Викторина «Экологическая азбука»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Нестерова Ирина Анатольевна

Конспект открытого занятия для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_ekologicheskaya_azbuka.docx37.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский Сад № 6 – центр развития ребенка»

Конспект викторины

«Экологическая азбука»

Для детей подготовительной группы №8.

Подготовила:

 воспитатель 1 кв.категории

Нестерова И.А.

2017год

Цель: формировать  экологическую культуру детей.

Задачи:

1. Активизировать и закреплять знания детей о планете Земля и ее обитателях, пробуждать добрые чувства детей по отношению к природе, формировать заботливое отношение к ней. Способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе и его обитателях, о взаимосвязи обитателей леса – растений, животных, птиц, насекомых.

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать, логически мыслить.

3. Совершенствовать память, внимание, словесно - логическое мышление.

4. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Предварительная работа: наблюдения за растениями, птицами, беседы о жизни диких и домашних животных, о лесе, заучивание пословиц, стихов, песен, разгадывание загадок, чтение художественных произведений, беседа о правилах поведения в лесу, рассматривание иллюстраций о природе,  дидактические игры «Что лишнее», «Экологические цепочки»;  рассматривание иллюстраций  блока «Живая природа», «Неживая природа», чтение рассказов о животных, просмотр видеофильмов о природе, наблюдения на прогулке.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, 2 нарисованных рюкзака с прорезями для карточек, 2 набора предметных картинок для конкурса «Собери рюкзак», 2 набора картинок с изображением птиц  для конкурса «Зимующие и перелетные птицы», 2 набора картинок с изображением животных для конкура «Бегают, летают, плавают»,2 набора картинок для конкурса «Следопыты», 2 набора картинок с изображением хвойных и лиственных деревьев,  2 набора знаков (экологических и дорожных), эмблемы для команд, медальки.

Ход игры-викторины:

Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, здоровых, добрых, с хорошим настроением! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

Раздается звонок

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло видеописьмо. Кто же пишет?

(слайд №2, на нем Буратино с письмом в руке)

Воспитатель: Да это Буратино! Здравствуй, Буратино! Очень рады тебя видеть! Ребята, Буратино пишет о том, (слайд №3) что папа Карло подарил ему книгу и сказал:"Вот тебе Букварь, но не простой, а Экологический. Изучи его, пожалуйста! Из него ты узнаешь много интересного!"  

Буратино задумался, что же ему делать, ведь он не писать, не читать не умеет. И тогда он обратился за помощью к Мальвине. (слайд №4)

Но Мальвина сказала: "Буратино, у меня столько дел, столько дел! Да еще, если бы ты был послушным и воспитанным мальчиком... Постарайся сам разобраться, что к чему..."  Поэтому  Буратино обратился к нам, чтобы мы помогли изучить эту интересную книгу.

Воспитатель: Ну что, поможем Буратино? (Да)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, о чем же эта книга "Экологическая Азбука»? (дети высказывают предположения)  (слайд №5)

Воспитатель: Давайте  проверим,  правильно ли  вы думаете. Вам надо будет ответить по очереди на мои вопросы, определить  первую букву каждого ответа. Отгаданная буква будет появляться на экране  и в конце мы прочитаем полученное слово. 

(Дети отгадывают загадки, на экране после каждого ответа

появляется по одной букве, слайд №6)

- Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (Подснежник)

- Дерево с круглыми яркими плодами, которые до зимы живут и являются кормом для птиц? (Рябина

- Ранним утром во дворе

  Лёд улёгся на траве.

  И весь луг стал светло-синий.

  Серебром сверкает … (Иней

- Утром на траве бусы засверкали,

   Всю траву собой заткали.

   А пошли искать их днём –

   Ищем, ищем, не найдём. (Роса

- Есть один такой цветок,

  Не вплетешь его в венок,

  На него подуй слегка,

  Был цветок и нет цветка. (Одуванчик) . 

- Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, 
 И бормочет и поет, убаюкивает. (
Дождь

- Яростно река ревёт и разламывает лёд.

  В домик свой скворец вернулся,

  И в лесу медведь проснулся,

  В небе жаворонка трель.

  Какой же месяц к нам пришёл? (Апрель

Воспитатель: Так о чем же говорится в этой книге? (о природе)

Воспитатель: Хотите совершить путешествие по страничкам этой книги? (Да)

Но путешествие наше будет не совсем обычное, а в форме викторины "Мы - друзья природы". Играть мы будем командами.

Воспитатель: У нас получилось две команды: "Знайки" и "Почемучки". Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки. Посмотрим, чья команда правильно и быстро выполнит все задания, проявит находчивость и смекалку. Команда, набравшая большее количество фишек и будет победительницей.

Воспитатель: Команды готовы к путешествию? (Да)

Воспитатель: Поприветствуем друг друга. Слово предоставляется команде    "Знайки".

Знайки: Тот герой — за природу, кто горой!

 Воспитатель: Слово предоставляется команде «Почемучки».

Почемучки: Мы любители природы — за нее в огонь и в воду!

Воспитатель: Итак, мы превращаемся с вами в туристов и будем путешествовать по страничкам "Экологической Азбуки".

 Поход, костер, палатка – разве это не прекрасно. Но туристами быть непросто: надо много знать и уметь. А вы умеете укладывать рюкзак и собирать в поход только самые необходимые вещи? Это сейчас мы и проверим. (слайд №7)

Задание №1 «Собери рюкзак»

Воспитатель: Вам надо посовещаться с членами команды и выбрать необходимые предметы для похода, и уложить в ваш рюкзак.

(обеим командам раздаются картинки различных предметов: полотенце, кружка, чашка, телефон, ложка, будильник, спальник, мыло, книга, компас, зубная щетка, коньки, хлеб, утюг, ролики, конфеты, консервы, зонтик, телевизор, теннисные ракетки, спички, котелок. Дети совещаются и выкладывают необходимые картинки в прорези нарисованных рюкзаков, затем каждая команда проверяет правильность выполнения задания).

Воспитатель: Молодцы, с первым заданием вы справились. Вот и  открылась первая страничка нашей книги. (слайд №8)

Воспитатель: Что изображено на этой странице? (Планета).

                          А называется она (Земля).

                          Что же такое планета Земля? (Ответы детей)

Воспитатель: Да,  планета - это общий дом. Нас окружает великолепная природа: это реки, леса, поля, небо, солнце, животные,  птицы, рыбы, растения, то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленький жучок - тоже часть природы. Природа кормит человека, дает все необходимое для жизни.

Воспитатель: Ну что, готовы отправиться в путешествие? Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите? Ну что, готовы? Закрывайте глаза (звучит запись «Звуки  леса»), открывайте  –мы с вами попали... (в лесное царство) (слайд  №9)

Воспитатель: А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери).

Лес – это зеленый наряд нашей планеты.

Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? –(березняк, березовая роща)

А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)

Много дубов? (дубрава)

А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель). Молодцы!

Задание №2 «Объясни пословицу»

Воспитатель: каждой команде я зачитаю по одной пословице, вы должны подумать, посовещаться с членами команды и объяснить ее значение.

1команда: По лесу ходи – под ноги гляди.

2 команда: Возле леса жить – голоду не видеть.

 (Раздается звуки птичьих голосов)

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что это? (птичьи голоса). Посмотрите, мы с вами оказались на следующей страничке букваря " Царство птиц" (слайд №10)

Задание №3 «В гостях у птиц»

Воспитатель:  Посмотрим, что же вы знаете о птицах. Я буду задавать по одному вопросу каждой команде по очереди, а вы должны быстро отвечать на них.

Знайки: Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)

Почемучки: Какая птица лечит деревья? (дятел)

Знайки: У какой птицы красная грудка? (у снегиря)

Почемучки: Самый лучший пернатый певец России? (соловей)

Знайки: Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

Почемучки: Каких птиц называют вестниками весны? (Грачей)

Знайки: Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб)

Почемучки: Какая птица является символом мира? (голубь)

Знайки: Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?

(перелетные)

Почемучки: Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

Задание №4 «Перелетные и зимующие птицы»

Воспитатель: Слушайте внимательно следующее задание: представитель от каждой команды должен подойти столикам, где лежат картинки с изображением птиц. Под снежинкой нужно будет поставить зимующих птиц и назвать их, а под солнышком перелетных и тоже их назвать.

 (Дети размещают птиц соответственно условным обозначениям: зимующих - к снежинке, перелетных - к солнышку).

Воспитатель: Много вы знаете перелетных и зимующих птиц, с этим заданием вы очень хорошо справились,  А теперь  давайте поиграем.  Выходите все на середину, становитесь в кружок.  Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопнете в ладоши. Будьте внимательны!

Игра-шутка  «Прилетели птицы»

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы и лисицы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки и даже совы - сплюшки!

Прилетели птицы: голуби, синицы, лебеди и утки и спасибо шутке!

 Воспитатель: Отдохнули немножко? Ну что же, отправляемся дальше в путь.

(слайд №11)

Воспитатель: И мы с вами попали.... в Царство животных. Здесь нас ждет следующее задание. Вы готовы?(Да)

Задание №5 «Дикие  животные»

Знайки: Какие животные впадают в спячку? (медведь, енот, змеи, барсук)

Почемучки: Как называются животные, которые питаются травой? (травоядные)

Знайки: Какая птица охотится ночью? (сова)

Почемучки: Как готовится к зиме белка? (собирает орехи, сушит грибы, утепляет дупло)

Знайки: Как готовится к зиме заяц? (меняет серую шубку на белую)

Почемучки: Кто является санитаром леса из животных? (Волк)

Знайки: Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)

Почемучки: Дикий родственник свиньи. (Кабан)

Знайки: Как называется жилище медведя? (Берлога)

Почемучки: Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)

Знайки: Назовите хищных животных (волк, лиса, медведь, рысь, барсук)

Почемучки: Назовите травоядных животных (белка, заяц, еж, олень, лось, кабан)

Воспитатель: Молодцы! На все вопросы ответили. А сейчас нас ждет новое задание.

Задание №6 «Следопыты»

Детям предлагают посмотреть картинки с изображением следов диких зверей (заяц, волк, белка, лиса, лось, медведь) и определить какому зверю принадлежит след.

Воспитатель: С заданием каждая команда справилась, и мы отправляемся дальше. О птицах и животных поговорили, но птицы и животные не могут существовать без...(растений).  Вас приветствует  царство растений! (слайд №12)

Воспитатель: Какие растения вы знаете? (деревья, трава, цветы). Давайте проверим, все ли вы знаете о растениях?

Задание №7 "Угадай растение"

Знайки: Что такое зеленый покров Земли? (трава)

Почемучки: Травянистые растения, цветущие весной? (Первоцветы)

Знайки: Из-под снега на пригорке показался стебель тонкий.

               Чей же это стебелёк зимний холод превозмог? (Подснежник)

Почемучки: Какие еще первоцветы вы знаете? (Мать-и-мачеха, ландыш, незабудка)

Знайки: Самый музыкальный цветок? (колокольчик) 

Почемучки: Какие лекарственные растения вы знаете? (ромашка, подорожник, зверобой, душица)

Знайки: Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки? (деревья)

Почемучки: У какого дерева белый ствол? (у березы)

Знайки: Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям? (кусты)

Почемучки: Как называются небольшие растения с мягкими стебельками? (трава)

(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую

картинку: дерево, кустарник, трава)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.

Воспитатель: Как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)

Задание №8 «Распредели на группы»

Воспитатель: Ну что же, настроение у всех замечательное, и я думаю, что  можно продолжать  нашу викторину. Вам нужно распределить нарисованные на карточках деревья на хвойные и лиственные. Кто сделает это правильно и быстрее, тот и выиграет.

(Участники команд по очереди выходят к столикам, выбирают по одному дереву и определяют, к какой группе оно относится. Побеждает та команда, которая сделает это быстро и правильно).

Игра  «Я начну, а ты продолжи»

Воспитатель: Ребята, давайте немножко поиграем (игра в кругу с мячом).

                        Кому брошу мяч, тот быстро отвечает.

                         - У дуба желуди, а у сосны…(шишки)

- Береза кудрявая, а сосна…(колючая)

- У рябины листочки, а у сосны…(иголки)

- Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)

- Осина зимой стоит без листьев, а сосна…(в иголках)

- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)

Воспитатель: Молодцы, порадовали меня. Продолжаем наше путешествие. И вот мы дошли до странички... (Дары леса). Лес - это настоящая кладовая природы. Здесь можно найти  и ...(грибы), и  ... (ягоды). Всем хватит: и человеку, и животным. (слайд №13)

Задание №9 "Загадки леса"

 Воспитатель: В лесу растет много грибов, ягод, орехов. А в  нашем лесу сегодня выросли загадки. Давайте попробуем их отгадать.  

Знайки: Очень дружные ребята,  у пенька живут... (опята)       

Почемучки: У березок, посмотри: здесь один, тут целых три! (подберезовик)

Знайки: На грибы она сердита, и от злости ядовита.

              Вот лесная хулиганка! Это — бледная... (поганка)

Почемучки:  Где хвоинок многовато, поджидают нас... (маслята)

Знайки: Под осиной гриб тот, дети, в ярко-красненьком берете (подосиновик)

Почемучки:  Он в    лесу стоял,  никто его не брал,

                       В красной шапке модной, никуда не годный. (мухомор) 

Знайки: Если их найдут в лесу, сразу вспомнят про лису.

               Рыжеватые сестрички называются... (лисички)

Почемучки:  Разместился под сосной, этот гриб, как царь лесной.

                       Рад найти его грибник. это -  белый... (боровик)

Воспитатель: Ребята, а что вы можете сказать обо всех этих грибах, какие они?

 ( Съедобные и ядовитые).

 Воспитатель: Что значит – ядовитые грибы?  Назовите их. (Ответы детей) 

                          Можно ли сбивать палками мухоморы? (Ответы детей) 

                          Что значит – съедобные?  Назовите их. (Ответы детей)

Воспитатель: Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды. Что же за ягоды растут в лесу?

Знайки: Бусы  красные висят, из кустов на нас глядят

              Очень любят бусы эти  - дети, птицы и медведи (малина) 

Почемучки:  Красна, сладка, душиста, растёт низко, к земле близко (земляника).                                                                                                              

Знайки: Под листом на каждой ветке, сидят маленькие детки,                              

              Тот, кто деток соберёт, руки вымажет и рот (черника) 

Почемучки:  Вкус у ягоды хорош, но сорви её пойди-ка!

                       Куст в колючках, будто ёж. Вот и назван …  (ежевика)                     

Воспитатель: Ребята, я так рада, что вы знаете все грибы и ягоды!

(команды получают фишки за правильные ответы на вопросы)

Воспитатель: Молодцы ребята, многое знаете о природе. Но в лесу везде слышны жалобные голоса животных, птиц, растений. Природа просит о помощи. В лес часто приходят  недобрые люди. Ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники и убивают животных. Посмотрите, сколько мусора оставляют после себя отдыхающие люди (слайд №14). А ведь в лесу живут животные, и это наносит им непоправимый вред. Как вы думаете, какой? (воспитатель выслушивает высказывания детей).

Воспитатель: Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе. Итак, что нельзя делать в лесу? Я предлагаю выполнить вам следующее задание.  

Задание №10 "Природоохранные знаки"

Воспитатель: Каждая команда должна выбрать из разных знаков (экологические, знаки дорожного движения) только "запрещающие знаки", наклеить их вот на этот большой лист и у нас с вами получится  плакат. Какое название мы можем ему придумать? (Правила поведения на природе). А потом вы должны будете рассказать, что  же они обозначают.

Не руби  деревья и кустарники,  не ломай ветки - деревья очищают воздух;

Не разводи  костры под деревьями- может возникнуть пожар и погибнет всё живое;

Не оставляй  мусор, чтобы не засорять природу;

Не рви  цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам;

Не лови бабочек , он красивы как и цветы, невесомы и ранимы;

Не разоряй  гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями;

Не бери домой детёнышей зверей - лес  дом для них;

Не разоряй  муравейники -  они убирают  всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда  чисто, свежо.

Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу;

Не шуми в лесу.

Воспитатель: Молодцы! Теперь я уверена, что вы в лесу ничего плохого не сделаете!

Воспитатель: Ну, вот дорогие друзья и подошло к завершению наше викторина - путешествие по страничкам "Экологической Азбуки". (слайд №15)

Воспитатель: Дорогие ребята! Я рада, что вы все приняли участие в этой игре. Есть у нас победители, но проигравших нет, и хотелось бы вам всем вручить небольшие медальки.

Воспитатель: Вы все много знаете о природе и поняли, как важно бережно относится к ней. Я надеюсь, что вы будете добры к окружающей нас природе, будете беречь и охранять растения и животных и будете радовать нас только хорошими поступками.

  Дерево, трава, цветок и птица

   Не всегда умеют защищаться,

 Если будут уничтожены они

      На планете мы останемся одни.

 Здесь знает каждый, ты и я, 
Природу обижать нельзя!»

Воспитатель: Спасибо всем участникам и зрителям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Дорожная азбука"

Вопросы по правилам дорожного движения. Задачи:- дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме; - привить им умения и навыки правильного поведения на улице....

Итоговая викторина «Космическая азбука». Автор: Соловьева Наталья Петровна, воспитатель 1 квалификационной категории

Педагог готовит карточки с буквами алфавита. Дети делятся на две команды, выбирают названия своим командам. Педагог показывает букву по алфавиту, задает вопросы по очереди. Каждая команда дает с...

Викторина "Дорожная азбука"

Проведение викторины с дошкольниками по ПДД...

Познавательная викторина «Экологическая азбука».

Познавательная викторина «Экологическая азбука»....

Викторина "Экологическая азбука"

Викторины - всегда здорово и интересно. С помощью них можно обобщить знания детей по пройденным темам. Данная викторина направлена на обобщение знаний детей об окружающем мире....