Методическая разработка. Проект "Комнатные растения в нашей группе"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Вера Ивановна Козырькова

Цель данного проекта -обобщить знания детей о комнатных растениях.поддерживать интерес к жизни комнатных растений, желание наблюдать и заботиться о них

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_poznavatelno.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического

развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Этот необыкновенный мир комнатных растений» в средней группе детского сада

                                                         

                                                       

                                                                                                        Проект разработала и                                        провела                                                                                                                 воспитатель:

                                                                         

                                                                        Козырькова В.И

Введение.

В наше время нет в мире ни одного дома, где не росли бы комнатные растения. В нашей стране, где так не хватает летнего тепла и солнца, особенно в городе серой жизни, наши зеленые любимцы излучают много радости, щедро даря её человеку взамен на трепетное к себе отношение и заботу.

«Комнатные растения – это очаровательное и трогательное явление природы».

«Комнатные растения – это замечательный предмет цветочной коллекции».

«Комнатные растения – это отличный подарок, который долгое время будет напоминать о вашей дружбе и любви».

«Комнатные растения – это вероятность приобрести себе новых друзей»

«Комнатные растения – это объект вашей заботы и внимания, делающей жизнь богаче и насыщенней».

«Комнатные растения – это помощник в познавательно-исследовательской деятельности, потенциал которой ещё до конца не использован».

«Комнатные растения – это опыт, приносящий свои плоды, стремления к новым свершениям, позволяющий развиваться нашему обществу».

«Комнатные растения – это предмет, оказывающий глубокое воздействие на всестороннее развитие личности».

Как же создать условия, наиболее благоприятные для размножения и развития растений, как правильно ухаживать, поделюсь с вами своими знаниями и многолетним опытом по выращиванию комнатных растений.

Цели:

Обобщить знания детей о комнатных растениях. Поддерживать интерес к жизни комнатных растений, желание наблюдать и заботиться о них.

Задачи:

Образовательные задачи:

- Расширять знания детей о комнатных растениях, их значении в жизни человека, их названиях: фиалка, фикус, герань.

- Закреплять представление, что растения это живые существа.

- Закреплять: умение узнавать знакомые растения; называть их части (корень, стебель, лист, цветок, используя картинки).

- Познакомить детей с новым комнатным растением – хлорофитум и способом ухода за ним. Как размножается.

- Пополнить и активизировать словарь детей на основе углубления знаний.

Развивающие задачи:

- Развивать желание наблюдать, делать выводы, сравнивать.

- Закреплять умение ухаживать за комнатными растениями; поливать их, рыхлить землю в горшке. Протирать, опрыскивать листья, делать всё по необходимости.

- Формировать умение: держать правильно лейку, посадить новое растении.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

- Поощрять желание ухаживать за растениями.

- Прививать интерес к комнатным растениям.

- Доставить положительные эмоции (радость, интерес,

восхищение) всем участникам деятельности.

Виды деятельности:

- Игровая.

- Коммуникативная.

- Познавательная.

- Исследовательская.

- Речевая.

Материалы и оборудование:

Комнатные цветы: фиалка, герань, фикус, хлорофитум.

Для воспитателя:

Дидактическое пособие в картинках: комнатное растение, стебель, корень, лист, цветок.

Таблица в картинках «Уход за комнатными растениями».

Слайды фотографии комнатных растений «Фиалки».

Инвентарь: горшочек, земля для посадки, лейка с водой, ножницы, клеёнка на стол, мольберт, магниты, лупа.

Для детей:

Влажные тряпочки, кисточки, опрыскиватель, палочки для рыхления,

фартуки.

Предшествующая работа:

Наблюдение, рассматривание комнатных растений в группе.

Наблюдение за работой воспитателя по уходу за комнатными растениями и посильная помощь детей в уходе за растениями.

Рассматривание дидактических пособий, картинок, фотографий.

Беседы о комнатных растениях и их значении.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята! Сегодня в нашу группу пришло письмо от сестричек Оли и Юли. Они решили поделиться историей, которая произошла с ними. Когда им исполнилось 6 лет, бабушка принесла в подарок каждой девочке по маленькому горшочку с землей и сказала: «Поставьте горшочки на окно, поливайте землю через день, и произойдет чудо».

Оля сделала всё, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла. Через неделю у Оли появился в горшочке росток, а через 2 недели распустился прекрасный цветок.

- А где же мой цветочек? - спрашивает Юля.

Воспитатель: Ребята, скажите, что случилось с Юлиным цветком? Почему так произошло?

Ответы детей: (цветок погиб, так как Юля не ухаживала за ним).

Воспитатель: Ребята, подскажите, пожалуйста, какие растения сажают в горшочки и ставят на окошко.

Ответы детей: (Комнатные или растения.)

Воспитатель: А почему они называются комнатными?

Дети: Потому что они растут в комнате, в помещении, дома.

Воспитатель: А есть ли в нашей группе уголок, где стоят комнатные растения?

Дети: Да.

Воспитатель: Да, у нас в группе есть такой уголок и называется он – живой уголок.

Воспитатель: А почему он так называется, живой уголок.

Дети: А потому что растения живые они растут, дышат, пьют, размножаются.

Воспитатель: А как вы думаете для чего нужны комнатные растения?

Дети: Чтобы было красиво.

Воспитатель: Правильно, чтобы было красиво. Растения украшают наш дом и создают уют. Но они не только радуют своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие растения ещё и хорошо пахнут.

Воспитатель: Ребята. А что нужно растениям для роста?

Дети: Свет, тепло, вода, воздух, земля и обязательно им нужна наша забота и хороший уход.

Воспитатель: А какие названия комнатных растений вы знаете, может у вас дома растут они?

Дети: отвечают …

(Отдельно на столе стоят цветы: герань, фиалка, фикус.)

Воспитатель: А как называются цветы, которые стоят на столе?

Дети: Герань, фиалка, фикус (Дети отвечают и показывают цветы.)

Воспитатель: А из чего состоят цветы? Ребята, вам надо ответить на вопрос и найти нужную картинку.

Дети: Корень, стебель, листья, цветки, если растение цветет.

(Дети называют часть растения и показывают нужную картинку.)

Воспитатель: А что нужно делать, чтобы комнатные растения росли?

Дети: Поливать, протирать, опрыскивать, рыхлить землю.

(Воспитатель обращает внимание детей на цветы, стоящие на столе.)

(Рядом с цветами лежит инвентарь по уходу за комнатными растениями: палочка для рыхления, тряпочка и тазик с водой, опрыскиватель, лейка с водой.)

Воспитатель: Ребята, вы мне уже сказали названия цветов, стоящих здесь на столе. А чтобы они выросли здоровыми и красивыми (не завяли) нужно правильно ухаживать за ними. Вы умеете это делать? Кто хочет мне помочь?

Воспитатель: Ребята, чтобы вы вспомнили, как это надо делать, я покажу вам таблицу, которая называется «Уход за комнатными растениями». Это будет ваша подсказка (вешает таблицу на мольберт).

(Воспитатель вызывает по желанию детей. Дети надевают фартуки.)

(Воспитатель подходит к фикусу.)

Воспитатель: Фикус, уже много лет, считается настоящим хранителем семейного очага. По народным повериям: он приносит в дом удачу и благополучие.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим его. Что есть у фикуса?

(Если дети затрудняются в определениях воспитатель подсказывает.)

Дети: Ствол, листья, корень.

Воспитатель: А какой у него ствол?

Дети: Длинный, прямостоящий, крепкий и т.д.

Воспитатель: А где корни у фикуса?

Дети: Корни находятся в земле.

Воспитатель: Как вы думаете? Зачем растению нужны корни?

Дети: Корень питает растение.

Чтобы пить воду.

Воспитатель: Правильно, корни растения находятся в земле. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям. Чтобы растение не завяло, его обязательно нужно поливать. И ещё за счет корня растение не падает и крепко держится в земле. А размножается он черенками (показывает на растении или на фото – верхние и боковые черенки).

Воспитатель: Ребята, а какие листья у фикуса? Ребята, можно аккуратно потрогать листочки фикуса.

(Дети подходят и трогают.)

Дети: Большие, твердые, гладкие, блестящие, ровные, зеленые.

Воспитатель: Дети! А вы заметили, что листья фикуса пыльные? Какой уход необходим фикусу?

Дети: Листья фикуса протирают влажной тряпочкой.

Воспитатель: Верно. Кладём на ладошку лист растения и влажной тряпочкой аккуратно от стебелька к концу листика протираем. (Дети помогают воспитателю протирать листочки.)

Воспитатель: Ребята, глядя на вас, мне хочется вспомнить поговорку «Терпенье и трут – всё перетрут».

(Воспитатель подходит к фиалке.)

Воспитатель: А вот фиалка, стала любимцем во многий наших домах. Ребята, скажите, у кого есть дома фиалка?

Дети: отвечают.

Воспитатель: Они нас не только радуют и восхищают своей красотой, но и помогают людям справляться со стрессовыми ситуациями, отвлекают от семейных проблем и неурядиц в быту, от городской суеты.

Воспитатель: Ребята! А вы знаете, что фиалка мой самый любимый цветок. Её называют «Королевой комнатных цветов». Фиалка - уникальное комнатное растение. Она цветет долго и пышно, угождая любым вкусам. Она служит украшением любого жилища. В этом цветке разнообразие красок, все оттенки радуги, просто не поддаётся описанию, это обязательно надо посмотреть.

(Воспитатель показывает несколько слайдов разных сортов фиалок.)

Воспитатель: Ребята красивое растение – фиалка? Она имеет не только красивые цветы, но и красивую листву. А какие фиалки вам больше понравились?

(Дети называют какого цвета им больше понравились растения.)

Воспитатель: У меня дома очень много сортов фиалок. Я поливаю, ухаживаю за ними, размножаю.

Они приносят мне радость, хорошее настроение и много положительных эмоций.

Они заряжают меня энергией с раннего утра. И своей красотой цветы благодарят меня за заботу и внимание.

Воспитатель: Скажите, а что есть у фиалки?

Дети: Стебель, корень, листья, цветы в период цветения.

Воспитатель: Какой у фиалки стебель?

Дети: Короткий, его совсем не видно.

Воспитатель: Какие листья?

Дети: Круглой формы (овальной), зеленые (темно-зеленые, светло-зеленые), волнистые края (ровные), однотонные (пестролистные).

Воспитатель: Ребята, у фиалки очень нежные листья. Подойдите и аккуратно потрогайте их на ощупь. Какие они?

(Дети трогают и определяют ещё какие листья.)

Дети: Мягкие, пушистые, мохнатые.

Воспитатель: На листьях фиалки есть маленькие волоски, они защищают фиалку от вредителей. Возьмите лупу и посмотрите через неё на листик фиалки.

(Дети рассматривают лист через лупу.)

Воспитатель: Ребята, а размножается фиалка – семенами, листочками или детками. (Показывает картинки или фото.)

Воспитатель: А кто мне подскажет, как за фиалкой нужно ухаживать?

Дети: С листьев мы аккуратно будем смахивать пыль.

Воспитатель: Конечно, чтобы не повредить нежные листья нужно воспользоваться кисточкой. А поливать фиалки нужно не сверху (существует опасность залива), а снизу в поддон, чтобы растение не загнило и не погибло.

(Дети помогают воспитателю в уходе за фиалкой.)

Воспитатель: Молодцы. Хорошо постарались.

(Воспитатель подходит к герани.)

Воспитатель: А вот герань – очень красивое растение, не удивительно, что её любят во всем мире. Она желанный гость в любом доме. Она долго цветет красочными соцветиями (красными, белыми, розовыми).

(Воспитатель показывает фотографии герани с разными цветами.)

Воспитатель: По народным повериям: где росла герань – люди становились более добродушными и спокойными. Герань с красными цветами – укрепляла семью, герань с белыми цветами – помогала появлению детей в семье.

Воспитатель: А что есть у герани?

Дети: Стебель, листья, корень, цветы во время цветения.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у герани листья обладают запахом? Подойдите и понюхайте их (дети нюхают, если теряются в догадках, чем пахнут листья, то воспитатель им помогает).

Воспитатель: Пахнуть листья могут и лимоном, и розами, и мятой. А вот попадания воды на листья герань не любит. Поэтому мы не будем протирать её тряпочкой. И полив для этого растения нужен умеренный. От избытка влаги она может погибнуть. Повреждается её корневая система. Давайте потрогаем землю. Какая земля?

Дети: Сухая, твердая, светлая.

Воспитатель: Совершенно верно. Что же мы будем делать?

Дети: Мы будем рыхлить землю и поливать.

(Дети подходят к герани, берут палочки, рыхлят землю и поливают.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как можно размножить герань?

(Если дети затрудняются в ответах, то воспитатель им помогает.)

Воспитатель: семенами, черенками (показывает фото и картинки).

Воспитатель: Ребята! Вы все очень старались и хорошо справились с заданиями по уходу за растениями. Объявляю вам всем благодарность. Посмотрите, как наши растения улыбаются нам и говорят нам спасибо.

(Воспитатель показывает два растения: Герань и фиалку.)

Воспитатель: Ребята. а вы можете у этих двух растений найти сходства.

Дети: Есть цветы, корень, стебель, листья.

Воспитатель: А теперь найдите отличия.

Дети: Стебель: разной длины; листья: разной формы, разные по величине, разные по окрасу; растение: низкое. высокое; по запаху и т.д.

(По желанию дети могут находить сходство и различие и у других цветов.)

(Воспитатель подходит к хлорофитуму.)

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла в наш зеленый уголок новое комнатное растение. У него интересное название - хлорофитум. Он замечательно поглощает из воздуха вредные вещества и пыль, то есть очищает воздух. Растет пушистым кустиком. Цветет растение маленькими белыми цветочками, которые сразу и не заметишь (показывает фото).

Воспитатель: Скажите, какие листья у флорофитума?

Дети: Длинные, тонкие, зелёные, хрупкие.

Воспитатель: Такие тонкие, хрупкие листья нельзя протирать тряпочкой, с таких длинных не удобно стряхивать пыль. А как же за ним надо ухаживать?

Дети: ответы.

Воспитатель: Листья хлорофитума нужно опрыскивать. Кто хочет поухаживать за хлорофитумом.

(Дети опрыскивают растение.)

Воспитатель: Мы с вами уже знаем, как размножаются некоторые растения:

- фикус размножается – черенками;

- фаилка – семенами, листиками;

- герань – семенами, черенками.

А как же размножается хлорофитум?

Дети: ответ.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим наше растение. Какие интересные усики, а на усиках как будто зонтики. Это и есть отростки, которые можно отделить, то есть отрезать (воспитатель показывает, как надо отрезать отросток). Кто хочет попробовать и отрезать отросток.

(Дети по желанию идут помогать воспитателю.)

Воспитатель: Хорошо справились, и научились и мне помогли. Так держать. Что будем делать дальше?

Дети: Надо в горшок положить землю, сделать ямку и посадить отросток, а потом полить.

Воспитатель: Верный ответ. В горшок надо положить землю, сделать ямку (луночку), полить водой, посадить отросток, а потом ещё раз полить и будем ухаживать за ним, чтобы растению хорошо жилось в нашей группе, чтобы потом выросло большое растение и радовало нас своей красотой.

(Воспитатель сажает растение, а дети наблюдают и посильно помогают в посадке растения: подают палочку или лопатку, горшок лейку и т.д.)

Воспитатель: Ребята, вы очень способные дети, вы удивили меня сегодня своими знаниями и умениями. Я просто горжусь вами.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, правила поливки растений.

(Воспитатель с помощью детей повторяют правила.)

- «Прежде, чем полить цветы, надо убедиться в том, что растениям это нужно».

- «Существуют разные методы полива: снизу в поддон, сверху в край горшка».

- «Летом – цветы нужно поливать чаще, а зимой - реже».

«После поливки комнатного растения в пустую лейку надо налить воды и оставить её до следующего полива».

(Дети берут лейки и идут наливать воду.)

Воспитатель: Ребята, а скажите, за что же я вас сегодня похвалила, что мы сегодня с вами делами?

Дети: Сегодня мы с вами поговорили о комнатных растениях, из каких частей они состоят, как за ними ухаживать, сажали растение, узнали много нового и интересного.

Воспитатель: Ребята, мы с вами и дальше будем ухаживать за комнатными растениями, наблюдать за ними, будем учиться и расти вместе с ними, да и просто отдыхать душой.

Воспитатель: А теперь мы с вами можем и отдохнуть, как говориться в пословице «Сделал дело – гуляй смело».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В НАШЕЙ ГРУППЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

познакомить с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними; учить внимательно рассматривать одно растение, различать его части (листья, цветы) и называть их....

Методическая разработка "Лекарственные растения "

Данная разработка будет полезна воспитателям дошкольных учреждений. НОД знакомит детей подготовительной группы с лекарственными растениями, которые можно встретить на территории детского сада, их лече...

Методическая разработка занятия с детьми старшей группы на тему «Перелётные и зимующие птицы нашего города»

Занятие на тему «Перелётные и зимующие птицы нашего города» имеет экологообразовательную направленность, так как знакомит детей старшего дошкольного возраста с разнообразием представителей класса «Пти...

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Птицы - наши друзья"

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о птицах.Задачи:Развивающие:Развивать связную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать уме...

Методическая разработка Проект «Что умеют наши пальчики» во второй младшей группе детского сада

Цель проекта - активизация речи детей, развитие мелкой моторики с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей....

Методическая разработка родительского собрания в младшей группе «Безопасность детей в наших руках»

Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую наших детей подстерегает множество опасностей, и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации - может просто растеряться. Задача нас, взросл...