Конспект по опытно-экспериментальной деятельности c водой в подготовительной группе совместно с родителями. Игра «Что? Где? Когда?» Тема: «В гости к Архимеду»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чернышева Татьяна Александровна

Цель: формирование целостного мировидения у детей и их родителей.

Задачи:

Образовательные задачи:

Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности;

 

Упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, продолжать строить развернутые высказывания.

Создать положительный психоэмоциональный настрой ребенка.
 

Развивающие задачи:

Развивать поисковую – познавательную деятельность детей, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику;

 

Развития наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение).

 

Установление причинной – следственной зависимости природных явлений; создание предпосылок формирования учебной и умственной деятельности.
 

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности, желание работать в коллективе, помогать друг другу, интерес к окружающему миру.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ № 179 «Детский сад присмотра и оздоровления»

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности c водой в подготовительной группе совместно с родителями.

Игра «Что? Где? Когда?»

Тема: «В гости к Архимеду»

                                                   

                                                    Воспитатель:

                                                                        Чернышева Татьяна Александровна

                                                     

г. Кемерово

Цель: формирование целостного мировидения у детей и их родителей.

Задачи:

Образовательные задачи: 

Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности;

Упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, продолжать строить развернутые высказывания.

Создать положительный психоэмоциональный настрой ребенка.

Развивающие задачи: 

Развивать поисковую – познавательную деятельность детей, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику;

Развития наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение).

Установление причинной – следственной зависимости природных явлений; создание предпосылок формирования учебной и умственной деятельности.

Воспитательные задачи: 

Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности, желание работать в коллективе, помогать друг другу, интерес к окружающему миру.

Демонстрационный материал: Музыкальное сопровождение, аудио запись «Шум воды», подвижная игра «Синяя вода» Сл. Ю.Этина, муз. В.Шаинского, бутылка с чистой водой, чёрный ящик, загадки, вопросы на закрепления, барабан и юла, конверты с заданиями, картины с изображением учёных

Раздаточный материалы: Стеклянные банки две (пол-литровые), два яйца, стакан соли, столовая ложка, кувшин с водой, цветок лотоса из бумаги ножницы, подставки, таз с водой, пробка от бутылки, чайная ложка по количеству детей, перо, монета, деревянная ложка, камешек, зеркала по количеству детей и их родителей, апельсины по количеству детей и их родителей, промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, ёмкости.

                                           

Ход игры

(Воспитатель переодевается в учёного Архимеда)

Архимед.  Здравствуйте друзья. Давным – давно, когда вас еще не было на свете, не было и ваших родителей и даже бабушек и дедушек, жил на свете я.

Архимед. А вы знаете кто я такой Архимед? 
Дети: Жил в Древнем  мире;

Родители: Жил в Греции;

Дети: Он математик;

Родители: Это ученый;

Дети: Он делал опыты, много знал;

Родители: Этот человек был очень любознательным, ему всё было интересно;

Дети: Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей.

(Звучит аудио запись «Шум воды»)

Архимед. Дорогие ребята и мамы! Сегодня прекрасный день и я уверен, что он принесёт много интересного. И так я предлагаю вам провести игру: «Что? Где? Когда?»

Архимед. Хотите принять в ней участие?

Ответы: Да!

Архимед. Прежде чем начать игру, я предлагаю каждой команде, немного рассказать о себе. Соперники должны отгадать название команды.

Команда родителей- Снег:

                          Что за звездочки сквозные

                           На пальто и на платке?

                           Все сквозные, вырезные,

                          А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)

(Команда детей отгадывают загадку и загадывают свою загадку)

Команда детей- вода:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

(Команда родителей отгадывают загадку).

 

                                           Кручу барабан

                                                Опыт №1

                                          Секреты Архимеда

                     «Секрет яйца – попрыгунчика» и цветка лотоса.

(Пока дети проводят опыт, родители вырезают по образцу цветок лотос и складывают все листочки в центр)

Архимед. На столе пустые стеклянные банки – две пол – литровые. На блюдце рядом – два сырых яйца и стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водопроводной водой.

В первую банку налить воды и опустить яйцо

Дети: Оно тонет.

Во вторую банку налить воды и добавить 4 столовой ложки соли.

Дети: Яйцо будет плавать на поверхности.

Дети делают вывод: В соленой воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные в воде.

 

Архимед. Молодцы! Правильно.  А где вы встречали такое?

Ответы детей: Когда ездили отдыхать на море, вода в море солёная и плавать в такой воде легче.

Родители опускают лотос в таз с водой.

Архимед. Что случилось, почему листочки раскрылись?

Родители делают вывод: Бумага намокает, становится тяжелой, и лепестки «распускаются».

Архимед. Молодцы! Правильно.

                                                         

                                            Кручу барабан

                                 Секреты Архимеда-загадки.

                      Загадывают загадки друг другу по очереди

Родители: Растет она вниз головою,

                   Не летом растет, а зимою.

                   Чуть солнце ее припечет,

                   Заплачет она и умрет.

                                                     Дети: Сосулька.

Дети: И в него льется, и из него льется,

           А сам по земле плетется.

                                                    Родители: Ручей.

Родители: Рассыпался горох на 70 дорог,

                    Никто его не подберет?

                    Ни царь, ни царица,

                    Не красная девица.

                                                    Дети: Град.

Дети: Шумит он в поле и в саду,

           А в дом не попадет.

           И никуда я не иду

           Покуда он идет.

                                  Родители: Дождь.

Родители: Серебристой бахромой

                    На ветвях висит зимой.

                    А весной на весу

                    Превращается в росу.

                                                      Дети: Иней.

Дети: Меня ждут – не дождутся,

           А как завидят – разбегутся. 

                                                     Родители: Дождь.

                 

                                       Кручу барабан

                                          Опыт №2

                                    Секреты Архимеда

                             Почему не тонут корабли?

Архимед. А из чего строят корабли?

                  Почему они не тонут?

Архимед. Давайте проверим, какие предметы тонут в воде, а какие не тонут.
На столе стоит таз с водой. Дети опускают по очереди предметы: пробку, чайную ложку, скрепку, перо, монету, деревянную ложку, камень.
Архимед. Какие предметы плавают?

Все ли они легкие?
Одинаково ли держатся на воде?
А если на предмет, который плавает, положить предмет, который тонет, что произойдет?
 

Дети делают вывод: вода выталкивает более легкие предметы, а ещё важно, чтобы внутри предмета, например, корабля, было много воздуха. Он легкий и удерживает большой корабль на воде.

Архимед. Молодцы! Правильно.

                                           

                                         Кручу барабан

                      Секреты Архимеда- Физкультминутка
               Подвижная игра «Синяя вода» Сл. Ю.Этина, муз.В.Шаинского

(Дети и родители строятся в два круга.)
Архимед. 

Синяя вода.
(волнообразные движения рук)
Поле без следа,
Без конца и края.
(кружимся на месте)
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
(присели, обхватили плечи руками соседа)
К морю синему
Там, где волны сильные
(встали, руки вытянули вверх)
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
(волнообразные движения рук)
К морю синему
Поскорей неси меня,
(кружимся на месте)
Поскорей неси меня,
Синяя вода.
(Присели ,обхватили плечи  руками)

Архимед. Молодцы! Садимся на свои места.

                                   Кручу барабан

                                       Опыт №3

                             Секреты Архимеда-зеркало

Архимед: Зеркала еще могут увеличивать количество предметов. Не верите?

Дети берут зеркало и ложат апельсин на стол
Архимед: Сколько здесь апельсинов?

Дети: Два.
Дети кладут апельсин перед зеркалом второй.  А теперь?

Дети: Четыре.

Родители-стоят два зеркала под прямым углом в 90 градусов. И в угол кладет апельсин, их «становиться» три, четыре, восемь.

Родители делают вывод: Уменьшая угол между зеркалами, можно «увеличить» количество апельсинов, отражение одного зеркала отражается в другом зеркале, поэтому увеличивается количество апельсинов.

Архимед. Молодцы!

                                          Кручу барабан

                                 Секреты Архимеда-стихи 

Дети: Вы слыхали о воде?

            Говорят, она везде!

            В луже, море, океане

            И водопроводном кране.

Родители: Как сосулька – замерзает,

                   В лес туманом заползает,

Дети: Ледником в горах зовется,

           Лентой серебристой вьется

           Средь высоких, стройных елей

           Рушится потоком селей,

Родители: На плите у нас кипит,

                    Паром чайника шипит,

                    Растворяет сахар в чае.

                    Мы ее не замечаем

                    Мы привыкли, что вода –

                    Наша спутница всегда!

Дети: Без воды нам не умыться,

           Не наесться, не напиться!

           Смею вам я доложить:

            Без воды нам не прожить!

                                                     

                                 Кручу барабан

                                     Опыт №4

                  Секреты Архимеда-очистка воды

                   родители и дети очищают воду

Архимед. На столах стоят стаканы с водой, лежит крахмал. Давайте с вами очистим воду.

Дети и родители высыпают крахмал в воду, размешивают.

Архимед. Как можно очистить воду?

Ответы: Фильтром.

Архимед. Из чего можно сделать фильтры?

Дети: Песок;

Родители: Тряпочки;

Дети: Промокательная бумага;

Архимед. Давайте попробуем.

Дети делают вывод: Очищает лучше всего промокательная бумага.

Архимед. Молодцы! Все с заданием справились.

                                 Кручу барабан

                        Секреты Архимеда-викторина.

                             Вопросы на закрепление.
Архимед: Может ли вода быть твердой ?

Дети: Да!
Архимед: Умеет ли ветер работать?

Родители: Да!
Архимед: Вода  иметь цвет, запах, вкус?

Дети: Нет!

Архимед: Вода льётся?

Родители: Да!

Архимед: Вода имеет форму?

Дети: Нет!

Архимед: Жизнь без воды есть?

Родители: Нет!

Архимед: Может быть вода холодной, тёплой, горячей?

Дети: Да!

Архимед: Можно растворить в воде сахар, соль, и т.д.?

Дети: Да!

Архимед: Родители, а чего нельзя растворить в воде?

Ответы родителей.

Архимед: Вода может быть в виде пара?

Дети: Да!

Архимед. Молодцы! Все с заданием справились.

(Звучит музыка вносят чёрный ящик. Архимед загадывает загадку про воду.)

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели.

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.

Архимед достаёт из чёрного ящика бутылочку чистой воды.

На этом наша игра подошла к концу, до новых встреч.

(Прощается с детьми и родителями и уходит)




                                         


 

Список литературы.

 

1. Соболева О.Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.

2. Мирская Е. «Моя первая книжка наука», 1998 г.

3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Москва 2013г.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опытно-экспериментальная деятельность с водой в подготовительной группе

СОДЕРЖАНИЕ:   1.сведения  об  авторе.2. Обзор существующего опыта.3. Актуальность темы.4. Теоретическая составляющая:4,1 методы работы;4,2 формы работы;4.3 новизна;4,4 научнос...

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Методическая разработка конспекта занятия- викторины по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы совместно с родителями «Путешествие в денежную страну».

Конспект занятия- викторины по экономическому воспитанию для детей подготовительной группысовместно с родителями «Путешествие в денежную страну» Задачи:1.     В иг...

Конспект непосредственно опытно - экспериментальной образовательной деятельности Тема: «Ах, картошка!»

Программное содержание: Содействовать формированию интереса к живой природе, к исследовательской работе.Уточнить и дополнить знания детей о картофеле, как о продукте питания, а также продукте, необход...

Конспект физкультурного праздника, посвященного Дню защитника Отечества в подготовительной группе совместно с родителями

Конспект праздника  будет интересен для инструкторов физкультуры и воспитателей подготовительных групп. В празднике предполагается участие пап воспитанников. Чтобы осуществлять взаимосвязь непоср...