Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - исследовательскому развитию в старшей группе "Секретное письмо".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе "Секретное письмо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Секретное письмо"24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

в старшей разновозрастной группе по познавательно – исследовательской деятельности

«Секретное письмо».

 Цель: Формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о невидимых (симпатических чернилах) посредством включения в экспериментально - исследовательскую деятельность.

Задачи: Формировать  представления о веществах, используемых для получения  симпатических чернил. Формировать представление о способах проявления невидимых чернил. Осуществлять познавательное  развитие  детей в процессе экспериментальной деятельности, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению устанавливать причинно - следственные связи. Продолжать учить выполнять правила техники безопасности при проведении экспериментов.

Материалы и оборудование: листы белой бумаги на каждого ребёнка, ватные палочки, лимон, крахмал, сода, молоко,  утюг, свеча, спички, йод, глубокая тарелка с водой, конверт с секретным письмом, картинки на столы: лимон, крахмал, сода, молоко, такие же картинки для детей,  презентация «Тайна невидимых чернил».

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. (Стук в дверь).

Воспитатель: Ребята, нам принесли письмо. Давайте   прочитаем: посёлок Горный «Детский сад», старшая группа. Только не написано, от кого это письмо. Давайте откроем  конверт. (Открывают конверт, а там  белый лист).

Воспитатель: Ничего не пойму, может над нами кто-то подшутил? Или может быть письмо написано какими-то светлыми чернилами?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, кажется я догадалась, письмо написано невидимыми  чернилами, а чтобы его прочитать, нам нужно провести опыт: нам поможет утюг. Подходите все к столу, где стоит утюг. Встаньте так, чтобы всем было видно, и вы друг другу не мешали. Скажите, утюг – это опасный или безопасный предмет?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Верно опасный. Поэтому, этот опыт буду проводить я. Я включаю утюг в розетку, жду, когда он нагреется и проглаживаю письмо горячим утюгом. Что произошло?  

Дети: Появились буквы.

Воспитатель: Ребята, интересно от кого это загадочное письмо, давайте его прочтём. (Читают письмо).

«Здравствуйте, ребята. Ваш друг Незнайка».

Воспитатель: Это  наш друг Незнайка. А как вы думаете, зачем Незнайка отправила нам письмо, написанное невидимыми чернилами?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: А вы хотите научиться делать невидимые чернила и писать ими?  

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Тогда начинаем наши опыты. Садитесь на стулья. Ребята, невидимые чернила,  по  другому  называют симпатические чернила. От обычных чернил симпатические чернила отличаются тем, что написанное ими сообщение  невозможно увидеть, пока не будут применены определённые условия: например, тепло. Сегодня мы с вами выясним, из каких веществ можно сделать невидимые чернила и каким способом можно их проявить, чтобы прочитать сообщение. Сейчас вы выберете карточку, где нарисованы  лимон, сода, крахмал, молоко. Мы с вами разделимся на группы. Те ребята, у кого на карточке  нарисован лимон, подойдут к столу с лимоном   и  будут делать невидимые чернила из лимона. Те ребята, у кого на карточке нарисована  коробка с содой, подойдут к столу с содой и будут делать невидимые чернила из соды. Те ребята, у кого на карточке нарисован пакет с крахмалом, будут  делать невидимые чернила из крахмала. И те ребята, у кого на карточке нарисован пакет молока, будут делать невидимые чернила из молока. Но, перед тем, как начать наши опыты, мы с вами повторим правила безопасного поведения при экспериментировании.

1.Правило: Ничего нельзя пробовать на вкус.

2. Правило: Нужно внимательно слушать инструкции взрослого.

3.Правило: Нельзя бегать, прыгать, толкаться и шуметь.

4.Правило: Работать дружно и не мешать товарищам.

Воспитатель: А  сейчас занимайте свои места за столами, соответственно вашим карточкам.( в группе- 4 стола, на каждом столе – картинка и необходимые материалы для опыта). Ребята, сейчас я подойду к каждому столу и  дам инструкции, что нужно делать.

1 стол – выполняет опыт с лимоном. Один из ребят берёт половинку лимона и  выжимает из него сок в специальную тарелочку. Затем все остальные берут ватные палочки и  рисуют на белом листочке что захотят. Листочки остаются на столах и  сохнут.

2 стол – выполняет опыт с содой. Один  берёт ложку соды и смешивает её с водой. Полученным раствором все остальные ребята рисуют  ватными палочками на листочке всё, что захотят  и оставляют листочек на столе.

3 стол – выполняет опыт с крахмалом. Один берёт ложку крахмала, смешивает её с водой и все рисуют на листочке ватными палочками полученным  раствором. Листочек остаётся на столе сохнуть.

4 стол - выполняет опыт с молоком. Один из ребят наливает немного молока в тарелочку, все берут ватные палочки и рисуют на листочках всё, что захотят. Листочек остаётся на столе сохнуть. А я, пока вы делаете задания, напишу на своём листочке  обыкновенной водой. А потом мы с вами проверим, из каких жидкостей можно сделать невидимые или симпатические чернила.

Ребята, инструкции получены, начинаем проводить опыты. Не забываем про правила поведения  в нашей лаборатории!

Дети: (Готовят «чернила» и рисуют).

Воспитатель: Все молодцы! Пока наши листочки сохнут, подойдите все ко мне, садитесь на стулья. Сейчас вашему вниманию будет представлена презентация про невидимые (симпатические) чернила. Вы узнаете их историю (показ  и обсуждение презентации « Тайна невидимых чернил»).

Просмотр презентации.

Воспитатель: А  сейчас проведём динамическую паузу.

« Мы  устали, засиделись,  нам размяться захотелось (одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки).

То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот, а потом наоборот (повороты корпусом).

Приседания начинаем, ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз, приседать не торопись (выполняют приседания).

И  в последний раз присели, а теперь на место сели (дети садятся).

Молодцы ребята! А теперь нам пора проверить высохли ли наши листочки?

Воспитатели: Сейчас мы будем  проявлять невидимые чернила. А делать это будем разными способами. Садитесь все на стулья, Сначала посмотрим, что  у нас получится с листочками, на которых ребята писали лимонным соком. Я зажгу свечу и подержу  листочки над пламенем свечи.  Этот опыт нужно выполнять очень осторожно, чтобы не обжечься. Поэтому, дома, если вы захотите повторить этот опыт, обязательно делать это со взрослыми. Потому что, здесь присутствует опасный компонент - огонь (воспитатель держит листочки над пламенем свечи и дети видят, как проявляются  надписи).

Ребята, какой вывод можно сделать?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Из лимонного сока можно сделать невидимые или симпатические чернила?  

Дети: Можно.

Воспитатель: А теперь давайте проверим, подойдёт ли содовый раствор для изготовления невидимых чернил. А проверять мы будем тоже нагреванием, но с помощью утюга. Посмотрите, я включу утюг в розетку и нагрею его. Затем я возьму ваши листочки и проглажу горячим утюгом (дети видят, как проявляются надписи).  Ребята, что вы можете сказать?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатели: Подходит содовый раствор для изготовления невидимых чернил?  

Дети: Подходят.

Воспитатель: Но, я хочу вам напомнить, что этот опыт тоже содержит опасный компонент. Какой?

Дети: Утюг.

Воспитатель: Поэтому этот опыт можно проводить только вместе со взрослыми.

Теперь нам нужно проверить, подойдёт ли раствор крахмала для невидимых чернил. Проверять мы будем другим способом. Посмотрите, я возьму чашку с водой, капну туда несколько капель йода, возьму губку и проведу этим раствором по листочкам. Что происходит?

Дети: Проявляются надписи.

Воспитатель:  Какой вывод можно сделать?

Дети:  С помощью крахмала можно сделать невидимые чернила.

Воспитатель: И у нас остались листочки, написанные молоком. Давайте проверим, проявятся ли надписи, при помощи нагревания утюгом. Какой вывод можно сделать?

Дети:  Из молока тоже можно сделать невидимые чернила.

Воспитатели: Ну что, осталось проверить мой листочек, на котором я писала водой. Чем будем проявлять?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатели: Давайте попробуем утюгом, не получается. Попробуем  раствором йода. Тоже не получается. Какой вывод?

Дети: Из воды нельзя сделать невидимые чернила.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня были молодцы! Самые настоящие исследователи!  Давайте повторим, из чего мы с вами делали невидимые чернила?

Дети: Из лимонного сока, содового раствора, крахмала, молока  и воды.

Воспитатель: А с помощью чего проявились надписи?

Дети: С помощью тепла от свечи и утюга, с помощью йодного раствора.

Воспитатель: Из какой жидкости не получились невидимые чернила?

Дети: Из воды.

Воспитатель: Ребята, а что вам сегодня больше всего понравилось?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами проводить опыты. Спасибо вам! Вы можете забрать свои листочки с собой и показать родителям. Я буду очень рада, если вы дома, вместе с родителями, попробуете провести эти опыты и может быть, найдёте другие жидкости, из которых можно сделать  невидимые  или симпатические чернила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему: «Страна - Дружляндия»

- закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи- развивать речь, внимание, память, умение вырази...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в старшей группе «Огонь - друг, огонь - враг »

Цель. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности. Формировать навыки безопасного поведения в чрезвычайной ситуации, умения реально оценивать возможную опаснос...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - исследовательскому развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебное перевоплощение соли »

Cоздать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Закреплять представления детей по познавательно -исследовательскому развитию в обла...