КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

Поет зима — аукает, 

Мохнатый лес баюкает 

Стозвоном сосняка. 

Кругом с тоской глубокою 

Плывут в страну далекую 

Седые облака.

С.Есенин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21.01._ermolaeva_t.f._konspekt_od.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 комбинированного вида Детский сад №12 «Рябинушка» города Бирска

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

НА ТЕМУ:

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»

Составила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Ермолаева Т.Ф.

Бирск-2021 г.

Основная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

Расширять  представления  о  сезонных изменениях  в  природе  зимой (изменения  в  погоде, поведение  зверей    и  птиц ).

Расширять представления  о  характерных  особенностях  зимней  природы (холодно,  идет  снег).

Расширять представление  о многообразии лесных жителей (зверей и птиц); представления  о  жизни диких  зверей и птиц в зимнее время (медведь,  лиса,  белка,  заяц): особенностями  их  поведения  и  питания, о их жилищах, следах на снегу.

Знакомить с правилами поведения в природе (не трогать животных и др.).  

Формировать умение детей рассматривать иллюстрации, понимать их сюжет, отвечать на вопросы воспитателя.

Развивающие: 

Побуждать детей выражать свои чувства и эмоции при помощи активной речи, постепенно отходя от мимики и жестов.

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; расширение предметного словаря; развитие слухового и зрительного внимания.

Развивать любознательность, создание позитивного настроения, дружеской атмосферы в процессе совместного исследования. 

Воспитывающие:

Воспитывать бережное  отношение  к  природе,  умение  замечать  красоту зимней  природы: деревья  в  снежном  уборе,  пушистый  снег, прозрачные льдинки и т.д..

Предварительная работа: Организована и проведена проектная деятельность по темам «От снежинки до льдинки» и «Зимушка-зима в гостях у лесных жителей».

Материалы и оборудование: мольберт, полотно с изображением зимнего леса, иллюстрации: Зима в образе девушки, солнце, туча, снежинки, рябина, следы (заячьи, лисьи, волчьи, птичьи); игрушки: заяц, белка, лиса, медведь, дятел, снегирь, елочки; проигрыватель, звукозапись: «Скрип снега», «Волшебное превращение», «Стук дятла», П.И.Чайковский «Щелкунчик» (танец феи Драже).

Содержание образовательной деятельности

  1. Организационный момент

(Дети заходят в зал, подходят к мольберту, где изображено солнышко)

Воспитатель: Ребята, скажите, что высоко на небе живет, дарит всем свет, тепло и хорошее настроение?

Дети: Солнышко.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Воспитатель: Ребята, покажите как солнышко светит. (Дети поднимают руки, складывают ладошки с растопыренными пальцами друг на друга и двигают поочередно пальцами, изображая тем самым солнышко)

Солнышко ярко в небе сияло,

Лучами своими нас согревало.  

Тучки по небу быстро бежали,

Лучики в тучках надолго застряли  (Соединяем пальцы в замок, выполняем круговые движения)

Но появился ветер могучий

И разогнал все мрачные тучи.  (Поднимаем руки вверх, выполняем волнообразные движения вправо-влево)

Солнышко снова на небе сияет,

Жаркие лучики нас согревают. (Снова поднимаем руки, ладошки  с растопыренными пальцами накладываем друг на друга, перебирая пальцами).

  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стулья.

(Дети садятся полукругом)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это такое?

(Воспитатель показывает снежинку)

Дети: Снежинка.

Воспитатель: А вот еще одна, и еще…Откуда они появились? Откуда падают снежинки?

Дети: Падают снежинки из тучек.

Воспитатель: А когда снежинки бывают? Отгадайте загадку.

Азалия: Снег на полях,

              Лед на водах,

              Вьюга гуляет,

              Когда это бывает?

Дети: Зимой.

(Воспитатель вывешивает изображение Зимы в образе девушки)

Воспитатель: Растянула Зима по небу серые тучи.

(Закрывает солнышко тучкой).

И Зима стала покрывать землю свежим пушистым снегом! (Прикрепляет снежинки). В один день всё кругом разукрасила.

Воспитатель: Побелели поля и пригорки. (На полотне зимний пейзаж).

А почему зимой падает снег, а не дождь?

Захар: 

Когда на небе собираются тучки, они пускают капельки погулять, а мороз тут как тут. Заморозит капельки и сделает из нее разрезные звездочки. Вот такие, как наши.

Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о снежинках. Какого цвета снежинки?

Дети: Белого.

Воспитатель: На самом же деле снежинки прозрачные. Они отражают все, что их окружает, поэтому кажутся белыми.

Воспитатель: А еще какие снежинки?

Дети: Блестящие, красивые.

Воспитатель: А почему снежинки блестят?

Дети: Они отражают солнечные лучики.

Воспитатель: Когда мы идем по снегу, что мы слышим?

(Звуки хруста снега)

Дети: Хруст под ногами.

Воспитатель: Почему же хрустит снег под ногами?

Дети: Это ломаются снежинки, когда мы на них наступаем.

Воспитатель: Вспомним стихотворение про снежинки.

Ева: У сестренки у Маринки

            На ладошках две снежинки.

            Всем хотела показать –

            Глядь, снежинок не видать.

            Кто же взял снежинки

            У моей Маринки?

Воспитатель: Ребята, что же произошло со снежинками?

Дети: Они растаяли.

Воспитатель: А как вы думаете, что же у Маринки осталось на ладошке?

Дети: Капли воды.

Воспитатель: Правильно. Снег тает в ладошках, в теплом помещении, превращаясь в воду.

Воспитатель: А сейчас поиграем с Зимой.

Физкультминутка Зима

Солнце землю греет слабо,                (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,                    (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы                    (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.                     (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,                         (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,                                    (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.                      (Плавные движения руками.)

Воспитатель: А что зимой произошло с водоемами: реками и озерами?

Дети: реки покрылись льдом.

Воспитатель: Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Воспитатель: Приглашает нас зима на лесную полянку в Зимний лес. Но в лесу холодно, надо одеться потеплее.

(Дети имитируют одевания валенок, шапки, шарфа).

Воспитатель: Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы и белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

(На полотне изображение зимнего леса)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какими стали деревья в лесу?

Дети: Засыпанными снегом, белые, красивые.

Воспитатель: Кого можно встретить в зимнем лесу?

Дети: Лесных животных.

Воспитатель: Назовите их.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А кто же там крадётся? (Фигурка зайца)

Дети: Заяц.

Воспитатель: Это заяц меж кустов крадется. Ребята, а почему заяц поменял серую шубку на белую?

Дети: Чтобы его не видно было среди сугробов. Так он прячется от лисы и волка.

Воспитатель: «Оденься и ты, косой, в белую шубку, — решила Зима, — тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь». А сейчас превратимся в зайчат.

Физкультминутка «Зайчик»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки. Движения по тексту стихотворения.

Воспитатель: А кто там прыгает с сучка на сучок? (Игрушка белки на елочке)

Дети: Белка.

Воспитатель: Белка прыгает с сучка на сучок. Расскажите, как белка зимует.

Дети: Зимой белка становится серой. Она ищет свои запасы (орешки, желуди, грибы).

Воспитатель: А вот там кто крадется между деревьями? (Игрушка лисы)

Дети: Лиса.

Воспитатель: Там лиса крадется между деревьями. Лиса меняет цвет своей шубки?

Дети: Цвет становится ярче, шубка пушистее.

Воспитатель: А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. (Прикрепляет лису) Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплей народить. Чудесную шубку припасла ей Зима, просто на диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит!

Воспитатель: Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Чей это след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади — один за другим — два маленьких (Находят на полу изображение заячьего следа) 

Дети: Заячий.

Воспитатель: А это чей? Будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется. (Находят на полу изображение лисьего следа)

Дети: Лисий.

Воспитатель: Это чей след?

Дети: Волчий.

Воспитатель: И серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. (Находят на полу изображение волчьего следа). 

А почему вот медвежьего следа нигде не видать?

Дети: Медведь спит зимой.

Воспитатель: Да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла мишеньку толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! (Дети разглядывают изображение берлоги, засыпанной снегом). А он и рад, из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.

Воспитатель: Как называется жилище медведя?

Дети: Берлога.

Воспитатель: Но не одни только следы зверей виднеются на снегу. На лесной полянке, там, где торчат зелёные кустики брусники, черники, снег, будто крестиками. Чьи это следы? (Находят на полу изображения птичьего следа возле кустиков брусники).

Дети: Птичьи.

Воспитатель: А это кто на дереве? (Разглядывают изображение дятла).

Дети: Дятел.

Воспитатель: Пёстрый дятел, усевшись на ствол старого дерева, начнёт стучать своим крепким клювом. Почему он так делает?

Дети: Дятел ищет жучков и червячков под корой дерева.

Саша: Все деревья с интересом

             Изучает доктор леса.

             Если дерево ест жук,

            Дятел сразу тук-тук-тук.

Воспитатель: Не зря дятла называют доктором леса. Он уничтожает вредных насекомых, поедая их. А так же дятел выколачивает семена из сосновой шишки. Засунет её в расщелину и клювом по ней колотит.

Воспитатель: Как называется дерево, на котором зимой висят красные плоды? (Рассматривают изображение  рябины).

Дети: Рябина.

Воспитатель: Плоды рябины – это маленькие яблочки, собранные в гроздь. А для кого рябина припасла эти гроздья?

Дети: Для птиц.

Воспитатель: Прилетают к рябине снегири, свиристели и лакомятся не самими плодами, а семечками внутри них.

Воспитатель: Раздвинуло Солнышко сизую тучку. (Убирает тучку, появляется солнышко)

Глядит на зимний лес, на долины… А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится. Вспыхнули, засветились снега. А подул ветерок.

Воспитатель: Подули, ребята. (Дети дуют) 

Воспитатель: Стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. (Звуки волшебства)

Воспитатель: Как красиво в зимнем лесу!

  1. Рефлексия

Воспитатель:  Ребята, нам пора возвращаться с прогулки  в детский сад. Покружились вокруг себя. (Дети кружатся, звучит музыка превращения)

Вот мы и в садике. Ребята, где мы сегодня побывали?

Дети: В зимнем лесу.

Воспитатель: Расскажите кого мы видели в лесу?

Дети: Зайца, белку, лису, дятла, снегирей.

Воспитатель: Что мы еще увидели в лесу?

Дети: Следы на снегу, заснеженные деревья, рябину.

Воспитатель: Вы любите зиму? Почему?

Дети: (варианты ответов).

Воспитатель: Зима – замечательное время года. Природа зимой очень красивая. Хотя и холодно зимой, но сколько много зимних забав и игр бывает. Назовите их.

Дети: Катание на санках, лыжах, коньках, можно лепить снежные постройки, фигуры, праздновать Новый год.

Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Сенсорное развитие»

Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»   на тему «Сенсорное развитие...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «ВАРВАРА КРАСА – ДЛИННАЯ КОСА»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Красная Шапочка» города Новочебоксарск Чувашской Республики...

Конспект для детей второй младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Перелетные и зимующие птицы»

Беседа о птицах.Рассматривание иллюстраций " Зимующие птицы", "Перелетные птицы".Чтение рассказов, сказок, загадок о птицах.Пальчиковые игры.Подвижные игры: "Птицы, гнезда, пт...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Поможем мишке быть здоровым».

Цель: Создать условия  для  формирования  у  детей представление о здоровом образе жизни  через игру.Психолого-педагогические задачи:  1. Расширять представление детей о ...

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: "осень в гости к нам приходит"

Цель: Закрепить представления детей об осени, ее признаках.Задачи: 1. Расширять знания детей об осени, как времени года.2. Закреплять знания цветов: желтый, красный, зелёный.3. Продолжать уч...

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Золотая осень"

Цель:Формировать у детей представления о природных явлениях, их взаимосвязи (осень)Образовательные задачи: Закреплять умение определять сезонные изменения (осень- идет дождь, дует сильный ветер, листо...