Проект по экологическому воспитанию в средней группе детского сада"Природа мордовского края"
проект по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Тезикова Светлана Александровна

Данный проект имеет познавательно- творческую направленность,расчитан на один учебный год и знакомит дошкольников с флорой и фауной республики Мордовия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_priroda_mordovii.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

обособленное подразделение

 «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»







Познавательный проект

по экологическому воспитанию

«Природа родного края»

(для детей 4 – 5 лет)

Срок реализации с 14.09.2020 – 14.05.2021 гг.



                                                         Подготовила: воспитатель

                                                         Тезикова Светлана Александровна

                                    г. Ковылкино, 2021г.

Вид проекта: познавательно - творческий

Тип проекта: долгосрочный

Сроки реализации проекта: 14 сентября 2020 г. – 14 мая 2021г.

 Участники проекта: Воспитатель, дети средней группы, родители.  

Актуальность.

Приобщение  детей к  миру природы  начинается в дошкольном возрасте. И начинать это знакомство необходимо с информации о природе того региона, той местности, в которой живет ребенок. Наши дети живут и воспитываются  в Республике Мордовия. Природа нашего края позволяет нам не только интересно познакомить с ней детей,  но и  научить их восхищаться, любить, сострадать, трудиться. На территории нашей Республики много редких видов растений и животных, занесенных не только в Красную книгу Мордовии, но и  России.

Дошкольники смотрят на окружающий мир с большим интересом, но часто не замечают главного. Благодаря разнообразию форм, методов и приемов работы: бесед, рассказов, наблюдений, игр, сказок, фольклора, можно окунуть наше маленькое поколение в прекрасный мир природы своей родины, чтобы влюбить их в природу родного края.

Наблюдая за детьми нашей группы и разговаривая с ними, я пришла к выводу, что дети лучше знают представителей животного и растительного мира других природных зон лучше, чем представителей природы своего родного края. Воспитанники имеют небольшой запас  знаний о природе, они не всегда могут правильно назвать птиц, деревья, животных, не имеют достаточных знаний о правилах поведения в природе. Поэтому, я считаю, необходимо  привлечь внимание детей к природе своего родного края, познакомить детей с животными и растениями Мордовии, с их средой обитания, особенностями внешнего вида, а также  подвести их к пониманию, что природа и ее обитатели - это живая часть мира, поэтому их нужно любить, беречь, сопереживать.  

Цель: познакомить детей с представителями животного и растительного мира Мордовии, сформировать убеждение, что природа бесценна, поэтому ее надо беречь и охранять.

Задачи:

  • Обобщить знания об окружающем мире.
  • Познакомить детей с представителями животного и растительного мира Мордовии.
  • Формировать  элементарные представления о взаимосвязях в природе.
  • Развитие исследовательской деятельности  детей.
  • Развивать познавательный интерес к окружающему миру, через чтение произведений о природе, через практическую деятельность.
  • Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, мышление, воображение, творческие способности.
  • Развивайте художественное творчество путем  передачи в рисунках, аппликации, лепке образов природы.
  • Воспитывать  любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и разнообразия.

Методы работы над проектом.

  • Словесные (тематические рассказы, беседы,  чтение художественной литературы, консультации и пр.)
  • Наглядные (наблюдение, презентации, демонстрационный материал).
  • Игры (игровые ситуации, дидактические и подвижные игры, экскурсии).
  • Практические (эксперименты, опыты, творческая деятельность).

Этапы реализации проекта

1 этап. Сбор информации, материала и выявление проблемы. Постановка цели и задач.

 2 этап. Разработка и составление плана, подбор и оформление наглядной информации, разработка конспектов образовательной деятельности.

 3 этап. Работа над реализацией проекта, согласно разработанному плану.

 4 этап. Подведение итогов реализации проекта.

Ожидаемые результаты проекта

  • Дети приобретут знания о флоре и фауне Мордовии.
  • Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологического поведения в природе.
  • Узнают о взаимосвязях в природе, а также о зависимости жизни растений и животных от сезонных изменений в природе
  • Сформируется с к исследованию объектов природы.
  • Научатся  наблюдать за отдельными  объектами природы, делать простые сравнения тех или иных видов растений.
  • Развитие  у детей любознательности, творчества, познавательной активности и коммуникативных навыков.
  • Научитесь отражать свои впечатления от природы родного края в рисунках, поделках, рассказах, играх.

Перспективный план проекта

Тема недели

Мероприятия

1.

14.09.20-25.09.20

Что такое природа?

Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа.»

Д/и «Природа - не природа»

Д/и «Живая и не живая природа»

Просмотр передачи «Шишкина школа»  по теме «Царства природы» ( https://youtu.be/428aWY-USMk)

Консультация для родителей «Учите детей любить природу»

Сбор природного материала с родителями (шишки, семена, листья).

2.

28.09.20-09.10.20

В гостях у осени

Беседа «Жизнь природы осенью»

Цикл прогулок «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»

Пальчиковые игры «Собираем листочки», «Хозяйка»

Дыхательная гимнастика «Листопад»

Д/и «Когда это бывает»,

Чтение Г. Скрябицкий «Четыре художника. Осень»

Лепка «Ветка рябины» (пластилинография)

Конкурс поделок из природного материала «Дары природы»

3.

12.10.20-23.10.20

Птицы нашего края

Познавательный рассказ «Птицы мордовского края»

Д/И «Кого не стало», «Назови 5 птиц»

Загадки о птицах

Речевая игра « Кто как кричит», «Закончи предложение»

Пальчиковая игра «Десять птичек - стая»

Чтение Ф. Атянин «Ласточка», Т. Тимохина «Серый воробей», Я . Пинясов «Доктор Тук –Тук»

Мордовская подвижная игра « В журавлей»

4.

26.10.20-06.11.20

Зимующие и перелетные птицы

Беседа «О зимующих и перелетных птицах Мордовии»

П/И «Перелет птиц»

Д/и «Найди по описанию», «Перелетные и зимующие птицы», «Кто чем питается?»

Наблюдение и сравнение птиц у кормушек

Чтение А. Яшина «Покормите птиц зимой»

Конкурс кормушек «Птичья столовая»

Акция «Покормите птиц зимой»(установка и подкормка птиц)

Составление картотеки загадок о птицах

Аппликация из сердечек «Зимующие птицы»

Изготовление фотоальбомов «Зимующие птицы Мордовии» и «Перелетные птицы Мордовии»

5.

09.11.20-20.11.20

Дикие животные

Беседа « Дикие животные нашего края»

Чтение Т.А. Шорыгина « Какие звери в лесу», В. Степанов «Животные наших лесов», мордовская сказка «Медведь-песельник».

Создание экологического альбома «Животные Мордовии»

Рассматривание картин П.С. Меньшикова из серии «Дикие животные»

Д/И «Четвертый лишний», «Найди пару»(детеныши)

Речевая игра «Какой, какая»

Морд. подвиж. игра «Зайцы и волк»

6.

23.11.20-04.12.20

Жизнь животных зимой

Познавательный рассказ  «Как готовятся  звери к зиме»

НОД «Почему заяц зимой белый?»

Викторина «Как зимуют звери?»

Д/и «Кто в домике живет»,  «Чьи следы»

Пальчиковая игра «Кто спит зимой»

П/и «Лиса и зайцы»

7.

7.12.20-18.12.20

В гости к зиме

Беседа «К нам пришла зима»

Цикл наблюдений «Особенности изменений в природе»

Изготовление макета из соленого теста «Зимний лес»

Д/и « Зима – не зима»

Знакомство с зимними приметами

8.

11.01.21-22.01.21

Растительный мир

Беседа «Царство растений»»

Наблюдение «Растения  на территории детского сада»

Чтение  Л. Толстой «Дуб и орешник»

Зрительная гимнастика «Ёлка»

Д/и «Назови 5 деревьев», « С какого дерева листок», «Назови дерево по описанию»

9.

25.01.21-05.02.21

Что такое лес

Беседа «Что такое лес?»

Познавательный рассказ «Правила поведения в лесу»

Д/и « С какого дерева детки», «Можно- нельзя»

Эксперимент «Сравнение веточек и шишек сосны и ели»

Физич. упраж « Кто дальше?» (бросание шишек)

Физкультминутка « В лесу»

Дыхательная гимнастика «Вдыхаем запах леса»

Слушание аудиозаписи «Звуки леса»

10.

8.02.21-19.02.21

Растения луга и поля

НОД «Путешествие на луг».

Познавательный рассказ « Дикие и культурные растения Мордовии»

Дид. игра « Дикие и культурные растения»,

«Четвертый лишний»

Чтение рассказа М. Пришвина "Золотой луг"

Игра с движениями «Урожай».

Создание картотеки загадок о растениях.

Рисование «Полевые цветы»

11.

22.02.21-05.03.21

Водоемы Мордовии

НОД «Путешествие по водоемам Мордовии»

Чтение Т. Тимохина «Куда торопиться речка Синарка»

П/и «Ерши и щука»

Д/и «Назови ласково», «Назови одним словом»

Лепка «Птицы на реке»

12.

09.03.21-19.03.21

Обитатели  водоемов Мордовии

Познавательный рассказ «Обитатели водоемов Мордовии»

Д/и « Назови 5 рыб», «Найди рыбу по названию», «Назови одним словом», «Кто где живет?»

Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим»

П/и «Ерши и щука»

Рисование «Рыбы»

13.

22.03.21-02.04.21

Весна пришла

НОД «Весна пришла»

Д/И «Приметы весны», «Назови ласково», «Весенняя поляна», «Назови одним словом»

Физкультминутки «Краски весны», «Мишка вылез из берлоги», «дует ветер с высоты»

Загадки о весне.

Разучивание закличек о весне.

Весенние эксперименты (почему тает снег, где быстрее тает снег, первые проталины, плывет-тонет, когда бывает капель и др.)

Долгосрочное наблюдение «Огород на окне»

14.

05.04.21-16.04.21

По страницам красной книги Мордовии

Беседа «Что такое Красная книга?»

Познавательный рассказ «растения и животные Красной книги Мордовии»

Д/и «Найди по описанию», «Собери картинку», «Правила поведения в природе»

Рассматривание фотоальбома «Редкие и исчезающие растения и животные Мордовии»

Выставка рисунков «Редкие растения и животные Мордовии»

15.

19.04.21-30.04.21

Заповедники Мордовии

- Беседы «Что такое заповедник?»,

« Заповедные места Мордовии»

- Рассматривание фотоальбома «Заповедные места Мордовии» 

Д/и «Кто где живет?»

Экологический субботник «Природа любит чистоту»

16.

11.05.21-14.05.21

Обобщение и мониторинг

Викторина «Знай и люби свой край»

В процессе работы над проектом в группе была создана необходимая предметно - развивающая среда. В специальном уголке дети имеют возможность закреплять свои полученные знания.  Здесь настольно-печатные и дидактические игры, наборы дидактических карточек по темам, книги с произведениями художественной литературы, фотоальбомы для рассматривания (их я изготавливаю сама).

Разработана так же система организованных занятий и наблюдений.  Материал проекта старалась распределить согласно сезонам, чтобы иметь возможность изучать тот или иной объект в естественных условиях. Если мы рассматриваем бабочку, то лучше наблюдения проводить весной; если даём знания об овощах, то делать это лучше осенью. Так же материал идёт от простого, знакомого и понятного детям, к более сложному. На занятиях знакомимся, как с живой природой: животными и птицами, растениями, рыбами, насекомыми, грибами, так и с неживой: почвой, водой, солнцем. На примере ухода за комнатными растениями и выращивании огорода на окне, дети знакомятся с условиями необходимыми для роста и развития растений. Дети учатся различать живые объекты природы от неживых. Знакомятся с образом жизни животных: местом обитания, способом передвижения, чем питаются, как добывают корм, знают части тела и их особенности. Учатся устанавливать связи между сезонными изменениями и приспособлениями животных и растений.

В ходе ознакомления дошкольников с природой Мордовии использовалась и  опытно-экспериментальная деятельность.  Вместе с детьми мы проводили следующие эксперименты и опыты: «Почему тает снег», «Где быстрее тает снег», «Первые проталины», «Плывет-тонет», «Когда бывает капель», «Сравнение веточек сосны и ели» др. В процессе выращивания «Огорода на окне» проводили исследования «Какая земля», «Солнце», «Вода», «Человек», выясняя насколько растения нуждаются в каждом из этих факторов. Данная деятельность позволяет формировать  у детей исследовательские навыки и интерес к познанию родной природы.

Большое внимание уделяла проведению сезонных прогулок, где мы с детьми отмечаем изменения в природе, учимся любоваться красотой вокруг нас. В процессе наблюдения стараюсь побуждать каждого ребенка отражать свое отношение (нравиться, не нравиться, почему?). В качестве объектов выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев кустарников, трав, мхи, грибы, старые пни, муравейники, и. т.д.) Наблюдения и прогулки позволяют более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты изучаем много раз особенно в разные сезоны года.

Особое значение мы с детьми придали  организации зимнего кормления птиц. Кормушки  у нас самой  разнообразной конструкции, все их  сделали воспитанники со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке. Вместе с детьми мы заготавливаем корм из семян растений и деревьев. Зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию, что человек, кормящий птиц зимой, спасает их от смерти.

На территории детского сада организован цветник, где дети знакомятся с культурными и декоративными растениями. Учится ухаживать за ними, приобретают первые навыки и знания ухода за растениями, при этом трудовая деятельность детей всегда содержит элементы игры, подражания взрослой жизни. В процессе труда в природе  дети подчиняют свою деятельность, свои желания определенным социальным мотивам, учатся  понимать, что их труд приносит пользу людям для сохраняет растения и животных.

Самое главное -  что можно сделать - это объяснить, что все в природе все взаимосвязано на примере простейших и известных  детям объектов (например "цветы- бабочки": если собрать все цветы без разбора, бабочкам нечем будет питаться  и они погибнут; поэтому в лес мы ходим как в гости к друзьям – общаться с обитателями и любоваться красотой природы.

Также при ознакомлении с природой родного края, детей знакомила с множеством произведений художественной литературы (в т.ч. произведения мордовских писателей), которая  помогает обогатить представления об окружающем мире. Большое внимание уделялось разгадыванию и составлению загадок  о птицах, животных, растениях, временах года, заучиванию пословиц и народных примет. 

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической компетентности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение  последних  в области охраны окружающей среды. Для этого я оформляла соответствующие стенды, проводила консультации, давала рекомендации, где и как наблюдать за  природой с детьми. Родители прислушиваются к моим рекомендациям и выполняют все мои пожелания. Например, родители участвовали в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми зимой развешиваем на территории прогулочного участка.  Родители также участвуют в весенне-осенних работах на цветнике, помогают в изготовлении пособий и атрибутов. Вместе с детьми они участвовали в конкурсе поделок из природных материалов.

В результате проделанной работы, наблюдаются положительные тенденции:

  • расширение знаний детей о представителях растительного и животного мира Мордовии;
  • дети стали  осознанней относиться к  природе, оценивать и контролировать свое поведение в природе;
  • проект научил детей рассматривать природу в деталях, восхищаться ее красотой;
  • дети пришли к пониманию зависимости изменений в жизни  растений и животных жизни от сезонных изменений погоды;
  • активизировалась познавательная деятельность.

Если  я научила детей наблюдать за летящей бабочкой, ползающим муравьем, цветущей сиренью, полетом ласточки и тем самым пробудила интерес к огромному миру природы, то проделанную работу можно считать успешной. И я верю, что когда мои воспитанники вырастут, они будут любить свой родной край и относиться к ее природе  с заботой и любовью.

Список литературы.

1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.

2. Голубчик М. М. «География моей республики», С, 1990 г.

3. «Все о Мордовии» Энциклопедический справочник, С, 2005 г.

4. Красная книга Республики Мордовия. В 2-х томах/ Сост. В.И. Астрадамов – С,  2005.

5. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми», М, 2003 г.

6. Николаева С. Н. «»Воспитание экологической культуры в дошкольномдетстве», М.: Просвещение, 2002

7. Ручин А. Б. «Природа мордовского края», С, 2007 г.

Список использованных Интернет-ресурсов.

http://rodnaya-tropinka.ru/priroda-i-rukotvornyj-mir-didakticheskie-igri-dlya-detej

http :// wikipedia .гu

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/10/04/kartoteka-didakticheskikh-igr-po-ekologii-dlya

https://zapoved-mordovia.ru/

http://bio.mrsu.ru/ru/news/179-krasnaya-kniga-respubliki-mordoviya-redkie-vidy-rastenij-i-gribov

https://zoogalaktika.ru/photos/red-data-book-region/red-data-book-privolzhskij/red-data-book-mordoviya#glava1

https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-mordovii/

https://tourismportal.net/nature/zivotnyj-mir-12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект тематического дня в средней группе детского сада

тематический день:"Мой четвероногий друг"...

"Берегиня" - экологический проект родительской студии в средней группе детского сада

Тип проекта: практико-ориентированный; познавательный; исследовательский; творческий.Педагогическая проблема: как привлечь родителей к формированию у детей экологических знаний о природе ямальско...

Педагогический проект "КНИГА" для детей средней группы детского сада.

Педагогический групповой, информационно-познавательный , творческий проект...

Презентация педагогического проекта "Мамочка моя" в средней группе детского сада

Данная презентация отражает работу воспитанников средней группы "Полянка" МДОУ "Детский сад №17" над проектом "Мамочка моя" ....

Проект "Моя семья" в средней группе детского сада.

Проект поможет детям больше узнать о значимости семьи в жизни человека....

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культу...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада. «Птицы нашего края»

quot;Птицы нашего края"Цель: Учить описывать птиц, составлять рассказ по картинкам.Задачи:-Продолжать учить детей пересказывать рассказ по картинкам-Развивать мышление детей, через загадки-Воспи...