Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе на тему: «Зимушка-зима в гостях у лесных жителей»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

На земле живут тысячи различных животных. Нет  человека, который не любил бы зверей и птиц, не ухаживал бы за ними. Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие окружающего мира.

Считаю, что благодаря разработке данного проекта дети познакомятся с описанием жизни диких животных в зимний период, повадками животных в природе, получат научно-достоверные знания, обогатится их речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20.12._proekt_zimushka-zima_v_gostyah_u_lesnyh_zhiteley.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 12 «Рябинушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Познавательно-исследовательский проект

во второй младшей группе

на тему:

«Зимушка-зима в гостях у лесных жителей»

                                            Составила и провела: воспитатель Ермолаева Т.Ф.

                                             

2020 г.

Содержание

Пояснение

Тема проекта

«Зимушка-зима в гостях у лесных жителей»

Тип проекта

Педагогический

Вид

Групповой,  познавательно-исследовательский, творческий, игровой, краткосрочный

Образовательная область

Познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Организатор

Воспитатель

Участники проекта

Дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Группа

Вторая младшая группа «Солнышко»

Сроки реализации

Две недели

Актуальность разработки проекта

На земле живут тысячи различных животных. Нет  человека, который не любил бы зверей и птиц, не ухаживал бы за ними. Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие окружающего мира.

Считаю, что благодаря разработке данного проекта дети познакомятся с описанием жизни диких животных в зимний период, повадками животных в природе, получат научно-достоверные знания, обогатится их речь.

Цель проекта

Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Дикие животные», «Зима».

Задачи проекта

Расширять  представления  о  сезонных изменениях  в  природе  (изменения  в  погоде,  растения  зимой, поведение  зверей    и  птиц).  

Расширять представления  о  жизни диких  животных в зимнее время (медведь,  лиса,  белка,  еж  и др.): особенностями  их  поведения  и  питания, о их жилищах и детенышах. Знакомить с правилами поведения в природе (не трогать животных и др.).  

Вызывать интерес к исследованию природы родного края.

Расширять представления  о  характерных  особенностях  зимней  природы (холодно,  идет  снег;  люди  надевают  зимнюю одежду). Организовывать  наблюдения  за  птицами,  прилетающими  на участок,  подкармливать  их.  

Воспитывать бережное  отношение  к  природе,  умение  замечать  красоту зимней  природы.

Формировать умение детей рассматривать иллюстрации, понимать их сюжет, отвечать на вопросы воспитателя.

Побуждать детей выражать свои чувства и эмоции при помощи активной речи, постепенно отходя от мимики и жестов.

Развивать творчество.

Ожидаемые результаты

  • Расширятся знания детей о диких животных, их жизни в зимнее время года.
  • Пополнится словарный запас;
  • Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей.

Форма реализации

  • Дидактические,  коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток;
  • использование DVD для просмотра презентации о диких животных;
  • работа с родителями.

Используемые  виды деятельности

  • Познавательно-исследовательский;
  • Игровой;
  • Чтение художественной литературы;
  • Продуктивный;
  • Труд;
  • Коммуникативный;
  • Двигательный;
  • Музыкально-художественный.

Продукт проектной деятельности

•   Выставка детских работ «Зима в лесу»;

  • Изготовление поделок совместно с родителями «Лесные жители зимой»;

•   Тематическое занятие «Путешествие в зимний лес»

Содержание проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатель:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  с/р игр с детьми. Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных  с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Подборка фотографий, литературы.

Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки  «Лесные жители зимой».

2 этап. Практический

Образовательные области.

Задачи

Виды детской деятельности.

Познавательное развитие

Расширять знания детей о зиме, её признаках и явлениях; познакомить детей с зимними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление  о многообразии лесных жителей (зверей и птиц).

 Закрепить обобщающее понятие «дикие животные», названия диких животных и их детенышей; рассказать детям о жизни животных зимой в лесу: одни меняют цвет шерсти, другие – используют запасы зимой, третьи – легли в спячку, четвертые – ведут активный образ жизни. Закрепить знания о месте их обитания, жилище. Рассмотреть и сравнить следы диких животных на снегу. Найти сходства и различия диких животных от домашних (кабан и свинья, заяц и кролик, волк и собака, рысь и кошка). Сделать вывод: предками домашних животных являются дикие животные. Закрепить умение описывать диких животных зимой по характерным признакам. Воспитывать бережное отношение к животным.

Поддерживать интерес к экспериментированию, определять, что под сугробом снега сохраняется тепло. Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.

  • Рассматривание альбомов: «Дикие животные», «Следы», «Зима».
  • Беседы: «Зима в лесу», «Что бывает зимой?», «Лесные животные зимой», «Животный и растительный мир зимнего леса», «Как животные зимуют в лесу»,  «Звери меняют цвет шубки (заяц, белка)», «Звери, которые зимой спят (медведь, еж, барсук)», «Лиса зимой», «Запасливые звери в лесу», «Активные звери зимой (лиса, волк, заяц, белка, рысь, кабан)», «Зимующие птицы», «Берегите животных!», «Заяц зимой», «Следы зайца на снегу», «Белкины запасы», «Почему медведь зимой спит?», «Предки домашних животных», «Укрытия животных зимой», «Лоси».
  •  Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада.
  •  Загадывание загадок о диких животных леса, о зимних явлениях природы.
  • Экспериментирование 

«Под сугробом тепло». 

  •  Дидактические игры «Кто у кого?», «Назови семью», «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Это правда или нет?», «Какой? Какая?», «Подбери словечко»,«Узнай зверя по описанию», «Кто как голос подает?», «Назови ласково», «Один - много», «Охотник», «Кто чем питается», «Наоборот», «Измени слова по образцу», «Четвертый лишний», «Сложи картинку», «Чей это хвост?», «Скажи одним словом», «Что делает?», «Летает, плавает, бегает», «Сравни человека с животным», «Слова –рифмовки». 

Социально –коммуникативное развитие

Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. Воспитывать бережное отношение к животным. Закрепить правила поведения в лесу.

  • Сюжетно-ролевые игры: «В лесу», «Доктор Айболит», «Поход», «Мастерская».

Речевое развитие

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; расширение предметного словаря; развитие слухового и зрительного внимания.

  • Творческое рассказывание детей по темам «Следы на снегу», «Что я видел в лесу?» Рассматривание сюжетных иллюстраций о зимнем лесе, составление описательных рассказов.
  • Дидактические игры: «Чьи следы?», «Чей хвост?» «Назови животных по описанию», «Семья животных», «Скажи наоборот».
  • Составление описательных рассказов о диких животных и их детенышей зимой.
  • Чтение художественной литературы. 

Пословицы, поговорки, загадки о диких животных и зиме.

  • Чтение и заучивание стихотворений о диких животных и зиме: «Волк», «Лиса»,  «Зайчик», «Белка», «Мышь», «Лось», «Медведь», «Барсук», «Ежик», А.Измайлов «Заяц серый полинял», «Куда улетают на зиму лягушки?», «Он в берлоге будет жить», «Нет в лесу у зайки норки»,  В.Гвоздев «Белая книга», О.Суслова «Новые шубки», «Лесные засони», Л.Громова «Беличье дупло», И.Токмакова «Медведь спит», А.Барто «Сон медведя», «Никому не верится», О.Вациетис «Зимние картинки», М.Садовский «Кормушка», «Разговор с синицей», Ю.Синицын «Синицы», А.Прокофьев «Снегири», С.Есенин «Поет зима аукает», «Заколдован невидимкой», «Заметает пурга», Т.Волгина «Тишина в лесу стоит», Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором».
  • Чтение произведений:  

С.Горбунов «Ах, эта снежная зима», К.Ушинский «Зима», В.Сутеев «Елка», рус. нар. сказка «Заюшкина избушка», «Мороз и заяц», «Заяц Хваста», «Что за зверь?», «Лиса и волк».

Художественно-эстетическое развитие

 Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки. Передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение рисовать прямую линию разной длины; развивать эстетическое восприятие. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, уметь передать их в рисунке. Совершенствовать умение аккуратного нанесения клея на детали аппликации, соблюдать композицию. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.  

  • Драматизация сказки: «Волк и лиса», «Заюшкина избушка».
  • Разучивание песен: «Почему медведь зимой спит?», «Зайка».
  • Рисование: «Елка», «Заяц», «Лиса»,
  • Аппликация: «Кормушка», «Заяц и белка».
  • Лепка: «Зайчишка».
  • Просмотр мультфильма «Елка».

Физическое развитие

Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развивать умение бегать в разных направлениях. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику.

  • Подвижные игры: «Как на горке снег», «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Сова и мышки».
  • Пальчиковые игры: «Животные зимой», «Колючий шарик», «Мама мишек», «У кого какая шуба?», «Заячьи прятки», «»Лесное население», «Белочки», «Серый волк», «Лиса», «Зайчик», «Белка», «В лесу дремучем», «Кто в лесу живет?»
  • Физкультминутки: «Дикие животные», «Весело в лесу», «Звериная зарядка», «Зайка», «Мишка», «Снежная книга», «Зимний лес».

 

Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему «Лесные жители зимой», подборка фотографий, литературы;

- разучивание стихотворений о животных;

- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок.

3-й этап. Заключительный.

•        Поощрение участников выставки «Лесные жители зимой» (грамоты).

•        Подведение итогов проекта.

Дети знают и называют:

- диких животных и их детенышей;

- приспособления животных в зимнее время (линька, запасы, спячка);

- предки домашних животных;

- дети стали более самостоятельны;

- в свободной деятельности широко применяют пение песен;

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творческой деятельности у детей.

-  Оформление выставки «Лесные обитатели зимой»;

-  Тематическое занятие «Путешествие в зимний лес».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД во второй младшей группе по речевому развитию «В гости к лесным жителям».

Цель: обобщение представления детей о диких животныхЗадачи:-расширить знания детей о диких животных, их детенышей.-закрепить начальные сведения о жизни диких животных в среде обитания (где живут, чем ...

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второй младшей группе. Тема образовательной деятельности: "В гости к Лесной Феи".

Фея приглашает детей к себе в гости, на цветочную полянку, где они развивают внимание, логическое мышление...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Речевое развитие» во второй младшей группе Тема: «Зимушка – зима»

Конспект непрерывной  образовательной деятельности    «Речевое развитие» во второй младшей группе  Тема: «Зимушка – зима»...

Конспект итогового занятия по математике во второй младшей группе на тему: « Ребята в гостях у лесных зверят»

Образовательные:1.Закрепить умения различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и прямоугольник.     2.Составить картинку из этих фигур.3. Закрепить умения уста...

Краткосрочный проект в младшей группе. Тема: «Зимушка-Зима»

Актуальность проекта заключается в том, чтобы формировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Дети, особенно младший дошкольный возраст, всегда путают ...

Экологический познавательно - исследовательский творческий проект во второй младшей группе «Трудолюбивые муравьи»

Весна! Это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки во  дети...