Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства песка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ростокина Евгения Сергеевна

 

 

 

Евгения Сергеевна Ростокина

Воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 160»

г. Нижний Новгород

 

 

 

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Свойства песка»

 

 

Цели:

  • Познакомить детей со свойствами песка
  • Обучать навыкам проведения лабораторных опытов

 

Задачи:

  • Развивать  наблюдательность, смекалку, мелкую моторику руки, логическое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память

 

  • Учить детей определять физические свойства песка и делать умозаключения по результатам обследования

 

  • Воспитывать умение работать в паре, соблюдать меры безопасности.

 

Материалы и оборудование:

 Сухой чистый песок, вода чистая и грязная, трубочки, палочки, лупа, воронки, ватные диски, пластиковые ложечки, пластиковые тарелочки, стаканчики, клей ПВА, кисточки, цветной песок, картон, салфетки,  мультимедийное оборудование, отрывок из мультфильма “Откуда берётся песок”.

 

Предварительная работа:

Рассматривание книг, иллюстраций с изображением гор, песка на берегу морей, рек и озёр, изготовление цветного песка (измельчение цветного мела и смешивание с песком), изготовление заготовок для рисования.

 

Словарная работа:

Исследователями, песчинки

 

 

 

 

 

Ход занятия

В: Ребята у нас сегодня необычное занятие. Хотите быть учёными?

 

Дети: Да.

 

В: Кто такие учёные?

 

Дети: Ученые проводят опыты и эксперименты, делают открытия

 

В: Что будем экспериментировать, вы узнаете, если отгадаете загадку

Петя замок строит ловко
Маша торт печет ведерком,
Здесь у моря на часок,
Всех детей собрал....  
Дети: Песок.

 

В: Хотите узнать, насколько удивителен песок.    Дети: Да.

 

В. Скажите, а зачем вообще нужно знать всё о песке?
 

Дети. Чтобы лучше знать свойства песка и уметь ими пользоваться.
 

В: Ну что же превращаемся в учёных?

 Раз, два покружись и в учёных  превратись.
 

Дети садятся за столы.
 

В: Каждый ученый прекрасно знает правила безопасного поведения во время экспериментирования. Давайте их вспомним.
Дети:
Каждый работает на своем рабочем месте, не толкаясь и не мешая другому;
После экспериментирования убирать все на место;
Работать аккуратно;
Если грязные руки, пользоваться салфеткой;
Не шуметь;
Не дотрагиваться до рта, глаз и лица.

 

В: Посмотрите на свои столы. У вас оборудование. Все это пригодится нам в работе.

Сегодня мы изучаем и экспериментируем свойства песка.

Под воздействием окружающей среды воды, ветра, холода и жары горы разрушались и в течение многих лет камни превращались в песок. Этот процесс называется - Эрозия.

Песок не остается лежать на том же месте, где образовался.

Реки, моря своим течением постоянно выносят песчинки или вымывают из почвы, поэтому большинство песка скапливается по берегам рек, озёр и морей.

 

В: Кто был на море?  Ответы детей.

В: Какого цвета песок был на пляже? Ответы детей.

Посмотрите на эти картинки, здесь собраны фотографии разноцветных пляжей со всех концов мира.

Скажите на всех картинках песок одинакового цвета? Какого цвета песок?

Дети: Фиолетовый, оранжевый, зелёный, розовый, красный, черный, серый, белый.

 

В: Ребята, есть уголок на нашей планете, где песок от природы раскрашен в семь цветов.

 Песок на морских пляжах разный, оттого что всё зависит, из каких горных пород образовался песок.

 

1 наш Опыт – эксперимент  «Свойства и качества сухого песка»

 

В: Что на тарелочке?             

 

Дети: Песок.

 

В: Возьмите песок в ладошку, пересыпьте из одной ладошки в другую.

     Песок сыпется - значит,  он                

 

    Дети: Сыпучий.

 

В: Потрите песок между пальчиками. Что ощущаете? Какой песок  

 

 Дети: Шершавый.

 

В: Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?      

 

     Дети: Из песчинок.

 

В: Как они выглядят, одинаковые или разные они?

 

Дети: Разные, маленькие или побольше, темные и светлые.

 

В: Песчинки скреплены между собой?

 

Дети: Нет, поэтому песок рассыпается.

 

В: Песок может двигаться?

 

Ответы детей.

В: Давайте проверим. Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что случилось с песком?

 

Дети: Песок сдувается, двигается.

 

В: Где применяют движение, сыпучесть песка?

 

    Дети: Песочных часах.

 

В: Песочные часы люди использовали в древности.

      Попробуйте слепить из сухого песка куличик.

 

Дети: Не лепится.

 

Предлагаю провести 2 Опыт – эксперимент «Свойства мокрого песка»

 

В: Налейте немного воды и размешайте ложечкой.

    Рассмотрите через лупу. Какой стал песок?     

 

  Дети: Мокрый, липкий, темнее.

 

В: Попробуйте слепить из мокрого песка кирпичик. Получился?

 

  Дети: ДА!

 

В: Ребята, когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.

 

Давайте сделаем вывод по сравнению мокрого и сухого песка.

 

Вывод: Сухой песок сыпучий. Мокрый песок нельзя сыпать, но принимает любую форму, становится более тёмным.

 

Один ребёнок,  рассматривая грязную воду, задаёт вопрос?

  - Евгения Сергеевна, а очистить воду  можно?

 

 

В: Хороший вопрос. А ответ я предлагаю найти с помощью

       3 опыта – эксперимента  «Фильтр из песка»

 

 

Есть метод очистки воды песком. Возьмите воронку, вниз положите ватный диск и насыпьте песок до половины. Налейте медленно грязную воду.

Что происходит?

 

Дети: Вода очищается, течёт чистая вода.

 

В: Где остаётся грязь и мусор?

 

Дети: Грязь и мусор остаётся на песке, а вода проходит сквозь песок.

 

В: Но воду эту нельзя пить, надо прокипятить.

 

Вывод: Песок – это природный фильтр, он пропускает воду, очищает.

 

В: Ребята, предлагаю вам сделать 4 опыт – эксперимент «Тяжёлый - лёгкий».

      Возьмите трубочку и тихонько подуйте в нее на сухой песок, а теперь на сырой.

Какие выводы можно сделать?  В сухом песке между песчинками находится воздух, он легко разлетается, а в  сыром песке между песчинками вода, и он не разлетается.
 

Вывод:  Сухой песок – ЛЁГКИЙ, а сырой – ТЯЖЕЛЫЙ.

 

В:  Делать научные открытия дело не из легких. Поэтому в нашей лаборатории объявляется перерыв для отдыха. Давайте немножко поиграем.
 

Физкультминутка: «Чударики»
 

В:  Уважаемые ученые я предлагаю вам посмотреть на эти картинки и порассуждать, что такое пустыня.
 

Дети: Это огромная территория на нашей планете, покрытая песком.
 

В: Вы,  верно,  подметили – пустыня это природная зона, огромная не заселенная территория, где днём бывает очень жарко, а ночью холодно. Где дуют настоящие песчаные ветры, собирая миллионы песчинок в огромные песчаные холмы – дюны. Подумайте, на какое слово похоже слово пустыня
 

Дети:  пусто, пустой, пустынь.
 

В:  Верно. Но это совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные хорошо приспособились к существованию в пустыне. Кого из животных мы можем увидеть в пустыне?
 

Дети: верблюд, змеи, варан, насекомые
 

В: Для этих представителей живой природы песок необходим для жизни.
   

Уважаемые учёные - исследователи как вы считаете, а нужен ли песок нам – людям.

 

Дети: Да!

В:  Правильно, нужен. Песок,  используется  в производстве стекла, в строительстве.

      Песок добавляют в цемент для производства кирпича.

      Для здоровья полезно ходить босиком по песку.

      В создании песочных скульптур, В медицине используются песочные часы.

      Для безопасности песком посыпают дорожки в гололед. Песком тушат пожар.
      А зачем песок детям?
 

Дети. Играть в песочнице. Для рисования кварцевым песком и на песке.

       Чтобы лепить лабиринты. И просто получать удовольствие,  занимаясь с песком.
 

В:  Ребята, наше занятие «Свойства песка» подошло к концу, скажите:

     -  Что больше всего понравилось?

     -  Что не понравилось?

     -  Что нового вы узнали сегодня?

 

Молодцы, теперь вы знаете, что такое песок, какими свойствами он обладает и как его использовать?
 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_svoystva_peska.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Евгения Сергеевна Ростокина

Воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 160»

г. Нижний Новгород

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Свойства песка»

Цели:

  • Познакомить детей со свойствами песка
  • Обучать навыкам проведения лабораторных опытов

Задачи:

  • Развивать  наблюдательность, смекалку, мелкую моторику руки, логическое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память

  • Учить детей определять физические свойства песка и делать умозаключения по результатам обследования

  • Воспитывать умение работать в паре, соблюдать меры безопасности.

Материалы и оборудование:

 Сухой чистый песок, вода чистая и грязная, трубочки, палочки, лупа, воронки, ватные диски, пластиковые ложечки, пластиковые тарелочки, стаканчики, клей ПВА, кисточки, цветной песок, картон, салфетки,  мультимедийное оборудование, отрывок из мультфильма “Откуда берётся песок”.

Предварительная работа:

Рассматривание книг, иллюстраций с изображением гор, песка на берегу морей, рек и озёр, изготовление цветного песка (измельчение цветного мела и смешивание с песком), изготовление заготовок для рисования.

Словарная работа: 

Исследователями, песчинки

Ход занятия

В: Ребята у нас сегодня необычное занятие. Хотите быть учёными?

Дети: Да.

В: Кто такие учёные?

Дети: Ученые проводят опыты и эксперименты, делают открытия

В: Что будем экспериментировать, вы узнаете, если отгадаете загадку

Петя замок строит ловко
Маша торт печет ведерком,
Здесь у моря на часок,
Всех детей собрал....  
Дети: Песок.

В: Хотите узнать, насколько удивителен песок.    Дети: Да.

В. Скажите, а зачем вообще нужно знать всё о песке?

Дети. Чтобы лучше знать свойства песка и уметь ими пользоваться.

В: Ну что же превращаемся в учёных?

 Раз, два покружись и в учёных  превратись.

Дети садятся за столы.

В: Каждый ученый прекрасно знает правила безопасного поведения во время экспериментирования. Давайте их вспомним.
Дети:
Каждый работает на своем рабочем месте, не толкаясь и не мешая другому;
После экспериментирования убирать все на место;
Работать аккуратно;
Если грязные руки, пользоваться салфеткой;
Не шуметь;
Не дотрагиваться до рта, глаз и лица.

В: Посмотрите на свои столы. У вас оборудование. Все это пригодится нам в работе.

Сегодня мы изучаем и экспериментируем свойства песка.

Под воздействием окружающей среды воды, ветра, холода и жары горы разрушались и в течение многих лет камни превращались в песок. Этот процесс называется - Эрозия.

Песок не остается лежать на том же месте, где образовался.

Реки, моря своим течением постоянно выносят песчинки или вымывают из почвы, поэтому большинство песка скапливается по берегам рек, озёр и морей.

В: Кто был на море?  Ответы детей.

В: Какого цвета песок был на пляже? Ответы детей.

Посмотрите на эти картинки, здесь собраны фотографии разноцветных пляжей со всех концов мира.

Скажите на всех картинках песок одинакового цвета? Какого цвета песок?

Дети: Фиолетовый, оранжевый, зелёный, розовый, красный, черный, серый, белый.

В: Ребята, есть уголок на нашей планете, где песок от природы раскрашен в семь цветов.

 Песок на морских пляжах разный, оттого что всё зависит, из каких горных пород образовался песок.

1 наш Опыт – эксперимент  «Свойства и качества сухого песка»

В: Что на тарелочке?              

Дети: Песок.

В: Возьмите песок в ладошку, пересыпьте из одной ладошки в другую.

     Песок сыпется - значит,  он                

    Дети: Сыпучий.

В: Потрите песок между пальчиками. Что ощущаете? Какой песок  

 Дети: Шершавый.

В: Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?      

     Дети: Из песчинок.

В: Как они выглядят, одинаковые или разные они?

Дети: Разные, маленькие или побольше, темные и светлые.

В: Песчинки скреплены между собой?

Дети: Нет, поэтому песок рассыпается.

В: Песок может двигаться?

Ответы детей.

В: Давайте проверим. Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что случилось с песком?

Дети: Песок сдувается, двигается.

В: Где применяют движение, сыпучесть песка?

    Дети: Песочных часах.

В: Песочные часы люди использовали в древности.

      Попробуйте слепить из сухого песка куличик.

Дети: Не лепится.

Предлагаю провести 2 Опыт – эксперимент «Свойства мокрого песка»

В: Налейте немного воды и размешайте ложечкой.

    Рассмотрите через лупу. Какой стал песок?      

  Дети: Мокрый, липкий, темнее.

В: Попробуйте слепить из мокрого песка кирпичик. Получился?

  Дети: ДА!

 

В: Ребята, когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.

Давайте сделаем вывод по сравнению мокрого и сухого песка.

Вывод: Сухой песок сыпучий. Мокрый песок нельзя сыпать, но принимает любую форму, становится более тёмным.

Один ребёнок,  рассматривая грязную воду, задаёт вопрос?

  - Евгения Сергеевна, а очистить воду  можно?

В: Хороший вопрос. А ответ я предлагаю найти с помощью

       3 опыта – эксперимента  «Фильтр из песка»

Есть метод очистки воды песком. Возьмите воронку, вниз положите ватный диск и насыпьте песок до половины. Налейте медленно грязную воду.

Что происходит?

Дети: Вода очищается, течёт чистая вода.

В: Где остаётся грязь и мусор?

Дети: Грязь и мусор остаётся на песке, а вода проходит сквозь песок.

В: Но воду эту нельзя пить, надо прокипятить.

 

Вывод: Песок – это природный фильтр, он пропускает воду, очищает.

В: Ребята, предлагаю вам сделать 4 опыт – эксперимент «Тяжёлый - лёгкий». 

      Возьмите трубочку и тихонько подуйте в нее на сухой песок, а теперь на сырой.

Какие выводы можно сделать?  В сухом песке между песчинками находится воздух, он легко разлетается, а в  сыром песке между песчинками вода, и он не разлетается.

Вывод:  Сухой песок – ЛЁГКИЙ, а сырой – ТЯЖЕЛЫЙ.

В:  Делать научные открытия дело не из легких. Поэтому в нашей лаборатории объявляется перерыв для отдыха. Давайте немножко поиграем.

Физкультминутка: «Чударики»

В:  Уважаемые ученые я предлагаю вам посмотреть на эти картинки и порассуждать, что такое пустыня.

Дети: Это огромная территория на нашей планете, покрытая песком.

В: Вы,  верно,  подметили – пустыня это природная зона, огромная не заселенная территория, где днём бывает очень жарко, а ночью холодно. Где дуют настоящие песчаные ветры, собирая миллионы песчинок в огромные песчаные холмы – дюны. Подумайте, на какое слово похоже слово пустыня

Дети:  пусто, пустой, пустынь.

В:  Верно. Но это совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные хорошо приспособились к существованию в пустыне. Кого из животных мы можем увидеть в пустыне?

Дети: верблюд, змеи, варан, насекомые

В: Для этих представителей живой природы песок необходим для жизни.
   

Уважаемые учёные - исследователи как вы считаете, а нужен ли песок нам – людям.

Дети: Да!

В:  Правильно, нужен. Песок,  используется  в производстве стекла, в строительстве.

      Песок добавляют в цемент для производства кирпича.

      Для здоровья полезно ходить босиком по песку.

      В создании песочных скульптур, В медицине используются песочные часы.

      Для безопасности песком посыпают дорожки в гололед. Песком тушат пожар.
     
А зачем песок детям?

Дети. Играть в песочнице. Для рисования кварцевым песком и на песке.

       Чтобы лепить лабиринты. И просто получать удовольствие,  занимаясь с песком.

В:  Ребята, наше занятие «Свойства песка» подошло к концу, скажите:

     -  Что больше всего понравилось?

     -  Что не понравилось?

     -  Что нового вы узнали сегодня?

Молодцы, теперь вы знаете, что такое песок, какими свойствами он обладает и как его использовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность. Задачи:Образовательные:·        продолж...

Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Секреты картофеля»

Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Секреты картофеля»...

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. «Лаборатория звука»

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. «Лаборатория звука»...

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства соленой воды»

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, экспериментирование с солью, изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.Задачи: Расширять представления д...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Это волшебное электричество"

В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры и т.д.). Электричество очень опасно и шутить с ним нельзя: необходимо соблюдать техни...

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Мы - волшебники»

Занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии опытно-экспериментальной деятельности  «Мы - волшебники»....