Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы. Тема: «Растения вокруг нас».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Глазкова Ирина Владимировна

Цель: расширять знания детей о растениях, которые нас окружают.

 

Программные задачи: закреплять знания детей о растениях нашего края; познакомить с лекарственными растениями, рассказать об их пользе для человека; познакомить с растениями – фитонцидами; развивать внимание, память, логическое мышление, умение обосновать свой ответ; воспитывать бережное отношение к растениям.

 

Оборудование: иллюстрации с различными видами лекарственных растений, аптечные коробочки из–под трав, кусочки лимона, чеснока, сосны, салфетки, пропитанные пихтовым маслом.

 

Словарь: знахарь, лекарь, травник, фитонциды.

 

Предварительная работа: экскурсия в аптеку, наблюдения за растениями.

 

Ход занятия.

I Организационный момент. Сообщение темы занятия.

- Ребята, я вам сегодня расскажу одну сказку. Жил на свете мальчик, который очень любил лес и его обитателей. Всегда помогал животным, никогда их не обижал, не ломал ветки, не топтал траву. И лес его любил, кусты и деревья убирали веточки от его лица и одежды, жгучая крапива отодвигал свои кусачие листочки подальше, чтобы его не окрапивить. Насекомые его не жалили, не кусали, а животные не боялись к нему подходить. Однажды пришел мальчик в лес, присел на пенек и заплакал. Заволновался лес, зашелестел всеми веточками, травинками: « Что случилось? Почему ты плачешь?». Животные подошли поближе. И тогда мальчик рассказал, что его мама тяжело заболела. И он не знает, как ей помочь. «Я помогу тебе» - зашелестел лес. «Мы поможем тебе» - загомонили животные.

- Кто нибудь знает, как лес и его обитатели помогли мальчику? Не знаете? Об этом мы с вами поговорим на нашем занятии. А чтобы узнать, о чем же мы будем говорить, надо ответить на несколько вопросов.

- Ребята, как вы думаете, что для человека самое главное? (Здоровье).

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать режим дня, делать зарядку, закаливаться).

- А если ты заболел, что нужно делать? (Лечиться).

- Чем и как люди лечатся? (Пьют лекарства, делают уколы, дышат через ингалятор).

- Где мы берем лекарства, если заболели? ( В аптеке)

- А что такое аптека? (Магазин, где продают лекарства).

- Давно – давно на Руси аптек не было. Но люди тоже болели и лечились. Как вы думаете, чем могли раньше лечиться люди? (Различными травами).

- Откуда люди брали эти растения? (Из природы, собирали в лесу, на лугу).

- Послушайте сейчас стихотворение:

У всех у нас есть мать одна

По имени Природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки,

В душе ее прекрасные черты, -

Поля, луга, леса, моря и реки.

- О чем это стихотворение? ( О природе, о том, что нас окружает).

- Правильно, люди лечились природными растениями, которые растут в полях, на лугах, в лесах, которые окружаю нас. Наше занятие так и называется «Растения вокруг нас». На нашем занятии мы поговорим о полезных лекарственных растениях, отгадаем загадки, поиграем и в конце занятия вы мне ответите, как же лес помог мальчику. А сейчас давайте послушаем стихи о природе.

 

II. Основная часть.

 

Стихи о растениях. (читают дети).

1) Когда ты входишь в лес,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

 

2) Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

 

3) Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

 

- Ребята, а как вы думаете, можно просто придти в лес и нарвать растений для лечения? (Нет).

- А почему нельзя? (Нужно знать, какие растения полезные, а какие ядовитые).

- Верно, ребята. А я вам сейчас расскажу о том, как на Руси возникло учение о лечебных травах. (Можно рассказ сопровождать картинками или презентацией).

На Руси о целебных свойствах многих растений было известно давно. Люди наблюдали за растениями, знания о них очень тщательно хранились и передавались из поколения в поколение, от взрослых детям. Хранителей тайн целебных трав называли знахарями и лекарями, травниками. (Как вы думаете, почему их так называли?).

В 11 веке названия лекарственных трав на Руси закрепляется письменно, то есть в таком виде, в котором мы их знаем сейчас.

В 15 веке лекарское дело становится профессиональным.

А первое государственное лечебное учреждение - Аптекарская изба – было открыто в 16 веке при царе Иване Грозном. Чуть позже была издана книга «Травник тамошних и здешних земель». Само название говорит о том, что главным лекарством являлись травы, целебные настои, то есть лекарства растительного происхождения.

Позже Аптекарскую избу переименовали в Аптекарский приказ. Каждый год составлялся список лекарственных трав, которые необходимы были для лечения. Лекарским делом могли заниматься только те люди, которые обучались этому.

При царе Петре I в Москве был основа «аптекарский огород». Там стали выращивать лекарственные растения.

Во время войны со шведами при военных госпиталях были созданы «аптечные склады» с лекарственными растениями.

Траволечение становится государственным делом.

 

Физкультминутка «На лугу».

Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).

III. Знакомство с растениями – фитонцидами.

- А сейчас мы с вами немного поиграем. Наше задание называется «Отгадай по запаху». Вы закрываете глаза и я вам даю понюхать кусочек какого-либо растения или фрукта или овоща. Вы должны по запаху угадать, что это.

(Можно взять кусочки лимона, чеснок, лук, веточки ели, салфетки, пропитанные пихтовым маслом).

- Молодцы, ребята, верно отгадали все растения. А как вы думаете, почему у всех растений, которые вы понюхали, такой сильный запах? Что в них может быть такого пахучего?

- Верно, во всех этих растениях есть специальные эфирные масла – фитонциды, которые способны убивать многие микробы и поддерживать здоровье человека. У этих растений одна отличительная черта – они имеют очень приятный сильный запах.

- Подумайте и назовите растения – фитонциды, которые вы знаете.(Лук, чеснок, лимон, ель, сосна).

- Молодцы, ребята, правильно ответили.

 

IV. Отгадывание загадок.

- А сейчас мы с вами отгадаем загадки о растениях:

(Показ картинок, муляжей или презентация на экране)

 

1) Две сестрицы летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. (Смородина)

 

2) Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)

 

3) Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица. (Земляника)

 

4) Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна)

 

5) Злая, как волчица,

Жжется, как горчица.

Что это за диво?

Это же… (Крапива)

 

6) Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)

 

- Молодцы, ребята, верно отгадали все загадки.

 

V. Итог.

- О чем же мы сегодня разговаривали на занятии? ( О растениях)

- О каких растениях мы разговаривали? ( О тех, которыми можно лечиться, о лекарственных).

- А где растут  эти растения ? Где-то в определенном месте или вокруг нас?

( В лесу, в поле, на огороде)

- С какими интересными растениями мы познакомились? (Эти растения помогают убивать болезнетворные микробы) Как эти растения называются? (Растения – фитонциды).

-- А теперь скажите мне, как же лес и его обитатели помогли мальчику? (Они дали ему лекарственных растений и его мама поправилась).

 

- Молодцы, ребята, правильно ответили. А почему лес помог мальчику? (Потому что он любил лес, не рвал цветы, не убивал животных).

- Правильно, ребята. Мальчик любил лес и лес ему помог в беде.

- Вы хорошо работали на занятии. А закончим мы его вот такими строками:

 

  1. Увидел молодой росток,

Не трогай и не рви.

Пройди-ка мимо, улыбнись.

Пройдут года и вырастет там

Целебная трава.

 

  1. Лес зеленый охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

 

  1. Ты пришел за помощью к природе?

Добрым будь и береги ее.

Ветки не ломай, не трогай.

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик смог помочь тебе.

 

  1. Ты, дружок, смотри, не подкачай,

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей –

Все, что зовется Родиной твоей!

 

- Ребята, но не все знают, как себя надо вести на природе. Как вы думаете, как мы можем им помочь? (Надо нарисовать специальные знаки, на которых видно, что можно и чего нельзя делать на природе).

- Правильно. Вот на нашем занятии по рисованию мы с вами и нарисуем такие знаки и повесим их на видном месте, чтобы люди знали, как вести себя в лесу, в поле, не обижать природу, беречь ее. На этом наше занятие окончено.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию  детей старшей  группы.

Тема: «Растения вокруг нас».

Цель: расширять знания детей о растениях, которые нас окружают.

Программные задачи: закреплять знания детей о растениях нашего края; познакомить с лекарственными растениями, рассказать об их пользе для человека; познакомить с растениями – фитонцидами; развивать внимание, память, логическое мышление, умение обосновать свой ответ; воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: иллюстрации с различными видами лекарственных растений, аптечные коробочки из–под трав, кусочки лимона, чеснока, сосны, салфетки, пропитанные пихтовым маслом.

Словарь: знахарь, лекарь, травник, фитонциды.

Предварительная работа: экскурсия в аптеку, наблюдения за растениями.

 

Ход занятия.

I Организационный момент. Сообщение темы занятия.

- Ребята, я вам сегодня расскажу одну сказку. Жил на свете мальчик, который очень любил лес и его обитателей. Всегда помогал животным, никогда их не обижал, не ломал ветки, не топтал траву. И лес его любил, кусты и деревья убирали веточки от его лица и одежды, жгучая крапива отодвигал свои кусачие листочки подальше, чтобы его не окрапивить. Насекомые его не жалили, не кусали, а животные не боялись к нему подходить. Однажды пришел мальчик в лес, присел на пенек и заплакал. Заволновался лес, зашелестел всеми веточками, травинками: « Что случилось? Почему ты плачешь?». Животные подошли поближе. И тогда мальчик рассказал, что его мама тяжело заболела. И он не знает, как ей помочь. «Я помогу тебе» - зашелестел лес. «Мы поможем тебе» - загомонили животные.

- Кто нибудь знает, как лес и его обитатели помогли мальчику? Не знаете? Об этом мы с вами поговорим на нашем занятии. А чтобы узнать, о чем же мы будем говорить, надо ответить на несколько вопросов.

- Ребята, как вы думаете, что для человека самое главное? (Здоровье).

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать режим дня, делать зарядку, закаливаться).

- А если ты заболел, что нужно делать? (Лечиться).

- Чем и как люди лечатся? (Пьют лекарства, делают уколы, дышат через ингалятор).

- Где мы берем лекарства, если заболели? ( В аптеке)

- А что такое аптека? (Магазин, где продают лекарства).

- Давно – давно на Руси аптек не было. Но люди тоже болели и лечились. Как вы думаете, чем могли раньше лечиться люди? (Различными травами).

- Откуда люди брали эти растения? (Из природы, собирали в лесу, на лугу).

- Послушайте сейчас стихотворение:

У всех у нас есть мать одна

По имени Природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки,

В душе ее прекрасные черты, -

Поля, луга, леса, моря и реки.

- О чем это стихотворение? ( О природе, о том, что нас окружает).

- Правильно, люди лечились природными растениями, которые растут в полях, на лугах, в лесах, которые окружаю нас. Наше занятие так и называется «Растения вокруг нас». На нашем занятии мы поговорим о полезных лекарственных растениях, отгадаем загадки, поиграем и в конце занятия вы мне ответите, как же лес помог мальчику. А сейчас давайте послушаем стихи о природе.

II. Основная часть.

Стихи о растениях. (читают дети).

1) Когда ты входишь в лес,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

2) Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

3) Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

- Ребята, а как вы думаете, можно просто придти в лес и нарвать растений для лечения? (Нет).

- А почему нельзя? (Нужно знать, какие растения полезные, а какие ядовитые).

- Верно, ребята. А я вам сейчас расскажу о том, как на Руси возникло учение о лечебных травах. (Можно рассказ сопровождать картинками или презентацией).

На Руси о целебных свойствах многих растений было известно давно. Люди наблюдали за растениями, знания о них очень тщательно хранились и передавались из поколения в поколение, от взрослых детям. Хранителей тайн целебных трав называли знахарями и лекарями, травниками. (Как вы думаете, почему их так называли?).

В 11 веке названия лекарственных трав на Руси закрепляется письменно, то есть в таком виде, в котором мы их знаем сейчас.

В 15 веке лекарское дело становится профессиональным.

А первое государственное лечебное учреждение - Аптекарская изба – было открыто в 16 веке при царе Иване Грозном. Чуть позже была издана книга «Травник тамошних и здешних земель». Само название говорит о том, что главным лекарством являлись травы, целебные настои, то есть лекарства растительного происхождения.

Позже Аптекарскую избу переименовали в Аптекарский приказ. Каждый год составлялся список лекарственных трав, которые необходимы были для лечения. Лекарским делом могли заниматься только те люди, которые обучались этому.

При царе Петре I в Москве был основа «аптекарский огород». Там стали выращивать лекарственные растения.

Во время войны со шведами при военных госпиталях были созданы «аптечные склады» с лекарственными растениями.

Траволечение становится государственным делом.

Физкультминутка «На лугу».

Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).

III. Знакомство с растениями – фитонцидами.

- А сейчас мы с вами немного поиграем. Наше задание называется «Отгадай по запаху». Вы закрываете глаза и я вам даю понюхать кусочек какого-либо растения или фрукта или овоща. Вы должны по запаху угадать, что это.

(Можно взять кусочки лимона, чеснок, лук, веточки ели, салфетки, пропитанные пихтовым маслом).

- Молодцы, ребята, верно отгадали все растения. А как вы думаете, почему у всех растений, которые вы понюхали, такой сильный запах? Что в них может быть такого пахучего?

- Верно, во всех этих растениях есть специальные эфирные масла – фитонциды, которые способны убивать многие микробы и поддерживать здоровье человека. У этих растений одна отличительная черта – они имеют очень приятный сильный запах.

- Подумайте и назовите растения – фитонциды, которые вы знаете.(Лук, чеснок, лимон, ель, сосна).

- Молодцы, ребята, правильно ответили.

IV. Отгадывание загадок.

- А сейчас мы с вами отгадаем загадки о растениях:

(Показ картинок, муляжей или презентация на экране)

1) Две сестрицы летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. (Смородина)

2) Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)

3) Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица. (Земляника)

4) Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна)

5) Злая, как волчица,

Жжется, как горчица.

Что это за диво?

Это же… (Крапива)

6) Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)

- Молодцы, ребята, верно отгадали все загадки.

V. Итог.

- О чем же мы сегодня разговаривали на занятии? ( О растениях)

- О каких растениях мы разговаривали? ( О тех, которыми можно лечиться, о лекарственных).

- А где растут  эти растения ? Где-то в определенном месте или вокруг нас?

( В лесу, в поле, на огороде)

- С какими интересными растениями мы познакомились? (Эти растения помогают убивать болезнетворные микробы) Как эти растения называются? (Растения – фитонциды).

-- А теперь скажите мне, как же лес и его обитатели помогли мальчику? (Они дали ему лекарственных растений и его мама поправилась).

- Молодцы, ребята, правильно ответили. А почему лес помог мальчику? (Потому что он любил лес, не рвал цветы, не убивал животных).

- Правильно, ребята. Мальчик любил лес и лес ему помог в беде.

- Вы хорошо работали на занятии. А закончим мы его вот такими строками:

  1. Увидел молодой росток,

Не трогай и не рви.

Пройди-ка мимо, улыбнись.

Пройдут года и вырастет там

Целебная трава.

  1. Лес зеленый охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

  1. Ты пришел за помощью к природе?

Добрым будь и береги ее.

Ветки не ломай, не трогай.

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик смог помочь тебе.

  1. Ты, дружок, смотри, не подкачай,

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей –

Все, что зовется Родиной твоей!

- Ребята, но не все знают, как себя надо вести на природе. Как вы думаете, как мы можем им помочь? (Надо нарисовать специальные знаки, на которых видно, что можно и чего нельзя делать на природе).

- Правильно. Вот на нашем занятии по рисованию мы с вами и нарисуем такие знаки и повесим их на видном месте, чтобы люди знали, как вести себя в лесу, в поле, не обижать природу, беречь ее. На этом наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Конспект занятия по экологическому воспитанию по теме: «Что нужно растению для жизни?», для детей старшей группы

Конспект занятия по экологическому воспитанию по теме: «Что нужно растению для жизни?», для детей старшей группы...

конспект занятия по экологическому воспитанию "Лекарственные растения. травы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Лекарственные растения. Травы»Программные задачи:Развивать    познавательную    активность    детей...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Вода вокруг нас"

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Вода вокруг нас» для детей средней группы...

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему «Растения луга» для детей старшей группы

Закрепить знания о луге: название, кто там живет, о питании растений: василек, клевер, ромашка, колокольчик луговой; Познакомить детей с понятием «зеленая аптека», с пользой лекарственных ...

конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Сохраним мир вокруг себя"

Формирование чувства сопереживания, воспитание бережного отношения к окружающему миру, стремления сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и ...

конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Сохраним мир вокруг себя"

Формирование чувства сопереживания, воспитание бережного отношения к окружающему миру, стремления сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и ...