Познавательно - исследовательский проект "Воздух - неведимка"(средний дошкольный возраст)
проект по окружающему миру (средняя группа)

База внедрения проекта: воспитанники средней группы, родители воспитанников МБДОУ – д/с № 6.

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Сроки реализации проекта: краткосрочный

Образовательная область:  

  • «Социально - коммуникативное»
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Познавательное развитие»
  • «Физическое развитие».

Проблема: отсутствие у детей представления о значении воздуха в жизни человека, об основных источниках загрязнения воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воздуха.

Цель проекта: создание условий для формирования у детей знаний о свойствах воздуха: при нагревании расширяется, обладает силой, передает запахи, воздух есть везде, он прозрачный и т. д. на основе проводимых опытов и экспериментов.

Задачи.

Образовательные:

  • формировать основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
  • формировать знания о значении воздуха в жизни человека;
  • показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

Развивающие:

  • развивать умение наблюдать за явлениями неживой природы, стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем по теме «Воздух»;
  • развивать аналитическое мышление  (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы;
  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни;

Воспитательные:

  • привлечь внимание  к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы;
  • воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vozduh_-nevedimka.docx63.56 КБ

Предварительный просмотр:


ПРОЕКТ

«Воздух - невидимка»

(средний дошкольный возраст)

Подготовила: воспитатель средней группы Рябова В.С.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………

Стр № 3

Актуальность проекта……………………………………………..

Стр № 4

Результат проекта………………………………………………….

Стр № 5

План реализации проекта………………………………………….

Стр № 6

Приложение № 1 Пословицы, поговорки………………………...

Стр № 16

НОД по экспериментированию «Воздух и его свойства»…………..

Стр № 21

Приложение № 3 Занимательные опыты с воздухом……....

Стр № 28

Приложение № 4 Дидактические игры……………………...

Стр № 33

Приложение № 5 Сотрудничество с родителями…………...

Стр № 35

Приложение № 6 Анкета для родителей…………………….

Стр № 38

 Литература……………………………………………

Стр № 39

Пояснительная записка

База внедрения проекта: воспитанники средней группы, родители воспитанников МБДОУ – д/с № 6.

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Сроки реализации проекта: краткосрочный

Образовательная область:  

  • «Социально - коммуникативное»
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Познавательное развитие»
  • «Физическое развитие».

Проблема: отсутствие у детей представления о значении воздуха в жизни человека, об основных источниках загрязнения воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воздуха.

Цель проекта: создание условий для формирования у детей знаний о свойствах воздуха: при нагревании расширяется, обладает силой, передает запахи, воздух есть везде, он прозрачный и т. д. на основе проводимых опытов и экспериментов.

Задачи.

Образовательные:

  • формировать основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
  • формировать знания о значении воздуха в жизни человека;
  • показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

Развивающие:

  • развивать умение наблюдать за явлениями неживой природы, стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем по теме «Воздух»;
  • развивать аналитическое мышление  (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы;
  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни;

Воспитательные:

  • привлечь внимание  к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы;
  • воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Актуальность проекта

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.

Опыты, которые дети проводят в мини - лаборатории, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и его свойствах воздуха, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.

Результат проекта

Ожидаемые результаты (продукт проекта):

  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
  • совершенствование экологической среды группы;
  • формирование представлений о свойствах воздуха, его значении в жизни живых организмов;
  • использование полученных знаний в дальнейшей деятельности;
  • формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.

План реализации проекта

Этапы
внедрения
проекта

Виды
деятельности

Содержание деятельности

педагог

дети

родители

социум

I этап

подготовительный (первый день недели )

Информационный

Проведение педагогического часа - формулировка проблемы и цели проекта.
Учет запросов родительской общественности группы.
Создание проблемной ситуации для воспитанников по обсуждению проекта
Подготовка буклетов о проекте
Информирование родителей о реализации данного проекта
Педагогический мониторинг детей на выявление первоначальных знаний о воздухе.
Создание развивающей среды в группе, определение места.
Разработка конспектов познавательно - экспериментальных мероприятий с воспитанниками.
Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

  1. Поиск художественной литературы для чтения детям: Сказка "Южный ветерок".     С.Я. Маршак "Мяч", "Мыльные пузыри". А.С. Пушкин "Ветер по морю гуляет", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" (отрывок: Ветер, ветер, ты могуч...). В.М. Гаршин. Сказка "Лягушка - путешественница". В. Катаев "Цветик - семицветик". Г. Юдин "Главное чудо света". Г.В. Сапгир "Ветер - ветерок". Детская энциклопедия здоровья. "Научные ответы на детские "почему?" Р. Ротенберг "Расти здоровым". Разучивание стихотворения "Каждый день я в шарик дую..." "Тополиные пушинки"

Разработка игровых ситуаций для заинтересованности воспитанников.

Разработать технологическую карту сюжетно – ролевой игры по теме.

Разработать картотеку игр, опытов.

Оформление информационного стенда в группе по данной теме "Умная полочка".

Вхождение в проблему проекта (Модель
трех вопросов: Что знаем? Что хотим узнать?
Как узнать?) 
(мозговая атака, обсуждение
возникших вопросов);

Обсуждение целей по данной теме;


Обсуждение стратегии информационно-практического метода, способа поиска информации и возможности оформления результатов работы;

Рассматривание иллюстраций, наглядно - дидактических пособий;

Закрепление знаний  о воздухе и его свойствах.

Знакомство и закрепление пословиц, поговорок, загадок,  стихотворений      (См. приложение № 1)


Беседы, НОД: "Что такое воздух", "Значение воздуха для жизни и роста живых организмов", "Носы нужны не только для красы", "Какую пользу приносит ветер", "Где же пятый океан?", и др.

(см. приложение № 2)

Развлечение "Воздух - невидимка"

Сообщение на родительском собрании о предстоящем проекте.

С целью включения родителей в проект знакомство с буклетом, который дает возможность ознакомиться подробно о предстоящем проекте (тема, цель, задачи проекта, актуальность);

Обсуждение общих вопросов;

Анкетирование по данной теме  

Индивидуальные беседы "Про влажность воздуха и ОРВИ", "Игры детей на свежем воздухе"

Информация для родителей. Полезно узнать:  "Эксперименты для детей в домашних условиях"


Информационное задание – подобрать материал к игре  "Что создано руками человека и что природой?"

Привлечение к подборке материала по данной теме.

Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воздухе.

Экскурсия в подготовительную группу

Экскурсия в парк "Где можно найти воздух?". Запускание воздушного змея.

 

Подготовка к развлечению: костюмы, атрибуты, плакаты, эмблемы, медали, поощрительные призы.

II этап практический (второй день недели)

познавательно - игровой

Организация познавательной деятельности детей.
Провести серию познавательных бесед.

Провести серию познавательных тематических мероприятий с включением здоровьесберегающих технологий.
Практическая помощь детям, создание условий и мотивации для осуществления проекта.
Направление и контроль за осуществлением проекта.
Познакомить детей с правилами дидактических и настольных игр, с правилами при проведении опытов, с правилами безопасности  по данной теме.
Познакомить детей с подвижными играми, эстафетами. На прогулке: спортивные и командные игры

Экскурсия в парк "Где можно найти воздух?"

Познавательно - тематические мероприятия.
Настольно - дидактические игры:
"Куда дует ветер?", "Узнай по запаху", "Хорошо - плохо", "Собери картинку", "Найди пару, "Найди ошибки художника", 
Сюжетно - ролевые игры: "Путешествие", "Семья",   "Мы - исследователи", "Магазин". Подвижные игры, эстафеты:  "Северный и южный ветер", К своему флажку беги", "Сиамские близнецы", "Догонялки","Чье звено скорее соберется?", и др. Словесные игры: " Живое - не живое", "Да - нет"",    "Назови " и др. Игровые упражнения: "Сдуй перышко". "Надуваем шарик" и др. (См. приложение № 5)
Экскурсия в библиотеку
 обзор познавательной литературы по теме, просмотр презентации  "Воздух - невидимка". 

Экскурсии: в парк "Где можно найти воздух?" (с запусканием воздушного змея).

 Чтение: сказка "Южный ветерок" В.М. Гаршин. Сказка "Лягушка - путешественница". В. Катаев "Цветик - семицветик". Г. Юдин "Главное чудо света". Разучить стихотворения "Каждый день я в шарик дую...", "Тополиные пушинки". 

Разучить загадки, пословицы,  считалки.

 Развлечение "Воздух - невидимка"

Наглядная агитация в группе и родительском уголке по теме: "Воздух - невидимка"

Выучить поговорки, пословицы, загадки, стихи, считалки.

Изготовление атрибутов к развлечению, сюжетно-ролевым и подвижным играм.

Изготовление костюмов, атрибутов к развлечению.

Выставка в библиотеке творческих работ на тему "Воздух вокруг нас"

         

II этап практический (третий день недели)

Творческий

Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.


Наблюдение за воспитанниками в проектной деятельности.


Сбор творческой информации через информационную сеть – интернет.


Оформление в группе: уголка экспериментирования для проведения опытов.

Совместная деятельность детей с педагогом 
Художественно – эстетическое развитие
Рисование.  "Волшебный лес" (нетрадиционный метод - раздувание пятна).  "Берегите воздух", "Северный ветер".

Аппликация   "По морям, по волнам...".

Лепка из пластилина  "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет".
Из строительного конструктора или мозаики (бросового материала) строим, "Ветряную мельницу"

(см. приложение №8)

Изготовление дидактических игр: "Найди пару", "Собери картинку", "Какой ветер?   "С горы с ветерком", "Салон природы".   Пособие - карточки "Как человек использует силу ветра?"

Совместная деятельность дома

1.Совместно с ребенком создать альбом "Воздух вокруг нас"  

             

2. Совместное творчество "Поделки в музей"

4. Совместно изготовить памятки, брошюрки

Открытый просмотр творческого мероприятия.

Презентация       "Воздух - невидимка".

Экспериментально - исследовательский

Подготовить необходимый материал для проведения опытов и экспериментов.
Проведение инструктажа с детьми по охране жизни и здоровья ребенка.

Занимательные опыты с воздухом

Опыт №1, №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим.

Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

Опыт №4. Воздух может перемещаться.

Опыт №5. Из закрытого пространства воздух не перемещается.

Опыт №6. Воздух всегда в движении.

Опыт №7. Воздух содержится в различных предметах.

Опыт №8. Воздух имеет объем.

(см. приложение №4)

Совместно с ребенком составить странички альбома «Воздух - невидимка»

Совместный опыт дома

Индивидуальные беседы:

"Зачем детям опыты, эксперименты?", «Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым?»                                

Изготовление костюмов, масок, атрибутов для развлечения.

III этап Завершающий (четвертый день недели)

Контрольно - оценочный

Экскурсия для педагогов нашего детского сада:
"Предметно - развивающая среда в группе". Семинар - практикум "Как знакомить детей с явлениями неживой природы" (на примере воздуха)

Консультация «Как создать музей воздуха»


Организация развлечения "Воздух - невидимка".
Изучение мнения родителей о пользе проекта в группе.
Анализ инновационного проекта в детском саду и ее результативности.
Выработка планов на будущее.

Картотека «Опыты и эксперименты. Воздух»

Развлечение " Воздух - невидимка"

Пожелание родителей о проекте с
занесением в журнал отзывов и
пожеланий группы

Подведение итогов

Участие родителей и детей в развлечении

Исполнительский (результативность)

Экскурсия и презентация проекта для педагогической и родительской общественности микрорайона.

С помощью родителей организована фотовыставка по данной теме.

Картинная галерея на тему:

  "Воздух нужен всем"

Презентация проекта на
родительском собрании "Воздух - невидимка"

Презентация проекта для родительской общественности микрорайона

Приложение № 1

Пословицы, поговорки, загадки, стихи о воздухе

• В запас воздухом не надышишься.

• Нам победа, как воздух, нужна.

• Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь.

• Воздуха словами не наполнишь.

• Люди работали, а он воздухом торговал.

• Нечего зря воздух сотрясать, лучше бы тебе помолчать.

• Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся.

• Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся.

• Гонять деньги по воздуху.

• Воздух – символ свободы.

• Свежая струя воздуха.

• Воздух словами не наполнить.

• Идея повисла в воздухе.

• Взлететь на воздух.

• Сделан из воздуха (практически из ничего) .

• Строить воздушные замки.

• Воздушный поцелуй.

• Воздух! (команда тревоги) .

• Держаться за воздух.

Загадки о воздухе

• Чего в комнате не видишь? (Воздух)

• Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)

• Ни веса ни цвета у него нету! (Воздух)

•Такой большой, что занимаю мир. Такой маленький, что в любую щель пролезаю. (Воздух)

• Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (Ветер)

• Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)

• Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (Вихрь)

• Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер)

Стихи о воздухе

«Пахнет в воздухе дождем»

Пахнет в воздухе дождем!

Как хочу я босиком

Пробежаться по траве,

Улыбаясь детворе.

Ветерок меня подхватит,

Развевая мое платье.

Полечу я в небеса,

Вновь поверив в чудеса.

Сверху мир, как на ладошке!

Я в небесное окошко

Выгляну и улыбнусь,

И по радуге спущусь!

Воздух нежится грозой…

Воздух нежится грозой,

В облаках - дождинки,

Небо брызнуло слезой -

Слезками, слезинкой.

Славный праздничный салют

Молнии и грома!

Пусть потоки переждут,

Дав дойти до дома.

Мчится ветер-ураган,

Зонтики срывает.

Дождь в награду Богом дан -

Даже дети знают.

ПРОДАВЕЦ ВОЗДУХА

На рынке,

Где всегда народ,

Стоит торговец ловкий.

Он

Людям

Воздух

Продаёт

В красивой упаковке.

И видно,

До того хорош

Его цветной товар! -

Я сам

Последний

Отдал

Грош,

Купил

Воздушный шар.

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух – три ее основы.

Какая бы не грянула беда – целы они –

Все возродится снова.

                                                С. Викулов

Задохнулся я от газа,

Зачесалися глаза –

Это три машины сразу

Отпустили тормоза.

Над дорогой сизый дым,

Как вам дышится под ним?

Дым клубится над трубою.

Бедный шарик, что с тобою?

Ты от дыма почернел,

Я же – просто заболел:

Стал и кашлять, и чихать, и опять глаза чесать.

                                                    Н. В. Старшова

Воздушный кинозал

Просмотр мультфильма "Смешарики. Воздух для вдохновления"

Что нужно Барашу для вдохновения? Может глоток свежего воздуха? Так Крош и Ёжик ему помогут.

Просмотр мультфильма "Фиксики. Воздушный шар".

Просмотр электронной презентаций «Свойства воздуха»

Приложение №2

Конспект НОД в средней группе «Воздух и его свойства»

Цель: Формирование представлений о воздухе, его свойствах и значении.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, занимает место, не имеет запаха, ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

2. Развивать у детей мыслительные операции, умение делать выводы, познавательный интерес, наблюдательность, эмоции, воображение. Расширять и активизировать словарь детей.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, позитивное отношение к окружающему миру, интерес и желание расширять свой кругозор, желание исследовать всеми доступными способами.

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Художественно - эстетическое развитие».

Предварительная работа: наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы,беседы с детьми на тему«Как воздух помогает людям», рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей.

Оборудование и материалывоздушный шарик, мыльные пузыри, целлофановые пакеты по количеству детей, трубочки по количеству детей, стаканчики, веера, предметы для игры «Тонет - не тонет»: деревянный кубик, камень, резиновый мячик, монетка; магнитики деревья, мандарин не очищенный и очищенный.

Участники: воспитанники, педагог, родители.

Методы и приемы:

- словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадки, чтение стихотворения);

- игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты - волшебная коробка с ветерком);

- наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);

- практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность).

Ход НОД

Воспитатель:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не можем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас.

-Что же это? (воздух)

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, я принесла вам шарик.

-Как вы думаете, что у него внутри? (воздух)

-Правильно, воздух, поэтому он и называется воздушный шарик.

-Мой шарик умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает.

-Как вы думаете, почему он так летает? (он легкий). Значит и воздух, который находится внутри шарика тоже легкий? (да)

-Давайте вместе произнесем: воздух легкий.

Воспитатель:

-А сейчас я развяжу шарик и выпущу воздух. Что вы почувствовали?

(ветерок, а ветерок это тоже воздух? (да) Воздух, который движется.

-А что вы услышали? (воздух выходит) Как воздух выходит из шарика? (ш-ш-ш)Давайте вместе произнесем: ш-ш-ш-ш.

-А вы его увидели? (нет)

-Значит, получается, что воздух невидимый или прозрачный, раз его не видно? (да)

-Давайте вместе скажем: воздух прозрачный.

-Ребята, а хотите поиграть с воздухом: ощутить его, поймать, почувствовать?

-Тогда, приготовьтесь. Мы сегодня отправимся в нашу лабораторию и будем учеными. Кто такие ученые? (люди, которые проводят опыты). Мы будем проводить эксперименты и опыты с воздухом.

-Но сначала мы с вами поиграем. Повторяйте движения по тексту стихотворения:

Физминутка

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен.

Работа с веером

Теперь одеваем наши халаты и превращаемся в ученых. И первый опыт, который мы проведем называется «Ветерок».

-Вот такой у нас ветерок.

-А вы хотите, почувствовать ветерок и позвать его? Он спрятался у меня в этой коробке. (Открываем) Что же это? (веер). Верно, это веер, с помощью него мы можем в жаркую погоду сделать себе прохладный ветерок вот таким образом.

-Возьмите веер и позовите ветерок.

-Ветерок может быть легким, и более сильным. Попробуйте.

-Ну что, почувствовали ветерок?

Опыт 1.

Воспитатель:

А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Оказывается – да! Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета. Широко раскроем пакет. Воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь… Тут-то мы быстро закрутим края пакета и крепко-крепко зажмем его. Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь.

Дыхательное упражнение «Ветер»

А ветер щёки толстые надул, надул, надул,

И на высокие деревья он подул, подул, подул.

Опыт 2

Воспитатель:

Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. У нас на столе стаканчики с водой и трубочкой. Подойдите, вдохните воздух и подуйте один раз в трубочку.

-Посмотрите, что появляется на поверхности воды? (пузыри)

-А почему появляются пузыри? (Внутри нас есть воздух).

-А давайте подуем посильнее? Сколько появилось пузырей? (много)

-А где еще есть воздух(вокруг нас, на улице, внутри нас)

Опыт 3

Дидактическая игра «Тонет - не тонет»

Мы сейчас проверим, в каких предметах есть воздух. Если в предмете есть воздух - он будет плавать так как воздух легкий, если нет воздуха – потонет (дети по очереди подходят и опускают предмет в воду)

Как думаете, какой из мандаринов утонет — в кожуре или без нее? (Без кожуры). И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий апельсин на поверхность воды.

-Назовите предметы, в которых есть воздух(деревянный кубик, резиновый мячик, неочищенный мандарин).

-Назовите предметы, в которых воздуха нет(камень, монетка, стеклянный шарик, очищенный мандарин)

Выводы

Что же мы выяснили, сделав опыты? (воздух легкий, выходит пузырьками, ветер – тоже воздух).

-Где есть воздух(он вокруг нас, внутри нас)

-Какого он цвета? (невидим и прозрачен)

-Какой он на вкус? Вдохните, попробуйте.

-Какой у воздуха запах(не имеет запаха)

Игра с мыльными пузырями

-Ребята, а воздух с нами хочет поиграть. Он прислал к нам своих друзей - мыльных пузырей. Они спрятались вот в этом маленьком флакончике.

(звучит музыка, дети ловят пузыри)

-Что внутри этих пузырей, почему они летают?

Значение воздуха для человека

-Дети, а скажите, человек может жить без воздуха(нет)

Человеку нужно дышать. Давайте проверим, сможем ли мы жить без воздуха? Вдохнем и задержим дыхание - не дышите. Без воздуха долго жить невозможно.

-А кто еще не может прожить без воздуха(животные и растения)

-А как вы думаете, каким воздухом лучше дышать - чистым или загрязненным? (Сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух).

Аутотренинг

Закройте глаза, мы с вами отдохнем.

Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышется трава на лугу. Надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой.

-Посмотрите на картинки, в каком красивом городе мы живем.

-А у нас в городе чистый воздух(нет)

-А что загрязняет чистый воздух(машины, заводы, люди)

-А где же взять нам много чистого воздуха(лес, деревня)

Чтение стихотворения воспитателем

Как приятно любоваться

Синевой морей.

Как прекрасно восхищаться

Клумбой у дверей.

Но не вечная природа,

Она терпит столько зла!

И всё меньше год от года

На планете кислорода

Счастья, мира и тепла.

Чтоб земля была красивей

Надо быть нам бережливей.

Я открою вам секрет, чтобы воздух был чистым, нужно сажать деревья и другие растения. Они впитывают в себя грязный воздух, а отдают - чистый.

Посадка деревьев

Я предлагаю вам прямо сейчас посадить дерево, чтобы воздух был чист. Каждый из вас возьмет деревцо и прикрепит его на доску. (Звучат голоса птиц)

Посмотрите, какая красота получилась.

-Что же нужно делать, чтобы воздух был чистым? (сажать деревья и другие растения)

-И если каждый человек будет сажать деревья, то нам легче будет дышаться, воздух будет чистым.

Мои юные ученые, я думаю, мы с вами сделали сегодня много открытий, и я дарю вам медальки, которые вы можете сами красиво раскрасить!

Приложение № 3

                                                                                     

Занимательные опыты с воздухом

Опыт №1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

      Цель:   доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.

      Оборудование:

1.     Пустая стеклянная банка 1,0 литр.

2.     Бумажные салфетки – 2 штуки.

3.     Маленький кусочек пластилина.

4.     Кастрюля с водой.

      Опыт:  Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.

      Вывод:   Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.

 

Опыт №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

 

      Цель: доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.

      Оборудование:

1.     Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.

2.     Мелкие игрушки.

      Опыт: наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.

      Вывод:   мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.

 

Опыт №3. невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

      Цель: доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

      Оборудование:

1.     Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.     Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

      Опыт: аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

      Вывод:   нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

Опыт №4. Воздух может перемещаться

 

      Цель:  доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

      Оборудование:

1.     Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

2.     Сдутый воздушный шарик.

3.     Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.

      Опыт: рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.

       Вывод:  Воздух может перемещаться.

Опыт №5. Воздух всегда в движении

 

      Цель: доказать, что воздух всегда в движении.

      Оборудование:

1.     Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.

3.     Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

      Опыт:  аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха.  В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.

      Вывод:  воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк. 

 

Опыт №6. Воздух содержится в различных предметах

 

      Цель: доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

      Оборудование:

1.     Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.     Стеклянная кастрюля с водой.

4.     Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.

      Опыт: возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

      Вывод:  воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

 

Опыт №7. Воздух имеет объем

 

      Цель:  доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.

      Оборудование:

1.         Две воронки разного размера, большая и маленькая (можно использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном).

2.         Два одинаковых сдутых воздушных шарика.

3.         Кастрюля с водой.

      Опыт: возьмем две воронки, большую и маленькую. На их узкие части наденем одинаковые сдутые воздушные шарики. Опустим воронки широкой частью в воду. Шарики надулись не одинаково. Почему? В одной воронке было больше воздуха – шарик получился большой, в другой воронке воздуха было меньше – шарик надулся маленький. В этом случае правильно говорить, что в большой воронке объем воздуха больше, чем в маленькой.

      Вывод:  если рассматривать воздух не вокруг нас, а в каком-то определенном пространстве (воронка, банка, воздушный шарик и т.д.), то можно сказать, что воздух имеет объем. Можно сравнивать эти объемы по величине. 

Приложение № 4

Дидактические игры

  1. Дидактическая игра  «Волшебный веер»

Цель: формировать умение доказать, что воздух есть повсюду.

Ход: воспитатель предлагает сделать веера детям и показать, у кого сильнее получился ветер.

  1. Дидактическая игра «Воздушные гонки»

Цель: формировать представление о том, что при помощи движения воздуха можно двигать предметы.

Ход игры: С одной стороны листа бумаги отогните около 2–3 см вверх, положите плоской стороной на чистый стол. У каждого игрока должна быть такой «гоночный» лист. Прочертите финишную линию или натяните нитку в качестве финишной ленты. По команде начните махать картонками позади листов бумаги, двигая их потоками воздуха вперед.

В качестве вариации игры можно использовать силу своего дыхания, заодно и носогубные мышцы потренируете, что очень полезно для развития речи ребенка.

  1. Дидактическая игра «Поиграем с вертушками»

Что приводит в движение вертушку? (ветер) Подуем "ветерком" на вертушку, чтобы она завертелась. Посмотрим, чья вертушка будет дольше крутится, тот и победил.

  1. Дидактическая игра  «Если бы я был ветром»

Цель: закрепление знаний о свойствах воздуха, составление небольших рассказов.

Ход: дети сидят в кругу, воспитатель бросает мяч, кому попал мячик, составляют небольшой рассказ «Если бы я был ветром….»

  1. Дидактическая игра: «Мыльные пузыри»

Цель: формировать умение  видеть воздух – невидимку. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла.

Материал: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Ход: игровой персонаж приносит картинку «Девочка играет с мыльными пузырями. Рассматривают картинку. Что делает девочка, как получились мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого надо? Пробуем изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путём перемешивания. Наблюдаем, что происходит, опускаем петлю в жидкость, вынимаем. Дуем в петлю. Берём другой стакан, смешиваем жидкое мыло с водой (1ст. ложка воды, 3 ст. ложки жидкого мыла) опускаем петлю в смесь. Потихоньку подуем в петлю, что происходит? Как получился мыльный пузырь? Почему мыльный пузырь получился только из жидкого мыла? (Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую плёнку. Вот почему она остаётся в петле. Мы выдуваем воздух, плёнка её обволакивает и получается пузырь. Воспитатель предлагает соревнование «Кто надует больше мыльный пузырь?» «Какой летит дальше, выше?» и расскажет, из чего он состоит, тот выиграет.

Сотрудничество с родителями

Зачем детям заниматься опытами и экспериментами?

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3–4 лет и предполагает решение следующих задач: 

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; 
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; 
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.

        

Уважаемые папы и мамы!

Полезно узнать:

Как увлажнять воздух и одновременно проветрить помещение?

Вопрос. Как увлажнить воздух и одновременно проветрить помещение? Как только закрывается окно, температура становится 25-26 градусов. Открывая окно, увлажняем улицу.

Ответ. К сожалению, при низкой температуре воздуха на улице практически невозможно, проветривая помещение, оставить при этом воздух в комнате влажным. Поэтому в зимнее время добиваться снижения температуры в помещении следует, главным образом, воздействуя на источник тепла – батарею. Нужно закрутить краник, если таковой имеется, в крайнем случае – закрыть батарею плотным покрывалом, пенопластом или чем угодно, на что хватит вашей фантазии. Это позволит поддерживать в помещении оптимальную температуру, не открывая при этом постоянно окна.

Про влажность воздуха и ОРВИ.

Зимой в отопительный сезон уровень влажности в помещениях может быть 10-25%, а температура воздуха достигать 26-28 градусов. В таких условиях даже здоровому человеку дышать становиться трудно. Сухой воздух – это идеальная среда для развития вирусных инфекций в окружающем пространстве. Низкий уровень влажности в помещении приводит к пересыханию и растрескиванию слизистых оболочек и кожных покровов, тем самым «открывая врата» инфекциям. В условиях излишней сухости увеличивается восприимчивость детского организма к различным респираторным и хроническим заболеваниям, ослабевает местный иммунитет, в итоге дети часто болеют и плохо адаптируются к детскому саду

Сухой воздух - вот главная причина всех ОРВИ, аденоидов, отитов, бронхитов, гайморитов, крупов, хронических тонзиллитов и других болезней дыхательных путей. Также сухой воздух повышает чувствительность слизистых оболочек к пыли и другим аллергенам, отсюда возникает риск развития аллергических болезней – от ринита до астмы.

Различные медикаменты: антибиотики, отхаркивающие средства, капли в нос и т.д. – это лишь бесконечная борьба со следствием. Пока наши дети дышат сухим воздухом, наполненным бактериями и вирусами, они будут болеть. А мы будем их снова и снова лечить, давая им горсти таблеток. Это факт нашей действительности.

Про обеззараживание воздуха.

Проветривание помещения, влажная уборка, УФ облучение – действенные меры по очистке помещения от патогенных микроорганизмов в отсутствии детей. Что же происходит, когда детки возвращаются с прогулки?  Сколько времени потребуется, чтобы воздух в замкнутом помещении, тем более сухой, наполнился новыми бактериями и вирусами? Пара чихов - и снова пошел процесс обмена заразой.

Итак! Влажность воздуха в норме, значит слизистые оболочки ребенка увлажнены, местный иммунитет работает.  Шансы не заболеть уже значительно выросли! Но! Кто-то из родителей привел в сад недолеченных детей, а вместе с ними новые вирусы. Открыть окна, постоянно проветривать помещение в присутствии детей, тем более, зимой, не возможно. Речи о кварцевании и различных видах ультрафиолетового облучения в присутствии детишек, вообще и быть не может. Как еще можно остановить развитие болезнетворных микроорганизмов в воздухе и снизить риск передачи инфекции от одного ребенка к другому? На сегодняшний день, если говорить только о безопасных для детей способах  очищения воздуха от болезнетворных микроорганизмов, разрабатываются и существуют новые подходы к этой проблеме. Современная технология насыщения распыляемой в воздух воды ионами серебра позволяет решать сразу две важнейшие задачи: увлажнять воздух и очищать его от болезнетворных микроорганизмов на молекулярном уровне. Ионное серебро - природный антибиотик, и в определенной концентрации абсолютно безопасный и нетоксичный, уничтожающий более 700 видов болезнетворных бактерий и вирусов, воздействующий на патогенные микроорганизмы, которые в результате не приобретают к нему устойчивости, а также в отличие от фармацевтических антибиотиков, не разрушающий клетки тканей, продуцирующих полезные ферменты.

 

Приложение № 5

Анкета для родителей

1.    Что такое экология?

2.    Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?

3.    Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?

4.    Вы часто гуляете с ребенком? Где?

5.    Как ваш ребенок относится к объектам природы?

6.    Какую погоду вы любите, почему?

7.    Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?

8.    Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?

9.    Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?

10.Как ребенок выражает свои эмоции если видит  необычное  в природе (радуга, гроза, роса…)?

11.Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с воздухом, водой, снегом, льдом?

12.Как вы думаете, получит ли ваш ребенок  знания о природе в детском саду.

 Литература:

  1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. : Творческий Центр Сфера 2007.
  2. Бондаренко Т. М. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
  3. Бурыкина М. Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста. Брянск 1995г.
  4. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М., 2012.
  5. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М. : Просвещение, 1986.
  6. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. 1993год.
  7. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! » - СПб: Детство-Пресс, 2007.
  8. Гризик Т. И. "Познаю мир". "Особенности организации деятельности экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста" методическое пособие»
  9. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
  10.  Журнал дошкольное воспитание №3, 1999год. Стр. 23 -30.
  11.  Зубкова Н. М. "Воз и маленькая тележка чудес" Опыты и эксперименты для детей 3-7 лет
  12.  Зубкова Н. М. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет  СПб: Речь, 2009.
  13.  Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Средниий дошкольный возраст. – М. : Пед. общество России, 2005
  14.  Мартынова Е. А. , Сучкова И. М. «Организвция опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
  15.  Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» - М. : Педагогическое общество России, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме "Лёд"

Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «...

Презентация "Использование проектного метода как способа организации познавательно- исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста"

В презентации сообщается об использовании проектного метода как способа организации познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста...

Перспективное планирование в средней группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста"

Перспективное планирование «Познавательно – исследовательская деятельностьдетей среднего дошкольного возраста»...

План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего  дошкольного возраста»...

Консультации для воспитателей «Экспериментальная, познавательно- исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»

Консультации для воспитателей«Экспериментальная, познавательно- исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Экспериментальная, познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»

Консультация  для воспитателей «Экспериментальная, познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»...