ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей на основе технологии «Путешествие по реке времени»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Казанцева Евгения Владимировна

Проект долгосрочный для детей 5-7 лет по развитию познавательно-исследовательской деятельности с применением педтехнологии "Путешествие по Реке времени"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР «Детский сад «Дружба»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ПРОЕКТ

Развитие познавательно-

исследовательской деятельности детей

на основе технологии

«путешествие по реке времени»

 Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста

Сроки реализации: долгосрочный: 2018-2020гг

Автор разработки: Казанцева Евгения Владимировна

                       воспитатель I кв. категории

г. Качканар

2018 г

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

  1. Введение
  1. Актуальность
  2. Проблема
  3. Гипотеза
  4. Цель и задачи проекта
  5. Ожидаемые результаты
  6. Принципы
  7. Интеграция образовательных областей
  1. Этапы работы над проектом
  2. Перспективное планирование
  3. Выводы
  4. Литература

  1. Введение

          Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию в современном динамичном, стремительно меняющемся мире.

         Технология «Путешествие «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, направленная на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации). Содержание и методы этой технологии направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир.

Технология  построения  и использования в практической деятельности дошкольных организаций игр-путешествий «по реке времени» изучена и описана в работах Коротковой Н. А.

1.1 Актуальность выбранной темы  определяется необходимостью  развития интеллектуальных качеств дошкольников, формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, что является основным  принципом дошкольного образования ФГОС ДО, 2013 г.

            Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи,  упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. 3адача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

        Основная задача данного проекта заинтересовать детей удивительным, многообразным рукотворным миром, расширить представление о целесообразности создания человеком предметов для удовлетворения собственных потребностей. Показать,  как один и тот же предмет изменялся в зависимости от потребности в нем людей. Такой ретроспективный подход интересен не только сам по себе, но и важен для развития перспективного взгляда ребенка на окружающие предметы. Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ним перспективу, как еще можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Это позволит детям увидеть, как обогащается функция предмета, какова роль взрослых в этом процессе, а также включиться в творческую преобразующую деятельность, направленную на расширение функциональных возможностей предмета. При такой организации деятельности дети являются не пассивными слушателями,  исполнителями, а полноправными участниками образовательного процесса.

 

1.2 Проблема

На сегодняшний день образовательная работа с детьми, традиционно отведённые обществом для дошкольников культурные практики (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности, чтение художественной литературы),  призванные формировать ребёнка как инициативного и самостоятельного субъекта активности, вытесняются занятиями-уроками, которые даются по школьной технологии. Существуют противоречия между актуализирующими потребностями в развитии личности ребенка как условия дальнейшего роста его познавательной активности в окружающем мире и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий, способствующих успешному осуществлению этого процесса.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему развития познавательной-исследовательской деятельности дошкольников, которая является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

1.3 Гипотеза.  На основе данной проблемы была выдвинута следующая гипотеза: я предполагаю, что развитие  познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста станет успешнее, если в образовательной деятельности дошкольников будет применяться педагогическая технология «Путешествие по реке времени».

1.4 Цели и задачи.  Определившись с темой,  поставила перед собой  цель: создать  условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, применяя  педагогическую технологию «Путешествие по реке времени».

         Для достижения цели определила следующие задачи:

  • Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
  • Формировать умение находить пути решения проблем, умение анализировать ситуацию.
  • Воспитывать коммуникативные навыки у дошкольников: умение выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения.
  • привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности.

Поставленную цель и задачи решать комплексно: в познавательной, в художественной, продуктивной, речевой, игровой и других видах деятельности (фронтально, по подгруппам, индивидуально).

1.5 Ожидаемые результаты.  Применение технологии «Путешествие «по реке времени» в образовательном процессе позволит сформировать у детей умственные качества личности, самостоятельность, инициативность, пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, осознанно устанавливать простые связи и отношения между ними, рассказывать о них, то есть упорядочивать свои представления о мире, об историческом времени, самостоятельно мыслить, быть творцами, способными положительно изменять и преобразовывать в будущем нашу жизнь.

Новизна проекта состоит в комбинации элементов известных методик, направленных на разработку новых средств и правил их применения, постановку и решение новых педагогических задач.

Использование адаптированных к дошкольному возрасту методов технологии «Путешествие по реке времени»  позволяет формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия. Доступные образы, действия, понятия дети легко выражают в активной речи.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

Практическая направленность содержания:

- знакомство с различными видами познавательной деятельности (экспериментирование, опыт и т.д)

     - самостоятельное использование практических и теоретических навыков.

     - развитие познавательных способностей.

Дифференцированный, последовательный подход к освоению знаний об окружающей действительности, с учетом  первоначальных навыков, индивидуальности, способности к исследовательской деятельности и созданию предпосылок её развития.

1.6 Принципы:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

-  признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп.

Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе.

Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

При планировании и организации занятий важно  соблюдать следующие условия:

- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

-правильное определение главной цели занятия;

- содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским.

- учитывать интересы и запросы каждого ребёнка, вызывать удивление и интерес к предлагаемому материалу, с любовью и пониманием относиться ко всем детям.

- необходимо сохранять положительно — эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей

Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить области знаний, интегрирование которых целенаправленно и будет способствовать созданию у ребёнка целостного представления об объекте изучения.

Практическая значимость состоит в том, что:

- используются разнообразные виды деятельности (исследовательская работа, экспериментирование, опыт и т.д.).

- учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

Познавательная значимость состоит в том, что:

- в работе с детьми используются методы и приёмы развивающего характера: 1.Словесный метод.

Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.

Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

2. Наглядный метод.

а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.

б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.

в) Составление и оформление макетов.

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

3. Практический метод.

Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

4. Игровой метод.

Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

- применяется личностно — ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения познавательных занятий.

Интеграция образовательных областей

«Физическая культура»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

«Здоровье»

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни.

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе исследовательской деятельности; развитие всех компонентов устной речи в познавательной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Познание»

расширение кругозора детей в области природного, рукотворного мира; формирование целостной картины мира.

«Социализация»

формирование представлений о национальной культуре; формирование семейной, гражданской

принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Труд»

формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

«Художественное творчество»

развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Чтение художественной литературы

Использование художественных произведений с целью познания окружающей действительности.        

                       

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности.

Использование ИКТ и ТСО:

- интерактивный комплекс ( мультимедийный проектор, мультимедийный экран, компьютер, интерактивная доска);

- Интернет сайты;

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 2018-2020гг: с января  2018г по февраль 2020г

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

Изучение специальной педагогической литературы, содержания педтехнологии «Путешествие «по реке времени», разработка тематического планирования,  выбор подходов, методов работы к реализации проекта с учётом возрастных особенностей детей.

Январь 2018г-май 2018г

2.

Практический этап

С детьми 

- игровые упражнения, игры-говоломки, сочинение загадок и сказок;

- игры с элементами путешествия «по реке времени»;

- НОД на основе технологии «Путешествие «по реке времени»;

- обогащение среды,  развивающие центры для самостоятельной деятельности;

- самостоятельные игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные.

Работа с родителями

- Обогащение родительского опыта по развитию познавательных способностей детей.

Повышение педагогической культуры родителей. «Успехи детей».  

Анкетирование, беседы

Консультации  

 «День открытых дверей»

Показ достижений детей

с педагогами

- Выступления на педагогическом совете - доклады,

 презентации

- Выступление  на МО, публикации.

- Повышение общей культуры педагогического коллектива

Обобщение опыта работы

Доклады, «Мастер-класс»

Сентябрь 2018- май 2020г

3.

Обобщающе - результативный этап

промежуточная и итоговая диагностика, сравнительный анализ; Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития познавательных способностей детей.

Сентябрь 2019-декабрь 2019

4.

Презентация проекта

Обобщение опыта работы

Февраль 2020

Методы оценки результативности проекта:

Количественный анализ

Качественный анализ

- посещаемость, статистические данные; (по табелю).                                                                              

- форсирование навыков и умений.

- фиксация занятий (тем) в рабочем журнале                                                                                      

анализ успеваемости и достижения цели.

- отслеживание результатов

 (наблюдение, диагностика)

- анализ диагностического материала

- практический результат

(сколько детей готовы к самостоятельной деятельности)                                

- сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.                                                                

                                 

Критерии эффективности:

- уровень освоения образовательной программы;

- удовлетворение родителей качеством образования;

-информационно - методическая обеспеченность .

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

      Алгоритм построения «Путешествия по реке времени»

Обсуждение реального или вымышленного события.

Постановка цели исследования (узнать).

Анализ-сравнение, активное обсуждение  демонстрационного иллюстративного или предметного материала.

Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций  на панно «река времени».

Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

Вывешивание таблицы на стене группового помещения.

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

Для проведения игр – путешествий в течение учебного года используется и время непосредственно образовательной деятельности (образовательная область «Познание») и время, отведенное на образовательную деятельность в режимных моментах, чаще всего во вторую половину дня (образовательные области «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд»).

На всех мероприятиях присутствует одно и то же дидактическое пособие, названное Н. А. Коротковой карта – панно «река времени». Название символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

Перспективное планирование в старшей группе.

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

История жилища

Путешествие в прошлое моей семьи

Тайна волшебного пламени

История электрической лампочки

Октябрь

Путешествие в прошлое обогревательных приборов

Путешествие в прошлое денег

Путешествие в прошлое ложки

Путешествие в прошлое посуды

Ноябрь

Путешествие в прошлое плиты

Путешествие в профессии прошлого

Эволюция одежды

Путешествие в прошлое магнитофона

Декабрь

Путешествие в прошлое иголки

Путешествие в прошлое весов

Путешествие в прошлое автомобиля

Путешествие в прошлое куклы

Январь

Путешествие в прошлое кораблей

Путешествие в прошлое молотка

Путешествие в прошлое самолёта

Путешествие в прошлое  ручки

Февраль

Путешествие в прошлое часов

Путешествие в прошлое счётных устройств

Путешествие в прошлое бумаги

Путешествие в прошлое телефона

Март

Путешествие в прошлое простого карандаша

Чудесное превращение очков

Путешествие в прошлое книги

Путешествие в прошлое швейной машины

Апрель

Путешествие в прошлое пылесоса

Путешествие в прошлое микроскопа

Путешествие в прошлое стиральной машины

Май

Путешествие в прошлое утюга

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/15/tematicheskoe-planirovanie-poznavatelno-issledovatelskoy-deyatelnosti

Выводы:  опыт проведения  занятий по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей на основе технологии «Путешествие по реке времени» на данный момент уже показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию дошкольников, рациональному распределению содержания программы. Занятия такого рода нравятся детям. Они носят развивающий характер, обеспечивают максимальную активность детей.

Дети проявляют разнообразные познавательные интересы, имеют дифференцированные представления о мире, отражают свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности. Активны в разных видах познавательной деятельности, по собственной инициативе наблюдают, экспериментируют, рассуждают, выдвигают проблемы, проявляют догадку и сообразительность в процессе их решения.

В результате углубленной работы по данной теме, удалось сформировать у детей представление о себе и окружающей действительности, рукотворном мире, развить стойкий интерес к изменениям природы, опыт творческой познавательной деятельности с помощью исследования, умение работать в коллективе.

Для отслеживания динамики  познавательного развития детей использовала педагогическую диагностику уровня сформированности исследовательской деятельности дошкольников.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/15/diagnostika-urovnya-sformirovannosti-issledovatelskoy-deyatelnosti

 Показатели сформированности исследовательской деятельности:

- Умение видеть проблему;

- Умение формулировать и задавать вопросы;

- Умение формулировать цель исследования;

- Умение выдвигать гипотезы;

- Умение делать выводы и умозаключения;

- Умение доказывать и защищать свои идеи;

- Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

Выде ление проблемы

Формулирование вопросов

Выдвиже ние гипотезы

Умение делать выводы и заключе ния

Способ ность описы вать явления, процессы

Степень самостоя тельности при проведе нии исследования

Итого

Высокий

Начало года

Конец года

22%

28%

22%

25%

20%

22%

22%

25%

17%

20%

28%

30%

22%

25%

Средний

Начало года

Конец года

75%

71%

72%

70%

75%

74%

72%

70%

76%

75%

72%

70%

74%

72%

Низ кий

Начало года

Конец года

3%

1%

6%

5%

5%

4%

6%

5%

7%

5%

0%

0%

4%

3%

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/23/pedagogicheskiy-proekt-razvitie-poznavatelnoy-deyatelnosti-detey

Занятия по развитию исследовательской деятельности детей показали, что они:

- позволяют гибко реализовывать в режиме дня различные виды деятельности, сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность,

- способствуют освоению детьми новых способов действий, осознать связи и зависимости, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения условий и руководства со стороны взрослых,

- помогают формировать у детей   объективную картину окружающего мира,

- способствуют развитию таких качеств, любознательность, познавательная инициатива.

          

Литература:

1.Программа «Детство».

2.Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего             дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное

 воспитание» - 2003г.

3. Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», 2015г.

4.Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в ДОУ».  

5.Михеева Е.В. «Современное технологическое обучение дошкольни-

 ков».

6.Дыбина О.В. «Что было до…».

          7.http://www.labirint.ru/books/284678/

             Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».

Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом  из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...

Технологическая карта ННОД «История автомобиля» (Технология « Путешествие по "реке времени"», ТРИЗ (системный оператор))

Данная технологическая карта предназначена для педагогов дошкольных учреждений, кто использует в своей практике технологии познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие по "реке ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей на основе технологии «Путешествие по реке времени»

Создание  условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, применяя  педагогическую технологию «Путешествие по «Реке времени»....

Технологическая карта НОД с использованием инновационных педагогических технологий для детей 5 – 6 лет («Путешествие по реке времени»)

Представлена непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии Н.А. Коротковой «Река времени» по теме "От древности до наших дней" для детей старшей группы...

«Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности через технологию «Путешествие по «реке времени»

Здравствуйте, меня зовут Левченко Татьяна Николаевна, я воспитатель детского сада № 17. Тема моего доклада «Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности через технологию «Путе...