Проект "Волшебный мир космоса"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Махрова Александра Юрьевна

Проект и итоговая презентация - отчёт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_kosmosa.docx158.52 КБ
PDF icon prezentatsiya_kosmos_compressed.pdf2.47 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11

г. ВЯЗЬМА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОЕКТ

для детей старшей группы

Тема: «Волшебный мир космоса»

Разработала:   воспитатель 1 квал. категории

                                                               Махрова А.Ю.

2021 г.

Познавательный проект для детей

старшей группы на тему

«Волшебный мир космоса»

I. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Актуальность проекта:

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, позволит углубить знания детей о Солнечной системе, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

Проблема

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Тип проекта – познавательный

Вид проекта – краткосрочный (01.04 – 13.04)

Цель проекта:

Приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса.

Задачи проекта:

1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.

2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.

3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).

4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.

5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

Участники проекта: педагоги группы, дети старшего дошкольного возраста, руководитель по физической культуре, родители воспитанников.

      Механизм реализации проекта: проект реализуется через организованную     образовательную деятельность, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Практическая значимость:

 Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

     Содержание и формы работы с детьми:

1. ООД

  • по речевому развитию
  • «Чтение х/л: «Сказки о созвездиях», Л. Талимонова
  • Беседа «Луна – спутник Земли», с опорой на презентацию
  • «Первый космонавт», беседа о Ю. Гагарине, заучивание стихотворения В. Степанова
  • Составление рассказов «Космические истории»
  • по познавательному развитию
  • «Космос, звёзды, вселенная» с опорой на видео «Изучаем космос»
  • «Покорители космоса»
  • по социально – коммуникативному развитию
  • «Ракеты и спутники»
  • по художественно – эстетическому развитию
  • рисование «Этот загадочный космос», «Наша планета – Земля», «Ракета летит к звёздам», «Космонавт на Луне»
  • лепка «Весёлые инопланетяне (лунатики)»
  • художественный труд из бросового материала «Ракета»
  • аппликация «Поздравительная открытка»
  • по ФЭМП «Полёт к звёздам»

2. Познавательно-исследовательская деятельность

  • Эксперимент  с глобусом и лампой «День и ночь»
  • Эксперимент с глобусом и фонариком «Затмение солнца»
  • Эксперимент с банкой и водой «Скафандр»

3. Беседы

  • «Что мы знаем о космосе?
  • «Земля –наш дом во вселенной»
  • «Что случится с нашей планетой, если…»
  • «Луна – спутник Земли»
  • «Кого принимают в космонавты?»
  • «Космическое питание»
  • «Как одеваются космонавты?»

4. Игровая деятельность

  • Сюжетно-ролевые игры:
  • «Космонавты летят на ракете»
  • «Угостим звездочку чаем»
  • Дидактические игры
  • «Восстанови порядок в солнечной системе»
  • «Найди лишнее»
  • «Разрезные картинки»
  •  «Полезное и вредное»
  • «Подбери словечко»
  • Конструктивные игры
  • Складывание созвездий из мозаики
  • Из деревянного конструктора «Дома для инопланетян»
  • Из пластмассового конструктора - «Космический корабль»
  • Игра – импровизация «Обитатели космоса» (Плавные

движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку)

  • Подвижные игры
  • «Перебежки марсиан»
  • «Звездные  ловишки»
  • «Уйти от погони»
  • «Собери космический мусор»
  • «Быстрые юпитеры»
  • «С разбега в звездолет»

5. Просмотр электронных презентаций и обучающих видео:

  • «Изучаем космос», видео
  • «Луна – спутник Земли»
  • «Зачем Белка и Стрелка летали в космос», видео
  • «Освоение космоса», презентация
  • «Гагарин совершает полёт», видео
  • «Выход в открытый космос», видео

6. Слушание космической музыки

  • «Мы в космос улетаем на работу»
  • «Я-Земля!»
  • «Знаете, каким он парнем был!»
  • «На пыльных тропинках далёких планет…»
  • «Мы в космос улетаем на работу…»
  • «Свет любви» (из мультфильма «День рождения Алисы»)
  • Земляне «Трава у дома»

7. Чтение х/л

  • Н.Носов «Незнайка на Луне»
  • П. Клушанцева «О чем рассказал телескоп»
  • И.Холи «Я тоже к звездам полечу»
  • Г.Юрлин «Что внутри?»
  • Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», «Звёздные сказки»
  • Энциклопедия для детского сада «Космос»
  • Л.Талимонова «Сказки о созвездиях».

8. Итоговое мероприятие: физкультурно – познавательный досуг «Космические дали»

Содержание и формы работы с родителями:

  • Консультации: «Знакомим ребёнка с космосом»
  • Составление с ребёнком рассказа «Космические истории»
  • Помощь в подборке литературы, наглядных материалов по теме проекта
  • Выставка сотворчества детей и родителей «Космические фантазии»
  • Наблюдения на прогулке за небом, звездами в темное время суток, за Луной (новолуние, месяц, половина Луны, полнолуние)  

Ожидаемые результаты:

для детей:

К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми. Дети старшей группы должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и НОД;

для педагогов:

Повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный профессиональный рост; самореализация.

Продукты проекта: 

  • Выставки творческих работ детей:
  • «Этот загадочный космос»
  • «Наша планета – Земля»
  • «Ракета летит к звёздам»
  • «Космонавт на Луне»
  • «Весёлые инопланетяне (лунатики)»
  • «Ракета»
  • Выставка сотворчества детей и родителей «Космические фантазии»
  • Итоговая презентация проекта

Методическое обеспечение:

  1. Веракса, О.Р. Галимов  Н.Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва,2017г.
  2. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду», МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва,2017г.
  3. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением в старшей группе», МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва,2017г.
  4. Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду"старшая группа, МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва,2017г.
  5. Космос. Детская энциклопедия. - Москва, 2000г.
  6. «Расскажите детям о космосе». (Карточки для занятий в детском саду.)
  7. Соломеннткова  О.А. «Ознакомление с предметным и социальным окружением в старшей группе», МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва,2017г.
  8. https://www.youtube.com
  9. http://mults.spb.ru/mults/?id=1375
  10. http://mults.spb.ru/mults/?id=230

II. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный

  • определение актуальности проекта;
  • определение и обоснование проблемы;
  • постановка цели и задач;
  • сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
  • изучение методической литературы по теме;
  • определение содержания форм работы с детьми и родителями;
  • работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;
  • создание развивающей среды, подбор литературы для детей;

2 этап – основной

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно – развивающей среды

1 день – чт, 01.04.

1. Беседа «Что мы знаем о космосе»

2.ООД по познавательному развитию «Космос, звёзды, вселенная», с опорой на видео «Изучаем космос»

3. ТО «Волшебная мастерская»: нетрадиционное рисование (мелки + акварель)  «Этот загадочный космос»

4. Дид. игра «Восстанови порядок в солнечной системе»

5. Подв. игра на прогулке «Перебежки марсиан»

Помощь в подборке литературы, наглядных материалов по теме проекта

1. Тексты произведений х/л согласно плану.

2. Видео «Изучаем космос»

3. Дид. игра «Восстанови порядок в солнечной системе»

4. Иллюстрации на тему «Космос»

2 день – птн, 02.04

1. ООД по развитию речи: чтение х/л: «Сказки о созвездиях», Л. Талимонова + минителескопы

2. ООД по художественно – эстетическому развитию (рисование) «Наша планета»

3. Эксперимент  с глобусом и лампой «День и ночь»

4. Беседа «Земля – наш дом во вселенной»

5. Констр. игра «Складывание созвездий из мозаики»

6. Дид. игра «Подбери словечко»

Консультация  «Знакомим ребёнка с космосом»

1. Тексты произведений х/л согласно плану.

2. Методичес-кое пособие «Мини – телескопы»

3. Глобус

4. Внести в группу наглядный материал и литературу по теме проекта

3 день – пн, 05.04

1. ООД по развитию речи: беседа «Луна – спутник Земли», с опорой на презентацию

2. ООД по художественно – эстетическому развитию (лепка) «Весёлые инопланетяне (лунатики)»

3. Эксперимент с глобусом и фонариком «Затмение солнца»

4. Беседа «Что случится с нашей планетой, если…»

5. Констр. игра «Дома для инопланетян»

6. Чтение х/л П. Клушанцева «О чем рассказал телескоп»

Наблюдения на прогулке с детьми в темное время суток за Луной (новолуние, месяц, половина Луны, полнолуние)  

1. Тексты произведений х/л согласно плану.

2. Глобус

3. Презентация «Луна – спутник Земли»

4 день – вт, 06.04

1. ООД по соц. – ком. развитию «Ракеты и спутники»

2. ТО «Волшебная мастерская»: художественный труд из бросового материала «Ракета»

3. Беседа «Кого принимают в космонавты?»

4. Констр. игра «Космический корабль»

5. Подв. игра на прогулке «Звёздные ловишки»

6. Чтение х/л И.Холи «Я тоже к звездам полечу»

Изготовление поделок, рисунки для выставки «космические фантазии»

1. Тексты произведений х/л согласно плану.

2. Иллюстрации на тему «Ракеты и спутники»

5 день – ср, 07.04

1. ООД по ФЭМП «Полёт к звёздам»

2. ООД по художественно – эстетическому развитию (рисование) «Ракета летит к звёздам»

3. Сюж. – рол. игра «Угостим звёздочку чаем»

4. Подв. игра на прогулке «Быстрые юпитеры»

5. Чтение х/л Е.П.Левитан «Твоя Вселенная»

6. Дид. игра «Найди лишнее»

Наблюдения на прогулке с детьми за небом, звездами в темное время суток

1. Тексты произведений х/л согласно плану.

2. Дид. игра «Найди лишнее»

6 день – чт, 08.04

1. ООД по познавательному развитию «Покорители космоса»

2. Эксперимент с банкой и водой «Скафандр»

3. Беседа «Как одеваются космонавты?»

4. Дид. игра «Полезное и вредное»

5. Просмотр видео «Зачем Белка и Стрелка летали в космос»

6. Чтение х/л Е.П.Левитан «Твоя Вселенная»

Составление с ребёнком рассказа «Космические истории»

1. Тексты произведений х/л согласно плану.

2. Дид. игра «Полезное и вредное»

3. Видео «Зачем Белка и Стрелка летали в космос»

7 день – птн, 09.04

1. ООД по развитию речи Составление рассказов «Космические истории»

2. ООД по художественно – эстетическому развитию (рисование) «Космонавт на Луне»

3. Беседа «Космическое питание»

4. Игра – импровизация «Обитатели космоса» (Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку)

5. Просмотр видео «Выход в открытый космос»

6. Чтение х/л «Космос» (энциклопедия для д/с)

Выставка сотворчества детей и родителей «Космические фантазии»

1. Тексты произведений х/л согласно плану.

2. Видео «Выход в открытый космос»

3. Космическая музыка

8 день – пн, 12.04

1. ООД по развитию речи «Первый космонавт», беседа о Ю. Гагарине, заучивание стихотворения В. Степанова с опорой на видео «Гагарин совершает полёт»

2. ООД по художественно – эстетическому развитию (аппликация) «Поздравительная открытка»

3. Сюж. – рол. игра «Космонавты летят на ракете»

4. Подв. игра на прогулке «С разбега в звездолёт»

5. Чтение х/л «Космос» (энциклопедия для д/с)

Беседа: «Расскажите детям о празднике 12 апреля»

1. Тексты произведений х/л согласно плану.

2. Видео «Гагарин совершает полёт»

3 этап – итоговый

9 день – 13.04, вт

Физкультурно – познавательный досуг «Космические дали»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

НОД «Космос. Звезды. Вселенная»

Цели и задачи:

- Познакомить детей с основными планетами, дать первоначальное преставление о строении солнечной системы и планетах;

- Развивать словарь детей; познакомить с названиями планет: Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон;

- Пробуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; активизировать словарь детей, воспитывать любовь к своей планете.

Материал : картинка на ковролине с изображением звёздного неба и планет (оформление развивающего пространства), презентация «Космос» и оборудование для демонстрации, картинки с изображением Солнца, Луны, ночного звёздного неба, созвездия Большой Медведицы (для отгадывания загадок), детали геометрических фигур для конструирования.

Ход образовательной деятельности

Игра « Кто знает, тот отвечает»

Воспитатель: (подводит детей к картине на ковролине с изображением планет и спрашивает детей. Как называется планета на которой мы живём, а также предлагает отправится в путешествие в космос и познакомиться с названиями других планет.)

Дети: (рассаживаются перед экраном.)

Беседа « Космос. Звезды. Вселенная»

Воспитатель продолжает рассказ: все планеты солнечной системы представляют собой 8 огромных шарообразных тел. Одни из них больше нашей земли другие меньше.. Планеты можно видеть на небе, потому что они освещаются Солнцем. Солнечный свет отражается от планет, и поэтому можно видеть планеты с Земли. Особенно хорошо видны они ночью, когда светятся, как яркие звездочки.

Далее воспитатель рассказывает, что Земля – единственная планета, на которой есть вода и суша. Земля – третья по счёту планета от Солнца.

Воспитатель знакомит детей с названиями других планет: Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн.

Загадочный мир планет с давних времён притягивал к себе внимание людей и люди начали осваивать космическое пространство. Первый космический корабль « Восток» . На нём 12 апреля 1961 года впервые в мире советский человек Юрий Алексеевич Гагарин совершил полёт вокруг земного шара.

С тех пор прошло немало времени и многое сделано в области освоения космоса. Космические аппараты исследуют Луну и другие планеты солнечной системы. Даже животные побывали в космосе и стали героями мультипликационного фильма.

Игра-задание «Путешествие на ракете».

Ведущий: К запуску ракеты приготовиться!

Дети: Есть приготовиться!

Ведущий: Пристегнуть ремни!

Дети: Есть пристегнуть ремни! (Имитируют движение.)

Ведущий: Соединить контакты!

Дети: Есть контакты! (Хлопок в ладоши 1 раз.)

Ведущий: Завести моторы!

Дети: Есть завести моторы! (Имитируют движение.)

Ведущий: К старту готовы?

Дети: Готовы! (Стоят на месте.)

Ведущий: Пять, четыре, три, два, один…

Дети: Пуск! (Хлопают в ладоши, Садятся.)

Ведущий: Мы взлетаем. Ракета уносит нас далеко – далеко от Земли! Мы взяли с собой конверт с загадками. Если мы их отгадаем, то узнаем, куда летим.

Ведущий достает из конверта загадку:

Голубой платок,

Алый колобок,

По платку катается,

Людям улыбается.

( Небо и солнце.)

Физкультминутка

Кто – то утром не спеша,

(Ходьба на месте.)

Надувает желтый шар,

(Дети дуют и разводят руки в стороны.)

А как выпустят из рук –

(Поднять руки вверх, хлопок.)

Станет вдруг светло вокруг.

(Поворот.)

Что это за шар?

(Дети хором: «Солнце».)

Махнула птица крылом

И покрыла весь свет одним пером.

(Ночь.)

Рассыпалось ночью зерно,

Глянули утром – нет ничего.

(Звезды.)

В голубой станице

Девица круглолица.

Ночью ей не спиться –

В зеркале глядится.

( Луна.)

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталось в небе только

Апельсиновая долька.

( Луна, Месяц.)

Из какого ковша

Не пьют, не едят?

А только на него глядят?

(Созвездие Большая Медведица.)

Вопросы:

Сколько звезд в созвездии? (Семь.)

Какую фигуру образуют эти звезды? (Ковш.)

Ведущий: Молодцы ребята, все задания выполнили. Предлагаю вернуться обратно на землю.

Ведущий: К приземлению приготовиться!

Дети: Есть приготовиться! ( Дети встают.)

Ведущий: Приглушить моторы!

Дети: Есть приглушить моторы!

Ведущий: Разъединить контакты!

Дети: Есть разъединить контакты! (Хлопок в ладоши.)

Ведущий: Отстегнуть Ремни!

Дети: Есть отстегнуть ремни! (Имитируют движение.)

Ведущий и дети вместе: Пять, четыре, три, два, один! (Дети хлопают в ладоши.)

Ведущий: Полет окончен!

Дети садятся.

Ведущий: Во время путешествия мы познакомились со звездным небом, Луной и Солнцем.

Кружится хоровод планет.

У каждой свой размер и цвет.

Для каждой путь определён,

Но только на земле мир жизнью заселён.

Воспитатель. Вот мы и очутились на своей родной планете Земля. Давай те вспомним, ребята, какие летательные аппараты помогают людям осваивать космическое пространство.

Творческая работа детей.

Дети из геометрических фигур конструируют космический корабль.

Приложение 2

«Покорение космоса»

Цель: Познакомить с историей освоения космоса и с космонавтами.

Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта.

Оборудование: иллюстрации о космосе, портреты космонавтов, глобус.

Ход

  1. Загадка

В: Ребята, я вам загадаю загадку:

Чудо-птица, длинный хвост,

Прилетела в стаю звезд.

(ракета)

Показ космической ракеты

2. Беседа

Мы с вами совершим виртуальное путешествие на космической ракете и постараемся узнать, как люди стали осваивать космическое пространство. Раньше давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая лежит на трех гигантских слонах, стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба.

Показ иллюстрации

- С тех пор прошло много, много лет. Люди построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля шар. Это макет Земли, он называется глобус.

Показ и рассмотреть Глобус

- Какие цвета мы видим на глобусе?

Д: Я вижу синий – вода. Зеленый, коричневый, желтый – суша

(синий цвет – моря, океаны, озера, реки, озера; зеленый, коричневый, желтый – леса, горы, пустыни)

В: Космос всегда интересовал человека. И вот успех 4 октября 1957г. – запуск первого спутника Земли.

- Ребята, в спутнике сидит человек?

Д: Нет, не сидит.

В: Там специальный механизм, который передавал только сигнал

Рассмотреть картинку

- Ребята, а вы знаете, кто первый полетел в космос?

Д: Это были две собачки Белка и Стрелка.

Показ картинки

В: А почему не человек?

Д: Надо было проверить, как влияет космос на живой организм, небезопасно ли там человеку.

В: Что космонавты делают в космосе?

Д: Проводят научные опыты.

В: Некоторые опыты требуют выхода в открытый космос.

- Что тогда используют для безопасности выхода в открытый космос?

Д: Скафандр.

В: Правильно, ведь в космосе нет воздуха и очень холодно.

Показ скафандра

Физкультминутка

Чтобы в космос полететь,

Надо многое уметь

Влево, вправо повернуться,

И опять назад вернуться,

Приседать, поскакать

И бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише

Походить и сесть опять.

В: 12апреля 1961г. – день полета первого в мире космонавта Юрий Алексеевич Гагарин. Показ портрета

Этот день стал большим праздником.

- В жизни Гагарина произошла большая трагедия, какая?

Д: Он трагически погиб.

В: Трагически, т.е. внезапно, неожиданно в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полета на самолете.)

В честь памяти героев называют города, улицы, учебные заведения. Помните, мы учили стихотворение Степанова. Кто хочет рассказать?

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первый на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

В. Степанов

Игра «Узнай космонавта»

В: Ребята, давайте с вами поиграем «Узнай космонавта»

Показ портретов космонавтов

5. Итог.

Наше путешествие на космической ракете подошло к концу. Мы удачно приземлились на космодром.

Показ космодрома

Приложение 3

Тема беседы: «Первый космонавт»

Цель: введение детей в тематический день посредством  знакомства воспитанников с первым космонавтом планеты Ю. А. Гагариным.

 Задачи:

1.     Познакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина, его значением для человечества. Обогатить представления детей о космосе,  космонавтах, космическом оборудовании, использовании космоса в интересах людей.

2.     Развивать познавательный интерес к космосу как объекту окружающего мира. Инициировать активность детей, желание узнавать новое о космосе.

3.     Воспитывать чувство гордости за свою страну.

 Оборудование: У воспитателя на столе ноутбук, где демонстрируется слайд со звездами и летящей ракетой. На мольберте – надпись «12 апреля- День космонавтики».

Содержание

Организационный момент. Игра «Что изменилось». Воспитатель обращает внимание на изменения в окружающей обстановке. Просит тех, кто заметил, сказать на ушко воспитателю о том, что изменилось. Педагог хвалит детей за внимательность. Педагог отвечает на вопросы детей о ноутбуке, надписи. Дети располагаются свободно около стола воспитателя.

Введение в беседу. Воспитатель предлагает посмотреть презентацию о космосе на ноутбуке («Вы хотите посмотреть «Космические» картинки?»). Приглашает детей сесть на коврик, чтобы всем было видно. Помещает  ноутбук перед детьми. Демонстрирует 3-4 картинки (фото). Задает вопросы: Как вы думаете, какие размеры имеет вселенная? Есть ли воздух в космосе? Тепло ли в космосе? На что похожи звезды? С чем их можно сравнить? На что похожа Земля? Какие опасности могут поджидать в космическом пространстве? Воспитатель не ограничивает речь детей. Педагог хвалит детей за то, что они так много знают о космосе и говорит, что космос всегда притягивал человека, восхищал его. Предлагает послушать стихотворение о космосе, о звездах.

В космосе так здорово!
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!
О. Ахметова

Основная часть. Сообщает детям, что сегодня праздник. «Какой праздник, кто догадался?» (День космонавтики). А почему именно 12 апреля наша страна отмечает этот праздник? А хотите узнать? Рассказывает, что 12 апреля 1961 г. – в нашей стране впервые в мире в космос полетел первый человек Юрий Алексеевич Гагарин (показывает его портрет на слайде + видеоролик  «Гагарин в корабле «Поехали»). Педагог: «12 апреля 1961 г.  в теплый солнечный день, Человек осуществил свою многовековую мечту – преодолел земное притяжение  и полетел в космос. Послушайте, что чувствует Юрий Алексеевич перед стартом: «Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях» Педагог спрашивает детей: Как вы думаете, первым лететь в космос было опасно? Что чувствовал Ю. А. Гагарин перед стартом? «Как можно сказать о таком человеке?» (Дети подбирают слова – эпитеты).

Стихотворение о Гагарине

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

На слайде  рассматривают скафандр – одежда космонавтов («Как называется  одежда космонавтов? Для чего ему скафандр? На что похож шлем скафандра?) Педагог обобщает, что космонавтам нужна специальная одежда – скафандр. Она защищает тело, сохраняет определенную температуру, шлем защищает голову, позволяет дышать. Подчеркивает, что сейчас скафандры изготавливают из современных материалов, они более удобны и менее громоздки. (демонстрирует фото на слайде). «Кто знает, как назывался корабль, на котором летал Гагарин? Как еще называют космические корабли?»

Воспитатель демонстрирует слайд с космической станцией, спрашивает детей «Кто знает, что это такое? Зачем в космосе космическая станция?»

Заключительная часть. «Как вы думаете, для чего человек изучает космическое пространство? Какую пользу космос приносит человеку?  Как вы считаете, космос опасен для человека? В каких случаях?»

«Вы хотели бы полететь в космос?» «Какими качествами нужно обладать, чтобы быть космонавтом?»

Воспитатель ободряет детей, говоря им, что если у них будет большое желание и они приложат усилия, то их мечты о космосе обязательно сбудутся.

Приложение 4

Дидактические игры

«Правильно расставь планеты»

Цель: учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной системы по мере их удаления от Солнца. Закрепить представление об их размерах и количестве в солнечной системе.

Материал: карточки с изображением Солнца (1) и планет Солнечной системы (2-9) по типу пазлов. На обратной стороне карточек указаны их порядковые номера от 1 до 9.

Ход игры. На первом этапе игры ребенок, с помощью взрослого, находит начальную картинку (Солнце), а затем из остальных картинок составляет целую полоску. Чтобы проверить результаты, картинки переворачиваются.  

 

«Найди лишнее»

Цель: развивать логическое мышление. Развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному признаку. Развивать память.

Ход игры.

Воспитатель: Мы – космонавты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем, как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытания на сообразительность. Сейчас я хочу устроить такое испытание вам. Я назову несколько   слов. Подумайте хорошо, что в данных словах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ.

Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему.

Предполагаемые наборы слов:

1.Солнце, Юпитер, Венера, Африка

2.Ракета, спутник, лодка, луноход

3.Комета, метеорит, звезда, глобус

4.Астронавт, астроном, астролог, космонавт

5.Меркурий, Венера, Большая Медведица, Марс

6.Звезда, галактика, созвездия, телескоп

7.Большая Медведица, Юпитер, Малая Медведица, Кассипея

8.Море, пустыня, океан, река

9.Овен, Близнецы, астролог, Рак

10.Равнины, горы, пустыня, океан

11.Смелый, храбрый, злой, отважный.

«Подбери словечко»

Цель: активизировать и расширить словать по теме «Космос». Развивать восприятие, память, логическое мышление.

Ход игры. У детей по одной звездочке и воспитатель просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:

-человек, который считает звезды – звездочет,

-космический корабль, летящий к звездам – звездолет,

-скопление звезд на небе- созвездие,

-момент, когда звезды «падают» - звездопад,

-небо, на котором много звезд – звездное,

-небо, на котором нет звезд – беззвездное,

-бывает большая звезда, а бывает маленькая – звездочка.

Приложение 5

Загадки про Космос

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … (ракете)

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля)

Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп)

Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный,
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты. (Космос)
Объект есть во Вселенной
Коварный, не простой,
Он звезды пожирает
Как бутерброд с икрой.
Опасно незаметная
И глазом не видна,
Такая темно-темная …. (черная дыра)

Посчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе  … (звездочет)

Медведь на глыбе ледяной,
Подружка в небе над волной.
Она – созвездье, он живой
В блестящей шубе меховой.
Он дружит с ветром и водой,
Она – с Полярною звездой.
Никак не могут встретиться
Медведь с Большой … (Медведицей)

Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда,  не планета,
Загадка Вселенной - … (комета)

Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт …. (Гагарин)

Почти что со скоростью света
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь,  летит и летит
Небесный космический … (метеорит)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет … (луна)

Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник)

Приложение 6

Подвижные игры на тему «Космос»

«Перебежки марсиан»

ХОД ИГРЫ:

Дети становится на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. На середине, между двумя линиями, находится ловишка-марсианин. После слов: «Раз, два, три — беги!»— дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем бегущий пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону. После 2—3 перебежек производится подсчет пойманных детей  и выбирается новый ловишка - марсианин.

«Звездные  ловишки»

ХОД ИГРЫ:

Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки, в руках у него объемная звездочка. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его звездочкой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся звездочкой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3—4  ребёнка, то выбирается новый ловишка.

«Ноги от земли!»

ХОД ИГРЫ:

Игра проводится так же, но с условием: нельзя ловить тех детей, которые вовремя успели встать на какой-нибудь возвышающийся предмет — стул, доску и другие предметы.

«Уйти от погони!»

ХОД ИГРЫ:

Дети становятся в круг. У каждого из них полоска ткани стального цвета, заправленная сзади  за ворот. В центре круга стоит ловишка. По сигналу воспитателя: «Лови!» — дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за детьми, стремясь взять у кого-нибудь из детей полоску. Ребенок, лишившийся ленточки, временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три-в круг скорей беги!» — все строятся в  круг. Ловишка  подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра продолжается с новым ловишкой.

«Маленькие планетки»

  ХОД ИГРЫ:

На  земле (полу) чертится  круг диаметром 3—4 м. При помощи считалки выбирают ловишку- комету. Он становится в центр круга, остальные — за кругом они маленькие планетки. После сигнала:«Раз, два, три — лови!» — дети бегут в круг, а ловишка – комета их ловит. Когда он поймает 3—4 детей, выбирают нового ловишку.

«Собёрем космический мусор»

ХОД ИГРЫ:

Дети делятся  на  2 команды с равным количеством человек за линией на одной стороне площадки.  У  детей в руках пустые ведерки, а на полу небольшие  мячи (кубики).

По сигналу воспитателя дети собирают мячи (кубики) в своё ведёрко в.

Усложнение:

-передвигаться только гигантскими шагами;

-передвигаться только прыжками на 2-х ногах.

«Быстрые юпитеры»

ХОД ИГРЫ:

Бегают по 2—3 детей наперегонки. В каждой паре или тройке дети примерно одинаковой физической подготовленности. Длина дорожки до 30 м. Можно пробегать это расстояние, перепрыгивая через короткую скакалку.

«Считай космические шаги»

ХОД ИГРЫ:

 Дети собираются на одной стороне площадки. Задание выполняется парами, предлагается  перебежать на другую сторону площадки, совершая  меньшее (большее) количество шагов: высоко поднимая колено, боковой галоп, спиной вперед и другие виды шага.

«Бег по лунной поверхности»

ХОД ИГРЫ:

 На площадке выкладываются «кубы – кратеры» (высотой около20 см). Играющие по очереди пробегают,  перешагивая   барьеры.  

 Усложнение: пробежать через барьеры как можно скорее; перепрыгнуть их.

«С разбега в звездолет»

ХОД ИГРЫ:

Для того чтобы научиться отталкиваться при прыжке   обеими   ногами,   надо   прыгать   с   короткого   разбега (3—5 шагов) в длину, при этом чередуя начало разбега с правой и левой ноги. Воспитатель предлагает попрыгать на соревнование с другом, отталкиваясь той ногой, которой удобнее. Выигрывает тот, кто прыгнет дальше и быстрее допрыгнет до звездолёта.

Приложение 7

Конспект НОД по лепке в старшей группе «Весёлые инопланетяне»

Тема:"Весёлые инопланетяне"

Цели:

Развивать творческую фантазию детей, умение лепить по представлению, воплощать свой замысел в лепке.

Учить детей размещать сделанные ими фигурки в общей композиции.

Учить детей делать совместные поделки, согласовывая свои замыслы с замыслами других детей. Развивать навыки работы с пластилином, приёмы раскатывания, растягивания, различные способы соединения деталей поделки.

Развивать мелкую моторику руки. Развивать навыки творческого рассказывания. Формировать познавательные интересы.

Предварительная работа:

Беседа о космосе, о возможности жизни на других планетах. Наблюдение звёздного неба в вечерние часы. Чтение литературы о космосе. Проведения интеллектуальной игры "Путешествие к далёким планетам".

Конструирование, рисование космических кораблей, летающих тарелок.

Материал:

Пластилин разных цветов, клеёнки, дощечки, стеки, пластина для размещения общей композиции.

Ход занятия:

Педагог создаёт в группе таинственную атмосферу, звучит музыка:

"Я хотел бы слетать на Луну,

И существ неземных повидать,

Что на странных тарелках летают!

Расспросить, как живётся им там?

Есть ли осень, зима или лето?

Может, хочется в гости им к нам?

На любимую нашу планету"!

А существуют ли инопланетяне на самом деле, как вы думаете? Кто они -эти живые существа? Какие они? Похожи ли они на нас? Сколько у них рук и ног? А может быть, у них щупальца вместо рук и ног? Есть ли уши и глаза и какие они? -Эти и другие вопросы волнуют детей и настраивают на творчество. Представим, что мы прилетели на планету, неизвестную пока никому. Что можно там увидеть? Подумайте над этим. Сейчас вы можете пофантазировать и слепить инопланетян такими, какими вы их воображаете.

Физ. минутка:

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

Прямо в космос устремись.

Руки вверх подними,

Лететь ракете помоги.

Топни, хлопни, улыбнись,

Посмотри, какая, высь!

Дети выполняют индивидуальные поделки из пластилина, воплощая свой замысел в лепке.

Приложение 8

Занятие по лепке в средней группе детского сада «Ракета»

Тема: «Ракета (лепка)»

Образовательная область«Художественное эстетическое развитие.»

Цель: Содействовать развитию умственных и личностных качеств детей.

Задачи: развивать интерес к художественному творчеству, закрепить понятия: открытый космос, невесомость, притяжение, планеты, звёзды, спутники, метеоритный дождь, кометы, марсианин и т. д. Развивать у детей наблюдательность, память, интерес к окружающему миру. Учить детей проявлять фантазию, творческое воображение Продолжать работу по формированию навыков речевого общения.

Словарная работа: земляне, планета, инопланетянин, космодром, космос, космонавт, спутники, скафандр, созвездие, Марс, Юпитер, Луна, Земля,звезды, солнце, ракета и т. д.

Предварительная работа:

— оформление зала на тему «Космос»,

— знакомство детей со звёздами и планетами,

- знакомство с Луной и Солнцем,

—беседа о космосе,

- рассматривание книг и иллюстраций, альбомов о космосе, рисование, конструирование и аппликация на тему «космос».

Оборудование: пластилин, дощечка, салфетки, контейнер от киндер-сюрприза.

Ход занятия

Педагог приветствует детей и предлагает им занять свои места.

-Ребята я хочу прочитать вам стихотворение:

«В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

А внизу леса, поля,

Расстилается земля».

-12 апреля наша страна отмечает день Космонавтики. Это праздник, прежде всего космонавтов и тех, кто участвует в создании космических ракет.

Космонавтом можно стать,

По Галактике летать

Мимо звезд, вокруг планет

И на Землю слать привет.

--Кто такие космонавты? (ответы ребят)

-- А вы хотите полететь в космос? (ответы ребят)

-- А на чем туда можно полететь? (ответы ребят)

В космосе пусто и воздуха нет;

Нет ничего. Кроме звезд и планет,

Кроме туманностей. Кроме комет,

Там ничего интересного нет.

Но почему-то, я сам не пойму,

Ночью смотрю я в небесную тьму,

В тайну игры неземного огня…

Звезды влекут, звезды манят меня.

Я не надеюсь, но, может быть вдруг

Там, среди звезд, ждет меня новый друг,

Так же сидит по ногам в тишине,

В небо глядит и рукой машет мне.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять - По одному загибают пальчики на обеих руках.

В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Командир в бинокль глядит, Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы, большую желтую луну. Загибают пальчики обеих рук

-А давайте – ка, ребята,

Поиграем в космонавтов,

В космос все мы полетим.

Собираемся в полет,

Строим новый звездолет.

- Ребята, сегодня мы с вами совершим полет! А скажите кто может летать? Разве люди летают?

(Нет. Летают птицы, насекомые, а люди летают на самолетах, вертолетах, ракетах).

А кто первый из людей полетел в космос? (Юрий Гагарин) Показ иллюстрации.)

- Мы с вами сейчас будем делать ракету и полетим в космос. В космосе много звезд, планет. (показ иллюстрации)

-А теперь построим ракеты! У вас на столе лежит яйцо из киндера–сюрприза и пластилин. Возьмите пластилин любого цвета разделите его ровно пополам.

Из оного кусочка скатайте один большой шарик, а из другого два маленьких и три средних.

Из большого шарика скатать конус и прикрепить его с одного края контейнера от киндер-сюрприза. Это будет верхняя часть ракеты. Маленькие шарики расплющить, чтобы получились круги и приклеить их в качестве иллюминаторов друг под другом. Из средних шариков сделать треугольные подставки - ступени ракеты.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-243410-1474200534.jpg

- Куда летит ракета? (В космос, вверх)

- А что есть в небе, в космосе? (звезды, луна, другие планеты)(показ иллюстрации)

-Космонавт должен быть мужественным и смелым человеком, принимать правильные решения, здоровым и образованным. Должны пройти специальную подготовку. Вы хотите стать космонавтами? Тогда давайте потренируемся.

Гимнастика: дети встают.

А сейчас мы с вами, дети (Дети маршируют.)

Улетаем на ракете.

На носки поднимись, (Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их.)

А потом руки вниз. (Опускают руки.)

Раз, два, три, потянись. (Тянутся.)

Вот летит ракета ввысь (Бегут по кругу.)

Выполнение работы под наблюдением воспитателя

- Подходите «запускайте» ракету в космос.

- Что сегодня делали? Кто первый полетел в космос? Как мы делали ракету? Вам понравилось? Молодцы! 

Занятие окончено.

Приложение 9

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

«ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»

Программное содержание: Использование нетрадиционных техник рисования.

Цель: познакомить детей с новым способом рисования - восковые мелки и акварель.

Задачи:

1.Учить детей изображать ракету в полете, передавая в рисунке характерные особенности космического корабля, его вид в безвоздушном пространстве, рисовать звездное небо, продумывая композицию и содержание рисунка, используя пространство переднего и заднего плана.
2.Закрепить приемы рисованию цветными восковыми мелками по белому листу бумаги с последующим покрытием всего листа акварельными красками.

3. Воспитывать у детей уважение к людям, работа которых связана с освоением космоса. Прививать любовь и чувство гордости к стране.

Интеграция образовательных областей:

«Художественное творчество», «Познание», ИКТ.


Материалы к занятию :
Восковые мелки, акварельные краски, толстые кисти, бумага большого формата, баночки.


Ход занятия 


Воспитатель: Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о первом полете человека в космос. Случилось это 12 апреля 1961 года. Этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин. Человечество давно мечтало о полетах в космическое пространство, таинственный космос притягивал людей, звал заглянуть в него и разгадать его загадки.
Почти сто лет назад простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. В космическом пространстве много разных планет и звезд, которые объединены в созвездия и млечный путь. И задумал Константин Эдуардович Циолковский сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. К сожалению, у него не было возможности его построить.
И только через много лет группа ученых под руководством конструктора Сергея Павловича Королева изготовили первый космический спутник и запустили его в космическое пространство.
Затем они решили повторить полет, но уже с животными и отправили в космос две собаки-лайки: Белку и Стрелку, которые благополучно вернулись на Землю.
И только 12 апреля 1961 года сбылась мечта человечества. Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток».

Подвижная игра «Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

Воспитатель: Я предлагаю вам помечтать и нарисовать картину «О своем полете на ракете к звездам или планетам».
Но прежде давайте вспомним какие космические объекты нам могут встретится в космосе.
Но прежде чем рисовать начать пальчики умелые надо нам размять:


Пальчиковая игра «Планеты Солнечной системы»
По порядку все планеты назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий, Два -Венера, Три - Земля,
Четыре - Марс. Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн,
Семь - Уран, Восьмой - Нептун,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Приложение 10

Конспект образовательной деятельности по рисованию на тему «Наша планета - Земля»

Цель:

создать условия для развития чувства цвета и композиции.

Задачи:

- создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и масляной пастелью;

- формировать умение изображать части Солнечной системы;

- формировать умение практически выполнить рисунок, получая разные оттенки смешиванием красок;

- продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, чувство композиции.

Материалы:

Листы бумаги А4; акварельные краски, кисти, баночки с водой, иллюстрации о космосе, солнечной системе;

Ход работы:

1. Вводная часть

Дети стоят около педагога и рассматривают картинки.

Воспитатель: Ребята, мы с вами на прогулке наблюдали за небом. Каким оно вам запомнилось? (Ответы детей)

- Правильно, ребята, небо бывает яркое, голубое – в солнечный день, серое – в пасмурный, оранжево – розовое на закате.

- Может ли небо быть фиолетовым, черным? (Ответы детей)

-  Когда? (Ответы детей).

-  Конечно, ночью небо становится темно-синим, загорается тысячами звезд. (Показ иллюстраций с изображением звёздного неба). Так выглядит ночное небо, если смотреть на него с земли.

-  Наша планета Земля находится в бескрайнем космическом пространстве. В нём множество других планет, миллиарды звёзд, колоссальные массы мелких камней, пыли, газов. И всё это называется Вселенной. И сейчас я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по нашей Вселенной. Давайте, пофантазируем, представим, что мы с вами поднялись так высоко, что Земля превратилась в голубой шар внизу. Как теперь будет выглядеть небо? (Ответы детей)

- То, о чём вы говорите, уже не небо, учёные называют это космическим пространством. Оно хоть и безвоздушное, но заполнено звездами, планетами, кометами. Особенно далекие звезды кажутся пылинками, они образуют туманности и Млечный путь (показ иллюстраций).

- Это наша галактика – она называется Млечный путь. Часть Млечного пути – наша Солнечная система, в состав которой входят 8 планет. Все они вращаются вокруг Солнца (показ иллюстрации с изображением Солнечной системы). Педагог предлагает детям назвать каждую планету.

Воспитатель читает стихотворение В. Шипуновой «На далёкой планете…».

                    ***

На далёкой, удивительной планете

(Нам за десять лет не долететь)

Солнце изумрудом ярко светит

И живет оранжевый медведь.

По шёлковой сиреневой траве

Спокойно бродит розовый олень –

Жемчужные рога на голове –

Серебряным копытцем топчет тень.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, что необычного на этой удивительной планете? Какая тайна скрывается в ней? (Ответы детей).

- А кто ещё может жить на удивительной планете? (Ответы детей).

Воспитатель показывает детям наглядный материал с изображением Солнечной системы.

Воспитатель:

-  Посмотрите, дети, как выглядит наша солнечная система. Какая планета находится ближе всех к Солнцу? (Меркурий). Эта планета напоминает горную страну. На её поверхности много кратеров от столкновений с метеоритами. Люди не могут подлететь к Меркурию, так как он расположен очень близко к Солнцу. Поверхность планеты изучают автоматические межпланетные станции и космические зонды, которые запускают с земли (показ иллюстраций). Какую планету иногда называют «сестрой Земли»? (Ответы детей). Да, это Венера. По размерам она напоминает Землю. На Венере постоянно бушуют грозы и бури. На этой планете есть атмосфера, но это углекислый газ, человек дышать им не может (показ иллюстрации).

Воспитатель:

 -  Какие планеты вы еще знаете? (Ответы детей.). По космическому пространству можно путешествовать очень долго. Здесь много интересного и необычного, если вы в иллюминаторе увидите зеленую планету – это Уран, красную – это Марс; вокруг Сатурна обязательно будут кольца, они состоят изо льда и камней. А самая маленькая планета – это Плутон.

Воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением планеты Земля.

Воспитатель:

 -  А что это за шар голубого цвета? (Земля). Правильно, это наша любимая планета - Земля. Как интересно выглядит она со стороны! Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин) Как обычно одеты космонавты? (в скафандры). По космическому пространству можно путешествовать очень долго. Здесь много интересного и необыкновенного.

2. Практическая часть.

Воспитатель:

 -  Планеты - наши соседи. Луна - спутник нашей планеты Земли, ее мы можем наблюдать ясной ночью и без телескопа. Звезды гораздо больше планет, самая близкая к нам звезда - Солнце. Без нее на Земле не было бы жизни, поэтому люди так неуютно чувствуют себя, если долго не видят солнца. А эту планету узнает каждый землянин, потому что она - его дом! Так выглядит наша планета Земля из космоса. Какая она? (Ответы детей)

- Вы меня порадовали своими знаниями о космосе. А сейчас я предлагаю зарисовать наше путешествие. Вы будете рисовать планеты, спутники, можно нарисовать космическую ракету и космонавта в открытом космосе. У каждого получится свой космический пейзаж.

- Когда вы закончите рисовать пастелью, приступите к закрашиванию воздушного пространства акварельными красками.

- Какими цветами вы будете изображать воздушное пространство? (Ответы детей)

- Как мы с вами можем получить фиолетовый цвет? (Ответы детей)

- Правильно, смешаем на палитре синюю и красную краски.

- А как получить голубой цвет? (Ответы детей)

- Да, действительно необходимо смешать синюю краску и белую.

Динамическая пауза «Космонавт» (сост.И.Ковалько, автор движений Леонова Н.Н).

В тёмном небе звёзды светят,

(Пальцы сжимают и разжимают)

Космонавт летит в ракете.

(Ладони сомкнуты над головой)

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

(Соединяют пальцы)

Горы, реки и моря.

(Руки разводят в стороны)

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

(Ладони над головой «крышей»).

Воспитатель:

- Приступаем к выполнению задания.

3. Заключительная часть

Проводится анализ готовых работ.

Воспитатель:

- Настоящая космическая фантазия мелькает перед глазами! И это сделали вы ребята?! С помощью, какой техники вы создавали свои работы? (Ответы детей)

- Молодцы ребята!

Приложение 11

Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе: «Полет к звездам»

Программные задачи: Продолжать совершенствовать навыки счета у детей в пределах 10, учить понимать отношения рядом стоящих чисел, называть числа- соседи. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Воспитывать самостоятельность, выдержку, дружеские чувства.

Материалы,оборудование: геометрические фигуры большого размера, карточки с изображением предметов разной формы, цифры; картинки инопланетян, ракет, планет, космонавтов; геометрические фигуры небольшого размера для составления ракет, эмблемы- жетоны (по количеству детей). Звезды, планеты, спутники для украшения групповой комнаты, аудиозапись «Гармония Космоса».

Ход:

Группа украшена изображениями звездного неба (звезд, комет, планет и т. д.).

Воспитатель: Ребята, недавно мы отмечали праздник «День космонавтики», давайте вспомним, что мы знаем о космосе (ответы детей, дополнение воспитателя). А хотите, то же стать космонавтами? Тогда отправляемся в путешествие на космическом корабле. У каждого космонавта должен быть свой жетон- эмблема (воспитатель раздает эмблемы в форме геометрических фигур). Теперь нам с вами необходимо пройти тренировки, готовы? Тогда приступаем.

1задание: игровое упражнение «Сосчитай звезды». Воспитатель показывает цифру, а ребенок должен назвать ее, так дети считают по очереди от названного числа до 10.

2 задание: игровое упражнение «Назови соседей по космическому экипажу». Воспитатель называет цифру от 1 до10, а дети должны назвать цифру и ее соседей.

3 задание: игровое упражнение «Найди свою форму». По группе разложены карточки- картинки с изображением предметов разной формы. Ребята находят предмет такой же формы как на своей эмблеме-жетоне, дети объясняют свой выбор.

Ну вот тренировки успешно завершены, теперь мы с вами готовы отправиться в полет. Дети имитируют полет и приземляются на неизведанной планете.

Игровое упражнение «Собери свой космический корабль». Пока мы с вами исследовали планету, инопланетяне разобрали по деталям ваши ракеты и теперь вам необходимо проявить сообразительность и смекалку, чтобы собрать ракеты. Справитесь с заданием? (на столе на каждого ребенка приготовлены геометрические фигуры, из которых дети должны составить космические корабли).

Физминутка «Полет на Луну» (с элементами дыхательной гимнастики).

1. «Запускаем двигатель». И. п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох- и. п. ; выдох- вращать согнутые руки (одна вокруг другой)на уровне груди;при этом на одном вдохе произносить«Р-р-р». Повторить 4-6раз.

2. «Летим на ракете». И. п. - стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох- и. п. ; долгий выдох- покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить «У-у-у». Повторить 4-6 раз.

3. «Надеваем шлем от скафандра». И. п. - сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох- и. п. ; выдох- развести руки в стороны,произнести «Чик». Повторить 4-6-раз.

4. «Пересаживаемся на луноход». И. п. - узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох- и. п. ; выдох-полный присед, руки вперед,произнести«Ух!». Повторить 4-6 раз.

Молодцы, ракеты собрали, зарядку выполнили. Теперь выполняем полет с помощью ручного управления.

Игровое упражнение «Космическая карта». Детям предлагается выполнить задания воспитателя и разложить фигурки инопланетян, ракет, планет, космонавтов на определенном месте на листе (н/р: инопланетянина положите в правый верхний угол; космонавта в нижний левый угол; ракету в нижний правый угол; планету в верхний левый угол, а в середину самую большую звезду- Солнце).

Игровое упражнение «Ракеты ищут свой космодром»- дети приземляются на свои космодромы, формы которых соответствуют формам эмблем - жетонам (космодромы выложены на ковре из вырезанных из картона геометрических фигур большого размера).

Итог занятия: Вот и закончилось наше космическое путешествие. Вам понравилось? Вы были молодцами, справились со всеми заданиями и благополучно вернулись на Землю.

Приложение 12

БЕСЕДА НА ТЕМУ «ОСВОЕНИЕ КОСМОСА»

Первый великий  шаг  человечества  состоит в  том, чтобы 

вылететь   за  атмосферу  и  сделаться  спутником  Земли. Остальное

сравнительно легко, вплоть  до  удаления от  нашей Солнечной  системы.

Константин Эдуардович Циолковский

СЛАЙД1

       Программное содержание: познакомить детей с историей освоения космоса, достижениями ученых (Константина Эдуардовича Циолковского, Сергея Павловича Королёва) в области освоения космического пространства. Расширять представления детей о космической технике (искусственные спутники, орбитальные космические станции, скафандры, космический корабль). Развивать и поддерживать интерес у детей к летчикам – космонавтам (Ю. Гагарину, В. Терешковой и др.), восхищаться их героическими поступками. Воспитывать чувство гордости за то, что первым в мире космонавтом был гражданин нашей страны.

ХОД БЕСЕДЫ

С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы.

На чем только не отправлялись в небеса герои сказок и старинных легенд: и на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах!

 - Вспомните, на чем совершали полеты герои ваших любимых сказок.

СЛАЙД 2

Правильно! Аладдин летал на волшебном ковре-самолете, Баба Яга неслась над землей в ступе, Иванушку несли на своих крыльях гуси-лебеди.

Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах и дирижаблях, позже стали бороздить воздушный океан на самолетах и вертолетах.

       Но человечество мечтало о полетах не только в воздушном, но и в космическом пространстве, о котором великий русский ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов сказал так: «Открылась бездна Звезд полна, Звездам числа нет, Бездне — дна!»

Таинственная звездная бездна космоса притягивала людей, звала заглянуть в нее, разгадать ее загадки! 

СЛАЙД 3

И ВОТ ОДНАЖДЫ мечта людей осуществилась благодаря  конструктору Сергею Королёву. Королёв мечтал о создании межпланетной ракеты. Целью его жизни было — «пробиться к звездам».

И ему это блестяще удалось! Королёвым был создан Реактивный научно-исследовательский институт, в котором создавались проекты межпланетных летательных аппаратов. Под его руководством здесь строили мощные ракеты для запуска искусственных спутников.

Сергей Павлович Королёв, которого многие годы называли просто Главным конструктором, сумел воплотить в жизнь мечты людей о полётах в космос.

       В 1957 г. 4 октября произошло событие, которое потрясло весь мир, — был запущен первый искусственный спутник Земли.

СЛАЙД 4

       Это был первый, сотворенный человеком, объект, который не упал на Землю, а стал вращаться вокруг нее.

Что же представлял собой спутник Земли?

Это был небольшой шар диаметром около 60 см, снабженный радиопередатчиком и четырьмя антеннами.

Все радио - и телекомпании мира прервали свои передачи, чтобы услышать его сигналы, идущие из далекого космоса на Землю!

С тех пор русское слово «спутник» вошло в словари многих народов.

СЛАЙД 5

       Ученые мечтали о полете человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полетов на наших верных четвероногих помощниках — собаках. Для пробных полетов выбрали не породистых собак, а обыкновенных дворняжек — ведь они и выносливы, и неприхотливы, и очей смышлены. Сначала будущих четвероногих космонавтов долго тренировали. Для этого инженеры сконструировали специальную камеру. Испытания продолжались. Для собак изготовили специальные  скафандры из прорезиненной ткани и шлемы из прозрачной пластмассы.

       Стали готовить собак к длительному полету в космическое пространство. Нужно было создать для четвероногих космонавтов питательную смесь, обеспечить кабину воздухом. «Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась коробка, наполненная специально приготовленной тестообразной смесью: это и еда и питье. Собаки были заранее приучены такими продуктами питаться и утолять жажду» (А. Добровольский).

       В 1960 г. 19 августа стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами — Белкой и Стрелкой. Эти небольшие симпатичные собачки провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз. Многие собаки не раз летали в космос. Они привыкали, что их одевают в комбинезоны, прикрепляют ремнями к кабине. Кроме собак на борту корабля были мыши и крысы, семена растений.

Фотографии всех этих смелых собачек облетели весь мир. Наконец все было подготовлено для полета в космос человека.

       В 1961 г. 12 апреля на околоземную орбиту был выведен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый в мире космонавт.

       - Знаете ли вы его имя?

       Правильно! Самый первый космонавт Земли — Юрий Алексеевич Гагарин. 

Архивное видео полета Юрия Гагарина

Этот отважный молодой человек первым из всех живущих на планете людей увидел Землю из космоса. И она показалась ему прекрасной!

СЛАЙД 6

Первый космонавт

На космическом корабле

Он летел в межпланетной мгле,

Совершив вкруг Земли виток.

А корабль назывался «Восток»

Его знает и любит каждый,

                         Был он юный, сильный, отважный.

                         Помним взгляд его добрый, с прищуром,

                         Его звали Гагарин Юра.

        

       Вес корабля «Восток», на котором проходил полет, составлял 4730 кг Полет начался утром — в 9 ч 7 мин и проходил на высоте около 200 км над Землей. На стартовую площадку будущего космонавта провожали инженеры, конструкторы, врачи, друзья.

       Очень волновался Главный конструктор — Сергей Павлович Королёв. Ведь он любил Юрия, как родного сына!

       Прежде чем шагнуть к ракете, Юрий воскликнул: «Ребята! Один за всех и все за одного!»

       А когда ракета рванулась в небо, Юрий Гагарин крикнул слово, ставшее знаменитым: «По-е-ха-ли!»

       «Он увидел в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо. Яркие немигающие звезды смотрели на него. Этого никогда не видел ни один житель Земли» — написал о полете Гагарина журналист Ярослав Голованов.

       Вот как описал сам Юрий Алексеевич свой полет: «Двигатели ракеты были включены в 9 ч 07 мин. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только "Восток" пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега. Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Самым красивым зрелищем был горизонт — окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба.

       Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному...». Давайте посмотрим, как Юрий Гагарин совершал свой полёт.

СЛАЙД 7

Человек вернулся изкосмоса!        Юрий Гагарин принес славу нашей Родине. Мы с вами, дорогие ребята, можем гордиться им.

СЛАЙД 8 

       В честь первого космонавта Земли называли города, улицы, площади и даже цветы! В Голландии вывели сорт тюльпанов и назвали его «Юрий Гагарин». В мире не было ни одной газеты, ни одного журнала, которые бы не опубликовали портрет первого космонавта планеты. Все помнят 2го обаятельное лицо, открытую улыбку, ясный взгляд. Каждый год 12 апреля в нашей стране отмечается замечательный праздник — День космонавтики.

       С ТОЙ ПОРЫ В КОСМОСЕ ПОБЫВАЛИ МНОГИЕ КОСМОНАВТЫ.

СЛАЙД 9

      В 1963 г. 16 июня на орбиту спутника Земли был выведен космический корабль «Восток-6». Его пилотировала первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. Стать космонавтом Вале помог парашютный спорт, которым она увлеклась в юности, занимаясь в аэроклубе Ярославля. Потом Валю приняли в отряд космонавтов, долго и серьезно готовили к ответственному полету. Ее корабль «Восток-6» совершил 48 витков вокруг Земли и успешно приземлился. Валентина Терешкова — необыкновенная, отважная, решительная женщина! Она умеет прыгать с парашютом, управлять и реактивным самолетом, и космическим кораблем. На время полета ей присвоили позывной «Чайка». Стремительная, смелая, она и вправду похожа на чайку.

СЛАЙД 10

Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. Под впечатлением своего полета он нарисовал замечательные картины, на которых изображал Землю и космическое пространство.

СЛАЙД 11

Для длительной работы в космосе ученые создали космические орбитальные станции, на которых могли работать сразу несколько космонавтов.

СЛАЙД 12

Искусственные спутники Земли по-прежнему день за днем несут свою вахту в космосе. Они снабжены многими сложными приборами и ведут наблюдение за Солнцем, звездами, атмосферой. С помощью спутников можно предсказывать погоду, осуществлять телевизионную, телефонную связь. За 50 лет космической эры было запущено более 3000 искусственных спутников Земли.

СЛАЙД 12

       Создали ученые и такие космические аппараты, которые совершают дальние полеты без участия людей. Обычно их называют автоматическими станциями. Такие станции исследовали Луну, Марс, Венеру, Меркурий и другие планеты.




Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...