Семинар "Проектная деятельность в ДОУ"
консультация по окружающему миру

Наталья Александровна Маркова

Сценарий данного семинара может быть полезен воспитателям и старшим воспитателям при подготовке методических мероприятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_proektnoy_deyatelnosti_-_chast_1.docx274.63 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Проектная деятельность в условиях ДОУ»

Подготовил: Маркова Н.А., старший воспитатель

Дата проведения: 22.10.2020

Цель: Уточнение и расширение знаний педагогов о проектной деятельности в дошкольном образовательной учреждении.

Задачи:

  1. Создание системы работы по внедрению технологии «Метод проектов».
  2. Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в овладении ими технологии проектирования.
  3. Обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологии проектирования.
  4. Способствовать творческому поиску педагогов.

Часть 1

ТЕКСТ

Слайд № 1

Здравствуйте уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами поговорим о весьма актуальной теме «Проектная деятельность в ДОУ». Проектная деятельность на сегодня является одним из наиболее ярких, развивающихся, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей.

 Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Слайд №2

Целью нашей встречи является уточнение и расширение знаний педагогов о проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи представлены на слайде.

Слайд №3

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас этот термин связывается с понятием «проблема». 

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. 

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Слайд №4

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века.

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.

Джон Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать знания, умения и навыки, которые он будет применять когда-нибудь во взрослой жизни, но и  способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем.  

Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965), который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

У.Х. Килпатрик считал, что проектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

 

История проектного метода в России

В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов под руководством Станислава Теофиловича  Шацкого внедряла его в образовательную практику.

Развитие метода проектов в школах России связано также с именами таких педагогов, как В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и др.

Педагоги 20-х гг. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств и т. д.

После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей (например, проект "Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан"). Между тем однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 г. постанов лением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе.

В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90-х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку.

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. В  настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний. Через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

2000 год можно смело назвать началом применения проектной деятельности и метода проектов в отечественных дошкольных образовательных учреждениях. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные многими отечественными педагогами и психологами (А.И. Савенковым, А. Данюковой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Б.В. Хозиевым и Е. Евдокимовой и др.).

Сегодня метод проектов широко используете  в сфере дошкольного образования. Педагоги не  только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы, инициированные воспитанниками и их родителями.

Слайд №5

КАКОЕ ЖЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ?

(Вопрос к педагогам)

Во-первых, метод проектов основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.  

Во-вторых. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.  

В-третьих.  Происходит смена  стиля общения взрослого с ребенком.

В четвертых. Родители становятся  активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Обратите внимание, что даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание  ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога.

Слайд №6

 Проект –в переводе с греческого – это путь исследования т.е специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.  

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Слайд №7

     Цель проектной деятельности — развитие свободной творческой личности ребенка.  

Что же такое проект для самого ребенка?  

  • Раскрытие творческого потенциала;
  • Умение  работать в группе ;
  • Умение направлять деятельность на решение  интересной проблемы, сформулированной самими детьми;
  • Умение презентовать свою работу.

        Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная  ребенком самостоятельно. 

Слайд №8

Виды проектов представлены на слайде

Исследовательский и творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.

Игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.

Информационный и практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе.

Творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей  второй младшей группы.

Слайд №9

При организации проекта важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, так как они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы.  

Слайд №10

В практике современных дошкольных учреждений следующая классификация проектов (по Киселёвой):

Исследовательско-творческий – дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.

Ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Применяется во второй младшей группе.

Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе.

Творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей  второй младшей группы.

Слайд №11

    Деятельность педагога и детей в проекте представляется в таблице. По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребёнку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, ещё не изведанным ему.  

1 этап – Выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель- инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи.

 2 этап- Планирование. Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы:

  • «Модель трёх вопросов»  (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?)
  • Составление системной паутинки проекта  (виды деятельности, направленные на реализацию проекта
  • Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)   
  • Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

3 этап - Реализация проекта. Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.

4 этап- Завершение проекта. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности. Оформление материалов проекта в портфолио.

Слайд №12

Таким образом проект можно представить как "Шесть П" .

 

  • Проблема
  • Проектирование проекта
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
  • Портфолио проекта.

Слайд №13

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

  1. Прежде всего это представление в виде детской проектной деятельности системы работы по какому-либо вопросу. Например, рассказывая о формировании у детей представлений о здоровом образе жизни, педагоги перечисляют разные формы работы, организуемые в течение учебного года, – занятия с воспитанниками, праздники и досуги, выставки детского творчества, совместная с родителями деятельность и т. д. Данные мероприятия они называют детским проектом по формированию у детей здорового образа жизни. Несомненно, все перечисленные формы работы интересны и дают положительный результат. Многие из них при соответствующей организации могут быть детскими проектами, но только в том случае, если дети выступят в качестве их активных участников, авторов идей и их исполнителей.
  2. Участниками проектов чаще всего становятся одни и те же, активные воспитанники группы.
  3. На этапе воплощения идей проекта воспитателям очень сложно удержать себя от прямых указаний, прямого руководства деятельностью детей . Даже при хорошем развитии проекта часто приходится слышать: «А теперь мы будем делать то-то…», «А теперь сделайте вот так…»
  4. Продукт проекта оказывается невостребованным. Любой продукт проектной деятельности должен использоваться в дальнейшем, а не служить неприкасаемым украшением группы.
  5. Проект, задуманный на одну – две недели, затягивается на месяц, два. Проект должен иметь определенный срок реализации, который позволит решить поставленные задачи и получить необходимые результаты.
  6. Организуя проектную деятельность, воспитатели забывают отражать ее в календарных планах.
  7. К сожалению, часто практикуется и такая система работы как отражение проекта в планировании, но только в теории – на практике проект как правило не проводится.

Слайд №14

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью. Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.

 

 На следующем занятии нашего семинара-практикума

  • мы проведем викторину на проверку теоретических знаний о проектной деятельности.
  • Коснемся способов разработки проектов
  • Практически отработаем способы разработки системной матрицы проекта.

ЗАДАНИЕ: 

Быть готовым предложить тему проекта (Марафон проектов «Быть здоровыми хотим!», с тем, чтобы на практической части семинара разработать паспорт своего проекта, который вы реализуете в своей группе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...