Конспект в старшей группе «Знакомство детей со свойствами стекла»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Федорова Татьяна Петровна

Знакомить детей со свойствами стекла: твёрдое, хрупкое, шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное.

- Формировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала,

Знакомить с историей изобретения стекла,с профессией взрослыхстеклодув.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект в старшей группе «Знакомство детей со свойствами стекла»

ЦельЗнакомство детей со свойствами стекла.

Задачи:

Образовательные:

Знакомить детей со свойствами стекла: твёрдое, хрупкое, шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное.

- Формировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала,

Знакомить с историей изобретения стекла,с профессией взрослыхстеклодув.

Развивающие:

- Развивать внимание, любознательность, умение обследовать предметы, восприятие, память, связную речь, наблюдательность, мышление.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла.

-Воспитывать умение выслушивать товарища.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения.

-Воспитывать уважение к труду взрослых.

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие

Словарная работа: твёрдое, хрупкое, гладкое, шероховатое, тяжёлое, холодное, скользкое, с бугорками, прозрачное, цветное, водонепроницаемое.

Предварительная работа: Рассматривание предметов, сделанных из разных материалов, составление рассказов, заучивание пословиц о труде, рассматривание иллюстраций о предметах и о профессиях взрослых, чтение стихотворений о стекле, о стеклодуве, отгадывание загадок.

Методы и приёмы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, поисково – исследовательская деятельность.

Материал и оборудование:

Изделия из стекла: вазочки, розеточки, салатницы, стаканы, бутылочки,

флакончики, пробирки, линзы для очков, термометры, лампочки, баночки и другие стеклянные изделия, пуговицы, мультимедийная установка.

Ход.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя. Что вы видите?

Дети: Мы видим много разных предметов.

Воспитатель: Правильно, вокруг нас находится много предметов. Эти предметы сделаны из разного материала.

Раздаётся стук в дверь, входит почтальон, здоровается и передаёт красивый конверт воспитателю. Воспитатель благодарит почтальона за письмо, открывает конверт и показывает детям красивую открытку, на которой написаны загадки.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки(звучит спокойная музыка)

• Холод терпит, а палку нет.

• Что зимой дома мёрзнет, а на улице нет.

• Его не видишь, а потрогать можно.

• На окошечках простое,

А в бутылочках цветное,

Не бежит, не льётся,

А ударишь - разобьётся.

• Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено.

Дети: Это стекло.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки, это стекло. А сейчас я предлагаю пройти всем в Музей стекла.

Воспитатель: Вот мы и в музее. Постарайтесь всё увидеть, узнать, чтоб другим, про музей рассказать.

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно, как много здесь красивых предметов.

Назовите их. Дети называют предметы, стоящие на столах.

Воспитатель: Вам нравятся эти предметы?

Дети: Да. Нравятся.

Воспитатель: Мне тоже понравилось в музее, понравились все предметы - они красивые, все блестят, разного цвета.

Воспитатель: Предметы разные по назначению. Чем они отличаются друг от друга?

Дети: Предметы разные по цвету, по форме, по величине, по назначению и т. д.

Воспитатель: Дети, а чем эти предметы похожи, какой у них общий признак? Из какого материала они сделаны?

Дети: Все предметы сделаны из стекла.

Воспитатель: Правильно, все предметы сделаны из стекла. А если они сделаны из стекла, как можно сказать, какие предметы?

ДетиСтеклянные.

Воспитатель: Да, все эти предметы сделаны из одного и тоже материала - стекла, они стеклянные.

Воспитатель: Ребята, а сейчас посмотрите на экран, и вы увидите, и узнаете, как изобрели стеклоСтекло изобрели очень – очень давно, пять тысяч лет назад.Делали его так: в глиняный горшок сыпали песок, золу, соду (воспитатель показывает песок, золу, соду, добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер – стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри. На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал в стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльный пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. Однажды старому мастеру – стеклодуву пришла мысль: выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное,неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобретатели придумали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части и вот готово оконное стеклоСтекло для шкафовСтеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина. Завод, на котором производят стекло, называется - стекольный.

(воспитатель читает стихотворение)

«Какого только в мире нет стекла!

Стекольная промышленность – нам в помощь!

И разными бывают мастера,

И с ними не страшна любая полночь!

Ведь украшаем часто дом стеклом,

И даже обереги покупаем!

Разглядываем внешний мир в окно,

Его без стёкол мы не представляем»

Воспитатель: Дети, а сейчас потрудимся и мы с вами, поближе рассмотрим изделия из стекла. Проходите в нашу «мастерскую», усаживайтесь поудобнее, закройте глаза и представьте ещё раз, какие изделия вы видели на выставке.

(звучит спокойная музыка.)

Дети, открывайте глаза, сегодня вы будете исследователями, вы будете определять свойства стекла. Посмотрите как много предметов у вас на столах. Как вы думаете, из какого материала они сделаны?

Дети: Из стекла.

Воспитатель: Возьмите в руки один предмет. Попытайтесь его согнуть. Получилось?

Дети: Нет, не получилось.

Воспитатель: Что можно сказать о стекле? Какое оно?

Дети: Не гнётся, стекло твёрдое.

Воспитатель: Правильно, стекло твёрдое.

Воспитатель: Дети, возьмите с подноса и положите в стакан пуговицу. Что вы видите в стакане?

Дети: В стакане мы видим пуговицу.

Воспитатель: Какого цвета пуговица? (ответы детей)

Воспитатель: Если в стакане вы видите пуговицу, значит, что можно сказать про стекло, какое оно?

Дети: Прозрачное.

Воспитатель: И так, мы определили, что стекло, материал прозрачный. Как выдумаете, где используется это свойство стекла?

Дети: Оконное стекло, аквариум, очки, электрические лампочки и т. д.

Воспитатель: Дети, а сейчас налейте в стакан воды. Вытекает вода из стакана?

Дети: Нет, вода из стакана не вытекает.

Воспитатель: Вода из стакана не вытекает. Значит можно сказать, что стекло водонепроницаемое (дети повторяют это слово хором и индивидуально)

Воспитатель: Дети, проведите по стеклянным предметам рукой. Какое ещё свойство можно выделить у стекла?

Дети: - Стекло гладкое, (не гладкое, с бугорками, ребристое.

Воспитатель: Правильно, предметы, сделанные из стекла могут быть гладкими, а могут быт и шероховатыми.

Воспитатель: Дети, возьмите любой предмет и приложите к щеке. Что вы ощущаете? Тёплое или холодное стекло?

ДетиСтекло холодное.

Воспитатель: Возьмите предмет, погладьте его рукой. Что можно сказать о стекле, какое оно?

ДетиСтекло скользкое.

Воспитатель: Дети, возьмите в руку стеклянный предмет и скажите лёгкий он?

Дети: Тяжёлый.

Воспитатель: Правильно, предметы, изготовленные из стекла – тяжёлые.

Воспитатель: Дети посмотрите у меня в руках стеклянная ёлочная игрушка. Если я неосторожно её выроню из рук. что с ней произойдёт?

Дети: Игрушка разобьётся.

Воспитатель: Правильно, игрушка разобьётся на мелкие осколки, с острыми краями, о которые можно пораниться. Уронить игрушку?

Дети: нет, не надо её ронять, игрушка красива, блестящая, ей можно украсить новогоднюю ёлку, а она может разбиться.ВоспитательСтеклянные предметы не прочные, легко бьются. Что можно сказать о стекле, какое оно?

ДетиСтекло бьётся. Оно хрупкое.

ВоспитательСтеклянные предметы легко бьются, стекло хрупкое. Если стеклянный предмет случайно разбился, как надо убрать осколки?

Дети:

Воспитатель: Правильно осколки можно собрать с помощью веника, совка и на руки надеть перчатки, чтобы не пораниться.

Воспитатель: Дети, стеклянные предметы какого цвета могут быть?

Дети: Зелёного, жёлтого, красного и т. д.

Воспитатель: Да, стеклянные предметы бывают разного цвета. А сейчас возьмите карандаши и постучите по стеклянному предмету. Что вы слышите?

Дети: Мы слышали звон, мелодичный звук.

Воспитатель: Правильно. У стекла есть ещё одно свойство: если до него дотронуться, оно издаёт мелодичный звук, похожий на звучание металлофона.

Динамическая пауза «Отражение в стекле» (воспитатель показывает различные фигуры, дети, как отражение, повторяют их)

Воспитатель: Дети, сегодня мы на занятии познакомились со свойствами стекла. Давайте ещё раз назовём эти свойства.

Дети:

• Прозрачное

• Цветное

• Твёрдое

• Холодное

• Гладкое

• С бугорками

• Скользкое

• Хрупкое

• Тяжёлое

• Водонепроницаемое

Воспитатель: Дети, а сейчас в игру «Хорошо – плохо»

(Дети находят в стекле положительные и отрицательные качества)

Положительныестеклянные предметы: красивые, прозрачные, блестящие. удобные в применении и т. д.

Отрицательныестеклянные предметы хрупкие – если уронишь, они могут разбиться, когда будешь убирать осколки - можно пораниться.

Воспитатель:

«Трудно мир представить без стекла!

Отрасль стекольная очень важна»

Воспитатель: Чтобы стать настоящим мастером, надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, поговорках, некоторые из них вы дети знаете. Вставайте в круг, передавая стеклянную вазу друг другу,будем говорить пословицы и поговорки о труде:

• У работающего в руках дело огнём горит.

• Труд кормит, а лень портит.

• Не сиди, сложа руки, и не будет скуки.

• Не хвались началом, по хвались концом.

• Дело мастера боится.

• Легко сломать, а трудно сделать.

• Не печь кормит, а руки.

• Не работы бойся, пусть она тебя боится.

• Делу - время, потехе час.

• Маленькое дело, лучше большого безделья.

Рефлексия

«Дерево творчества»

Воспитатель говорит детям, что занятие окончено и предлагает детям прикрепить на дерево листья, плоды или цветы.

Плоды – занятие прошло полезно, интересно.

Цветок – довольно не плохо.

Листья – понравилось на занятии не всё.

Воспитатель: Наше занятие окончено, я вижу вам понравилось на занятии, вы были активны, молодцы.

Вечером, когда придёте домой, расскажите своим родителям, друзьям о том, что вы сегодня увидели в музее, о свойствах стекла. А сейчас можете её раз рассмотреть изделия из стекла, потрогать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Знакомство детей со свойствами стекла" ((с элементами ТРИЗ"

Формировать знания детей о свойстве стекла, истории создания стекла...

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство детей со свойствами воздуха и воды»

ЦЕЛЬ1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, показать их значение для человека, животных и растений.2. Воспитывать у детей бережного отношения к воде и ее чистоте....

Образовательная деятельность на тему: «Знакомство детей со свойствами стекла и пластмассы»

Цель: познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы.Задачи:Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства.Закрепить умение детей группировать предметы по общим пр...

Конспект ОД в старшей группе на тему: «Знакомство детей со свойствами стекла»

Конспект ОД в старшей группе на тему:«Знакомство детей со свойствами стекла»...

Конспект открытого занятия «Знакомство детей со свойствами стекла"

Конспект открытого занятия в старшей группе....