Проект: "Формирование у детей представлений о взаимосвязи объектов живой и неживой природы через художественное творчество"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Гапонова Екатерина Олеговна

 Творческий проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_5-6let.docx194.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №12» п. Романовка

Проект:

"Формирование у детей представлений о взаимосвязи объектов живой и неживой природы через художественное творчество"

C:\Users\Катерина\Desktop\1. ... приведи в порядок свою планету..jpg

Целевая аудитория:

Дети старшей группы, воспитатели, родители

Автор:

Гапонова Екатерина Олеговна

\

п. Романовка

  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Формирование  у детей представлений о взаимосвязи объектов живой и неживой природы.

Руководитель проекта (автор)

Гапонова Екатерина Олеговна

Целевая аудитория

Дети старшего возраста,  воспитатели, родители

Срок реализации

 1 год  (С сентября по май)

Типология проекта

Информационный, творческий

Актуальность

Выбор темы проекта позволяет, в условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ, сформировать  у детей старшего дошкольного  возраста  расширенные представления  о взаимосвязи объектов живой и неживой природы. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует развитию творческих способностей детей, расширению их кругозора.

Цель проекта

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи между отдельными компонентами природного комплекса ( объектами живой и неживой природы). Познакомить с нетрадиционными материалами работы по художественному творчеству.

Помочь детям увидеть всю красоту природного  мира, создать  необходимые условия для познавательного и творческого развития  личности ребенка.

Задачи  проекта

- Развивать умение самостоятельно находить признаки разных времен года и устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.

- Расширять и углублять  знания   детей  о сезонных изменениях в природе и  обобщать эти знания  на примере живого объекта (животного). Отразить полученные знания детей в различных видах деятельности ( в изобразительной, игровой, умственной, познавательной, в речевом развитии).

- Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

Этапы

Организационно- подготовительный:

1-2 неделя сентября

Основной:

2 неделя сентября – 2 неделя мая

Заключительный

 – 4 неделя мая.

Характеристика деятельности участников в рамках проекта

( кратко)

Воспитатели:

- проведение занятий по художественному творчеству, развитию речи.

- проведение экскурсий, наблюдений на прогулке.

Родители с детьми:

- сбор  природного материала для работ детей

- выполнение рекомендаций воспитателя

Рабочее планирование проекта

См. ход проекта

Технологии

Технологии развивающего обучения

Методы и методики

Беседа, рассказ, чтение, заучивание  стихотворений, отгадывание загадок, различные виды игр ( дидактические, подвижные)

Необходимое оборудование

Природный материал, пластилин, краски  ( гуашь, акварель), различные виды круп, кисти для рисования, ватные палочки, хозяйственная губка, гофрированная бумага, цветная бумага, цветной картон, бумажные салфетки.

Презентация итогов проекта

Еженедельная продуктивная деятельность детей.

Предполагаемые итоговые продукты проекта

Фото отчет по проекту.

  1. ХОД ПРОЕКТА

Этап работы над проектом

Продолжительность

Содержание работы участников

Выход этапа (что создано, освоено ит.д.)

Организационно- подготовительный

1-2 неделя сентября

-подбор методической литературы по данной теме;

- подбор художественной литературы: стихотворения, рассказа, пословицы, поговорки;

- подбор дидактических  познавательных игр разной тематики,  для разных времен года.

- подбор подвижных игр разной тематики, в зависимости от  цели деятельности с детьми.

-разработка анкеты для родителей

- календарно-тематическое планирование работы с детьми.

- познавательные беседы с детьми

- Анкета для родителей

Основной

С 15 сентября  - 15 мая

- проведение бесед с детьми и родителями по экологии

- работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций, фотографий, дидактических альбомов разной тематической направленности,   в зависимости от темы совместной деятельности с детьми.

- совместная деятельность по художественному творчеству с использованием нетрадиционных природных материалов.( см. тематическое планирование)

- разучивание стихотворений, пальчиковых игр, чтение рассказов.

-провели беседы на темы указанные в календарно- тематическом планировании;

- разучили пальчиковые игры, стихотворения различной тематики в зависимости от цели совместной деятельности.

- поиграли в подвижные и дидактические игры

- изготовили поделки из разного материала.

Заключительный

15 мая- 30 мая

- оформление фотовыставки поделок

-  организация выставок детских работ по темам:

1)Осень золотая

2) Волшебница зима

3)Весеннее настроение

- создание папки –передвижки для родителей: «Как научить ребенка устанавливать простейшие взаимосвязи между объектами живой и неживой природы»

- фотоальбом проекта

-выставки детских работ в зависимости от времени года

- создана папка- передвижка по теме: « Как научить ребенка устанавливать простейшие взаимосвязи между объектами живо и неживой природы»

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Обоснование темы выбранного проекта:

Когда у ребенка сформированы первичные  представления о взаимосвязи объектов живой и неживой природы, он с легкостью сможет объяснить все процессы и явления, происходящие в  природном комплексе.( на примере животных и растений)

Актуальность проблемы:         

В условиях образовательного процесса необходимо расширять  и укреплять связь с природой, развивать взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.

  1. Организационно-подготовительный этап:

Включает в себя составление календарно-тематического плана;  подбор художественной литературы; дидактического и сенсорного материала, методической литературы.

  1. Основной этап

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего возраста

Задачи месяца

 Тема совместной деятельности с детьми

Цель  

Работа с детьми

Продуктивная деятельность

Сентябрь:

-Формировать более углубленные представления о первом периоде осени.

- Развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе (частые дожди способствуют росту грибов в лесу; похолодало – спрятались насекомые).

- Обобщать знания детей о живом объекте на примере животных  (дышит, питается, растет, размножается)

- Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

1.Необычные бабочки

Познакомить с миром бабочек, с особенностями их строения и местом их зимовки.

Чтение рассказа о бабочках. Разучивание подвижной игры: « Бабочки летают. Слушание музыкального произведения «Вальс цветов» П.И. Чайковского и разучивание «Танца бабочек».

Д/игра «Кто больше назовет разных видов бабочек»

Художественное творчество: аппликация с элементами рисования «Необычные бабочки» Работы детей.

Вид работы: приклеивать крылышки из салфеток.

2.Домик для пчел

Знакомство с особенностями постройки зимнего домика для пчел.

Чтение рассказа о  том,  что делают пчела осенью и как она готовится к зиме.

Разучивание игры « Насекомые»

Художественное творчество: аппликация

Поделка из пластилина и макарон «Домик для пчел»

3. Большая тыква

Знакомство со  строением тыквы, с ее семенами, с местами  ее произрастания.

Чтение рассказа об особенностях  выращивания тыквы, и полезности тыквенных семечек. Отгадывание «огородных загадок.»

Поделка  из природного материала « Большая тыква».

4. Осенние краски

Рисование «Клен»

Познакомить с окраской листвы на деревьях  в сентябре. Установить причины желтеющих листьев на примере клена. Познакомить с нетрадиционным методом рисования с помощью свечи и акварели.

Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью  дышало» , Д/ игра «Приметы осени» 

( назвать как можно больше примет осени о которых говорится в стихотворении)

Слушание музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года. Сентябрь»

Поделка «Осенний клен»

Октябрь:

-Продолжать формирование понятий о втором периоде осени – золотая осень

( дальнейшее похолодание , первые заморозки, сокращение светового дня, расцвечивание листьев)

- Закрепить представление о приспособлении растений и животных к осенним изменениям (листья желтеют и опадают – почему?; перелетные птицы улетают на юг, зимующие ближе к человеческому жилью; отмирают наземные части некоторых растений.)

1.Разные деревья

Познакомить с березой и осиной. Рассказать об их сходстве и отличии.

Разучивание игры «Осень»

Д/игра « Листочки березы и осины»

Д/ игра « Чем похожи»

Поделка « Разные деревья»  Аппликация  с использованием таких материалов, как пшено и чечевица.

2. Лиственница

Познакомить с этим деревом, отличие ее от сосны и ели. Объяснить детям, почему у этого дерева хвоя осенью желтеет, а у сосны и ели нет.

Отгадывание  «колючих загадок».

Чтение рассказа про лиственницу и  ее особенности.

Д/ игра  « Угадай хвойное дерево»

Рисунок « Лиственница осенью»

Вид работы: печатать салфеткой

3.Колючий шарик

Познакомить с местом обитания ежика, как он готовится к зиме и где зимует.

Разучивание  п/ игры  « Ежик».

Д/игра « Отгадай животное»

Поделка « Осенний Ежик» из пластилина и семечек.

4.Осеннее небо.

Познакомить с видами облаков на небе в октябре.

Объяснить причины появления облаков  и почему часто осенью небо бывает серого цвета.

Чтение стихотворения А. Плещеева «…Скучная картина, тучи без конца….»и Д./ игра»( перечисли как можно больше примет осени, о которых говорится в стихотворении.)

Слушание П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

Рисунок « Осеннее небо»

Вид работы: печатать губкой

Ноябрь:

- Закрепить представление о последнем периоде осени. Ноябрь- это ворота зимы. (Дождь идет часто со снегом; средняя температура ниже 0 градусов; дуют холодные ветры.)

-Развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением. (почему ноябрь называют «сумерки года»).

1.Встреча с черепахой

Познакомить с особенностями зимовки черепахи ( как черепаха готовится к зиме)

Загадки про тех, кто живет в воде.

Д/ игра « На кого похожа черепаха?»

Поделка из пластилина и фасоли « Черепаха»

2.Сонные рыбы

Познакомить с особенностями зимовки рыб.

Д / игра « Кто лишний?»

П/ игра « Щука и карасики»

Поделка «Сонные рыбы» с использованием природных материалов

( засушенные листья)

3.Хатка бобра

Познакомить с особенностями зимовки бобров (как они строят себе жилище на зиму)

Рассказ воспитателя о том, как готовятся к зиме бобры.

П/ игра « Дрова»;

 Д/ игра « Складываем дрова»

Поделка « Хатка бобра» из пластилина.

4. Ледяные лужи

Учить устанавливать взаимосвязь между понижением температуры воздуха и замерзанием воды в лужах.

Загадки про воду.

П/ игра « Прыгаем через лужи»

Рассказ воспитателя о том, почему вода в лужах в конце осени превращается в лед и почему ноябрь называют «Сумерки года»

Рисунок с элементами аппликации и лепки

 « Ледяные лужи»

Декабрь:

- Формировать более глубокие представления о первом периоде зимы

( обсудить, почему декабрь называют полночью года).

-Выяснить причину замерзания воды в лужах, реках.

- Учить устанавливать связи между явлениями неживой природы и живой на примере зимующих и перелетных птиц (куда улетели перелетные птицы, почему; особенности поведения зимующих)

-Учить определять температуру воздуха используя термометр.

- Развивать умение сравнивать живые объекты природы.

1.Сугробы

Учить замечать особенности природы декабря.

Выяснить причину появления явлений природы, характерных для этого месяца зимы.

Научить работать с таким материалом,  как вата.

П/ игра «Прыгаем через сугробы».

Чтение стихотворения А. Фета « Мама! Глянь-ка из окошка……» и  как следствие

Д/игра с детьми « Приметы зимы» (цель игры: назови как можно больше примет, о которых говорится в стихотворении)

Аппликация с элементами рисования « Сугробы в лесу»

2.Сосульки

Установить с детьми  причины появления сосулек. Рассказать  детям, почему их называют «Сосульками»;  откуда пошло это название; почему они могут быть опасны для человека.

Учить работать с   таким материалом, как фольга.

Чтение рассказа «Откуда появляются сосульки?»

П/игра « Сосулька» ( разучивание речи с движением)

Д/ игра « Снежинки, сосульки, снежки».

Поделка с детьми « Сосульки» (аппликация с использованием фольги)

3.Морозные узоры

Рассказать откуда на окнах зимой вдруг появляются « красивые узоры» Учить определять температуру воздуха используя термометр.

Показать, как можно  рисовать обычной свечой и акварелью.

П/ игра « Мы рисуем» Речь с движением.

Д/ игра « Что лишнее?»

Рисунок «Морозный узор на окне»

4.Береза в снегу

Познакомить с особенностями зимней березы (ее отличием от других деревьев). Учить замечать красоту этого дерева  в зимнюю пору.

Чтение стихотворений о березе.

П/ игра « Береза»;

Д/ игра «Назови дерево».

Аппликация  с элементами  рисования « Белая береза»

Январь:

- Развивать умение самостоятельно выделять  и называть основные признаки глубокой зимы ( снегопад, мороз, вьюга, метель, поземка), учить выделять признаки сходства и различия этих явлений.

-Расширить  и уточнить представления детей о приспособлении растений и животных к зиме.

-Учить определять погоду по приметам.

1.Добрая рябина

Познакомить с особенностями рябины в зимнее время года (ее отличием от других деревьев).

Научить детей самостоятельно замечать признаки глубокой зимы.

Познакомить с явлениями природы, характерными для января.

Чтение стихотворений о рябине.

П/ игра  « Рябина»

Д/игра « Чьи плоды и семена?»

Рассматривание альбома с явлениями природы, характерными для января;

рассматривание альбома « Природа января»

Рисование ватной палочкой «Добрая рябина»

2.Следы животных

Учить распознавать следы разных животных в лесу.

Уточнить представления детей о приспособлении животных к зиме.

П/ игра «Кто идет и бежит?» (воспитатель читает стихи, а дети изображают походку животных); Д/ игра «Отгадай животное»

Рисование фломастерами  « Следы животных»

3.Дятел

-Познакомить с особенностями среды обитания дятла (его приспособлением к  климату зимой)

- Познакомить с причинами появления таких явлений природы, как вьюга и метель.

П/ игра « Дятел» (воспитатель читает стихи, а дети изображают различные движения)

Загадки про птиц.

Поделка « Дятел» с использованием гречневой крупы, ваты и  коричневого пластилина.

4.Поползень

Познакомить с особенностями среды обитания поползня.

( почему эту птицу так назвали и чем  она питается  и где живет)

-Учить объяснять причины выпадения осадков. ( снег- мокрый или сухой , град и др.)

Разучивание пальчиковой игры « Птицы»

П/ игра « Перелетные и зимующие птицы»

Рисование  «Поползень на дереве»

Февраль:

-Формировать более глубокие представления о феврале как о заключительном месяце зимы. Развивать умение выделять первые признаки весны

( длительные оттепели, таяние снега на открытых местах, прибавка светового дня, заканчивается глубокий покой у деревьев и

кустарников).

-Оживление среди птиц.

-Расширять представления  детей о приспособлении животных к среде обитания.

1.Ворона

 - Познакомить с особенностями среды  обитания вороны (ее отличительными особенностями от других птиц)

 - Учить замечать   явления природы, характерные  для февраля и учить, самостоятельно, объяснять  причины их появлений.

Разучивание считалки « Птицы»

Загадки про птиц.

Рассматривание альбома с явлениями природы.

Рассматривание альбома «Природа Февраля»

Рисование губкой «Ворона»

2.Сад зимой

Учить, самостоятельно замечать и называть признаки приближающейся весны.

Учить рисовать кусты и наклеивать вату. Воспитывать  усидчивость.

П/ игра « Яблонька»

Д/ игра «Съедобное – несъедобное»

Рассматривание альбома « Деревья в зимнем саду»

Аппликация  с элементами рисования

« Сад зимой» с использованием ваты.

3.Снегоубороч-

-ная машина

Познакомить с машиной, которая убирает снег. Развивать любознательность, усидчивость. Показать, как можно использовать  столовую салфетку в  работе по аппликации.

Рассказ воспитателя о  снегоуборочной машине.

П/игра «Самосвал»

Д/игра « Светофор»

Аппликация   с использованием салфеток

« Снегоуборочная машина»

4.Снежные фигуры

Продолжать учить, аккуратно наклеивать вату, не заходя за контур фигуры. Воспитывать  усидчивость, получать радость от своей работы.

П/ игра «Звери из снега»;

 д/ игра «Снежки»

Аппликация  с использованием ваты « Снежные фигуры – белка и заяц»

Март:

-Формировать более глубокие представления детей о марте как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в неживой природе ( увеличение светового дня, появление капели, первых проталин, первых кучевых облаков)

-Развивать умение устанавливать связи между этими изменениями и положением солнца, между живой и неживой природой (появление на проталинах первоцветов; изменяется поведение птиц, прилетают с юга грачи и скворцы).

1.Весенняя капель

Познакомить с причинами образования капели.

П/ игра «Весенняя капель»

Д/ игра « Весенние слова»

Аппликация с использованием фольги « Капель»

2.Быстрые кораблики.

Развивать умение замечать новые изменения в неживой природе

( таяние снега) и продолжать  учить, самостоятельно, устанавливать  причины этих изменений.

Показать, как можно использовать ватные диски в  своей работе.

Воспитывать усидчивость, аккуратность.

 П/ игра «В море»  ( речь с движением)

Рассматривание альбома « Природа марта»

Аппликация с  использованием ватных дисков «Быстрые кораблики»

3.Злой паук

Познакомить с причинами образования проталин и появлением  на них пауков.

Разучивание пальчиковой игры « Два паучка»

П/ игра « Моталочка»

Аппликация с элементами лепки и с использованием  природных материалов.

« Паук»

4.Помощь грача

«Лечовичок» знакомит детей  с тем, какую пользу приносит грач другим лесным жителям.

П/игра» « Грач»( разучивание речи с движением)

Рассматривание альбома «Лесные помощники»

Аппликация « Грач»

Апрель:

- Развивать умение у детей самостоятельно находить новые признаки весны  в неживой природе (изменение положения солнца и в связи с

этим увеличение светового дня; образование луж; скопление кучевых облаков; увеличение количества ясных, солнечных дней)

-Обсудить с детьми, почему апрель называют месяцем «говорливой воды», «месяцем чистоты», «звенящим», «лучистым».

- Обсудить с детьми, почему апрель называют самым необычным месяцем ( начинается снегом- заканчивается зеленой травой).

1.Шубка лисы

Учить замечать изменение шубки у лисы весной и устанавливать ее причину.

Хороводная игра «Хоровод у ворот»

Рассматривание альбома «Животные леса весной»

Рисование в элементами аппликации «Шубка лисы»

2.Лось весной

Познакомить с особенностями  жизни лося весной; его средой обитания, чем питается и почему у него рога весной маленькие, а в конце лета большие.

П/игра « Лось»

Д/ игра « Отгадай животное»

Аппликация « Лось весной»

3.Мать и мачеха

Познакомить   с  условиями произрастания мать и мачехи и почему этот цветок так назвали.

Учить использовать в своей поделке гофрированную бумагу.

Разучивание пальчиковой игры « Цветочки»

П/ игра « Пчелы и цветы»

Аппликация  « Мать и мачеха»  с использованием желтой гофрированной бумаги.

4.Огород

Познакомить с особенностями посадки семян  (гороха, фасоли и подсолнечника).

Учить использовать природный материал в своей работе. Воспитывать усидчивость.

Разучивание хороводной игры «Ленок»

Огородные загадки.

Аппликация с использованием природных материалов «Огород».

Май:

-Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения. У многих диких и домашних животных появляются детеныши. Обсудить с детьми, почему май называют праздником весны.

-Развивать умение устанавливать временные и причинно-следственные связи, обучать последовательному и логичному пересказу.

1.Первые всходы

Познакомить  с особенностями роста  первых всходов.

Учить устанавливать  причины увеличения осадков и  рост растений.

Разучивание речи с движением «Мы сажали семена»

 П/ игра «Собираем семена»

Рассматривание альбома «Природа мая»

Поделка из пластилина

«Первые всходы»

2.Маленькие утята

Обратить внимание детей на то, что в мае у многих животных появляются птенцы.

Рассказать детям, почему май называют «праздником весны».

Показать, как можно использовать пшено в своей работе.

Пальчиковая игра « Утята»

Д/ игра «Кто это любит?»

Аппликация « Маленькие утята» с использованием пшена.

3. Нарциссы

Познакомить с условиями  выращивания  нарцисса.

Рассматривание альбома « Весенние цветы»

Пальчиковая игра « В садочке»

П/игра «Садовники»

Аппликация « Нарциссы»

4.Цветение вишни

Познакомить с особенностями цветения вишни.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

 Игра « Приметы весны»

Хороводная игра « В вишневом саду

Рассматривание  альбома «Цветущие деревья»

Аппликация с использованием бумажных салфеток и пластилина

« Цветение вишни»

  1. Заключительный этап:

- Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями.

- Обобщить собранный фотоматериал.

- Продемонстрировать все выполненные в ходе проекта творческие работы, сделанные детьми.

- Оформление папки –передвижки для родителей: «Как научить ребенка устанавливать простейшие взаимосвязи между объектами живой и неживой природы»

- Оформление фотовыставки  по материалам проекта.

Сущность проекта: вся совместная деятельность, запланированная в данном проекте, направлена на достижение главной цели – сформировать у детей представления о взаимосвязи объектов живой и неживой природы.  В ходе совместной деятельности  дети смогут приобрести новые знания через беседы, чтение художественной литературы, лепку, аппликацию, рисование.

В образовательной деятельности участвуют не только дети и воспитатели, но и родители. Им в помощь в родительском уголке предложены рекомендации, стихи, загадки, пальчиковые игры по изучаемым темам.

  1. Оценивание результатов

Уровень знаний по теме: «Формирование  у детей представлений о взаимосвязи объектов живой и неживой природы.»

Высокий:

Проявляет высокий познавательный интерес к объектам  природы; может установить связь между изменениями в живой и неживой природе; может объяснить причины появления 2-3  явлений природы таких как ( листопад, ветер, снег,  мороз, дождь и  др.); может объяснить причины  смены времен года.

Средний:

Не проявляет высокого интереса в объектам природы, но может объяснить причины смены времен года и причину появления хотя бы одного явления природы.

Низкий:

Ребенок не проявляет интереса к объектам природы и может объяснить только смену времен года.

  1. Ожидаемые результаты проекта:
  1. Для детей:

-  у детей сформирован   творческий потенциал, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой и социально-компетентной личности.

- у детей сформированы первоначальные представления о взаимосвязи объектов живой и неживой природы.

- развитие духовно- богатой личности ребенка, как активного участника проекта.

-  у  детей сформировано бережное отношение к объектам живой .

2) Для педагогов:

- повышение теоретического уровня профессионализма педагогов.

- внедрение инновационных технологий современных форм и новых методом работы

- самореализация.

3) Для родителей:

- Развитие глубокого процесса обучения детей дошкольного возраста

-  получение возможности наблюдать за детьми, что дает возможность лучше разобраться в вопросах разви тия ребенка.

  1. Список литературных источников:
  1. Е.А. Ульева Времена года Весна, Зима, Осень.  Творческие задания для занятий  с  детьми  5-6лет, 2014г., Москва. ( Соответствует ФГОС ДО)
  2. Ю.М. Сахарова Времена года, Учимся играя, Пособие для воспитателей, творческие задания для детей 4-6лет, 2013г, Москва
  3.  Е.А. Щербанева, Занимательная экология, занятия с детьми 5-7лет, Волгоград, 2013год
  4. Николаева С.Н., Комплексные занятия по экологии, Педагогическое общество, 2007г.2
  5. Алябьева Природа. Сказки и игры для детей, Москва, 2014год
  6. Шорыгина Т.А., Беседы с детьми о воде в природе, Москва 2014год
  7. Шорына Т.А. Беседа о природных явлениях, Москва 2014год.
  8. Кощеева, Похорова. Путешествия в мир природы,  Акрти 2009г.
  9. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!, СПб, 2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы"

Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 5-6 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 5-6 лет"...

Формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности  Введению термина «экспериментирования&raq...

Презентация «Игровая деятельность как средство формирования заботливого отношения к объектам живой и неживой природы у детей младшего дошкольного возраста».

Презентация .Игровая деятельность как средство формирования заботливого отношения к объектам живой и неживой природы у детей младшего дошкольного возраста»....

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений об объектах живой и неживой природы у детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – очень значимый этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладываются ...