Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Прогулка по осеннему лесу» для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Литвинова Марина Ивановна

Программные задачи: познакомить детей  с древнерусскими названиями осенних месяцев. Продолжать учить самостоятельно находить осенние изменения в природе. Обобщить и систематизировать  знания детей о характерных признаках осени. Пополнить словарный запас и умение применять в речи древнерусские названия осенних месяцев. Воспитывать чувство любви к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_po_osennemu_lesu_litvinova_mi.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Литвинова Марина Ивановна, воспитатель

МБДОУ ДСКВ №33 г.Ейска МО Ейский район

Методическая разработка

непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Прогулка по осеннему лесу» для детей старшей группы.

Программные задачи: познакомить детей  с древнерусскими названиями осенних месяцев. Продолжать учить самостоятельно находить осенние изменения в природе. Обобщить и систематизировать  знания детей о характерных признаках осени. Пополнить словарный запас и умение применять в речи древнерусские названия осенних месяцев. Воспитывать чувство любви к родной природе.

Предшествующая работа и материалы: рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, картин И.Левитана «Золотая осень», И.Левитан «Березовая роща», И.И Шишкина «Утро в сосновом бору». Чтение стихотворений А.С.Пушкина, И.Бунина, А.К.Толстого, А.Плещеева, К.Бальмонт. Рассказов В.Бианки, К.Паустовского, Г.Скребицкого. Слушание музыкальных произведений П.И.Чайковского «Времена года», С.С.Прокофьева.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Вос-ль: Ребята, послушайте рассказ - загадку, попробуйте догадаться о каком времени года идет речь (читается рассказ на фоне звучащей музыки П.И.Чайковского «Времена года»).

В лесу шуршали  листья, и  казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где, пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родной полянки, родного леса, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям.

Вос-ль: О  каком времени года идет речь? Как вы догадались? А вся ли осень одинаковая? Правильно, осень бывает ранняя и поздняя. Что бывает ранней осенью? Что происходит поздней осенью? Чем отличаются ранняя и поздняя осень. А сколько осенних месяцев? Назовите их. Ребята я приглашаю вас  на прогулку по осеннему лесу. Мы узнаем, как изменилась природа осенью, что происходит в осеннем лесу. Как звери, деревья готовятся встречать зиму.                                                            Очень давно люди, наблюдая за погодой и природой осенью, придумывали и называли по-своему осенние месяцы. Первый осенний месяц сентябрь называли – хмурень. Как вы думаете почему? За ветра прозвали его ревуном. А еще зовут его листопадником. Еще сентябрь нас радует дарами садов и огородов. А еще в старину люди говорили «Сентябрь птиц в дорогу торопит». Какие птицы улетают от нас в теплые края. Правильно ласточки, стрижи, скворцы, журавли.                      

Второй осенний месяц – октябрь. В народе его прозвали мокрохвост, ветродуй, грязник. Как вы думаете почему? И последний месяц осени - ноябрь. Его в народе называют – полузимником. В давние времена  про этот месяц говорили: «ледовый кузнец». Как вы думаете почему?                                                                  Вос-ль: Ребята, давайте мы с вами выучим народную примету: «Ноябрь – ворота зимы». А я приглашаю вас  по дорожке пройти в другой уголок леса. Обратите внимание, в это время от нас улетают водоплавающие птицы (утки, гуси, лебеди). Как вы думаете почему? Правильно потому, что стало холодно, исчезли насекомые, комары, мошки. Остыла вода в  озере. Но и к нам тоже прилетают  птицы, которые остаются зимовать с нами. Это снегири, синички. В середине ноября отмечают праздник - синичник. Люди делают кормушки и развешивают их на деревьях. В кормушки  раскладывают угощение для птиц. В народе про снегирей говорили: «Снегири прилетели -на крыльях зиму принесли». Эта птичка появляется тогда, когда снег, выпавший не в первый раз и раньше таявший, теперь не растает.

Вос-ль: Вообще, снегири живут в лесах, а с наступлением холодов перебираются поближе к жилью человека. В городских парках, скверах для них есть рябина, калина, семена деревьев. А какие деревья растут в наших парках? Какие  деревья растут в нашем детском саду?

Вос-ль: Ребята я вам предлагаю поиграть в игру «С чьей ветки детки?» Проводится игра, воспитатель показывает плоды и семена, а дети должны назвать дерево, с которого эти плоды и семена. А на память об этой прогулке я вам предлагаю собрать букет из осенних листьев. Проводится пальчиковая игра Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины (загибают пальчики, начиная с большого).

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет принесем (шагают по столу средним и указательным  пальчиками).

Вос-ль: А мы с вами по тропинке в лес осенний пойдем. А вот и лесная полянка, елка растет, а под нею терем-теремок. Давайте  узнаем, кто в тереме живет.

Отгадайте загадки:

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам, он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке летом (белка).                                                     

Следующая загадка: Кто зимой холодной ходит злой  голодный,                      зубами щелк да щелк, кто же это… (волк).

Рыжая плутовка, хитрая головка.                                                                                                Хвост пушистый краса, кто же это… (лиса).

Колючий недотрога живет в глуши лесной.                                                                                  Иголок очень много, а ниток ни одной … (еж). 

Неуклюжий, косолапый, а попробуй одолеть.                                                                     Говорят, сосет он лапу, а зовут его… (медведь).     

Его обижают и звери и птицы, он каждого шороха в поле боится,                                              Зимою под елкою так замерзает, что летом шубейку совою не снимает (заяц). 

Вос-ль: Ребята, а как звери готовятся к зиме? Правильно белка делает запасы, сушит грибы, собирает шишки. Сменила шубку летнюю на зимнюю. Заяц меняет серую шубку на белую, чтобы быть не таким заметным на снегу. Медведь и еж будут спать всю зиму. Медведь будет сосать лапу, а ежик свернется клубочком и заснет у себя в теплой норке на теплых листиках.

Вос-ль: Давайте угостим зверей их любимыми лакомствами. Белки мы дадим шишки, орех, грибы. Лисичке рыбку, мышку, сыр. Для ежика у нас есть грибы и яблоки. Для волка хлеб, рыбку и мясо. Ну, вот наша прогулка по осеннему лесу и закончилась. Мы возвращаемся в наш детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (приобщение к социокультурным ценностям) для детей старшей группы. Тема: «Кем быть?»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(приобщение к социокультурным ценностям) для детей старшей группы. Тема: «Кем быть?»...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Знакомство с цифрами 3 и 8 " в подготовительной группе

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности в подгтовительной группе по познавательному развитию на тему: "Знакомство с цифрами 3 и 8"...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «Моя семья».

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «Моя семья». Знакомство детей с понятием «семья&r...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Что такое ВОДА?"

Создание условий для вовлечения детей в элементарную поисково-исследовательскую деятельность; развивать знания детей о значении воды, закреплять знания о разнообразном состоянии воды; её свойствах; во...