Образовательная программа по краеведению для детей «РОДНЫЕ ТРОПИНКИ»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Литвишко Марина Николаевна

 Программа «Родные тропинки» имеет туристско-краеведческую направленность. Она является одним из средств формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kraevedeniyu.docx98.31 КБ

Предварительный просмотр:

«РОДНЫЕ ТРОПИНКИ»

Образовательная программа по краеведению для детей                                       старшего дошкольного возраста                                                                                                  МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                             ДЕТСКИЙ САД № 4 «ТЕРЕМОК»

ГОРОД СЕМИЛУКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Автор-составитель:

Воспитатель ВКК Литвишко М.Н.


 

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д. С. Лихачев

РАЗДЕЛ I.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы:

I. Пояснительная записка

Введение

    Воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любви к Родине – эта мысль прослеживается как одна из главных задач нашего дошкольного учреждения. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным краем.

    Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

  • настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей ― малой Родины. Неоспоримо то, что малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека: частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

          Работа по воспитанию настоящего гражданина своей страны начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. В этот период закладывается позитивное отношение к природе родного края, окружающему миру в целом. Одной из главных задач дополнительного образования дошкольников является воспитание уважения к историческому прошлому нашей страны, любви к Родине. Чтобы считаться патриотом, мало любить свой край и гордится им, надо знать его историю. Знания и любовь к родному краю позволят сохранить и развить лучшие его традиции.

      Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой Родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Воронежская земля по своей красоте и по своей духовной истории является одним из интереснейших уголков нашей необъятной страны. В ходе образовательной деятельности по краеведению через различные формы проведения можно показать традиции своего родного края, развить творческие способности старших дошкольников

Направленность (профиль) программы – туристско-краеведческая.

Направление  экологическое краеведение.

Уровень – общекультурный (базовый).

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что она выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей с включением в образовательную деятельность регионального компонента. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой Родины, особенностями природы, способствует формированию у детей гражданского мировоззрения, ранней социализации детей. Изучение окружающего мира своего края необходимо, как и в воспитательном, так и

  • познавательном отношении. Особая эмоциональность детей, восприимчивость и огромный интерес к окружающему миру являются основополагающими факторами для успешного воспитания гражданственно ответственной личности.

 Программа «Родные тропинки» имеет туристско-краеведческую направленность. Она является одним из средств формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств.

Методологической   основой   для   разработки   данной   Программы

послужила ПРИМЕРНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДЕТСТВО С РОДНЫМ ГОРОДОМ» (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с.)

Новизна программы основана на комплексном подходе к подготовке обучающихся, заключающегося в поэтапном изучении разделов эколого-краеведческого материала дополнительной программы.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС образования.

Новизна и теоретическая значимость Программы заключается:

• в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к дошкольному возрасту;

• в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника;

• в создании системы формирования краеведческой культуры у старших дошкольников

Отличительная особенность Программы состоит в её практической значимости: изучение материала программы происходит через вовлечение обучающихся в игровую и экскурсионную деятельность. В процессе обучения дошкольники знакомятся с историей родного края, памятниками истории и культуры, с разнообразием растительного и животного мира природы родных мест. Дети могут проследить взаимосвязи между человеком и природой, усвоят навыки здорового образа жизни, принять участие в природоохранных акциях и трудовых десантах.

Принципы разработки Программы:

•  принцип историзма (сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего). Дети не могут представить историческую картину времени, удаленность тех или иных событий;

•  принцип единства эмоций, действий, интеллекта (все что ребенок получает в ходе проведения образовательной деятельности должно быть «пропущено через сердце, руки и голову», т. е. ребенок это должен запомнить на всю жизнь; • принцип ориентирования на общечеловеческие понятия (ребенок,        

как полноправный партнер, гражданин);                                                

• принцип        самореализации        (учет        индивидуального        накопления        

опыта,        учет        возраста   и        пола,        особенностей        познавательной   и        

эмоциональной сферы каждого воспитанника);                                                

• принцип        интегрирования        (организация различных видов                

деятельности, сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем).                        

Адресат программы - программный материал рассчитан на работу с детьми дошкольного возраста (5 - 6 лет), проявляющих интерес к естествознанию. Он предоставляет детям дополнительную возможность контакта с окружающим миром природы, дает убедительные, яркие ответы на возникающие у них вопросы, формирует образ малой Родины, помогает побудить у детей интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному краю.

 Наполняемость групп - количественный состав возрастной группы.

Условия приёма - изучение программного материала не требует никакой специальной подготовки.

Объём программы – Курс программы рассчитан на 2 года обучения, объём каждого года составляет 72 час

Режим занятий  Занятия проводятся 2 раза в неделю (36 недель в год), по 1 академическому часу.

Цель и задачи программы

Цель   Программы   -   расширение   у   старших   дошкольников

о        родном городе и родном крае – Воронежской области, истории возникновения, социально-экономической значимости, символике родного края;

возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему

родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

  • процессе реализации программы решаются следующие задачи:
  1. Образовательные:
  • формировать систему знаний, основой которой являются сведения в области краеведения, показ общего через частное;
  • формировать знания о природных богатствах области, быте, традициях жителей области; их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;
  • обогатить знания старших дошкольников о городах Воронеж и Семилуки, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.
  1. Развивающие:
  • комплексное сочетание форм и методов работы для планомерного воздействия на личность ребенка;
  • развивать познавательный интерес к изучению родного города, области;
  • способствовать социализации воспитанников;
  • развивать творческие способности детей.
  1. Воспитательные:
  • комплексное сочетание форм и методов работы для планомерного воздействия на личность ребенка;
  • развивать познавательный интерес к изучению родного города, области;
  • способствовать социализации воспитанников;
  • развивать творческие способности детей.

Реализация Программы предусматривает нестандартность форм

организации и проведения образовательной деятельности, которые позволяют развивать у старших дошкольников интерес к изучению родного края, раскрывать творческий потенциал каждого воспитанника:

  • организованная -образовательная деятельность:
  • целевые прогулки по городу;
  • экскурсии с различной тематикой о городе;
  • праздники, развлечения;
  • тематические выставки;
  • встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;
  • работа в мини-музеи детского сада «Комната Русского быта».

Методы и приемы:

• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;

• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные   игры;

  • проектирование;
  • конкурсы, викторины;
  • экспериментирование;
  • коллективно-творческие дела;
  • наблюдения;
  • целевые прогулки и экскурсии;
  • рассматривание картин, иллюстраций.

Учитывая психологические особенности старших дошкольников, педагогу необходимо стремиться затронуть их эмоционально-чувственную сферу, а не давать как можно больше информации, даже на его взгляд, нужной  и занимательной. Информативная часть Программы усвоится детьми успешнее, если педагог отдает предпочтение методам поисково-экспериментальным, проблемным.

  1. Содержание программы

                                                  Учебный план 1-й год обучения

№ п/п

Название раздела,

Количество часов

Программное содержание.

 Формы   выявления

темы

результатов    усвоения программного материала.

всего

теория

практика

1.

Введение

2

Проведение

мониторинга.

Определение первичного уровня знаний детей.

1.1

Давайте познакомимся

1

0,5

0,5

Беседы с детьми, игры. Наблюдение за

Взаимоотношения

и детей в группе. Анкетирование родителей.

1.2

Родные тропинки

1

0,5

0,5

Обобщающая беседа

2.

Моя родина – Воронежский край

     12

Познакомить детей с картой воронежской области. Побуждать интересоваться историей родного края. Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях Воронежского края.

2.1.

История Воронежского края.

2

1

1

Рассматривание карты Воронежской области.

 Беседы о Воронежском крае. Рассматривание альбома «Чем славится Воронежский край».

2.2.

Мы – Семилукцы!

2

1

1

Расширять знания детей о родном городе.

Познакомить с историей появления города.

Познакомить с понятием «Малая Родина»

2.3.

Моя родная улица.

3

1

2

Рассматривание карты города. Беседы о градообразующем предприятии и его назначении.

Экскурсия к памятнику «Три самолета».

2.4.

Путешествие в прошлое

Знакомство с биографией сказительницы Воронежского края

А. Н. Корольковой.

3

2

1

Обобщающая беседа

Познакомить детей с понятиями «сказители», «собиратели сказок», «хранители сказок». Познакомить со сказительницей воронежского края А. Н. Корольковой.

2.5.

Милые сердцу родные просторы.

Природа родного края. Река Дон.

2

1

1

Игра – викторина

3.

Природа – мой дом

21

3.1.

Животный мир Воронежской области.

2

1

1

Беседы о животных Воронежской области.

Рассматривание Красной книги Воронежской области, альбомов с изображением животных, птиц, насекомых.

3.2.

Времена года.

Что делали в старину осенью?

Наблюдение за погодой на метеостанции «Ветерок»

2

1

1

    Заполнение дневника

Наблюдений. Рассказ воспитателя.

Рисование на тему «Что можно делать осенью?».

Рассматривание сюжетных картин.

3.3.

  Такие разные растения. Какой урожай собирают в нашем крае?

7

4

3

Беседы о сборе урожая в семьях детей.

Рассматривание сюжетных картин о сборе урожая овощей и фруктов.

Загадывание загадок об овощах и фруктах.

Работа по сбору урожая в мини-огороде ДОУ в зоне наблюдения.

Викторина о

Растениях

3.4.

Все животные нужны. Красная книга России.

7

4

3

Формировать основы экологического мировоззрения.

Игра «Что? Где?

Когда?

3.5.

Птицы Воронежской области.

3

1

2

Викторина.

Знакомство с презентацией «Птицы рядом с нами».

Рассматривание фотоальбомов с различными птицами.

4.

С кем я живу

12

4.1.

Человек без роду, что дерево без корней.

2

1

1

Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе.

Рисование: «Мои бабушка и дедушка».

4.2.

Я и моя семья.

3

1

2

Творческая работа

Составление генеалогического древа. Фотовыставка: «Моя семья».

4.3.

Семейные праздники и традиции

3

1

2

Творческая работа,

выставка рисунков

4.4.

«Красна изба углами»

2

1

1

Знакомство с презентацией «Крестьянская изба».

Рассматривание альбомов на тему «Быт крестьянина».

Рисование и конструирование.

4.5.

«Щи да каша пища наша»

2

-

2

Знакомство с разнообразными крупами.

Рассматривание посуды для приготовления пищи.

5.

Традиции и культура края

14

5.1.

Музыкальная жизнь края.

5

3

2

Рассказ воспитателя о музыке края и музыкальной жизни. Прослушивание народных песен в исполнении государственного академического Воронежского русского народного хора.

Музыкальное развлечение: «Уж вы гуси, мои гуси».

5.2.

Народный костюм Воронежской губернии.

2

1

1

Рассматривание предметов одежды, иллюстраций с изображением костюма жителей Воронежской губернии.

5.3.

Вслед за солнышком.

3

1

2

Рассматривание календаря.

Беседы о необходимости слежения за погодой. Познакомить детей с понятием «народный календарь», сравнить с гражданским календарём.

Знакомить детей с народными приметами и поверьями.

5.4.

Воронежские игрушки.

4

1

3

Знакомить с игрушками воронежских мастеров: свистульками, керамическими игрушками.

Рассматривание альбома «Чем славится Воронежский край?»,

Знакомство с медиопрезентацией «Игрушки нашего края».

6.

Экскурсии

10

6.1

Экологические маршруты по

тропинкам ДОУ

2

-

2

Заполнение дневника

наблюдений

6.2

Видео-экскурсия по улицам города

2

-

2

Экскурсии, целевые прогулки.

Рассматривание альбомов, фотографий с видами родного города.

6.3

Островки памяти - «И помнит мир спасённый…»

3

-

3

Поход к памятнику воинам ВОВ, возложение цветов.

Праздник для детей и родителей, заучивание стихов и песен. Изготовление подарков для ветеранов. Чтение худ. литературы о подвигах в годы ВОВ. Рассматривание открыток и фотографий с изображением мемориалов города.

Рисование на тему «Война и память о ней».

6.4

Жемчужины родных мест. Дон – наша река.

3

-

3

Беседы о малой Родине, рассматривание иллюстраций, фотографий с видами р. Дон.

Чтение литературы, решение экологических задач.

7.

Итоговое занятие «Всезнайки»

1

1

Праздник «Наша Родина».

Выставка детских работ.

Фотовыставка «Наш город».

ИТОГО:

72

27

45

                                  Учебный план второго года обучения

№ п/п

Название раздела,

Количество часов

Формы

темы

выявления

всего

теория

практика

результатов усвоения

программного

материала.

1.

Введение.

2

1.1

Прогулка на воздушном шаре

1

0,5

0,5

дидактическая игра

1.2

Я юный эколог - краевед

1

0,5

0,5

Обобщающая

беседа

2.

Мой край родной

12

2.1.

С чего начинается Родина

2

1

1

Беседы о родной улице. Целевая прогулка. Загадки о правилах дорожного движения. Рисование: «Моя дорога в детский сад»

Викторина

2.2.

Моя малая Родина на карте

2

1

1

Рассматривание карты Воронежской области. Беседы о Воронежском крае. Рассматривание альбома «Чем славится Воронежский край».

Интеллектуальная

викторина

2.3.

Мой город Семилуки. Памятные места города.

3

1

2

Обобщающая

Беседа. Знакомство с презентацией «Памятные места нашего города»

2.4.

Путешествие в прошлое

3

2

1

Игра -

Викторина. Знакомство с презентацией «Транспорт наших предков».

Чтение литературы о развитии транспорта.

2.5.

Родные тропинки

2

-

2

Рассматривание карты города. Беседы о градообразующем предприятии, о его истории и назначении. Экскурсия к памятнику «Три самолета».

Заседание

юного краеведа

3.

Природа – мой дом

21

3.1.

Земля — наш общий дом

2

1

1

Обобщающая

беседа

3.2.

Кладовые природы.

2

1

1

Беседы о сборе урожая в семьях детей.

Рассматривание сюжетных картин о сборе урожая овощей и фруктов.

Загадывание загадок об овощах и фруктах.

3.3.

Такие разные растения.

7

3

4

Беседы о жизни людей в деревне, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне, красоте русской природы.

Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня городу».

Викторина о

растениях

3.4.

Все животные нужны.

7

3

4

Беседы о животных Воронежской области.

Рассматривание Красной книги Воронежской области, альбомов с изображением животных, птиц, насекомых.

Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию».

Игра

«Зоологическое

лото»

3.5.

Будь природе другом

3

1

2

Игра «Что? Где?

Когда?

Знакомство с презентацией «Птицы рядом с нами».

Рассматривание фотоальбомов с различными птицами.

Беседы о зимующих и перелётных птицах.

Загадывание загадок, чтение стихов и рисование птиц.

4.

С кем я живу

12

4.1.

Дом, в котором я живу

2

1

1

Обобщающая

беседа

4.2.

Родословная моей семьи

3

2

1

Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе.

Фотовыставка: «Моя семья».

4.3.

Семейные праздники и традиции

3

2

1

Беседы о самом важном предмете дома – печке.

Анализ знакомых сказок, в которых упоминается о русской печи. Рассматривание макета печи и печной утвари.

Беседы о самом важном предмете дома – печке.

4.4.

Бабушкин сундук

2

1

1

Знакомство с презентацией «Крестьянская изба».

Рассматривание альбомов на тему «Быт крестьянина».

Рисование и конструирование.

4.5.

Загляните в семейный альбом

2

-

2

Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе.

Фотовыставка: «Моя семья».

5.

Знаменитые люди нашего края.

14

5.1.

Сказки воронежских сказительниц и собирателя воронежского фольклора Афанасьева А. Н.

5

1

4

Дидактическая игра «Узнай сказку»

Беседы по содержанию любимых сказок.

Рисование иллюстраций к любимым сказкам.

Выставка рисунков – иллюстраций.

5.2.

Чтение сказок А.Н. Корольковой «Домашние животные», «Добрый совет»

3

1

2

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Беседы по содержанию.

5.3.

Знакомство с обрядовыми песнями Воронежской губернии.

2

1

1

Заучивание весенних закличек.

5.4.

Чтение сказки

А. Н. Афанасьева

 «Летучий корабль».

4

2

2

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Чтение сказки

А. Н. Афанасьева

 «Звери в яме».

Беседы по содержанию.

6.

Экскурсии

10

6.1

Экскурсия в музей

2

-

2

Рассматривание карты Воронежской области. Беседы о Воронежском крае. Рассматривание альбома «Чем славится Воронежский край».

6.2

Экологические маршруты

2

-

2

Беседы о малой Родине, рассматривание иллюстраций, фотографий с видами р. Дон.

Чтение литературы, решение экологических задач.

6.3

Островки памяти

3

-

3

Рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций с изображением парусных кораблей. Беседы.

Чтение художественных произведений и защитниках Родины.

Рисование на тему «Наши Защитники».

Рисование парусников.

Кораблестроение

6.4

Жемчужины родных мест

3

-

3

Рассматривание фотографий Воронежского заповедника.

Знакомство с презентацией на тему «Заповедник».

Рисование животных, обитающих в заповеднике.

Выставка

рисунков

7.

Итоговое занятие «Мой край родной»

1

1

Итоговое

занятие

Викторина

«Мой край»

ИТОГО:

72

25

47

РАЗДЕЛ 2.

Комплекс организационно-педагогических условий:

  1. Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

Режим работы

Начало учебного года:

Режим работы объединения

15 сентября

по расписанию

Окончание учебного года:

Продолжительность занятий

31 мая

30 минут

Продолжительность перемен

10 минут

Регламентирование образовательного

Занятия проходят согласно утвержденному

процесса на учебный год: 36 недель

расписанию

Режим работы в период каникул:

  • период осенних, и весенних каникул занятия проводятся по расписанию.
  • период зимних каникул с1 января по10 января занятия не проводятся.

В период летних каникул (с 1 июня по 31 августа) занятия проводятся согласно составленному плану летних спортивно-оздоровительных мероприятий.

  1. Условия реализации программы

1.Материально-техническое обеспечение:

Специально оборудованный кабинет, магнитная доска для демонстрации наглядных пособий, компьютер, фотоаппарат, спортивный и садовый инвентарь, стенд для выставки. Демонстрационные материалы, канцелярские принадлежности - по количеству обучающихся, материал для творчества по количеству обучающихся, материал для проведения опытов; учебная и художественная литература по краеведению и туризму. Видеосюжеты по темам, презентации к занятиям, энциклопедии, справочники. Исторические и современные фотографии села, карта области и города (со спутника).

  1. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает сотрудничество с:

-психологом

 -родителями  

- воспитателем и музыкальным руководителем.

  1. Кадровое обеспечение:

При реализации данной программы осуществляется сетевое взаимодействие со специалистами городского музея, городской детской библиотеки, ОУ.

III        Формы выявления результатов усвоения программы, их фиксации и предъявления.

 

Педагогом для определения результативности освоения программы и отражения достижения ее целей и задач разрабатывается схема изучения знаний и умений детей по сезонам и отдельным темам занятий. Используются следующие формы: игровые упражнения, задания в занимательной форме, анализ продукта деятельности- рисунка, поделки.

Образовательные результаты отслеживаются и фиксируются в журнале посещаемости, аналитической справке, отзывах детей и родителей.

Работа детей оценивается и стимулируется с помощью – медалей, небольших памятных призов, присвоением званий «лучший знаток природы», и т. д.

Формами подведения итогов на сезонных праздниках могут быть игры, конкурсы.

  • конце изучения программы, на последнем занятии проводится экологический праздник в форме конкурсно - игровой программы по всему курсу с творческими посвящениями детей (стихами, загадками, песнями) временам года, с подведением итогов на месте проведения сезонных экскурсий, с вручением памятных призов.

Воспитанники могут продемонстрировать образовательные результаты на итоговом праздничном интегрированном занятии «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» в присутствии родителей, которое готовят все педагоги, работающие в объединении. Выставляются творческие работы. Ребята в игровой форме показывают полученные знания по экологии и сформированные навыки правильного поведения в природе.

3.1. Оценочные материалы. При реализации данной программы особо важна словесная оценка (оценочное суждение) - краткая характеристика результатов учебного труда ребенка. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учащимся динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик ребенка.

Оценка эффективности усвоения программы проводится путем сопоставления результатов входящей (собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей в середине работы, декабрь) и итоговой диагностики (май).

Оценка осуществляется по 5-ти бальной системе:

1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания, помощь педагога не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет предложенные задания;

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью педагога;

4 балла – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно и с частичной помощью взрослого;

5 баллов – ребенок выполняет самостоятельно все предложенные задания.

Полученная сумма баллов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить

  • какому уровню (низкий, средний, высокий) соответствует развитие конкретного ребенка на данном этапе (каков уровень реализации программы):

Высокий уровень - более 4,5 балла (более 90%) Средний уровень – 3 балла - 4,4 балла (от 60% до 88%) Низкий уровень – менее 2,9 балла (менее 58%)

ФИО ребенка

Критерии оценки

Итого:

1

2

3

4

5

12

05

12

05

12

05

12

05

12

05

12

05

Примечание 12– месяц декабрь, 05 – месяц май

Критерии оценки:

  1. Владение элементарными экологическими понятиями и знаниями.

Знает основные экологические понятия: живые организмы, взаимосвязи живых организмов, экология, среда обитания, перелетные птицы, зимующие птицы; знает представителей животного и растительного мира (более 20), животных и растений РФ и Воронежского края, роль человека в природе; умеет различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения. Знает строение растений, отличительные признаки насекомых, птиц. Знает экологические праздники: "День птиц", "День Земли".

  1. Владение элементарными умениями и навыками.

Составляет простейшие пищевые цепи; видеть природу и природные объекты, ценить и отображать их разнообразие, выполняет познавательные и творческие задания педагога, решать простейшие экологические задачи.

  1. Развитие навыков работы и поведения в природе.

Знает основы и владеет навыками правильного поведения в природе (на экскурсии, в походе). Проявляет бережное, заботливое отношение к отдельным природным объектам и к природе в целом.

  1. Развитие познавательно-творческой деятельности

Проявляет активность в познании и творчестве, наблюдательность, добросердечность. Сохраняет интерес к изучению экологии через изобразительное и декоративно – прикладное творчество. Активно работает с семенами, плодами, листьями растений. Проявляет интерес к нетрадиционным изобразительным средствам. Умение видеть, отображать и ценить красоту природы.

  1. Формирование и развитие познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; учебно-познавательные и общекультурные компетенции и личностные качества.

Понимает информацию в виде рисунков, таблиц; умеет сравнивать и группировать природные объекты; умеет слушать и слышать педагога, участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы. Задает много поисковых и проблемных вопросов, делает самостоятельные выводы и умозаключения.

Выводы делаются на основе визуальных наблюдений педагога, текущих бесед - опросов с ребенком, родителями, анализа продуктов детской деятельности: рисунков, поделок.

  1. Методическое обеспечение программы

Методы обучения

При изучении программного материала, согласно возрастным особенностям обучающихся, используются словесные, наглядные и практические методы: беседа, объяснение, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения, тренировочные упражнения, работа по образцу.

формы организации занятия: групповая, индивидуальная, фронтальная. 

формы деятельности детей: традиционные занятия; игровые и сюжетно-ролевые; интегрированные занятия; экскурсии, экспедиции, турпоходы; презентации, защита проекта; занятия-соревнования: конкурсы турниры, викторины.

педагогические технологии:

психолого-педагогические; технология использования игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии.

Дидактические материалы:

дидактические игра и упражнения «Живое – неживое»;

д/и «Цветочный магазин», «Первоцветы», «Деревья наших мест»;

д/у «Посмотри и назови», «Что такое хорошо?», «Профессии», «Правила поведения воспитанных детей», «Экологические пирамиды», «Моё родное село», и т. п.

   Комплект        рабочих        листов        для        занятий        «Занимательная экология»,        «Экология в   картинках», «Что задумал художник», д/и «Зоологическое лото», «Дикие и домашние животные», «Животные Красной книги»;

  набор раздаточных карточек «Правила поведения юных туристов –краеведов», и т. д.

IV. Список литературы

  1. Конвенция ООН о правах ребенка

  1. Конституция РФ.
  2. Закон РФ «Об образовании»

  1. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие – г. Москва, ФЦДЮТиК, 2006 г. -600 с.

  1. Белавина И. Н. «Планета – наш дом», М., 1995 г.
  2. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми» Воронеж 2002 г.
  3. Николаева С. Н. «Как приобщить ребёнка к природе», М., 1995 г.
  4. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в д/саду», М., 1999 г.
  5. Николаева. С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
  6. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
  7. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.
  8. «Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.
  9. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  10. Н. В. Алёшина
  11. «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью и окружающим. Старшая и подготовительная группы» - М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ; 2004

  1. Электронные образовательные ресурсы

Раздел

Адрес

1.

Кружковая работа в детском саду

https://dohcolonoc.ru/

2.

Родина, родной край, город.

http://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya- rodnoj-kraj

3.

С чего начинается Родина

https://infourok.ru/viktorina-s-chego-

nachinaetsya-rodina-1345038.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Дошкольникам о родном городе Ивантеевка"

Краеведение —  предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географических компонентов. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В...

Образовательная программа по краеведению «Тоонто нютаг»

Программа является учебно-методическим пособием, которое представляет собой эффективную модель реализации ФГОС дошкольного образования. В пособии представлена программа ознакомления детей дошколь...

Образовательная программа по краеведению "Тоонто нютаг"

Программа является учебно-методическим пособием, которое представляет собой эффективную модель реализации ФГОС дошкольного образования. В пособии представлена программа ознакомления детей дошколь...

Программа по краеведению для дошкольников "Родничок"

Программа по краеведению для дошкольников "Родничок" для организации кружковой работы в библиотеке и детском саду....

Образовательная программа по краеведению «Тоонто нютаг»

Программа является учебно-методическим пособием, которое представляет собой эффективную модель реализации ФГОС дошкольного образования.В пособии представлена программа ознакомления детей дошкольного в...

Образовательная программа по краеведению «Тоонто нютаг»

Программа является учебно-методическим пособием, которое представляет собой эффективную модель реализации ФГОС дошкольного образования.В пособии представлена программа ознакомления детей дошкольного в...

Программа по краеведению для детей 4 - 7 лет Формирование основ краеведения «Край родной – навек любимый»

Программа «Край родной – навек любимый» направлена на формирование основ краеведения, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание  гражданственности, па...