Проект "Зима!"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Демешкевич Наталья Николаевна

Цель: дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Здравствуй, Зимушка-зима!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zima.docx46.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников  № 10 «Родничок»                                            

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

"ЗдравствуйЗимушка - зима!"

Для детей старшей группы

C:\Users\Admin\Downloads\443a16101e85487ba61d4e6798b06d4d.jpg

Подготовили: воспитатель

первой квалификационной

                                                                                                    Демешкевич Н.Н.

Февраль, 2021 г.

Актуальность проекта: Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Тема проекта способствует формированию у детей дошкольного возраста целостного представления о зиме; общению ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Цель: дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Здравствуй, Зимушка-зима!"

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный.

Сроки реализации:  декабрь, январь, февраль

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Задачи проекта:

Обучающие:

Уточнить представление детей о зимних,  природных  явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность; систематизировать представление о характерных признаках и явлениях зимы (мороз,  метель, пурга, вьюга,  снегопад; свойства снега: белый, рассыпчатый, холодный, хрустящий,  пушистый, липкий).

Развивающие:

Развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, зависимость между состоянием природы, растительным, животным миром и бытом людей; развивать самостоятельность в решении проблемных ситуаций; развивать эмоциональное состояние детей, умение видеть красоту окружающего мира, восхищаться волшебством времени года зима, радоваться разнообразию зимних забав. Развивать  коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать экологическую культуру дошкольников; воспитывать заботливое отношение к растительному и животному миру, чувства сопереживания, желание прийти на помощь, отзывчивость.

Предполагаемый результат:

По окончании проекта дети смогут: устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменения в природе; появится исследовательский интерес к природе; сформируется осознанно-правильное отношение к окружающему миру.

Формы реализации проекта:

  • Занятия.
  • Беседы.
  • Наблюдения.
  • Досуговая  деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Исследовательская деятельность.
  • Продуктивная деятельность детей. 
  • Чтение художественной литературы.

Интеграция образовательных областей:

«Художественно – эстетическое развитие»  (лепка, рисование),

«Речевое развитие» (составление рассказов о маме, чтение художественной литературы),  

«Социально – коммуникативное» (беседы),

«Физическое развитие»  (подвижные, пальчиковые игры).

Используемая литература:

1 Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2002

2 Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе. Экология. –

Воронеж, 2004

3 Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе. Развитие

речи. – Воронеж, 2004

4 Бардышева Т.Ю. Обучение связной речи детей 5-6 лет. Наглядно-дидактическое

пособие и методические рекомендации. – Москва, 2013

5 Лыкова И.А.

6 Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. –

Москва, 2014

7 Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – СПб,

2000

8 Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-6 лет: программа, рекомендации, конспекты,

игры и упражнения. – Москва, 2013

Этапы проекта

"ЗдравствуйЗимушка - зима!"

Этапы проекта

Деятельность воспитателя группы по проекту

1 этап поисковый

  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов.
  • Создание развивающей среды.
  • Подбор художественной литературы по теме.
  • Разработка мероприятий.

2 этап аналитический

Сбор информации:

- подборка загадок, стихов;

 - подборка предметных и сюжетных картин по теме проекта;

-  консультативный материал для родителей по теме проекта.

3 этап практический

Дидактические игры:

  • «Найди ошибки» (чего не бывает зимой)
  • «Кто что делает зимой»
  • «Найди по следу»
  • «Найди такую же снежинку»
  • «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)
  •  «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах)
  • «Времена года»
  • «Узнай по описанию»
  • «Зимние запасы»
  • «Найдите и покормите зимующих птиц»
  •  «Когда это бывает»
  • «Что сначала, что потом».

Словесные игры: «Какой, какая, какие?»,  «Из чего - какой»

(горка из снега-снежная и т.д.),  «Скажи  наоборот».

Сюжетно-ролевые игры:  «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года»

Настольно – печатные игры: «Времена года»

Подвижные игры:

«Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки», «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках».

Игровые упражнения: «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту». Скольжение по ледяным дорожкам.

Ознакомление с окружающим: «Зима полна серебра», «Идет волшебница зима», «Зимовье зверей».

Конструирование и ручной труд из природного материала: «Зимняя полянка» (моделирование из бумаги и ваты), «Зимовье зверей» (оригами).

Беседы:

  • «Как живут птицы зимой»,
  • «Встреча с зимой»,
  • «Зима в нашем крае», 
  • «Почему мне нравится зима».
  • «Как звери в лесу зимуют».
  • «Как зимуют домашние животные»
  • «Как человек помогает зимой животным в лесу».
  • «Почему скрипит снег?»
  • «Помоги птицам».
  • «Зачем зимой снег»
  • «Осторожно! Зимние травмы»
  • «Как заботиться о здоровье зимой».
  • «Откуда идёт снег» 

Наблюдения:

  • за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)
  • за красотой и богатством зимних красок
  • за птицами
  • за деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки: «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе), «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах). Зимние забавы на улице. Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов со снегом.

Чтение художественной  литературы:

  • Н. Сладков «Суд над декабрём»
  • В. Одоевский «Мороз Иванович»
  • С. Иванов «Каким бывает снег»
  • Е. Трутнева «Первый снег»
  • К. Бальмонт «Снежинка»
  • Г. Снегирёв «Про птиц»
  • Н Сладков «Еловая каша»
  • В. Зотов «Клёст», «О птицах»
  • В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»
  • С. Маршак «Двенадцать месяцев»
  • Бр. Гримм «Госпожа Метелица»
  •  Загадки о зимних явлениях в природе
  • Пословицы и поговорки о зиме.

Рассказывание детей по темам:

  • «Приметы зимы»,
  • «Кому нужна зима»,
  • «Если бы не было зимой снега…».
  • Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов

Непосредственно образовательная деятельность.

Развитие речи: «Зимний лес»; ознакомление с окружающим миром: «Зима в лесу»; интегрированное занятие: «Зимушка-зима!»

Рассматривание иллюстраций, картин серий «Зимние забавы», «Зимние праздники», «Звери зимой», «Художники о зиме». Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»). Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.

Трудовая деятельность:

  • Заготовка корма для птиц
  • Подкармливание птиц.
  • Расчистка дорожек от снега во время прогулки.
  • С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.
  • Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.
  • Расчистка дорожек от снега.
  • Постройка из снега.

Творческая мастерская.

  • Вырезывание снежинок.
  • Оформление макета «Зима»
  • Лепка снежинки.
  • Вернисаж: «Зимушка-зима»
  • Рисование: «Деревья в инее».
  • Рисование : « Зимняя ночь»
  • Рисование «Снежинки - балеринки»

Аппликация: «Заснеженный дом», «Веселый снеговик», «День Рождения Деда Мороза».

Лепка: «Зимние деревья», «Как мы играем зимой», «Девочка в длинной шубке».

Слушание музыкальных произведений:

 «Зимняя сказка»; «Кабы не было зимы..»; «Весёлая зима»; «Раз морозною зимой»; «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского музыка, разучивание песен.

Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»

4 этап презентационный-рефлексивный

Формы работы с родителями:

  • «Супер столовая  для птиц" -  изготовление кормушек для птиц.
  • Оформление папки-передвижки « Прогулки зимой».
  • Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы».
  • Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний»
  • Консультация для родителей «Как сделать прогулку приятной и полезной»
  • Консультация для родителей «Одежда ребенка на зимней прогулке»
  • Конкурс семейных новогодних поделок,
  • Организация выставок детских работ

Результаты проектной деятельности:

  • Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
  • познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;
  • овладели расширенным словарным запасом;
  • имеют представление о природе родного края;
  • знакомы с правилами безопасного поведения на природе;
  • разработаны рекомендации для родителей

Заключение

Во время реализации проекта, у наших ребята расширились представления о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период), они научились понимать красоту природы, высказанную словами, а так же с помощью кисти художника. Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным, у ребят стала более развита познавательная активность их творческие способности, воображение, логическое мышление, умение замечать изменения в природе.