Проект.Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с государственными символами России» «Юные патриоты».
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проект.Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с государственными символами России» «Юные патриоты».

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач современности.

В Законе" Об образовании " говорится о необходимости формирования у ребенка начала самосознания в дошкольном возрасте, как члена семьи, гражданина города, страны.

ФГОС ДО включает в себя область социально-коммуникативного развития, в которой основным направлением является формирование патриотических чувств с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота. Приобщать детей к общечеловеческим ценностям.

Государственные символы - это часть истории и культуры страны. Любовь к Родине. Понимание уникальности и богатства культурных традиций играет огромную роль в формировании личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитывать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе без уважения к истории своего Отечества. Старший дошкольник еще не понимает политических или социально-экономических противоречий и споров, ему важно любить свою семью, родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе ее государственными символами.

Период дошкольного детства наиболее подходит для формирования патриотических чувств, потому что ребенок верит и доверяет взрослому, ему свойственны внушаемость, подражательность, эмоциональная чувствительность, подлинные чувства.

Исходя из данной проблемы  и ФГОС ДО мною был разработан и реализован проект «Юный патриот».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с государственными символами России» «Юные патриоты».

                                                                                                                                         

Автор: Судос Людмила Николаевна,

              воспитатель

   высшая квалификационная категория

г. Славгород

2021г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение ……………………………………………………………………3

Содержание работы ………………………………………………………4-10

  1. Паспорт проекта «Юный патриот»………………………………..5-6
  2. Реализация проекта………………………………………………….6-10

Заключение …………………………………………………………………11

Список использованных источников  и литература …………………….12

Приложение 1……………………………………………………………….13-15

Приложение 2……………………………………………………………….16-19

ВВЕДЕНИЕ

         «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

                        Д.С.Лихачёв

         Патриотическое воспитание - это процесс освоения наследия традиционной русской культуры, формирования отношения к стране и государству, в котором живет человек.

Патриотизм - самое сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство настолько многогранно по своему содержанию, что его нельзя определить в нескольких словах. 

Патриотизм - это основы формирования будущего гражданина, но патриотическое чувство не возникает  само по себе.

В последнее время появился термин "новый патриотизм", который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, стране, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка и его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Особое место должно быть уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, в котором живет человек, начинается с детства. Патриотическое воспитание сегодня является одним из важнейших звеньев в системе воспитательной работы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Проблема

В настоящее время во всем мире наблюдается ситуация, когда у людей материальные ценности доминируют над духовными. Современное общество характеризуется напряженностью, конфликтностью. Поэтому вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения становится актуальным, важным на современном этапе развития нашей страны. Возрождение духовно - нравственного, патриотического воспитания – это шаг к возрождению России.

Современные дети мало знают о родной стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям и природе, редко сочувствуют чужому горю. Работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье явно недостаточно.

Актуальность

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач современности.

В Законе" Об образовании " говорится о необходимости формирования у ребенка начала самосознания в дошкольном возрасте, как члена семьи, гражданина города, страны.

ФГОС ДО включает в себя область социально-коммуникативного развития, в которой основным направлением является формирование патриотических чувств с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота. Приобщать детей к общечеловеческим ценностям.

Государственные символы - это часть истории и культуры страны. Любовь к Родине. Понимание уникальности и богатства культурных традиций играет огромную роль в формировании личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитывать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе без уважения к истории своего Отечества. Старший дошкольник еще не понимает политических или социально-экономических противоречий и споров, ему важно любить свою семью, родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе ее государственными символами.

Период дошкольного детства наиболее подходит для формирования патриотических чувств, потому что ребенок верит и доверяет взрослому, ему свойственны внушаемость, подражательность, эмоциональная чувствительность, подлинные чувства.

Исходя из данной проблемы  и ФГОС ДО мною был разработан и реализован проект «Юный патриот».

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта: «Юные патриоты».

Тема проекта: формирование патриотических  чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с государственными символами страны.

Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.

Участники проекта: Воспитатель, дети, родители старшей группы.

Сроки реализации: Средней продолжительности.

Проблема: Дети не имеют достаточно знаний о государстве и  символах страны, в которой живут.

Цель проекта: создать условия для формирования патриотических  чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства  

с государственными символами страны.

Задачи проекта:

  • Углубить представления детей о России как государстве, в котором они живут. Осуществить ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием родного государства.
  • Познакомить детей с государственными символами Российской Федерации: гимном, гербом, флагом.
  • ​Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, любовь к родине, гордость за нее.
  • Повысить компетентность родителей по вопросам ознакомления дошкольников и их семей с государственными символами в рамках патриотического воспитания.

В основу реализации поставленных задач были положены следующие принципы:

  • Принцип учета возрастных особенностей;
  • Принцип учета индивидуальных особенностей;
  • Принцип целостности 
  • Принцип деятельного подхода
  • Принцип интеграции
  • Принцип коллективизма;
  • Принцип сотрудничества;
  • Принцип уважительного отношения к личности ребенка;

Для моделирования развивающей среды и создания микроклимата использовала современные воспитательные технологии:

  • Игровые технологии
  • Технология педагогической оценки поведения и поступков детей
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проектной деятельности
  • Технология личностно-ориентированного воспитания
  • ИКТ- технология
  • АРТ – технология

Ожидаемые результаты:

  • ​ У дошкольников сформированы представления о гербе, флаге и гимне нашей страны, их значимости в истории страны, государства. Обозначение цвета, из которых состоит флаг, и их взаимное расположение.
  •  Наблюдается проявление патриотических чувств (уважение к малой родине и стране).
  •  Дети применяют знания о гербе, флаге и гимне нашей страны в ходе общения в игровых и жизненных ситуациях.
  •  Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам ознакомления дошкольников и их семей с государственными символами в рамках патриотического воспитания
  •  Созданы условия в группе и ДОУ для расширения представлений у детей о государственной символике России.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Стать патриотом, интернационалистом, гуманно относиться к людям - зачатки этих качеств должны формироваться в ребенке как можно раньше. Чтобы воспитать в дошкольнике патриота, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, накопленный веками опыт.

Федеральный государственный образовательный стандарт требует реализации программы на основе нового подхода к образованию и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

Прежде всего, это означает отказ от авторитарного способа воспитания и воспитания детей. Обучение должно быть непосредственным, развивающим; обогащать ребенка знаниями, познавательными интересами и способностями.

Патриотическое воспитание должно пронизывать все виды деятельности детей в повседневной жизни и на уроках.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Подготовительный этап

На данном этапе мною был подобран необходимый материалов для реализации проекта:

  • тематические беседы,
  • художественная литература,
  • картотека игр,
  • презентации,
  • дидактическое оснащение,
  • разработан перспективный план работы с детьми, родителями (Приложение 1),
  • оформлен патриотический уголок «Юные патриоты»,
  • проведен мониторинг с детьми,
  • анкетирование с родителями.

Основная часть

Проведенный  мониторинг  уровня развития патриотических чувств у  детей старшего дошкольного возраста показал, что большинство детей имеют недостаточный уровень развития данных качеств. Высокий уровень11% детей, 44% низкий уровень и 45% средний уровень.

        Прежде всего, работу по патриотическому воспитанию начала с создания  теплой, уютной атмосферы для детей и родителей. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями и веселыми играми. Ведь в воспитании чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование фундамента, на котором вырастет более сложное воспитание — чувство любви к своему Отечеству.

Учитывая, что первое знакомство с государственными символами было в средней группе, в старшей группе ранние знания, полученные детьми, закрепляются и расширяются. У детей уже формируется уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны. Праздничное оформление улиц в праздничные дни призвано создать атмосферу единства народа. Такое же значение придается исполнению государственного гимна страны на праздничных мероприятиях, во время празднования нового года.

Знакомство детей с символами государства началось с флага России, с расположения на нем полос разного цвета. Рассказала сказку о том, как природа выбрала цвета для флага (снег, вода и солнце).Познакомила детей с символическим значением цветов флага-чистота, верность, мужество, отвага.  Объяснила детям, что они также должны соответствовать этим символам, стараться быть дружелюбными, честными и смелыми, любить своих близких и свою Родину. Расширяя знания детей о национальном флаге, моя задача состояла в том, чтобы рассказать и объяснить детям, что цвета не случайны и связаны с популярными представлениями о красоте. Мы рассмотрели  с детьми народные костюмы, какие цвета используются в одежде и пришли к выводу: чаще всего используются красный, белый и синий цвет, каждый цвет на флаге и национальной одежде имеет свое объяснение и значение.

Также дети вместе с родителями посетили музей, где рассмотрели экспонаты с национальной одеждой.

При знакомстве детей дошкольного возраста с государственной символикой принципиально важно  сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Для ребенка в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке, или какой-либо другой деятельности. Поэтому после знакомства с флагом детям в самостоятельной деятельности была предложена аппликация, лепка «Флаг России».

Далее детей познакомила с  гербом. Рассказала детям притчу о том, как звери выбирали символ герба (Орел был выбран, т.к. он самый умный, сильный и видит, что в разных концах страны происходит).

Расширяя знания детей о гербе,  познакомила их с историей появления герба, причиной его появления и предметами, изображенными на гербе, рассказала об истории появления орла на гербе России. Для создания мотивации у детей  использовала ИКТ - технологии: презентацию, видеоклипы.

Заучили с детьми стихотворение В. Степанова:  «Герб России».

Пришли к выводу, что каждый изображенный предмет на гербе имеет  важное  значение для России и изображен не спроста.

Следующий этап-знакомство с гимном России. В ходе бесед дети узнали, что гимн-это главная песня страны, которую они слушают стоя. Прослушав гимн, дети обсудили и определили характер музыки — торжественная, величественная песня, которая звучит по особым случаям (когда награждаются спортсмены). Мы закрепили правила поведения во время исполнения гимна. При работе со старшими дошкольниками я использую такие дидактические игры, как" Узнай свой герб (флаг)","Собери флаг (герб)".С детьми  читали и заучивали  стихи о государственных символах из книги Степанова "Моя Родина-Россия".

Вывод: гимн России звучит в торжественных случаях, когда представляют нашу страну на соревнованиях, выступлениях. Гимн нужно слушать особенно, чувствовать гордость за свою страну.

Формирование у детей представлений о государственных символах России — флаге, гербе, гимне, привело детей к пониманию того, что у каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним следует относиться с уважением (просмотр фотоальбома "Флаги мира", "Гербы мира"). Мы с детьми ходили  на экскурсию по городу Славгороду "Прогулки  по родному городу". Во время прогулки занимались поисково исследовательской деятельностью: - где вы можете увидеть государственные символы в нашем городе?

Дети пришли к выводу: флаг символизирует нашу Родину. Он развивается над зданием правительства, флаги вывешиваются во время праздников, поднимаются во время побед.

Работа по знакомству детей с символами  страны находит свое отражение и в продуктивной деятельности: дети передают свои впечатления по теме в рисунках: "Салют", "Наша улица в праздничный день", "Парад на Красной площади", конструируют и разных материалов целые улицы, микрорайоны.

Рассматривая  карту, глобус, дети узнали о  столице России и других городах нашей страны. Дети познакомились с известными людьми и защитниками Отечества (героями, солдатами), знаменательными датами и государственными праздниками, в этом помогли любимые мультфильмы и НОД («Кто основал Москву», «Моя Родина-Россия»).

Тематические развлечения формируют чувство патриотизма, знакомят с вехами военной истории России ("Живи, моя Россия!"). У детей расширяются представления о защитниках Отечества в разные исторические эпохи ("Знакомство с биографией М. И. Рогачева"). Углубляются  знания о Русской армии, воспитывается уважение к мужеству русских солдат ("Наша армия сильна"). Формируется образ героя, защитника своего государства, прививается любовь к Отечеству и родной земле.

Тематические праздники воспитывают чувство гордости за историю становления страны и необходимость защищать Родину ("Русские Богатыри", "Веселые старты", "День защитника Отечества"), уважительное отношение к защитникам Отечества.

Неоспоримое значение имеет правильно организованная  предметно-развивающая среда. В группе  организована зона  патриотического воспитания «Юный патриот»  с соответствующим оформлением и с обязательным наличием образца российского герба и флага, аудиозаписи гимна РФ. Подобраны открытки, иллюстрации с изображением государственной символики, иллюстрации парада на Красной Площади, праздничной Москвы; карта России, глобус; куклы в национальных костюмах.

Имеются дидактические игры «Чего не стало?»,  «Узнай свой герб (флаг)», «Собери флаг (герб)», «Найди флаг», «Исправь ошибку» и др., альбомы для рассматривания, раскраски, макет города.

В книжном уголке  размещены книги «Моя первая книга о России» Симонова, «Расту культурным»  Липская, «Моя Родина-Россия» Степанов. Где дети могут самостоятельно организовать свою деятельность по интересам.

Исходя из опыта работы считаю, что наиболее продуктивным представляется подход по ознакомлению детей с государственными символами, основанный на песенном и сказочном фольклоре, русском, народном декоративно-прикладном искусстве.

Сказочные, песенные, фольклорные образы близки и доступны дошкольнику. Их яркость и красота помогают сформировать положительное отношение к государственному гербу и флагу.

 

Работа с семьей

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома.

Родители старшей группы активно участвовали в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, экскурсиях, проводимых в рамках проекта.

Был проведен фотоконкурс (совместное творчество детей и родителей) "Город, в котором я живу" (фотография на фоне узнаваемого места в городе и комментарии к ней).

Была организована выставка рисунков (совместное творчество детей и родителей) "Нет более прекрасного города в мире".

Были проведены совместные экскурсии по родному городу, после чего дети поделились своими впечатлениями от увиденного, отразили увиденное в  художественной деятельности.

Родителям также были предложены консультации, различные дидактические и развивающие игры, художественная литература на патриотическую тему.

Вывод: в  результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.

 Презентация проекта:  итоги реализации данного проекта с детьми  были подведены в  НОД «Россия – Родина моя»  с использованием ИКТ (старшая группа).

(Приложение 2)

Результативность: повысился уровень развития патриотических чувств у  детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень 52% детей, 46% средний уровень. 2% ниже среднего уровня.

Вывод: У дошкольников  сформировались представления о гербе, флаге и гимне нашей страны, их значимости в истории страны, государства. Дети применяют знания о гербе, флаге и гимне нашей страны в ходе общения, в игровых и жизненных ситуациях. Наблюдается проявление патриотических чувств (уважение к стране и  малой родине). 

 Определение задач для новых проектов:

 В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа. У меня в планах разработать и реализовать проект «Герои нашей семьи». В этом проекте хочу дать детям  представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить детей с историческими фактами военных лет путем создания условий для представления полной картины войны и  истории нашей страны и всего человечества; воспитать чувство любви и гордости к Родине; воспитать будущих защитников Отечества.

                   

   

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенная работа по реализации проекта показала, что на формирование патриотического сознания у детей оказывают влияние самые разные факторы. Максимальный результат воспитательной работы достигается только в том случае, если эти воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую воспитательную функцию, являясь необходимым звеном в едином воспитательном процессе. Наличие такой системы позволило мне создать условия для организации комплексных воздействий, дополняющих друг друга и дающих наилучший воспитательный эффект.

Я уверена, что единство требований детского сада и семьи обеспечивает ребенку условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполняет жизнь ребенка полезными делами и добрыми поступками.

Все аспекты в целом дают положительный результат в работе с детьми по формированию патриотических чувств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и

страной (патриотическое воспитание) - М.:УЦ «Перспектива»,2011.

  1. Вороненко А.Г. Патриотическое воспитание в России. 2006г
  2. Жуковская Р.И. Родной край: пособие для воспитателей детского
    сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А.
    Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп.
  3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. – 10-е изд., перераб. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.– М.: Академия, 2017. – 416с.
  4. Маханёва М.Д. Мы вместе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. ФГОС ДО / М.Д. Маханёва, О.А. Ушакова-Славолюбова. – М.: Сфера, 2017. – 224 с.
  5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
  6. Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / сост. Н.А. Васильева. – Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2016. – 108 с.
  7. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О
    внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
    Федерации" по вопросам воспитания обучающихся».
  8.  Е.Ю.Александрова, Е.Д. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова “Система патриотического воспитания в ДОУ” 2007, “Учитель”.
  9. Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”. 2010, Москва.
  10. М.Б. Зацепина “Дни воинской славы”. 2008 г, Москва.
  11. Л.А. Кондрыкинская. Мотодическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. 2005 г., Москва.

Приложение 1

ПЕРСПЕКТИНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ФОРМА РАБОТЫ

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

С детьми.

Беседы

Экскурсии

Чтение художественной литературы

Игровая деятельность

Викторина

НОД

Продуктивная деятельность

Свободная деятельность

  • «Где я живу?»
  • «Символы России» - с применением мультимедийного оборудования (просмотр видеороликов)
  • «Правила поведения во время звучания гимна»
  • «Что я расскажу друзьям из других стран о символах моей страны?»
  • Беседа «Традиции моей семьи»
  • «Символическое значение цветов флага, герба»

  • Виртуальная экскурсия по России.
  • «Прогулки по родному городу»

  • Сказка о том, как Петр-царевич цвета для флага российского искал.
  • Притча о том, как звери выбирали символ герба.
  • П. Воронько "Лучше нет родного края".
  • М. Лисянский "Моя Родина".
  • К. Д. Ушинский "Наше Отечество".
  • Степанова «Моя родина — Россия».
  • В. Степанов "Флаг России".
  • В. Степанов "Герб России".
  • С. Михалков "Гимн России"

  • «Чего не стало?»
  • «Третий лишний»
  • «Узнай по описанию» 
  • «Угадай, где это находится?» (иллюстрации)
  • «Загадай – мы отгадаем»
  • «Узнай свой герб (флаг)»
  • «Собери флаг (герб)»
  •  «Найди флаг» 
  • «Исправь ошибку»
  •  Игры с макетом улицы, города

  • Что? Где? Когда?
  • Конкурс  чтецов (стихи народных поэтов о России).
  • Викторина «Край мой родной – Россия», 
  • Викторина «Что я знаю о России?»

  • НОД (лепка): «Государственные символы России»
  • «Наша родина -  Россия»

  • Аппликация, лепка, рисование или раскрашивание, флага, герба, русской березки, матрешки.
  • Конструирование:
  • «Моя улица»
  • «Старинные дома»
  • «Микрорайон»

  • Слушание песен о родном городе, России, гимн России, чтение стихов и рассказов.
  • Просмотр фотоальбома «Флаги мира»
  • Просмотр фотоальбома «Гербы мира»

С родителями.

Участие в групповом семейном конкурсе

Посещение музея совместно с детьми

Фотовыставка

Изготовление альбома

Зарисовки в альбом

Создание патриотического уголка совместно с родителями

  • «Герб моей семьи»
  • Конкурс-викторина «Знатоки своей страны» (дистанционно)

  • «Я и мой город».

  • «Любите ли Вы свой город?»

  • «Береги природу родного города».

  • «Мой город»
  • «Дом, в котором я живу»
  • « Москва – столица России»

 

  • «Юный патриот»

Приложение 2

НОД «Россия – Родина моя»  с использованием ИКТ (старшая группа).  

Воспитатель: Судос Людмила Николаевна

г. Славгород Алтайский край

Задачи:

  • продолжать обогащать у детей знания о российском государстве;
  • познакомить детей с российской символикой;
  • воспитывать в детях уважение и любовь к своей Родине, русскому народу;
  • активизировать речь и словарный запас;

Материалы и оборудование: презентация « Наша Родина – Россия» (слайды с изображением гор, рек, полей, лесов, городов; березы, ромашек, матрешки; Москвы, Кремля, Красной площади; российского флага); ноутбук, мультимедийный экран, проектор.

Образовательная деятельность.

В группу запускаю воздушный шарик, к которому привязана карта (формат А4). Дети достают этот шар, разворачивают карту.

Воспитатель. Что это? (карта). Карт бывает много, а что же это за карта? В какой стране мы с вами живем? (в России.). Значит это карта России. А вы хотите погулять  по России и узнать что-то нового, интересного? Но эта карта маленького размера, ее не удобно рассматривать. Как нам ее увеличить? (поколдовать) Дети колдуют, и на слайде появляется карта России.

Слайд 1

Перед детьми на слайде карта России

Россия – самая большая и красивая страна. Как вы думаете, как называются люди, которые живут в России? (Ответы детей). Все люди, живущие в России, называются россияне. Каждый россиянин любит свою страну. Россия – огромная страна.

Какие цвета есть на карте? Как вы думаете, что означает синий, голубой цвет (зеленый, коричневый). В России много рек, гор, лесов, городов.

Рассказ сопровождается показом презентации. (слайды3-6)

Слайд 7

Воспитатель: Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать.

Слайд 8

То на другом – начинается утро.

Слайд 9-10

На одной стороне может идти снег, а на другой - может припекать солнышко.

 Россия – это наша Родина. Что такое Родина? Как вы понимаете это слово Родина?(ответы детей) Родина – это значит родная, как мама и папа. Родина это место, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие. Родина у всех одна.

Какой самый главный город нашей страны?

Дети: Москва.

Слайд 11

Воспитатель: Молодцы, а чем же столица отличается от других городов нашей страны, почему “Всем городам он – голова”?

( В столице находиться правительство страны, работает президент государства)

Да, это город Москва, главный город нашей страны. Она очень большая и красивая. В нём много улиц, красивых зданий.(показ слайдов)

Кто самый главный в нашей стране? Президент – Путин.

Слайд 12

Кто из них? Выбирают на слайде.

Слайд 13

Воспитатель: У каждой страны есть свои символы. Какие символы есть у России.

Слайд 14

 Герб  России.

Игра «Собери Герб»

Слайд 15

Флаг России.

Воспитатель. Ребятки, внимательно посмотрите на флаг и скажите, из скольких цветов состоит наш флаг?

Дети. Три.

Воспитатель. Да, наш флаг состоит из трех цветов, которые расположены горизонтально и у каждого цвета свое предназначение.

Белая полоска напоминает нам о белоствольных берёзах, о русской зиме с бескрайними снежными просторами, о лёгких летних облачках, о белых ромашках на лугу.

Синяя полоска похожа на синее небо, синие реки и моря России.

А красный цвет всегда на Руси считался самым красивым. Это цвет цветущих цветов, тепла и радости, солнца.

Слайд 16

Упражнение «Найди флаг России»

Упражнение «Выложи флаг России»

«Раскрась флаг России»

Слайд 17-19

Воспитатель: 

Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.) – Для чего России и другим странам нужны флаги? (показ иллюстраций). Верно. Например, они помогают узнать, из какой страны прилетел самолет. На хвосте у него обязательно изображается флаг страны. Когда в море встречаются два корабля, флаг помогает узнать, какой стране он принадлежит. Во время спортивных соревнований по флагам мы можем определить, какие страны будут участвовать в них. Флаг страны изображен и на майках спортсменов. Во время награждения победителей над стадионом поднимается флаг страны победившего спортсмена. В этот торжественный момент соотечественники победителя испытывают гордость за свою родину.

Слайд 20

Гимн России

Гимн – это самая главная песня России. Гимн включают на всех торжествах, когда поднимают флаг России в честь кого- ни будь, во время награждений за заслугу перед Родиной…

Когда играет гимн, принято всем стоять ровно и спокойно. (Включить гимн России)

Есть еще и другие символы нашей страны.

Отгадайте:

Друг другу улыбаются, 
Одна в другую ставятся, 
Деревянные, как ложки! 
Знаешь, кто это? (Матрешки) 
Слайд 21

Физминутка  «Матрешки»

Мы, матрешки, вот такие крошки.
(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас красные сапожки.
(Руки на поясе, движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами)

Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас розовые щечки
(Растирание руками щек)

Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Сейчас я загадаю вам загадку

Ствол белеет,
шапочка зеленеет, 
стоит в белой одёжке,
свесив серёжки. 
(Берёза
)                                               Слайд 22

Еще одним символом России является цветок. Отгадайте, какой.

Белая - пребелая!
Скромная - несмелая.
Летом расцветает, 
Кто ж её не знает?
Погадаем мы с Наташкой 
На застенчивой ... . (Ромашке)      
Слайд 23

Слайд 24

На следующем слайде изображение летящего журавля (анимация)

Жура-Жура Журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?».

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края,

Лучше города родного

Не найдём мы никогда!

Как называется город, в котором мы живем? Славгород

О Славгороде мы поговорим в следующий раз.

Заключение:

Воспитатель: давайте еще раз вспомним, с какими российскими символами мы познакомились (ответы детей). Дети подходят к карте и прикрепляют к ней российский флаг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ»("Покров на Дону")

Главное назначение проекта "Покров на Дону"  - ознакомление дошкольников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее...

«Формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным городом»

Дошкольный период – уникальный и решающий этап жизни ребенка, в процессе которого закладываются основы его личности, формируется его гражданско-патриотическая компетенция, вырабатываются черты граждан...

Проект "Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом"

Актуальность темы:Изучить историю русского народного  костюма, развивать интерес к национальной культуре, творческое развитие дошкольников....

«Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогам...

Проект «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем » подготовительная группа

В начале нового учебного года составляются комплексно-тематические план и план воспитательной работы. Данный проект по патриотическому воспитанию очень актуален для воспитателя ДОУ . Его можно использ...

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект "Народы России".

Исторически сложилось так, что наша Родина – многонациональная страна. Издавна на её территории проживает много разных народов, каждый из которых по - своему самобытен и имеет богатые традиции. ...