Занятия по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы на тему «Роса»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Амельчева Оксана Валерьевна

вызвать интерес детей к наблюдению за росой;

- помочь им выделить характерные особенности росы (прозрачная, жидкая, холодная);

- дать сведения о том, что роса полезна, как и дождь (росу пьют насекомые, птицы, она полезна для растений);

- довести до понимания детей, что роса бывает не только летом, но и весной, и осенью;

- развивать способность дошкольников сравнивать;

- поощрять стремление любоваться сверкающей на солнце росой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rosa.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по ознакомлению дошкольников

с явлениями неживой природы  на тему «Роса»

Занятие 1

Задачи:

- вызвать интерес детей к наблюдению за росой;

- помочь им выделить характерные особенности росы (прозрачная, жидкая, холодная);

- дать сведения о том, что роса полезна, как и дождь (росу пьют насекомые, птицы, она полезна для растений);

- довести до понимания детей, что роса бывает не только летом, но и весной, и осенью;

- развивать способность дошкольников сравнивать;

- поощрять стремление любоваться сверкающей на солнце росой.

Ход занятия:

Воспитатель: Что появилось на траве сегодня утром, чего не было вчера днем?

Дети: Роса.

Воспитатель: На что похожа роса?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Послушайте, с чем сравнивают росу в русской загадке:

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем.

Чем роса похожа на капельки дождя?

В какое время года можно увидеть на растениях росу?

Почему роса не появляется зимой?

Роса – это хорошо или плохо?

(Ответы детей.)

(Воспитатель предлагает детям смоделировать росу человечками.

Затем читает рассказ Л.Н. Толстого «Какая бывает роса на траве». После чтения дети обсуждают рассказ.)

Воспитатель: Послушайте, какая есть народная закличка про росу:

Утренняя роса –

Добрая слеза,

Ею лес умывается,

С ночкой прощается.

Давайте выучим ее!

(Дети разучивают закличку.)

Воспитатель: А теперь давайте сами вызовем росу прямо сюда.

(Воспитатель совместно с детьми проводит эксперименты.)

Эксперимент 1. Холодную металлическую крышку подносят к носику чайника. Когда из него пойдет пар, на крышке образуются капельки воды.

Эксперимент 2. Горлышко стеклянной банки подносят к носику кипящего чайника. После этого банка ставится на стол вверх дном. Через некоторое время воздух в ней охладится и «выпадет» обильная роса.

Занятие 2

Задачи:

- поддерживать интерес детей к наблюдению за росой в естественных условиях;

- довести до понимания детей, что роса появляется из воздуха (за ночь земля остывает, водяной пар, который находится в воздухе всегда, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды);

- развивать способность делать выводы, умозаключения;

- поддерживать стремление видеть прекрасное в окружающем.

Ход занятия:

Воспитатель: Угадайте, о чем эта загадка:

Утром падаю всегда,

Не дождинка, не звезда.

И сверкаю в лопухах,

На опушках и лугах.

Дети: Роса.

Воспитатель: В какое время суток образуется роса? Почему она образуется утром?

(Ответы детей.)

(Воспитатель предлагает детям смоделировать воздух с помощью человечков газообразного вещества. Днем они очень подвижны, ночью, когда становится холоднее, они, чтобы согреться и отдохнуть, спускаются на землю.)

Воспитатель: Ребята, существует много народных примет, связанных с росой. Какие вы знаете?

(Дети называют народные приметы. Если они не справляются, воспитатель помогает им.)

Народные приметы:

Утром сильная роса и туман – к хорошей погоде.

Роса, образовавшаяся до захода солнца и исчезнувшая до его восхода, – к дождю.

Большая роса – к урожаю льна и конопли.

Появление росы к ночи – к хорошей погоде.

Если роса падает утром – вёдро (вёдро – ясная, тихая, сухая и вообще хорошая погода) будет.

Обильные росы предвещают хороший урожай.

Соловей начинает петь тогда, когда может напиться росы с березового листа.

Воспитатель: Давайте в дальнейших наших наблюдениях попробуем проверить их правильность?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом на тему: «Ознакомление старших дошкольников с явлениями неживой природы».

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, ...

Проект работы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:бумага,дерево.

планирование работы по ознакомлению дошкольников,максимальный подбор практических,игровых,наглядных и словесных методов с описанием их использования....

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на тему: «Сад на подоконнике». Во 2-ой младшей группе

Тема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем в дошкольном образовании. Дети с удовольствием получают информацию о среде, в которой им предстоит жить. Выбирая наиболее по...

Проект по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы: Вода

Проект по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:Вода...

Проект системы работ по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы." Опыты с сахаром и солью"

Проект системы работы по ознакомлению дошкольников с явлением неживой природы: сахара и соли.«Удивительные превращения сахара и соли»Задачи: Развивать  познавательно-исследовательский...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой по теме «Загадка для щенка»

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой по теме «Загадка для щенка» (по рассказу В. Сутеева  «Кто сказал «Мяу») во второй младшей ...