Интеллектуально-развлекательная игра «Что? Где? Когда?»
учебно-методический материал по окружающему миру

Акатьева Лейсян Ильдусовна
Игра для детей дошкольного возраста, которую также можно использовать в работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_gde_kogda_gotovyy.docx802.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 66»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА

«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

                Составители:

     Акатьева Лейсян Ильдусовна

                                                                             Пискунова Алина Радиковна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

2017г.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА

«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ

Пояснительная записка

Кто не знает эту интереснейшую телевикторину, проверенную временем! Игра «Что? Где? Когда?» существует с 1975 года и до сих пор неизменно выходит в прямой эфир под всеми узнаваемую музыку Рихарда Штрауса.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Интеллектуально-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» предназначена для организации образовательной деятельности, групповой или подгрупповой работы с воспитанниками, а так же используется и в работе совместно с родителями с целью обобщать, систематизировать, закреплять знания детей по образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие; формировать интеллектуальное развитие дошкольников.

Пособие мобильное, многофункциональное представляет собой круг из материала фетр зеленого цвета, т.е. игровое поле с волчком разделенный на 12 секторов, конверты с вопросами, видео вопросы, табло для подсчета очков, песочные часы и черный ящик, так же к игре прилагается музыкальное оформление - на начало игры, на запуск волчка, к черному ящику, на видео вопросы.

Все материалы, используемые в данном пособии безопасны.  

                           

Актуальность данной интеллектуально-развлекательной игры  заключается в том, что интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности.

Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Эти объективные факторы указывают на то, что проблема интеллектуального развития актуальна и важна, а развитие интеллекта ребенка необходимо начинать с самого рождения. Все это и обеспечивает игра «Что? Где? Когда?». Ее можно использовать практически в любых видах игровой деятельности детей и, конечно одним из важных условий это привлекать в игру и родителей воспитанников. Ведь одним из факторов, влияющих на развитие интеллекта - это окружающая среда и семейная атмосфера.

Как сказал великий французский философ, математик. Рене Декарт «Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать».

Задачи игры «Что? Где? Когда?»

Образовательные: продолжать учить дошкольников играть в интеллектуальные игры; соблюдать правила игры; умело отвечать на вопросы ведущего и других участников. Закреплять и обобщать знания детей по образовательным областям. Обогащать и активизировать словарь детей словами: раунд, волчок, сектор, песочные часы, компьютер.

Развивающие: продолжать развивать у дошкольников любознательность, коммуникативные качества, речевую активность и мыслительные способности. Формировать у детей психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, речь, воображение, мелкую моторику пальцев рук. Побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполненные задания (восторг, радость, удовлетворённость и др.).

Воспитательные: формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, выдержку, самостоятельность, умение работать в коллективе. Воспитывать нравственные качества: гостеприимство, доброту, взаимопомощь, уважение, сдержанность.

Ход игры

Играют две команды – команда знатоков и зрителей. «Знатоки» выбирают капитана команды, который решает, кто будет отвечать. Игрок запускает волчок, ведущий открывает конверт, на который укажет стрелка. «Знатокам» дается минута на обдумывание каждого вопроса, отвечает один игрок из команды. За правильный ответ + 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Если стрелка укажет на знак скрипичного ключа: это значит, наступила музыкальная пауза (музыкальный номер или физкультминутка); если на знак «0», то баллы за ответ не начисляются. А так же в одном из конвертов указывается на «черный ящик» - нужно по описанию угадать предмет, который находится в этом ящике.

ВАРИАНТЫ ИГРЫ

Викторина для детей от 4 – 5 лет

1 вопрос. Когда идешь по тротуару, ты кто? А когда в автобусе или в автомобиле, ты кто? (Пешеход и пассажир).

2 вопрос. Как ты можешь помочь в охране природы? (Не мусорить, высаживать деревья, не разорять гнезда, муравейники и д.т.)

3 вопрос. Посмотрите на экран и назовите, какие птицы улетают осенью на юг – синица, ворона, сорока, дятел? (Эти птицы на юг не улетают, они остаются в родных краях – это зимующие птицы).

4 вопрос. Снесла уточка яйцо? Кто из него вылупится? (Утенок).

5 вопрос. Черный ящик. Мы ходим ночью, ходим днём,

                                           А всё же с места не сойдём.

                                           Мы бьём исправно каждый час,

                                           А вы, друзья, узнайте нас. (Часы).

6 вопрос. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (Круг).

7 вопрос. Осень бывает ранняя, а бывает и… (Поздняя).

8 вопрос. Кто из животных вторым прибежал к теремку? (Лягушка).

9 вопрос. Что помогает художникам написать картины такими яркими, выразительными, живыми? (Цвет – с помощью цвета мы можем изобразить все вещи такими, какие они есть).

10 вопрос. Видео вопрос.     Он пишет музыку для нас,

                                        Мелодии играет,

                                                Стихи положит он на вальс.

                                                Кто песни сочиняет? (Композитор).

11 вопрос. Назовите природные явления оказывающие полезное воздействие на организм человека? (Солнце, воздух и вода).

Викторина для детей от 5 – 6 лет

Вопрос 1. Видео вопрос.В этой сказке 2 лентяя, неспособные к труду. Только пляшут и играют, то в лапту, то в чехарду. Только лодырям таким пирогов мы не дадим. Назвать это произведение (Круть и Верть. Сказка «Колосок»).

Вопрос 2. Ира везет коляску с куклой. Сережа едет на велосипеде. Мама ведет за руку Аленку. Кто из них пассажир, а кто пешеход? Кого называют пассажирами, а кого пешеходами? (пешеход – мама, Ира, Алёнка; пассажир – кукла)

Вопрос 3. По двору ходили гуси. У всех гусей Саша насчитал 6 лап. Сколько гусей гуляло по двору. (Три).

Вопрос 4. О каком времени года говорится в этом стихотворении.
– Уже тает снег, бегут ручьи…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою… («Весна»,  А. Плещеев)

Вопрос 5. Какие государственные символы вы знаете? (Флаг, герб, гимн).

Вопрос 6. Может ли пингвин назвать себя птицей? (да) (Крылья есть, высиживает яйца, имеет птичье молоко, крылья покрыты чешуёй).

Вопрос 7. Какие планеты вы знаете? (Юпитер, Сатурн, Венера, Марс, Уран, Меркурий, Земля, Нептун, Плутон)

Вопрос 8. Можно ли из квадрата получить два прямоугольника? Если можно, то как? (разрезать квадрат пополам)

Вопрос 9. Назовите на татарском языке членов семьи.

Вопрос 10.Черный ящик. Что за домик с семенами растет на вечно зеленом дереве? (Шишка)

Вопрос 11. Каким ключом не откроешь дверь? (скрипичный ключ)

Викторина для детей от 6 – 7 лет

Вопрос 1. «О какой героине говорится?»

Красна девица грустна –

Приближается весна,

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка)

Вопрос 2. Кого называют кораблём пустыни? (верблюд)

Вопрос 3. В честь какого события 12 апреля отмечается праздник День Космонавтики? ( В честь первого полета человека в космос, который совершил Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток - 1» 12 апреля 1961года)

Вопрос 4. Кому трудно было бы без светофора и без дорожных знаков? (без светофора и без дорожных знаков очень трудно было бы водителям автомобилей и пешеходам)

Вопрос 5. Современному человеку необходимо пользоваться «экологическим транспортом», чтобы не загрязнять окружающую среду. Какой транспорт называют «экологическим»? Перечислите (велосипед, самокат, электромобиль, сегвей, трамвай).

Вопрос 6. Сколько органов чувств есть у человека?. Назовите их. Глаза (зрение),уши (слух),язык (вкус),нос (обоняние)кожа (осязание, ощущение боли, температуры), вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение, ощущение веса).

Вопрос 7. Какие зимние виды спорта вы знаете? (биатлон, бобслей, скелетон,

  • конькобежный спорт, фигурное катание, шорт-трек, кёрлинг, лыжный спорт, горнолыжный спорт, сноубординг, фристайл, санный спорт, хоккей с шайбой).

Вопрос 8. Какой месяц обозначает начало весны? (март)

Вопрос 9. Из чего состоит предложение? (из слов, которые связаны друг с другом по смыслу)

Вопрос 10.Черный ящик. Я люблю прямоту и сама прямая.
Сделать ровную черту всем я помогаю
(линейка).

Вопрос 11. Видео вопрос .Ослик получил от своих друзей – Пятачка, Винни-пуха, Кролика – письмо. Они сообщили ему, что у каждого из них есть интересная работа: Пятачок печет булочки. Винни-пух строит дома. Кролик сочиняет сказки детям. У кого какая профессия? (пекарь, строитель, писатель)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

ПО ТЕМЕ: ЭКОЛОГИЯ

«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – большой потенциал их всестороннего развития.

Цель игры: 

  • Закрепить знания детей о природе.
  • Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.
  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
  • Вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс.

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, а так же используется в работе с родителями. Вопросы подбираются соответственно возрасту детей и могут быть любой тематики, от имени какого-нибудь сказочного персонажа. Родители воспитанников могут участвовать как команда зрителей, для этого нужно записать видео вопросы, придуманные либо самими родителями, либо воспитателем; и как команда знатоков, например, на родительском собрании.

Материал: круглое поле, поделенное на сектора, волчок со стрелкой, конверты с вопросами, табло для подсчета баллов, черный ящик, мудрая сова.

Ход игры: играют две команды – команда знатоков и зрителей. «Знатоки» выбирают капитана команды, который решает, кто будет отвечать. Ведущий запускает волчок, и открывает конверт, на  который укажет стрелка. «Знатокам» дается минута на обдумывание каждого вопроса, отвечает один из команды. За правильный ответ + 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Если стрелка укажет на знак скрипичного ключа: это значит наступила музыкальная пауза (музыкальный номер или физ. минутка); если на знак «0», то баллы за ответ не начисляются. А так же в одном из конвертов указывается на «черный ящик» - нужно по описанию угадать предмет, который находится в этом ящике.

Вопросы к игре на экологическую тему.

1 вопрос. Как дышат растения?

Любое растение потребляет при дыхании кислород и выдыхает углекислый газ. В этом отношении растения также очень похожи на человека. Дыхание требуется травам, цветам и деревьям для производства энергии, которая в дальнейшем трансформируется в питательную среду для растительных организмов.

Деревья и травы получают нужный им кислород через листву. Каждый листик при этом обладает защитной оболочкой, в которой присутствуют крохотные отверстия — устьица, которые нужны для газообмена. В каждой клетке растения имеются особые приспособления, помогающие работать отверстиям для дыхания. Клетки для дыхания располагаются на нижней стороне листочков. Устройство дыхания всех растений гораздо проще, чем у человека, но она имеет не меньшую важность.

Также дыхание осуществляется через трещинки в коре и стебельках. При этом кислород, попадая в организм, начинает двигаться по тканям, растворяясь в жидкости, которая питает стенки клеток. Таким образом, кислород попадает непосредственно в клетки.

2 вопрос. Какие «хитрости» используют деревья, чтобы не замерзнуть зимой?

Деревья, как и животные, тоже готовятся к зиме:

  • сбрасывают  листья и тем самым экономят свою энергию и питание;
  • сброшенные листья «оставляют» на земле, чтобы предохранить свои корни от замерзания;
  • перестают расти, погружаются в глубокий сон;
  • как у зверей вырастает подшерсток, так и на каждом дереве вырастает панцирь, который защищает дерево от мороза.

Но самая лучшая защита для  деревьев - это пушистый снег.

 3 вопрос. У каких животных на зиму вырастают «лыжи»?

У куропаток и белой совы перья на пальцах отрастают настолько, что совершенно скрывают их когти, выполняя роль лыж (снегоступов).

4 вопрос. Почему северные животные белого цвета?

Животное белого цвета меньше излучает теплоты в окружающее пространство, что особенно важно в условиях Крайнего Севера. Такой окрас позволяет животным прекрасно маскироваться, чтобы спасти свою жизнь или, наоборот, для удачной охоты.

5 вопрос. Картина какого знаменитого художника посвящена прилету птиц? И как она называется?

 А. Саврасов «Грачи прилетели».

6 вопрос. Почему ласточки улетают в теплые края первыми, а возвращаются последними?

Первыми улетают ласточки и стрижи, то есть те птицы, которые питаются насекомыми в воздухе, а так как насекомые исчезают первыми, то питания для этих птиц нет. Следом за ними улетают те птицы, которые питаются на земле - журавли и грачи, а последними улетают водоплавающие, т. к. они питаются на воде и в воде, то пребывают здесь, пока водоемы не замерзнут. А прилетают последними, так как летающие насекомые появляются позже. Птицы возвращаются тогда, когда для них появляется корм.

7 вопрос. Кто и для чего придумал комнатным растениям новые имена?

Комнатные растения привезены к нам издалека, их родина – южные страны, где не бывает зимы, поэтому и растут эти растения круглый год. И названия у них тоже странные для нас – заморские.

Но так давно уже прижились у нас комнатные растения, так радуют нас холодными долгими зимами, что люди придумали им еще по одному имени – простому, понятному у нас в России.

8 вопрос. Есть ли в природе животные или растения которые никому не нужны и приносят только вред?

Нет вредных животных – есть вредители сельского хозяйства. Например, моль человек считает вредным насекомым. А в дикой природе моль перерабатывает шерсть, мех погибших животных, т.е. участвуют в круговороте веществ. Таким образом, можно выделить две среды. В одной из них искусственной, созданной человеком, законы природы действуют не в полном объеме. Поэтому численность многих опасных для нас животных должна регулироваться самими людьми. Но в другой среде – в экологической системе – все эти виды живут по законам природы и играют собственную роль в поддержании равновесия в природе, следовательно, нельзя делить их на вредных и полезных. Так же и с растениями.

9 вопрос. Почему лиственные деревья сбрасывают листву осенью, а хвойные – нет?

Хвоя опадает не вся сразу, а постепенно. Это не заметно, потому что на смену старой хвое весной приходит молодая.

10 вопрос. Какие приспособления придумала природа для распространения семян?

Семена одуванчика снабжены маленькими парашютиками, а семена некоторых деревьев имеют крылышки разной формы и размера. У клена – крылатки, а семена кувшинки плавают по поверхности воды как кораблики.

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК. (черепаха)

Низ у неё каменный,

Но не камень,

Верх у неё каменный,

Но не камень.

Четыре ноги,

Но не овца,

Голова змеи,

Но не змея.

Варианты физкультминуток

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Улыбнись

Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись
. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай
. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно.
(Ходьба на месте.)


Использованная литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2 .Воронкевич О. Добро пожаловать в экологию!Парциальная програма работы по формировнию по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб., 2016.

3. Дыбина О. Неизведанное рядом. М., 2001.

4. Скоролупова О.А. Дикие животные. М.: Издательство Скрипторий, 2006.

5. «Региональная программа дошкольного образования» под редакцией Р.К. Шаеховой

6. Программа «Развитие речи детей 3-7 лет» под редакцией О.С. Ушаковой;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-развлекательная игра с экологической направленностью для детей подготовительной группы «Большие буквы»

Интеллектуально-развлекательная игра с экологической направленностью для детей подготовительной группы «Большие буквы» Игра даёт ребёнку возможность применять на практике уже полученные эко...

Интеллектуальная развлекательная игра-викторина "Форт - Боярд" для детей подготовительной группы

Интеллектуальная развлекательная игра-викторина "Форт - Боярд"  для детей подготовительной группыПодготовила: воспитатель  первой квалификационной категории МДОУ ЦРР «Кристаллик» -...

Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию для детей 6 –7 лет. Интеллектуально – развлекательная игра «Что? Где? Когда?»

Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию для детей 6 -7 лет. Интеллектуально-развлекательная игра "Что? Где? Когда?" ( с использованием игровой технологии)...

"Тамчы - шоу" интеллектуально-развлекательная игра

"Тамчы-шоу" - это интеллектуально-развлекательная игра. Участники шоу – дети 6-7 лет - должны блеснуть своими знаниями татарского языка по проектам «Минем өем», «Уйный-уйный үсәбез»,  «Без инде х...

Интеллектуально-развлекательная игра по правилам дорожного движения «ПОЛЕ ЧУДЕС»

Интеллектуально-развлекательная игра по правилам дорожного движения "ПОЛЕ ЧУДЕС"...

Интеллектуально-развлекательная игра для родителей и детей дошкольного возраста "Путешествие на остров знаний". День открытых дверей

Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия. Развитие сотрудничества родителей и детей в игре....

Методическая разработка « Интеллектуально –развлекательная игра «Бросайка»

laquo; Интеллектуально –развлекательная игра «Бросайка»...