Экспериментально-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе.«Знакомство со свойствами магнита» (опыты)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шидловская Ольга Васильевна

Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magnit.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42» Энгельсского муниципального района Саратовской области  

413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Телеграфная, д. 30

тел./факс (8453) 56-88-97, e-mail: raduga42.engels@yandex.ru   http//www.ds42.saredu.ru

________________________________________________________________________________________

Экспериментально-исследовательская деятельность   в подготовительной к школе группе.

     «Знакомство со свойствами магнита»

                                 (опыты)

Дата проведения:9 марта.

Место проведения: группа

Количество детей: 6 детей

                                                                          Разработала воспитатель:

                                                                                            Шидловская О.В.

                                           Энгельс  2021г.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

• Знакомство с понятием "магнит".

• Формирование представлений о свойствах магнита.

• Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

• Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

• Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Материалы и оборудование:

Для опыта №1: носовой платок ,бумажная салфетка, карандаш ,гайка ,копейка, резиновая мелкая игрушка, пластиковые детали конструктора «лего»,магнит.

Для опыта№2: небольшой контейнер с насыпанной манкой  ,в контейнере лежат металлические мелкие предметы (скрепки ,кнопки ,гвоздики. шайбочки) ,картон бумаги, бабочка на магнитике.

Для опыта№3: стаканчики пластиковые или стеклянные прозрачный  ,вода ,металлические скрепки ,магнит.

Для опыта№4:лист картона с нарисованными полосами(расстояние),разные металлические предметы: монетка, чайная ложка и.т.д.песок,пластиковый стакан,магнит

Ход:

Что такое магнит? Это тело, способное притягивать железные и стальные предметы. Известен давно, еще древние китайцы более двух тысяч лет назад знали о магнитахМагнит – от названия региона, где обнаружили магнитные залежи – Магнисия. Это в Малой Азии.

Со временем люди научились сами изготавливать магнитынамагничивая куски железа.

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами.

Опыт 1: Что притягивает магнит

Предложите ребенку подносить магнит к каждому экспонату и понаблюдать.

какие предметы притягиваются магнитом   ,а, какие нет

 Вывод  : Магнит притягивает предметы из металла (металлические)

, поэтому предметы из железа (металла)отличается от других.

Опыт 2: «Магнетизм действует на металлические предметы через другие материалы»

Опыт проводится в форме игры.

Перед детьми контейнер с мелкими металлическими предметами , засыпанные манкой.. Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад. Просеять? Наощупь? А может с магнитом удобнее? Дети достают предметы из контейнера с помощью магнита.

На картонный или деревянный лист насыпьте скрепки и, водя магнитом под материалом, продемонстрируйте движение железных деталей. Такой же опыт можно сделать еще и с листом стекла. Например, на обычный журнальный столик со стеклянным верхом положите несколько железных предметов и водите магнитом снизу.

Взять бабочку с магнитиком  ,посадить ее на лист картона, и, водя с оборотной стороны магнитом«пересаживайте» бабочку с одной стороны картона на другой.

Вывод: магнит может примагничивать железо через бумагу разной плотности, нетолстую доску или стекло.

.

Опыт 3: магнит, вода и магнитное поле.

 Удивительными детям кажутся эксперименты с водой.

В стаканчик из прозрачного пластика или стекла, опустить туда скрепки и начать водить магнитом по стенке стакана. Предметы из воды будут «ползти» вверх за движением магнита.

Вывод: Металлические предметы притягиваются в воде.

Опыт№4 «Действие магнитного поля на расстоянии»

Еще один эксперимент – действие магнита на расстоянии. Начертить на листе бумаги на различном расстоянии линии. У каждой положить скрепку. Попросите ребенка проанализировать, на какое расстояние действует магнит, приближая его к опытным материаламМагнит проявляет свою силу только на определенном расстоянии от предмета. Когда расстояние между предметом и магнитом значительное, предмет оказывается вне области действия. Таким образом, возможно уменьшить магнитную силу или вообще ее нейтрализовать. Это явление можно показать с помощью монетки. Обвязать монетку ниткой, приклейте нить к картону и положите его на стол. Поднесите магнит к монетке на расстояние одного метра. Перемещайте магнит ближе к монете, пока монетка не начнет двигаться. Измерьте расстояние линейкой. Поднесите магнит еще ближе, чтобы монета притянулась к нему. Снова измерьте. Когда магнит находится в пределах линии, он притягивает монету. Но когда магнит оказывается вне линии, монета остается на месте.

Вывод: Сила магнитного поля зависит от расстояния до предмета

Магнитное поле «глушит» песок Еще один эксперимент на это свойство с песком. Опустите иглу в стакан и насыпьте в него немного песка. Поднесите магнит к стенкам стакана – игла не реагирует на магнит. Теперь поместите иглу в стакан с водой и проделайте с магнитом то же самое. Игла будет следовать за магнитом к краям стакана Объясните, что магнитное поле проникает через воду. Если бы стенки стакана состояли из какого-нибудь магнитного материала, то игла все равно притягивалась бы к магниту, но не с такой силой. Магнитное поле ослаблялось бы стенками стакана.

Опыт5  «Магнит-проводник».

Магнит может передавать свойства притяжения через железо. Для этого эксперимента вам понадобится сильный магнит. Действия лучше делать вертикально. Подвесить к магниту скрепку, а к ней – следующую. Попросите ребенка вам помочь, прикрепляя «звенья» к магнитной цепи. Еще почти подобным экспериментом можно показать, что магнитное поле легко создать искусственно. Уберите магнит от цепочки скрепок, если потом подносить их друг к другу, то они начнут притягиваться, как если бы работал магнит. Это происходит потому, что атомы в железном предмете под влиянием магнитного поля выстраиваются в такой же ряд, как и в магните, на время приобретая его свойства.

Вывод: Магнит может передавать свои свойства через железо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения детской экспериментальной деятельности с детьми второй младшей группы «Знакомство детей со свойствами льда»

Конспект предназначен для воспитателей детского сада второй младшей группы, направлен на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира, помог...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: «Знакомство с диким животным – волк».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: «Знакомство с диким животным – волк».  Цели:1.Продолжать  знакомить детей...

Конспект по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Свойства воды»

Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно – экспериментальную деятельность....

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.За...