конспект проекта "Книжки-малышки"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Ларионенкова Людмила Александровна

ПРОЕКТ

«Дарим приятные сюрпризы»

(по созданию «Книжек – малышек»  на тему «Новогодние чудеса»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Огонек»»

ПРОЕКТ

«Дарим приятные сюрпризы»

(по созданию «Книжек – малышек»  на тему «Новогодние чудеса»).

Выполнил

Воспитатель 1 кв. категории

МБДОУ ДС № 4»Огонек»

Ларионенкова Людмила Александровна

Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.

Тип проекта по характеру контактов: социально-психологический.

Тип проекта по содержанию: фронтальный, краткосрочный, 2 недели

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

г. Сафоново 2018

«Чтение — это окошко,

через которое дети видят

и познают мир и самих себя.»

В.А. Сухомлинский 

Пояснительная записка проекта.

Проект по теме: «Дарим приятные сюрпризы» (по созданию «Книжек – малышек» на тему «Новогодние чудеса»).

Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и является стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются личностные качества детей: ответственность; милосердие, самостоятельность и др.   Общаясь и помогая младшим, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач, при этом ребята выступают инициаторами деятельности. Это дает возможность им раскрепоститься, пойти на активное разновозрастное общение в детской среде, получить эмоциональную радость и внутреннее удовлетворение от своей деятельности.

В современном мире ребенок все больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении. К сожалению, родители из-за повальной компьютеризации, сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития своего ребенка пускают на самотек, а «Книжки-малышки», как один из методических приемов, являются эффективным средством развития дошкольников, в т.ч. младших, т.к. они способствуют развитию познавательного интереса, развитию художественного восприятия и развитию речевого творчества. Подспорьем родительского воспитания и влияния на малышей являются дети-волонтёры старших групп. Приближается самый любимый и волшебный праздник детворы – Новый год, и дети-волонтеры решили подарить малышам «Книжки-малышки» на тему «Новогодние чудеса».

Цель: создание «Книжек-малышек» - волонтерская помощь в формировании интереса к книге, познавательного и речевого развития   младших дошкольников, получение эмоциональной радости и удовлетворение от своей деятельности.

Задачи:

Формировать коммуникативную компетентность, ощущение «взрослости» и милосердия.

Формировать познавательные, регулятивные навыки общения.

Развивать трудолюбие

Активизировать словарный запас.

Укреплять детско-родительские отношения в процессе творческой деятельности.

Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.

Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.

Тип проекта по характеру контактов: социально-психологический.

Тип проекта по содержанию: детско-взрослый, фронтальный, краткосрочный -2 недели.

Технологическая карта проекта

Разделы технологической карты

Краткая характеристика

Тема проекта

«Дарим приятные сюрпризы» (по созданию «Книжек – малышек» на тему «Новогодние чудеса»).

Значение  проектной деятельности

волонтерская помощь в формировании интереса к книге, познавательного и речевого развития   младших дошкольников, получение эмоциональной радости и удовлетворение от своей деятельности.

Цель проекта

создание «Книжек-малышек» - волонтерская помощь в формировании интереса к книге, познавательного и речевого развития   младших дошкольников, получение эмоциональной радости и удовлетворение от своей деятельности

Кому адресован проект

Дети младших групп

Продукт проектной деятельности

«Книжки – малышки» на тему «Новогодние чудеса».

Необходимые средства

Источники информации

Литература по данной теме

Приборы и материалы

ИКТ,  ножницы, бумага, рисунки, фломастеры, клей, и т. д.

Необходимые умения и способы работы

Выбор темы , сюжетной линии, выразительных средств  для  книжек., рисование, наклеивание, вырезание, надпись печатными буквами(по желанию детей)

Время, необходимое для выполнения работы

2 недели

План работы над проектом

Этап 1 (подготовительный)

Цель – определение задач, определение содержания работы.

Деятельность педагога:

  • повышение уровня профессиональной компетентности;
  • определение объема материала, который будет адресован детям.
  • Создание буклета «Книжка-малышка»
  • Введение в проблему, постановка целей и задач.
  • Сбор и анализ информации по данной проблеме.
  • Изучение специализированной литературы.
  • Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.
  • Проведение консультаций для педагогов и родителей.

Деятельность детей:

  • Осознают и личностно воспринимают проблему.
  • Принимают задачи проекта.
  1. Знакомство со строением книги (обложка, страницы, переплет; автор, название)
  2. Определение отличия книжки-малышки от других книг

Деятельность родителей:

  • Чтение художественных произведений, слушание музыки, использование ИКТ, посещение общественных мест данной направленности
  • (библиотека, Дворец культуры и .т.
  • Рассматривание иллюстраций, изобразительная деятельность
  • Ремонт книг дома.

Этап 2 (основной, практический )

Цель-умение детей свободно комбинировать элементы сюжета литературного произведения в непривычной и неожиданной ситуации.

Деятельность педагога:

  1. Перспективное планирование совместной и самостоятельной деятельности.
  2. Проведение познавательных, художественно-эстетических занятий, чтение художественной литературы, проведение ролевых и дидактических игр использование малых фольклорных форм, изобразительная деятельность, использование ИКТ по данной теме

Деятельность детей:

  • Реализация задуманных сюжетов. Создание и оформление книжки-малышки

Деятельность родителей:

  • Помощь в изготовлении книжек-малышек вместе с ребенком.

Этап 3 (заключительный)

Цель – подведение итогов.

Презентация (дарение) «Книжек-малышек» малышам.

Пополнение литературного уголка группы.

Разработаны консультации для педагогов и родителей

Определение перспектив.

Предполагаемые результаты:

Создание «Книжек-малышек» на тему «Новогодние чудеса», поможет малышам понять и полюбить книгу, будет способствовать развитию коммуникативных навыков, поможет привить ответственность, аккуратность в работе, направит на развитие познавательно-речевой и творческой активности.

Расширит представление о волонтерском движении у детей, воспитателей детского сада, родителей воспитанников посредством создания «Книжек-малышек».

Сформирует ощущение «взрослости», стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности у старших дошкольников..

Дети получат внутреннее удовлетворение от своей работы.

Повысится  самооценка,  уверенность в себе от проделанной волонтерской работы- создания «Книжек-малышек».

Актуальность проекта.

«Люди перестают мыслить,

 когда перестают читать»

 Д. Дидро.

 Ни для кого не секрет то, что чтение книг расширяет кругозор, увеличивает сообразительность, пробуждает в человеке какие-либо чувства, эмоции, развивает его внутренний мир, помогает разобраться в самом себе. И это лишь малая часть того влияния, которое может оказать художественная литература. Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и так длится до тех пор, пока он сам не научится читать.

В современном мире у детей, практически, нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям литературных произведений.

А вот что говорят данные социологов: число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34. Читают книги от случая к случаю 40 %. За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги. Если в 2004 году книги покупали 58%, то в 2014 году — только 20%. (Книжное обозрение, №39, 2015)

Данные о детском чтении. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников. Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся. Читают познавательную литературу 21%. Читают для самообразования 10% школьников

По мнению педагогов и психологов, ранний и младший дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через произведения.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы оказать волонтерскую  помощь малышам полюбить: сначала слушать, а потом и самому читать книги.

Книжки-малышки являются эффективным средством развития младших дошкольников т.к. они способствуют развитию познавательного интереса развитию художественного восприятия и развитию речевого творчества. Подспорьем влияния на малышей являются дети- волонтёры старших групп.

Дети - волонтёры получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому».  При изготовлении книги ребенок берет на себя роль изготовителя книги, оформителя, писателя и сказочника, развивается его речь, ручная умелость. Кроме того, чтение книг и их изготовление благотворно воздействует на развитие ребенка и его здоровье. В настоящее время дети находятся в состоянии хронического стресса (неврастения, астения), много детей с гиперактивным и гипоактивным поведением. Чтение художественной литературы позволяет скорректировать нарушение эмоциональной сферы ребенка. А изготовление книги детям поднимет интерес к художественной литературе; понимание важности книги в жизни человека; получение положительного эмоционального отклика от общения с книгой; повышение самооценки детей, гордости за свой труд, развитие речи детей в процессе работы по изготовлению книги.

Накануне новогодних праздников, получив приятные сюрпризы- «Книжки-малышки», малыши еще раз   ярко, эмоционально откликнутся на прочитанное ранее, увидят изображенные события (зима, снег, елка, Дед Мороз, белый ушастый заяц, снегири, вьюга и т.д.), начнут проговаривать стихи, петь знакомые песенки, рассказывать о зиме и зимних явлениях и, конечно же, подарках. Малыши рисуют в воображении любые сюжеты, плачут и смеются, представляют (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствуют себя участниками событий.

Цель: создание «Книжек-малышек» - волонтерская помощь в формировании интереса к книге, познавательного и речевого развития   младших дошкольников, получение эмоциональной радости и удовлетворение от своей деятельности.

Задачи:

Формировать коммуникативную компетентность, ощущение «взрослости» и милосердия.

Формировать познавательные, регулятивные навыки общения.

Развивать трудолюбие

Активизировать словарный запас.

Укреплять детско-родительские отношения в процессе творческой деятельности.

Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.

Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

Перспективное планирование совместной и самостоятельной деятельности с детьми и родителями в ходе проекта

Формы работы

Задачи

Участники

Подготовительный этап

Анкетирование  

«Как вы проводите свободное время с детьми?»

 Выяснение затруднений в вопросах воспитания детей.

Воспитатели

 Создание буклета «Книжка-малышка», консультация для родителей «Новый год и дети»

Повысить интерес родителей к сотрудничеству. Поднять уровень информационной подготовленности родителей.

Воспитатели, родители

Домашнее задание «Сказки на ночь», просмотр мультфильмов «Тимошкина елка», «Снегурочка» и др.

Привлечение родителей к активному участию в творческой деятельности ДОУ;

Дети, родители.

Прослушивание и анализ   произведений: «Мороз Иванович» В. Одоевский, «Елка» В. Сутеев,  «Серебряное копытце» Бажов, «Снежная королева» Андерсен, «Зима» Суриков и др.

Учить слушать прозу и поэзию, понимать содержание текстов и выражать к ним свое отношение.

 воспитатель, дети.

НОД «Знакомство со строением книги»

Дать представление о строении детской книги.

Воспитывать бережное отношение к книге .

воспитатель, дети.

Домашнее задание «Придумай сказку сам»

Упражнять в умении сочинять сказки, развивать творческое воображение, память. Обогащать родительско-детские отношения опытом ведения совместного речевого творчества.

Дети, родители

Основной этап

«Новый год»-папка-передвижка.

Родители, воспитатель

Беседа «Обычные и необычные книги»

НОД « Что такое Новый год», тем.беседа «Какой подарок я хочу»

Познакомить с отличиями «Книжки-малышки» от других. Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года в разных странах мира. Дать понять, что такое вотчина Деда Мороза.

Познакомить с происхождением праздника.

Воспитатель, дети

Продуктивная деятельность «Снежинка», «Елочка», «Морозные узоры», «Снеговик», «Дед Мороз», «Животные и птицы зимнего леса»…

Музыкальная деятельность- разучивание стихов, песен, танцев про Новый год.

Создание выразительных образов; декоративное оформление. Вызвать интерес к технике оригами, развивать творческие способности, внимание. Формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру. Закрепить навыки полученные при работе с бумагой; расширить навыки работы с ножницами

Воспитатель, дети, муз.рук.

Игровая деятельность

Дид.игры «Кто, где живет?», «Укрась елку».

Подвижные «Два мороза», «Бездомный заяц».

Словесные игры «Скажи наоборот», «Рифма», «Отгадай и назови».

Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Семья».

Описательные загадки о зимней природе.

Формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру, дружелюбие, толерантность, развивать внимание, память, логическое мышление, развивать игровые сюжеты, самостоятельно распределять роли.

Воспитатель, дети

Проектирование «Книжек-малышек»

Развивать творческие способности ребенка в процессе создания ими индивидуального проекта иллюстраций книги. Закреплять умение связно и последовательно излагать сюжетную линию. Формировать умение договариваться

Воспитатель, дети, родители.

Продуктивная деятельность «Заготовки к иллюстрациям»

Развивать способность ассоциировать образы с различными материалами. Формировать умения подбирать соответствующий материал для создания заготовок к иллюстрациям, аргументировать свой выбор. Развивать мелкую моторику рук. Развивать поисковую деятельность, творческую инициативу.

Воспитатели, родители, дети.

Заключительный этап

Презентация «Книжек-малышек» совместного творчества «Новогоднее чудо»

Поддерживать творческую активность и сплоченность воспитателей, родителей, детей. Побуждать детей к дальнейшему проявлению искренней и бескорыстной доброты, а также совершению добрых поступков. Укреплять семейные  традиции.

Родители, дети, воспитатели.

Рефлексия и изобразительная деятельность «Мои впечатления от участия в проекте»

Предоставить детям и родителям возможность рассказать о своих впечатлениях, полученных в ходе проекта, выразить свои мысли в рисунке.

Родители, дети.

Перспективы:

1. Продолжать работу по формированию нравственно-этических умений и навыков.

2. Найти единомышленников в волонтерском движении ДОУ и далее продолжать эту работу по другим направлениям волонтерского движения.

 3.Побуждать детей к дальнейшему проявлению искренней и бескорыстной доброты, а также совершению добрых поступков.

Практическая значимость проекта: проект можно использовать в любой возрастной группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей.

В ходе работы над проектом, я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию ощущения «взрослости», стремлению к решению новых, более сложных задач познания. В ходе работы дети получили внутреннее удовлетворение от проделанного. Мы очень надеемся, что создание «Книжек-малышек» поможет малышам полюбить книгу, малыши эмоционально откликнутся на подаренные «Книжки-малышки». Надеемся, что волонтерская помощь проявит в детях и их родителях желание читать, а в дальнейшем и самим изготавливать книжки и сочинять истории.

Что же «хорошего» в самодельной книге?

1. Самодельная книга — это продукт творческих усилий ребенка, призванный воспитывать уважение к своему и чужому творчеству.

2. Самодельная книга- ощущение «взрослости», внутреннее удовлетворение от своей работы, осознание своей ответственности.  

3.Самодельная книга — это прекрасный повод для общения детей и взрослых, создания вместе чего-то умного, красивого и полезного.

4. В процессе изготовления книги происходит познавательно-речевое развитие ребенка, творческое мышление и мелкая моторика рук.

Список литературы

  1. ООП ДОУ
  2. Вербенец А. М. Методический комплект программы «Детство». Образовательная область «Художественное творчество». М. : Творческий центр СФЕРА, 2014.
  3. Дергунская В. А. Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2013.
  4. Комарова Т. С. Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая. Младшая группа. М.: Творческий центр СФЕРА, 2009.
  6. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л.Н. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Бардина, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 96с.
  7. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 288с.