Мастер-класс "Детское экспериментирование"
опыты и эксперименты по окружающему миру

Чиркова Елена Юрьевна

Мастер-класс для педагогов ДОУ по экспериментированию «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_detskoe_eksperimentirovanie.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

Мастер-класс для педагогов ДОУ по экспериментированию

«Детское экспериментирование –

основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Провела:

Чиркова Елена Юрьевна,

воспитатель I кв. категории

2020 г

Цель:  повышение  уровня  профессионального мастерства педагогов, в развитии  познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

- показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

- вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников с разными свойствами предметов;

- развивать у педагогов умение видеть проблему, решать её и делать выводы;

- воспитывать у педагогов интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.

- развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Ход мастер-класса.

      Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.

      Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом, ушами. Он радуется даже самому маленькому открытию. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.

     На своих занятиях я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.

Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

      В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный цыпленок. Его братья и сестры были очень послушными, а он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

      Выйдя за забор, он отправился по тропинке, и вдруг он заметил красивых насекомых. Ему захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать? (Предположения педагогов.)

Опыт №1.

      Поместим их в емкость. Сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Вывод: если смотреть на божью коровку через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.

Продолжаю сказку.

      Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов. Цыпленок думал, как же до них добраться? На берегу озера он не нашел лодки, на которой можно было добраться до цветов, но он нашел консервную банку, поставил ее на воду, забрался в нее и … 

Как вы думаете, что случилось дальше?

Посмотрите, на столе стоят банки. Возьмите каждый по баночке, поместите туда игрушку и аккуратно пускайте в таз с водой.

Расскажите, что происходит с корабликом? (Кораблик плавает и не тонет).

Так что же получается? Кораблик из чего сделан? Как вы думаете, почему гвоздик, винтик и другие предметы тонут, а кораблик (консервная банка) нет? Ведь эти предметы сделаны из железа.

Подумайте и ответьте, что находится внутри кораблика кроме игрушки?  Внутри кораблика много воздуха, поэтому наш кораблик и не тонет. А если вместо воздуха впустить воду? Что получится?

Попробуйте, налейте из лейки воду в ваш кораблик.

Что случилось?  А почему? (Внутри в банке нет воздуха, она и утонула).

Вот так же плавают большие железные корабли. В кораблях обязательно есть воздух.

Вывод: Железо – тонет, но если внутри железного предмета есть воздух, то предмет не утонет, а будет плавать.

Сказка продолжается.

     Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, цыпленок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Какие это были цветы? (кувшинки). Почему это происходит? (Предположения педагогов.)

Опыт № 3.

     На столах у вас лежат заготовки кувшинок, при помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит?

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт № 4

     Цыпленок,  качаясь на лодочке, не заметил, как обронил булавочки в воду, которые хотел вам подарить, уважаемые коллеги, как мы можем достать, не замочив рук? Ваши способы очень интересные, предлагаю магниты.

 Я дарю вам булавочки и хочу, чтобы прикрепили на них свое мастерство, творчество, удачу. Спасибо за участие.

Итог:

     Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.

     Нам удалось найти ответы лишь на несколько вопросов, но мир вокруг нас полон чудес и волшебства. Выберите, пожалуйста, смайлик, который отражает ваше  настроение после представленного мастер-класса.

     Экспериментируйте, не теряйте своей любознательности, и тогда мир откроет вам свои тайны. Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»

Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...

Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....

Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов  по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...