ФЦКМ «Экологическая тропа весной»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Перетрухина Елена Анатольевна

Программное содержание:

Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников

Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее) .

Оборудование: термометр, горячая и холодная вода, стаканы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm4.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

ФЦКМ «Экологическая тропа весной»

Программное содержание:

Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников

Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее) .

Оборудование: термометр, горячая и холодная вода, стаканы.

Ход ООД.

I.Оргмомент.

1.Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по экологической тропе нашего детского сада. Но сначала отгадайте загадку :

Воспитатель загадывает детям загадку, организует беседу.

Я, раскрывая почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня. (весна)

• О каком времени года говорится в загадке?

А какое сейчас время года? Послушайте стихотворение о весне

Михаил Пляцковский

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе – солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей – весеннее!

Ребята, кто мне скажет, о каких признаках весны говорится в стихотворении? (Ответы детей)

2.Работа с термометром.

 Воспитатель. Ребята, мы сейчас проведем эксперимент с термометром, посмотрим, как двигается его столбик, а затем на прогулке с помощью термометра определим температуру воздуха на  улице.

1. Наливаем воды в две чашки: в одну чашку холодную воду, а в другую горячую 2. Помещаем термометр той частью, где находится шарик с жидкостью в чашку с холодной водой и смотрим, как ведет себя столбик с жидкостью на термометре.3. Затем помещаем термометр в чашку с горячей водой и снова смотрим, что теперь происходит со столбиком на термометре.

 Вывод: когда мы поместили термометр в холодную воду, столбик начал опускаться, а когда поместили термометр в горячую воду, столбик начал подниматься.

II.Основной этап занятия.

1.. Сейчас все дружно скажем волшебные слова и отправимся в путешествие.

Раз, Два!

Три, Четыре!

 Три, Четыре!

Раз, Два!

Солнце светит

Ярко – ярко

Нам от солнца

Жарко – жарко

Солнышко, сильнее грей,

 Побежим мы побыстрей.

Солнце, воздух и вода

Наши лучшие друзья!

2.  Стоянка «Сирень»

Вопросы: Ребята, что это за растение?

Послушайте загадку:

Словно гроздья винограда,
На кустах цветы цветут,
И лиловым своим цветом,
Лето в гости к нам зовут!
(Сирень)

На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается …
(Сирень)

Ребята, как вы думаете, сирень -это дерево или кустарник? (сравнить с вязом)

- Ребята, назовите части деревьев и кустарников.

Давайте рассмотрим почки сирени. Они все одинаковые или разные? Почему?(познакомить детей с цветочными и листовыми почками)

  • Они маленькие или большие?
  • Предложить понюхать почки. Как они пахнут?
  • Предложить осторожно потрогать почки. Какие они?

- Хотите быстрее увидеть листочки этих деревьев. Как это можно сделать? Что нужно для того, чтобы листочки появились раньше.

Давайте, возьмём несколько веточек в группу и посмотрим, что произойдёт.

3.Воспитатель: Экологическая тропинка ведет нас дальше, к кормушке. (Дети подходят к объекту). Вот висит кормушка для птиц, но где же птицы? Почему сегодня мы не видим здесь птиц? (Ответы детей) Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу, на земле, в траве. Как вы думаете, чем сейчас питаются птицы? (насекомые, трава, червячки и т.д.) а теперь посмотрите, что это за домик на дереве? Правильно, это скворечник. А кто живет в этом домике? (Скворцы) Как вы думаете, почему скворечник располагаю так высоко на дереве? (Ответы детей: чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака) Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, т.к. там выводятся из яиц маленькие птенчики.

А теперь давайте немного поиграем.

4.Молодцы! А сейчас ребята я вам предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Станем мы деревьями

Сильными, большими. (руки на пояс)

Ноги – это корни.

Их расставим шире (имитация движения)

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

Из глубин далеких

Воду добывали. (наклоны в низ)

Тело наше – ствол могучий.

Он чуть-чуть качается (качаемся)

И своей верхушкой острой

В небо упирается. (руки в стороны, вверх)

Наши руки – это ветви.

Крону вместе образуют. (соединить вместе ладони)

Вместе им совсем не страшно,

Когда ветры сильно дуют. (покачать ветвями)

Пальцы – веточками будут. (руки опустить)

Листья закрывают их.

5. Стоянка «Берёза»

а)Воспитатель. Вы помните, как называется это дерево? (Указывает на берёзу.) Это берёза. У берёзы гладкий белый ствол с тёмными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти черточки берёза дышит, а называются они – «чечевички»! Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол берёзы какой? (Ответы детей.) Ствол более тёмный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? Маленькие клейкие  листочки и длинные серёжки. Девушки носят серёжки, и у берёзки тоже есть длинные красивые серёжки. Осенью эти серёжки рассыпаются на маленькие семена. Дети, представим, что мы маленькие семена берёзы. Дует ветер, семена летают в воздухе. Ветер стих, семена тихо падают на землю. Ребята, как вы думаете, берёза любит солнце? Да, берёзы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца. Берёза украшает наши города. Это красивое дерево. Про берёзку написано много стихотворений, песен и загадок. 

А. Прокофьев «Берёзка»:

 Люблю берёзку русскую,

 То светлую, то грустную,

 В светлом сарафанчике,

 С платочками в карманчиках,

 С красивыми застёжками,

 С зелёными серёжками.

 Люблю её, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То юную, кипучую,

 То грустную, плакучую.

 Люблю берёзку русскую,

 Она всегда с подружками.

 Под ветром низко клонится

 И гнётся, да не ломится!

 

Берёза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать берёзу?

  Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди заготавливают берёзовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия: хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду». Ребята, а вы пробовали берёзовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят берёзовый сок. Птицы устраивают гнёзда на берёзах, а внизу под берёзой можно найти грибы. Они так и называются – подберёзовики. Много пользы приносит нам берёза. Берёзку и другие деревья надо беречь.  Воспитатель обобщает ответы детей: «Берёзкой нужно любоваться, поливать её, не топтать землю около корня и не ломать веточки».

б)Малоподвижная игра «Березки»

Цель: развитие выразительности движений, наблюдательности, воображения.

Возраст: дошкольный.

Описание игры: Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам инструктора:

Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.

Осень. Облетают листья на березах. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону.

Зима. Веточки на березах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.

Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки.

 6.Воспитатель: Не будем больше задерживаться, идем дальше. Следующая остановка у клумбы с цветами.

  Весной еще не все растения высажены на клумбу, потому что ночью бывает холодно. На клумбах уже вскопали землю для посадки цветов. Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе? (Чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы к корням поступал воздух и вода) Посмотрите на нашу клумбу и скажите мне, какие цветы уже появились у нас? (Ответы детей) А теперь я буду вам загадывать загадки о цветах, а вы мне подскажите, есть ли такие цветы на нашей клумбе.

Загадки.

1. Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок —

Остался стебелёк. (одуванчик)

2.Замечательный цветок,

Он как яркий огонек,

Пышный, важный, словно пан,

Распускается... (тюльпан)

3. Вырос он под солнцем жгучим 
Толстым, сочным и колючим. 
(кактус)

4. Мы сплетем веночки летом

Для Оксаны, Маши, Светы,

Для Алёнки, двух Наташек.

Все веночки - из... (ромашек)

 Зовусь я также как конфета,
Но только я цветок такой.
Цвету в саду и огороде летом,
И глаз ваш радую собой (ирис)

  ИРИС  (Íris)  От греческого «iris» — радуга. 

Мелкие звездочки, цвета сирени,

 В небо осеннее дружно смотрели.

И красовались желтком серединки

Чудо-сестрички с куста ... (сентябринки).

III.Итоги занятия.

Воспитатель: Вот такое увлекательное путешествие мы сегодня совершили по экологической тропе.   Понравилось вам? А сейчас пора возвращаться в группу. А по дороге срежем веточки сирени, поставим их в группе воду и понаблюдаем, что с ними произойдёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»

Возрастная группа: младшая Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружаю...

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»

Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарн...

Конспект ООД по экологическому образованию «Экологическая тропа весной» (средняя группа)

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаим...

Конспект по ФЦКМ в средней группе на тему: «Экологическая тропа весной» .

Конспект занятия по фцкм «Экологическая тропа весной» (средняя группа).Цели: Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе.Задачи: Расшир...

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»

расширять представления детей о сезонных изменениях в природе...

Конспект НОД по экологическому воспитанию « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ ВЕСНОЙ»

Воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережному отношению к ней, желание любоваться окружающим миром. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.  ...

Конспект занятия по экологическому образованию «Экологическая тропа весной» (средняя группа).

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе....