Экологически – исследовательский проект «Деревья Краснодарского края»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ладик Наталья Николаевна

Цель данного проекта-продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста и родителей с многообразием деревьев Краснодарского края, воспитывать любовь и патриотические чувства к родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_derevya.docx50.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение детского сада комбинированного вида №22 г.Ейска МО Ейский район

Экологически – исследовательский проект «Деревья Краснодарского края»

Старшая группа №8 общеразвивающей направленности

Руководитель проекта: Ладик Н.Н.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: исследовательский

Участники проекта: дети, родители (законные представители), воспитатели.

По количеству участников: коллективный.

По характеру: внутри ДОУ.

Проект «Деревья Краснодарского края»

Проблема: анализ бесед с детьми и опроса родителей показал недостаточную сформированность знаний детей и родителей о растительности Краснодарского края. В то время как растительный мир Краснодарского края - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка. Он своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них массу радостных переживаний. В процессе ознакомления с природой расширяется кругозор, развивается наблюдательность, любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы.

Тип: творческо - информационный

Цель: продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста и родителей с многообразием деревьев Краснодарского края, воспитывать любовь и патриотические чувства к родине.

Задачи:

- расширить и закрепить знания детей о лиственных и хвойных деревьях. - обогащать словарный запас детей. – научить детей рисовать хвойные и лиственные деревья с помощью схем – алгоритмов. Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком. Воспитывать экологическую культуру, заботливое и бережное отношение к природе; Привлечь родителей к сотрудничеству в патриотическом и экологическом воспитании детей.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное

Продолжительность: сентябрь 2020г.-май 2022

По длительности: долгосрочный

Ожидаемые результаты:

Дети:

Формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.

Воспитатель:

-повышение профессиональной компетенции,

-самообразование по теме: Трудовая деятельность (сбор природного материала -заготовка и сушка листьев, растений для аппликации, гербария.) Родители: Повышение уровня информированности о деятельности ДОУ

-расширение кругозора,

-приобретение знаний о экологическом и патриотическом воспитании детей

ДОУ: Повышения процента включенности родителей в жизнь детского сада и группы в частности;-внедрение и распространение опыта проектной деятельности

Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические:

- наблюдения,

- беседы,

- чтение художественной литературы,

- игры.

Продукт: информационный макет-деревья, растительность, горы, реки родного края.

Участники: дети старшей - подготовительной группы, воспитатель, родители.

Этапы реализации:

Подготовительный этап: сбор информации, подготовка оборудования;

I. Основной этап:

1.Работа с детьми:

- Беседы «Какие деревья родного края я знаю»;

- Отгадывание загадок о деревьях;

- Просмотр презентаций «Деревья Краснодарского края»;

Ознакомление детей с художественной литературой:

Чтение: И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»; заучивание: П. Воронько «Берёзка».

Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года:

И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию;

Прослушивание:

Запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.

Экскурсия:

Рассматривание деревьев на участке.

Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:

- рисование на тему «Нарисуй любое дерево-Береза, Дуб, Ива, Хвойные деревья»;

- аппликация «Дерево осенью»;

- лепка «Ветка рябины»,

Дидактические игры: - Д/игры «Что? Где? Когда?» цель: развитие памяти, «Что сначала, что потом». Цель: формировать представление о деревьях в разное время года; воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям.  «Сравни»;

«С какого дерева листок». Цель: совершенствовать умение сопоставлять листья с деревьями, обогащать словарный запас.

«Подбирай, запоминай, называй» Цель: учить находить картинку, называть изображение на них в соответствии со временем года.

 «Что лишнее». Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять.

«Опиши, я отгадаю». Цель: формировать правильное представление о деревьях, развивать речь детей.

 Развитие речи:-«Деревья нашего края» - составление описательного рассказа о деревьях; творческое рассказывание «Почему нравится это дерево?», «Друзья дерева» сочинение сказок о дереве Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Старик и яблони». 

Ознакомление с окружающим миром.

Деревья – уточнить и закрепить знания о деревьях;

Береги природу - Познакомить с профессиями людей занимающихся охраной природы, формировать представления о природе, как едином целом.

Наш общий дом - Учить находить взаимосвязь живой и неживой природы с деятельностью человека, развивать умения наблюдать, описывать строить предположения

«Путешествие по этажам леса» - Расширить знания детей о лесе, как многоярусной системе, как сообществе множества растений, произрастающих на одной территории: верхний ярус – сосны; ярус ниже – лиственные деревья, ели; ещё ниже – высокие кустарники и подрастающие деревья; нижний ярус – травы, ягодные кустарники, мох; ярус под землёй – корни растений и деревьев.

«Правда ли что бумага «растет»? Как делают бумагу?»- Выявить связь между деревом и бумагой, схематично изобразить процесс изготовления бумаги.

«Откуда к нам пришла мебель?»: Уточнить и расширить представления детей о мебели.

ОБЖ

Будем беречь, и охранять природу - Воспитать у детей природоохранное поведение; развить представления о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению.

Взаимосвязь и взаимодействие в природе - Развить у детей понимание того, что планета Земля - наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек - часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды. Исследовательская деятельность

Знакомимся с деревьями: изучаем листья и крону; кору и ствол; изучаем цветки (соцветия); корни; изучаем плоды и семена; животных, связанных с деревом; почву.

Опытно-экспериментальная деятельность

Условия, необходимые для жизни дерева.

«Может ли растение дышать?» Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения. Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.

Опыт «Как к веткам и листьям поднимается вода»

- Прогулка на территории ДОУ, рассматривание растений и деревьев на участке детского сада; - Наблюдение за тенью дерева, ее движением

- Сколько листьев на дереве, сколько под ним

- С какого дерева листва облетает быстрее

- Трудовая деятельность (сбор природного материала -заготовка и сушка листьев, растений для аппликации, гербария.) 

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц на участке, подкормка птиц.

-Уборка сломанных веток на участке.

Работа с родителями:

- Оформление информационного стенда по теме;

 - Консультация для родителей «Природа как воспитатель». .

- Оснащение предметно-развивающей среды: в группе (подбор картинок,

иллюстраций и литературы о деревьях Краснодарского края, организация совместного изготовления макета);

II. Обобщающий этап:

Систематизация материалов, создание гербария «Листья деревьев»

III. Макет проекта  

Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволило добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. И хотя впереди еще много работы, но полученные результаты убеждают, что объединение семьи и дошкольного учреждения поможет вырастить из маленького человечка гармоничную личность. Задача остается неизменной – научить детей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу. Твердо уверена, что большая экология – та, от которой зависит судьба планеты Земля, начинается с первых шагов маленьких ножек. Поэтому совместно с родителями изготовлен макет: Деревья, горы,реки.

Художественно-творческая деятельность.

Тема: «Русская красавица – береза».

Цель: Научить детей рисовать березу.

Задачи:

- расширить и закреплять знания детей о березе. – прививать детям бережное отношение к природе. – обогащать словарный запас детей.

Оборудование:

- картинки с изображением березы. – краски акварельные, фломастеры, кисточки, емкость с водой, салфетки, бумага для рисования, палитра.

Ход НОД:

Многие художники любят рисовать природу. Они выбирают красивые или чем- то необычные виды природы, например, цветущий луг, таинственный лес, глубоководную реку, золотую рощу и др. места. Они любовались этими видами сами и старались поделиться своей радостью с другими, нарисовав красивые картины. Большую часть этих картин мы можем увидеть в музеях. Но не только художники старались показать всю красоту природы, они рисуют красками на бумаге, а поэты создают картины природы словами. «Картины» поэтов мы не видим, а слышим и представляем себе. Некоторые поэты и писатели раскрыли всю красоту и необыкновенность природы в своих произведениях. Вот послушайте стихотворение И.Бунина «Из окна».

«… Яблони и сизые дорожки Изумрудно – яркая трава, На березах – серые сережки, И ветвей плакучих кружева.

А на кленах – дымчато – сквозная, С золотыми мушками вуаль. А за ней – долинная, лесная, Голубая, тающая даль.

Сегодня мы будем рисовать удивительное дерево – березу, но сначала немного поговорим о нем. Береза – нежное и красивое дерево с белой корой. Не зря береза символизирует природу России, где чаще всего встречается. Русскую березу еще называют «белокурой красавицей». Береза изящное листопадное дерево с тонкими свисающими ветками. У березы белая кора с черными отметинами, которая у основания покрыта мощной черноватой корой с глубокими трещинами. Весной береза выпускает длинные коричневые или зеленые сережки. Осенью же березовые рощи покрываются золотом ярко – желтой листвы. Березу часто можно встретить на городских улицах, в парках и скверах. В древние времена наши предки писали на бересте, сделанной из коры березы. Из бересты плели корзины, делали коробочки и большие короба. Из древесины березы сейчас делают мебель, фанеру, лыжи. Еще в древности люди отметили полезные свойства березы. Например, чай из березовых сережек лечит многие болезни. Распаренный в бане березовый веник дает бодрость и силу и отгоняет болезни. Весной, когда природа просыпается, начинается сокодвижение у деревьев. У березы выделяется вкусный сок, который пьют для укрепления здоровья. Березовые дрова горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат.Про березу есть много пословиц и поговорок: Сломать березу – секунда, Вырастить – годы.

Кто с березы кору снимает, тот ее убивает.Не бывать ветке толще ствола.

Также много загадок о деревьях: Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит. А в один из теплых дней, Май сережки дарит ей. (Береза.)

Разбежались по опушке, В белых платьицах подружки. (Береза.)

Нарисовать березу на первый взгляд не так просто, но если следовать несложным инструкциям, то постепенно все получится. Давайте посмотрим на дерево. Из чего оно состоит? Основная часть дерева – это ствол, покрытый корой. Кора для дерева, как для нас одежда. Она нас греет, защищает от холода, от жары, от комаров и мошек. Так и кора деревьев их защищает зимой вместо шубы и шапки, а летом защищает от жары, насекомых, пыли, воды. Без коры деревья погибают.

Мчится к ним ветер северный, снежный. – Где же, деревья, ваша одежда? Где ваши шапки и рукавицы? Как бы в мороз не простудиться! Лягут сугробы, не станет тропинок, Холодно будет вам без ботинок. Обледенеют ветки и корни. Кто вас накормит, кто вас накормит? (Л.Степанов.)

У каждого дерева свой узор коры. У березы кора белая с черными крапинами. Верхняя часть ствола у всех деревьев тонкая, а к низу ствол утолщается. От ствола дерева отходят ветки. Они отходят от основания ствола, а значит они – основные. Сверху они короткие, а книзу удлиняются. Они изогнутые. На основных ветках есть коротенькие веточки – это дополнительные. Они расположены сверху и снизу на основных ветках.

Шаг 1: Нарисуем изогнутую линию, ведь березы часто бывают изогнутыми и нежными – трогательными.

Шаг 2: Затем придайте обьем стволу и выпустите из ствола изогнутые основные ветки.

Шаг 3: Добавьте шаг за шагом дополнительные веточки на основных ветвях.

Шаг 4: Добавим пятна на коре березы и зеленые листья, выпустив их из каждой веточки. Если листочки покрасить в желтый цвет, то это уже будет березка осенью.

Тема: «Плакучая Ива».

Цель: Научить детей рисовать Иву.

Задачи: - познакомить детей с ивой. – развивать у детей любознательность и мышление. – воспитывать у детей интерес к растительному миру.научить детей рисовать иву пошагово, с помощью схем.

Оборудование: - картинки с иллюстрациями ивы. – краски акварельные, фломастеры, кисточки, емкость с водой, салфетки, бумага для рисования, палитра.

Ход НОД. На прошлом занятии мы с вами рисовали «Русскую Березку», а сегодня я хочу научить вас рисовать другое, не менее красивое и изящное дерево – Иву. Перед тем, как начать рисовать я расскажу вам немного о этом дереве. У дорог, ручьев, на берегу рек, озер и прудов растет большое раскидистое дерево, достигающее иногда тридцати метровой высоты. Это Ива белая или Ветла. Когда – то, очень давно привезли это дерево в наши края, а сейчас ива расселилась у нас. Ветви у нее зелено – желтые. Кора и нижняя сторона листьев покрыты шелковистыми волосками, напоминающими белесоватый налет. Если Ива растет у воды, то здесь особенно заметно, как тонкие гибкие ветви свисают вниз, кончиками листьев касаясь воды. Быть может за это ее и называют «Плакучая Ива».

Кудри в речку опустила, И о чем – то загрустила, А о чем она грустит, Никому не говорит. Эта загадка про плакучую иву. Давайте поразмыслим, почему эту иву назвали плакучей?

Ранним утром на тонких листьях ивы появляются мельчайшие капельки. И как только ветер слегка всколыхнет ветви дерева, капли начинают падать, словно слезы. В этот момент ива напоминает печальную плачущую деву, распустившую свои длинные «волосы» - ветви. Вот потому – то и прозвали дерево в народе «плакучая ива». Название ивы происходит от латинских слов «близко» и «вода». Ива сильно любит воду, что даже затопления не боится. Случается, что весной зальет надолго водой иву, так, что только верхушка дерева торчит. А иве все нипочем. Когда ива зацветает, значит – конец зиме. Ива, символ солнца и весны, - одно из первых деревьев, распускающих свои пушистые почки под лучами весеннего солнца. Ива за свою жизнь успевает принести много пользы. Ивовые почки и сережки едят некоторые птицы. А густые заросли ив – ИВНЯКИ – птицы используют для проживания. У речек и в низинах они всегда растут, Их прутья на корзины и коробы идут.

Кору и прутья ивы используют для плетения корзин, мебели. А из корней ивы делают краску. Ивовую кору применяли при выделке кожи, а также для покраски шерсти в коричневый и черный цвет. Ивовая кора используется в медицине, ее применяют при лечении простудных заболеваний. Сравнительно недавно ученые научились получать из ивовой коры аспирин. Из крупных стволов Ивы долбили корыта, делали легкие лопаты. Из древесины Ивы умельцы изготовляли резную посуду. Вот сколько нового и интересного мы узнали о иве. Но прежде, чем приступить к рисованию мы немного разомнем наши пальчики с помощью пальчиковой игры «Деревья».

Я природу берегу, про деревья расскажу. (движения руками – «фонарики») Чтоб не сохнуть никогда корешкам нужна вода. (руки опущены вниз, шевелим пальчиками) В небе тучки набегают, дождем деревья поливают. (указательным пальчиком стучим по ладошке другой руки)

Ветер в зеленой листве зашумит, (Складываем ладошки друг на друга в виде листа.)

Утром на ветках роса заблестит. (Шевелим пальчиками.) Лучики солнца теплом согревают, (скрещиваем вытянутые пальчики обеих рук в замочек.)

Деревцу сильным расти помогают. (Соединяют обе руки вместе, а пальчиками свободно шевелим, имитируя дерево.)

Теперь, когда наши пальцы готовы к работе, мы приступим к рисованию. Рисовать мы будем с помощью схем – алгоритмов пошагово.

Шаг №1 Рисуем изогнутую линию – ведь ивы часто бывают изогнутыми и нежными.

Шаг №2 Придаем объем стволу и добавляем изогнутые, наклоненные к низу, основные ветки. Они как – бы свисают к земле.

Шаг №3 Добавляем шаг за шагом дополнительные ветки, которые тоже свисают к низу.

Шаг № 4 Крону дерева рисуем красками круговыми движениями, обрисовываем каждую ветку.

Тема: «Долгожитель – дуб».

Цель: Научить детей рисовать дуб.

Задачи: - расширить и закрепить знания детей о дубе. – воспитывать у детей бережное отношение к природе. – обогащать словарный запас детей.

Оборудование: - картинки с изображением дуба. – краски акварельные, фломастеры, кисточки, емкость с водой, салфетки, бумага для рисования,

Ход НОД:

Сегодня мы продолжим учиться рисовать деревья. Вы узнаете, какое дерево мы сегодня будем рисовать, отгадав загадку:

Крепок, строен и силен, Ведь владыка леса он. Он для нас живой свидетель в лету канувших столетий. Из него добротен сруб. Угадали? Это….. дуб.

Да, сегодня мы поговорим о дереве, которое издавна у людей считалось символом долговечности, силы, здоровья и красоты.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться? Ведь до поздней осени он стоит зеленый. Значит, дуб выносливый, значит, закаленный! (И.Токмакова). Лес, в котором кроме других деревьев, растет большое количество дубов, называется дубравой. Есть такая примета: «Дубрава шумит к непогоде. Дуб растет медленно, сначала – сильнее в высоту, позднее – в толщину. Мощные корни дуба уходят глубоко под землю, ствол дуба большой и могучий, потому - то это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров. Дуб выше всех деревьев, т.к. не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету. У дубов темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины – морщины на стволе. Листья и цветки на дубах появляются одновременно в мае, но позже других деревьев. Осенью листья на дубах опадают неохотно, некоторые остаются висеть на ветвях сухими почти всю зиму. Дубы- Деревья долгожители, значит - долго живут. Среди ветвей дуба часто селятся птицы, а под дубами растут многие грибы.

Немного поговорим о дубовых плодах – желудях. Желуди – замечательный корм для медведей, кабанов, белок, различных мелких грызунов и птиц. Особенно любят желуди кабаны, даже поговорка такая есть: «Кабан хоть и сыт, а мимо желудя не пробежит». Есть примета: «Много желудей на дубе – к суровой зиме». Отгадайте загадку:

Как взялась кума за дело, Завизжала и запела, Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб! (пила). О чем эта загадка? О пиле. Как по – вашему, что можно сказать о древесине дуба, если даже у пилы сломался зуб, когда она его пилила? По прочности древесина дуба считается одной уз лучших. Из нее делали ворота, бочки, делали мебель, колеса. В старину воины делали из дуба оружие: дубинки, копья. Особо ценился «мореный» дуб. Люди погружали целые стволы дуба на долгие годы под воду. Вот так бревно: В воде давно лежит, но не пропало, А еще прочнее стало. Действительно, дуб, который находился под водой (морился), приобретал удивительно красивый цвет. Из мореной древесины делали мебель для дворцов, и даже троны для королей. Люди так увлеклись, что вырубили великое множество дубов. Даже царю Петру первому пришлось запретить рубить дубы и советовал людям сажать желуди, ведь именно из желудей вырастают дубы.

Желудь и дуб.

С ветки на землю шлепнулся желудь. Желудь созревший, желудь тяжелый. Он от испуга плачет и плачет, и желудиных слезок не прячет. – Что же мне делать, дуб – исполин? Эй, отвечай – ка, я же твой сын! -Что тебе делать? В землю зарыться, чтобы к весне в дубок превратиться! (Лейла Эрадзе).

Прежде чем начать рисовать это замечательное дерево, мы разомнем пальцы, проведем пальчиковую игру.

«На поляне дуб зеленый».

На поляне дуб зеленый, Потянулся к небу кроной. (тянем руки вверх). Он на ветках среди леса Щедро желуди развесил. (потягивания – руки в стороны) А внизу грибы растут, Их так много нынче тут! Не ленись и не стесняйся, За грибами наклоняйся. (наклоны вперед)! Вот лягушка поскакала, Здесь воды ей, видно, мало. И квакушка бодро скачет, Прямо к пруду, не иначе. (ходьба на месте). Походили, порезвились, И на травку опустились!

Теперь мы готовы начать рисовать.

Шаг №1: Рисуем ствол дуба. Ствол у дуба мощный, ведь он долгожитель. Мы рисуем его в виде высокого широкого треугольника.

Шаг № 2: Рисуем ветки. Они толстые, прямые, смотрят вверх. Затем на каждой ветке рисуем дополнительные ветки, они тоже смотрят вверх.

Шаг №3: Крону рисуем круговыми движениями, обрисовываем каждую ветку.

Тема: «Хвойные деревья».

Цель: Научить детей рисовать хвойное дерево – ель.

Задачи: - обобщить и расширить знания детей о хвойных деревьях. – воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе.

– обогащать словарный запас детей. – научить детей рисовать ель пошагово, с помощью схем.

Оборудование:

- картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев.

- краски акварельные, фломастеры, кисточки, емкость с водой, салфетки, бумага для рисования, палитра.

Прежде чем вы узнаете, о каком дереве пойдет сегодня речь, я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение.

Мы живем на Урале, где тайга без конца, Где высокие сосны тянутся в небеса. Где дремучие ели словно стражи стоят, Где красивые пихты в глубь лесную манят.

Где могучие кедры – богатыри простирают над нами ветви свои.

Название каких деревьев вы услышали в этом стихотворении? (сосна, ель, пихта, кедр). Что общего у всех названных деревьев? (у всех названных деревьев есть хвоя). Это хвойные деревья). Сегодня мы побеседуем о хвойных деревьях и научимся рисовать наше любимое хвойное дерево, без которого не обходится самый замечательный праздник – Новый Год. Это….. ель, а ласково - ЕЛОЧКА! Давайте поговорим о том, чем похожи и чем отличаются хвойные деревья от лиственных деревьев. А для этого нам надо вспомнить для чего на земле растут деревья и, какую функцию они выполняют.

Ответы детей: хвойные и лиственные деревья очищают воздух, кормят птиц своими семенами, служат жилищем для белок и птиц. А еще из деревьев строят различные постройки, мебель. И те и другие деревья растут в лесу, парке, сквере и т.д.

Скажите, если в лесу растут только ели, как этот лес будет называться: ели - ельник сосны – сосняк кедры - кедровник дубы – дубрава

Отличия: У лиственных деревьев большая листовая пластина, листья сначала зеленые, осенью они становятся разноцветными (красные, желтые), а затем совсем опадают.

Хвойные деревья вечнозеленые, вместо листьев у них иголки. По стволам хвойных деревьев течет смола, которую люди собирают, так как смола полезна.

Все ли хвойные деревья вечнозеленые? Лиственница сбрасывает свою хвою на зиму. Остальные хвойные деревья стоят зелеными круглый год, а хвоинки выдерживают суровые морозы и не осыпаются потому, что они покрыты воском, который хорошо защищает их от холода. Вы совершенно верно назвали сходства и отличия лиственных и хвойных деревьев.

Люди сложили много пословиц о лесе, давайте их вспомним. Лес – богатство и краса, береги свои леса. Лес и вода – брат и сестра. По лесу иди – под ноги гляди. Лес не школа, а всех учит. Не высок лесок, а от жары спасет.

А еще в народе говорят, что каждый человек должен посадить дерево.

Мы с вами уже многое узнали о таких деревьях, как береза, дуб, ива. Сегодня поговорим о елке. Это дерево знакомо нам с самого детства. Наш любимый праздник Новый Год не обходится без нарядно украшенной елочки, под которой Дедушка Мороз оставляет для нас подарки.

Ель – высокое, стройное хвойное дерево с густой конусовидной кроной. Хвоя у ели колючая. Растет оно очень медленно; 10 – 15летнее деревце редко бывает выше полутора метров. Живет ель 250 – 300 лет, бывает иногда до 500 лет.

Ель лучше, чем другие деревья очищает воздух и поставляет кислород. Примерно четыре средней величины ели обеспечивают на всю жизнь дыхание одного человека.

Древесина у ели легкая, мягкая. Музыкальные инструменты, сделанные из ели (пианино, скрипки, контрабасы) обладают изумительным звучанием.

Из древесины ели так же делают бумагу, картон, кинопленку. Еще древесину ели широко применяли для изготовления мелких судов – от лодок до пассажирских колесных пароходов. Настои и отвары хвои, шишки применяют в народной медицине, они обладают противомикробным действием. Название ели переводится как смола. Широко еловую смолу используют в медицине.

Существует такая легенда:

В далекие времена все деревья на земле красовались листвой даже в холодные зимы, но все изменилось. Однажды стая птиц летела в южные страны. Одна птица сломала крыло и отстала от стаи. Она искала пристанище на деревьях. Просила помощи птица у дуба, у ивы, у березы, но все они не ответили на ее мольбы. Только ель приняла птицу на своих пушистых ветвях. Лесной дух разозлился на жестокие деревья и решил проучить их. С морозами пришел холодный ветер и отобрал у дуба, ивы и березы их защиту и красоту – листья.

С тех пор эти деревья вынуждены страдать в зимние морозы. А добродушная ель круглый год имеет зеленое убранство.

Вот сколько нового и интересного мы сегодня узнали о елке и хвойных деревьях.

Прежде чем мы начнем рисовать это удивительное дерево, давайте разомнем наши руки с помощью пальчиковой игры: «Деревья».

Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга). Разные растут деревья (открывают ладони и растопыривают пальцы). Вот уперлась в небеса вся смолистая сосна (соединяют локти «стволы», раскрывают ладони «кроны»).

Распустила ветви – косы белоствольная береза («фонарики» с движением вверх, вниз)

Дуб раскинул свои ветви, и не страшен ему ветер (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы) Ель иголки распустила (опускают руки через стороны вниз с растопыренными пальцами)

И грибочки все закрыла (показывают гриб – указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка)

Шелестят листвой деревья словно разговор ведут, Руки – ветки распустили, птичек в гости к себе ждут (сцепляют большие пальцы, разводят ладони в стороны – показывают птиц).

Вот теперь наши руки готовы к тому, чтобы перейти к рисованию елки, а помогут нам в этом схемы – алгоритмы. Рисовать мы будем пошагово.

Шаг №1 Обозначаем ствол будущей елки в виде линии.

Шаг №2 Расширяем ствол дерева: получается высокий узкий треугольник. Затем рисуем большие ветви дерева. Все ветви тянутся к небу, лишь самые нижние ветви наклонены к земле.

Шаг №3 Расширяем скелет крупных ветвей – делаем их более объемными. Затем добавляем на каждой ветке несколько маленьких веточек.

Шаг №4 Ствол с ветками «наряжаем» в зеленые иголочки. Получается красивая елочка – зеленая иголочка.

Теоретическая значимость проекта: систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений у детей о деревьях (особенности строения, произрастания, рисования).

Практическая значимость проекта: формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения, развитие творческих способностей детей.

Познавательная значимость проекта: формирование познавательных интересов: наблюдать, анализировать, сравнивать; формирование осознанно-правильного отношения к природе: желания ухаживать беречь и любоваться красотой деревьев.

Приложение 1

Исследовательская деятельность

1.Знакомимся с деревьями:

-для чего деревьям листья, корни, ствол, кора;

- какой высоты дерево;

-какова ширина дерева;

-есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые;

-есть ли у дерева семья;

-есть ли у дерева "детки";

-растут ли такие деревья в городе ещё;

-составление плана участка, на котором растет клен

2. Изучаем листья и крону:

-сколько на дереве листьев, какая крона;

-наблюдение за тенью дерева, ее движением;

-исследование листьев;

-исследование почек.

3.Изучаем кору и ствол:

-чем покрыт ствол;

-ширина, длина;

-что такое кора, для чего служит, какая она;

-чем пахнет в разное время года кора, ствол (сухую погоду, после дождя.);

-есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи;

-есть ли на коре следы, оставленные человеком;

-наблюдения за кольцами дерева.

4.Изучаем цветки (соцветия):

-время появления первых цветков;

-как растут цветки на дереве, хорошо ли заметны на дереве;

-чем пахнет цветок, когда сильнее пахнет - утром или вечером, в дождливую погоду или в сухую.

5.Изучаем корни:

-что держит дерево в земле;

-какие корни по длине, выходят ли на поверхность, для чего они нужны.

6.Изучаем плоды и семена:

-какие они, кто их разносит;

-для чего они нужны.

7.Изучаем животных, связанных с деревом:

-какие животные посещают наше дерево (птицы, насекомые, пауки);

-хорошо ли они заметны на дереве;

-какие домашние животные прибегают е дереву.

8.Изучаем почву:

-куда опадают листья осенью, что с ними происходит весной;

-живет ли кто-нибудь в почве под деревом;

-из чего состоит почва под деревом;

-есть ли вода в почве под деревом;

-подкормить почву под деревом, для чего это необходимо.

9.Изучаем иней, дождь:

-как снег помогает деревьям;

-хорошо ли дерево спасает человека от дождя;

-значение осадков для дерева;

-бывает ли на деревьях роса;

-дерево пьет воду, при этом часть ее испаряется с поверхности листьев;

-можно ли спрятаться под деревом от грозы.

Приложение 2

«Может ли растение дышать?»

Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.

Материал: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.

Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.

Через семь дней листок пожелтел.

Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.

Опыт «Как к веткам и листьям поднимается вода»

Вода поднимается по стеблю благодаря тому, что растение пронизано тончайшими сосудами — капиллярами, по которым жидкость движется вверх тем быстрее, чем они тоньше.

В несколько стеклянных банок налейте воды и подкрасьте ее несколькими каплями чернил. Стебли или ветки разных растений срежьте острым ножом (предпочтительнее под водой) и поставьте в банки. Мало-помалу подкрашенная вода заполнит все сосуды растения, подымится по капиллярам. Обнаружить ее движение легко — изменится цвет прожилок на листьях. Если сделать на каждой ветке несколько поперечных срезов, то вы увидите, как расположены капилляры

Приложение 3

Вопросы мониторинга

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?

5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?

6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?

7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?

8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им?

Приведите примеры.

9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

Критерии оценки ответов (баллы начисляются по каждой позиции)

Высокий уровень (8-9 балов) Знания носят обобщенный, системный характер. Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень (5-7 баллов) Имеется определенный объем фактических знаний, системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя.

Низкий уровень (3-4 баллов) Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; неспособен к установлению связей и зависимостей.

Приложение 4

Загадки о деревьях и кустарниках

Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков — иголки.

Назови деревья! (Ёлки)

****************

Жёлто-красная одёжка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (клён)

*****************

 Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой... (осинки)

******************

 Гроздь красна, да не рябина.

Лист резной, да не калина.

Ядовитая она.

Это, братцы,... (бузина)

********************

 Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий тёплый майский день

Глаз наш радует... (сирень)

***********************

 Белый низ, зелёный верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши... (берёзки)

*********************

 В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

**********************

 Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это... (дуб)

*************************

 

Ветви в воду опустила

И о чем-то загрустила.

Посмотрите, как красиво

Над рекой склонилась... (ива)

***************************

 Над ее густой листвой

В зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа

Вкусным мёдом лечит... (липа)

***************************

 Шишки на зелёных лапах,

От коры смолистый запах.

Тут и там иголочки.

Что же это? (Ёлочки)

***************************

 Кто и летом, и зимой

В колкой шубке смоляной?

В дождь осенний и в капель

Не снимает шубку... (ель)

**************************

 На ветвях в весенний вечер

Белые раскрылись свечи.

Держит свечи великан.

Как зовут его? (Каштан)

*************************

 Клейкие раскрылись почки —

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щёголь.

Догадались? — Это... (тополь)

Приложение 5

Пословицы и поговорки о деревьях

Дерево скоро садят, да нескоро от него плоды едят.

От хорошего дерева — хороший плод.

Дерево по плодам, а человек по делам познаётся.

Кривое дерево не разогнётся прямо.

Нет такого дерева, чтоб на него птица не садилась.

Дерево валят туда, куда оно нагнулось.

При сухих щепках и сырое дерево разгорается.

Но откормить коня сухопарого, не отрастить дерева суховерхого.

И на дереве лист на лист не приходится.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Дерево не поранишь — соку не достанешь.

Дерево дереву рознь.

Дерево не поранишь — соку не достанешь.

Дерево с огнём не дружит.

Дерево срубишь — ветви сами упадут.

Дерево с одного стуку не валится.

Из одного дерева, да разные поделки.

Кто деревцо посадит, тот человеку друг.

Не беречь поросли — не видать и дерева.

Не от добра дерево листья роняет.

Под большим деревом и гриб вольготнее растёт.

Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится.

Сломить дерево — секунда, а вырастить — годы.

Старое дерево скрипит, да живёт.

Приложение 6

Игровая деятельность:

1. Дидактическая игра «Сравни»

Цель: каждый ребёнок рассказывает о своём дереве, и сравнивает его с другим

Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.

Например:

Листья у калины осенью как ... (Золото, солнышко)

Калиновые ягодки блестящие, как ... (Бусы, драгоценные камни)

Калина хороша, как ... (Красивая девушка, красавица, царевна)

Воспитатель. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовём калину ласково, нежно? (Калинка)

Калину издавна считают символом нашего родного края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных скатертях.

2. Дидактическая игра «Узнаю деревце»

Цель: учить находить дерево по описанию.

Взрослый предлагает детям назвать деревья, о которых он спрашивает.

Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)

Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клёна)

Какое дерево сравнивают с казаком, богатырём? (Дуб)

С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)

Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)

3. Дидактическая игра «Что?Где?Когда?»

Воспитанники дают ответы на вопросы взрослого.

У какого растения есть ствол? (У дерева)

Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава)

На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках)

А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним)

На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах)

Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? (Цветок)

Какой частью растение пьёт влагу из земли? (Корнем)

Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные растения)

4. Дидактическая игра «Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

6. Дидактическая игра «Назовите растение»

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

7. Дидактическая игра «Что лишнее».

Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

Подвижные игры на участке:

«Найди своё дерево». Цель: Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т.д.) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определённого дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесёт: «Найди своё дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

«Найди такой же лист». Цель: Можно играть в эту игру вдвоём со своим ребёнком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребёнку лист клёна или берёзы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении даётся задание каждый раз найти листья другого дерева.

«Лесные пятнашки». Цель: Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.

«От дерева до дерева». Цель: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придётся сделать прыжков, чтобы достичь цели?

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о берёзе в частности?».

Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?

5. Много ли деревьев растёт около вашего дома? Как они называются?

6. Кто сажает деревья? Для чего?

7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?

8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?

9. Как можно определить возраст берёзы?

10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?

Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?».

Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.

Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».

Цель: Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зелёный цвет.)

- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?

- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)

- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)

- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)

- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)

- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.

- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)

- Ветер переносит семена берёзы.

- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.

- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)

- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Беседа «Красота природы бесценна».

Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Экологические наблюдения.

Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, наблюдая за растениями можно выделить интересные сведения об их названиях, классификации (дерево, кустарник), о внешним виде, назначении, условии их роста; дерева, как места обитания и пищи для птиц; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека, как человек помогает растениям; правила поведения в природе. Экологические знания являются основой экологического сознания через приобщение детей к практической деятельности.

Экологические экскурсии.

Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.

Содержанием экскурсий может стать обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии растений. Во время экскурсий можно собирать природный материал для коллекций. Результаты оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Уроки мышления.

Облегчат ответы на разнообразные вопросы, например: «Почему листья меняют свой цвет? », «Почему у ёлки зелёные иголки? », «Чем питаются деревья? ». Обязательным условием должно быть сочетание познавательной деятельности с практической, формируя интерес детей. Прогулки сочетаются с увлекательным рассказом, с незначительным включением художественных произведений. Это формирует у детей чувство природы.

Коллекционирование.

Составление коллекций природного материала и гербариев способствует привлечению внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах края, об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Уроки доброты.

Цель – Развивать интерес к природе, формировать положительное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Тематика уроков доброты может быть разнообразной. Проводятся как индивидуально, так и группой детей.

Обсуждение и проигрывание ситуаций. Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Тематика таких бесед тоже может быть разнообразной.

Формы работы с родителями.

Полученный результат:

В ходе работы над экологическим проектом «Деревья вокруг нас»:

• у детей возрос интерес к природе ;

• закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках ;

• появилось желание больше узнать о деревьях ;

• сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;

• возросла умственная и речевая активность;

• дети научились самостоятельно делать выводы;

• сформировался эстетический вкус;

• знания и впечатления они использовали на практике и изо деятельности ;

• родители принимали активное участие в благоустройстве участка детского сада, высадке молодых саженцев;

• в организации выставки поделок из природного материала;

Консультация для родителей «Природа как воспитатель».

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.

В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»

И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.

Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий до свиданья!

Защитил ты нас от зноя

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми

глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.

Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.

В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.

Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.

Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.

Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребёнок должен беречь хлеб.

А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать. Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим (не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу. Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

«Наша планета Земля,

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля

Дом наш родимый друзья!

Давайте вместе будем беречь планету.

Другой такой на свете нет.

Разведём над нею и тучи, и дым.

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами».

Литература:

1. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир», М: «Баласс», 2003

2. Дрязгунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – Москва: Просвещение, 1981.

3. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: «Сфера», 2016г.

4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», М: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА». 2009

5. Н.А. Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» - М.: Просвещение, 2003

6. «Экология в картинках» В.Н. Танасийчука Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении.М., Издательский центр детской книги, 1998

7. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду» – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

8. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семейный экологическо-исследовательский проект "Здравствуй, дерево!"

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных работы дошкольного учреждения. Только совместными усилиями мы можем решить важную задачу- воспитание экологиче...

Исследовательская работа "Чудеса Краснодарского края"

Данная работа была представлена на районном конкурсе исследовательских работ "Я - исследователь"...

Деревья Краснодарского края

Данная презентация поможет воспитателям более продуктивно провести занятие о разновидностях деревьев...

Конспект занятия в старшей группе по формированию целостной картины мира : "Хвойные деревья Краснодарского края".

Конспект занятия в старшей группе  по формированию целостной картины мира  Тема: «Хвойные деревья Краснодарского края» Цель: Познакомить детей с видами хвойных деревьев, рас...

Экологический проект "Деревья моего края"

Экологический проект "Деревья моего края"...

Экологический проект «Деревья-нашего края» (средняя группа)

  Девиз проекта:Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.Выше, выше деревце над землей расти.Пусть услышат веточки детский голосокПусть с любовью вырастит деревца росток....

Экологический проект «Природа Краснодарского края»

Цель проекта: Углубление экологических знаний у детей о малой Родине - Краснодарском крае, воспитание у них гуманного отношения к природе через игры, беседы, рассматривание иллюстраций ...