигателя ракеты. В двигателе ракеты очень много воздуха и из-за этого ракета развивает очень большую скорость. Да, ракета нам точно подходит!

Воспитатель: А как называют человека, который управляет ракетой? (космонавт).  А вы бы хотели быть космонавтами? (.)

Воспитатель: Тогда нам, как и настоящим космонавтам, необходимо надеть скафандры. Скафандры очень тяжелые. Берем одну штанину - надеваем, затем вторую. Проталкиваем руку в один рукав, затем во второй, застегиваем молнию. (Вжик) Берем шлем, надеваем его на голову. (Шик-шик) Космонавты готовы! Вы что надели? Что надел Ратмир? (хоровой и индивидуальные ответы) Теперь вы уже космонавты, можно отправляться в полет. Итак, экипаж готов к полёту! Для запуска ракеты нужен обратный отсчет. Космонавт Артем начнет обратный отсчет от числа 3, космонавт Злата – от числа 5.

Все вместе: Пять - четыре -  три -  два - один –Пуск! 

Воспитатель: Наша ракета набрала высоту и оказалась в открытом космосе. Земля уже от нас далеко. Ребята, а кто знает, как называется окно в ракете? (Иллюминатор).

Воспитатель: Посмотрите в иллюминатор. Я вижу впереди луна. Луна намного меньше земли и в космосе она выглядит тоже как шар. Луна всегда рядом с землей. Вот как маленький ребенок ходит всегда за мамой, так и Луна словно малыш ходит вокруг Земли. Земля не разрешает луне отдалиться от себя. Давайте посмотрим, как это происходит.

ОПЫТ №2

Воспитатель: Мячик на резинке — это Луна, а ребёнок — это Земля. Ребёнок бросает мячик, резинка натягивается и возвращается на место. Вот так и Луна не может отойти далеко от Земли, сила притяжения возвращает её.

Воспитатель: За это луну прозвали спутником Земли. Скажем все вместе слово «спутник», теперь. (выборочно)

Воспитатель демонстрирует движение Луны вокруг Земли с помощью глобуса с прикрепленным макетом луны, которая вращается вокруг глобуса.

Воспитатель: Наша ракета прилуняется! Посмотрите в иллюминатор на поверхность луны. А Что это за вмятины такие на ней? Кто её так помял? (ответы детей)

Воспитатель: В космосе кроме планет и звезд, движутся еще и метеориты и сталкиваясь с поверхностью Луны образуют кратеры.

Ребята, я приглашаю вас стать космонавтами –экспериментаторами, и увидеть, как же образуются кратеры на луне.

ОПЫТ №3

Воспитатель: Посмотрите это грунт с поверхности луны. На что он похож? (на песок.)

Воспитатель проводит по поверхности рукой, оставляя на ней след.

Воспитатель: Ребята давайте подуем. Что вы видите? Просит детей подуть (следы остались). Когда мы с вами дуем – это выходит воздух. Оказывается, на луне нет атмосферы, нет воздуха. Если бы был ветер, следов не осталось бы.

Воспитатель: Посмотрите это метеориты. Какие они? (ответы детей). Давайте с высоты бросим их на поверхность Луны. И аккуратно поднимем.

Что остаётся? Как называются ямы на поверхности луны? Одинаковые ли ямки образуются? От чего зависит размер ямок-кратеров? А глубина ямки? Воспитатель: Правильно ребята, чем выше   от поверхности камень во время броска, тем больше скорость его полета, а значит, и ямка-кратер будет глубже. А размер метеорита влияет на размер образованного кратера.

Воспитатель: Ну что, дорогие космонавты, отправляемся дальше. А пока мы летим, выполним с вами специальные упражнения для космонавтов.

Физкультминутка.

Я планета ( 2раза)

полетела в космос ( 2 раза)

раз стыковка,

два стыковка,

а вокруг планеты

Солнце и Луна. ( 2 раза)

Воспитатель: Итак, смотрите. Куда мы прилетели? Что вы видите на картинке? (Солнце). Солнце – это планета или звезда? (звезда). Почему же от солнца много света, а от звезд нет? (Солнце располагается близко к Земле, поэтому ее свет и тепло доходят до нее, а другие звезды очень далеко). Можем мы приземлиться на Солнце? (нет, солнце раскаленное). Какую роль оказывает Солнце на жизнь на Земле? (светит, греет, растут растения). Что произойдет, если солнца не будет? (на земле не будет жизни, наступит ледниковый период).

Воспитатель: Ребята, Солнце оказывает влияние на смену времен года и времени суток. Хотите узнать, как это происходит? Давайте проведем опыт.

Для этого пройдите за эти столы.

ОПЫТ №4

На столе стоит настольная лампа (Солнце), рядом – глобус. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Воспитатель включает лампу и потихоньку вращает глобус вокруг своей оси. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Солнце освещает то одну, то другую сторону.

Воспитатель: Если Солнце вверху - то у нас день, если снизу - ночь.

Воспитатель: Ребята, так же Солнце оказывает влияние на смену времен года. Хотите узнать, как это происходит. Давайте проведем опыт.

ОПЫТ №5

Воспитатель: На столе глобус, в руках воспитателя настольная лампа. Земля вращается не только вокруг своей оси, но и еще по своей орбите вокруг Солнца. Воспитатель водит глобус вокруг лампы.

Воспитатель: Если Земля обращается к Солнцу одной стороной - Северным полушарием (у нас лето, то другой стороной – Южным полушарием (у нас зима, а между ними осень и весна.

Воспитатель: Ребята, а я предлагаю вам в нашей лаборатории создать свой собственный космос. Вообразим себя учеными - исследователями? Ребята, подходим к столам, садимся и внимательно слушаем. У каждого на столе стоит стакан с водой, другой стакан с крашеной водой и в белой чашке растительное масло. Берем стакан с цветной водой и выливаем в большой стакан с водой. Затем берем стакан с маслом и тоже выливаем в большой стакан. Затем берем палочку   и все размешиваем. И добавляем в большой стакан белый кусочек шипучей таблетки. (Дети самостоятельно экспериментируют и наблюдают за происходящим)

Воспитатель: Ребята красиво? Что у нас получилось? Молодцы!

Воспитатель: Интересное занятие у нас получилось. Мне очень понравилось работать с такими замечательными ребятами, как вы! Ребята, на занятии нам удалось узнать много нового и интересного про космос и космические объекты.

  • Вам понравилось путешествовать?
  • Кто живет в космосе?
  • Чем вы занимались?
  • С кем вы встречались?
  • Что узнали нового и интересного?
  • Еще хотите полететь?

Мне бы очень хотелось, чтобы вы продолжили изучение данной темы. Ведь это так интересно!  До свидания ребята!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно-образовательной деятельности в средней группе «Путешествие в космос»

Это конспект открытого занятия . В нем интегрированно три области развития: познавательная, речевая, художественно-эстетическая. Применяется интерактивная доска, но все это заменяемо....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие Капельки"

В данной статье представлены навыки исследовательской деятельности детей средней группы. Они под руководством воспитателя  проводят эксперименты в трех зонах: исследовательской лаборатории, приро...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие с Капелькой».

Образовательная область : « Познавательное развитие».Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»....

Конспект ООД поисково-исследовательская деятельность в средней группе «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»

Знакомство со свойством магнита притягивать металлические предметы; формирование  элементарных представлений о плавучести предметов из разного материала; свойствах мыльного раствора; познавательн...

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие с Капелькой в Царство воды"

Форма проведения занятия: познавательно-игровое. Занятие для детей средней группы по поисково-исследовательской деятельности  с целью создания целостного представления о воде как природном явлени...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие в страну знаний»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие в страну знаний»...