Конспект ОД по ФЦКМ Тема «Пернатые друзья»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Романович Ирина Леонидовна

Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Закрепить и расширить знания детей о птицах.

Способствовать развитию логического мышления, воображения, мелкой моторики, способности наблюдать.

Способствовать развитию речи детей, умения строить предложения, Расширить и активизировать словарь по теме «Птицы». Упражнять в употреблении слов – признаков.

Способствовать воспитанию внимательного и заботливого отношения к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_pernatye_druzya.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Пернатые друзья»

Задачи.

Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Закрепить и расширить знания детей о птицах.

Способствовать развитию логического мышления, воображения, мелкой моторики, способности наблюдать.

Способствовать развитию речи детей, умения строить предложения, Расширить и активизировать словарь по теме «Птицы». Упражнять в употреблении слов – признаков.

Способствовать воспитанию внимательного и заботливого отношения к птицам.

Развивающая среда: аудиозапись «Голоса птиц», мультимедийная установка для показа перелётных птиц, материал для опыта (ёмкость с водой, тампоны, масло, сухие салфетка), карточки с изображением перелётных птиц, фломастеры, перья, веер, листы бумаги (ровный и смятый в шарик).

Ход занятия.

Организационный момент.

- Дети, встаньте в круг, я предлагаю вам поиграть в игру «Комплименты».

Начну я: «Ульяна, ты добрая девочка, всегда помогаешь Никитке одеваться».

Ульяна кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». Затем Ульяна говорит комплимент своему соседу и т. д.

Воспитатель говорит: «Я думаю, у всех хорошее настроение».

Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

- Дети, вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (о птицах).

- Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края? (перелётные).

- Как называют тех птиц, которые остаются с нами на зиму? (зимующие).

- А почему всё – таки многие птицы улетают? (они боятся морозов).

- Что происходит осенью в природе? (осенью насекомые прячутся под корой деревьев или глубоко в земле. А птицы питаются насекомыми, им зимой нечем прокормиться, поэтому они улетают).

- Какие признаки осени вы знаете?

- Почему птицы возвращаются к нам? (они возвращаются на свою Родину, потому что становится тепло).

- Дети, как вы думаете, то, что птицы улетают от нас, это хорошо или плохо?

- Что в этом хорошего? (Птицы не погибнут от холода. Зимой холодно, им негде укрыться от ветра и снега. Птицы не погибнут от голода, им нечем питаться, т. к. все насекомые зимой спят, а в тёплых странах насекомые круглый год).

- Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц. Мы не слышим пения птиц. Многие птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги).

Просмотр птиц на мультимедийной установке. Дети называют птиц и рассказывают о них.

Воспитатель рассказывает о водоплавающих птицах.

- Дети, в народе говорят: «Лебедь в воде купался, а сух остался».

- Как вы думаете, почему лебедь выходит сухим из воды?

- Давайте проведём опыт.

- В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите внимательно на руку. Какая рука? (мокрая, покрыта тонким слоем воды). Теперь вытрите руку и слегка смажьте её маслом. Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили? (вода уже не покрывает всю руку, собирается в капельки). Встряхните руку. Что произошло? (на руке нет воды, потому что капельки слетели с руки).

- Кто видел, что делают водоплавающие птицы, когда выходят из воды? (встряхивают пёрышки и становятся сухими).

- Ребята, а сейчас давайте представим, что мы тоже лебеди.

Физкультминутка «Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой, качают головой,

Плавно и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

- Дети, вы хотите летать, как птицы? Попробуйте взлететь (дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь).

- Ребята, у вас не получилось взлететь? Давайте разберёмся, почему.

- Посмотрите, у меня 2 листа: один ровный и гладкий, другой скомкан и превращён в шарик. Я одновременно отпущу эти листы и мы посмотрим, что же произойдёт.

- Объясните, почему бумажный шарик падает очень быстро, а гладкий лист медленно планирует?

Делается вывод: гладкий лист лёгкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.

- А как вы думаете, почему птицы могут летать по воздуху? (когда птицы раскрывают свои крылья, они становятся широкими и могут опираться на воздух).

После высказывания детей воспитатель предлагает подойти к столу с птичьими перьями (маховыми и перовыми).

- Чем перья отличаются друг от друга? (одни мягкие, а другие жёсткие).

- Покажите перья, которые согревают птицу? (мягкие).

- Где у птицы находятся такие перья? (по всему телу).

- Покажите перья, которые помогают птице летать.

- Где у птицы находятся такие перья? (на крыльях и хвосте).

- Лёгкие они или тяжёлые? (лёгкие).

- Почему они лёгкие? (потому что в середине пустые).

- Посмотрите на примере веера, как складываются и раскладываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится.

- Какой становится птица с раскрытыми крыльями и хвостом? (большой, широкой).

- С раскрытыми перьями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой. Поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые перья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.

- Мы на прогулке наблюдали за птицами. Скажите, как едят птицы: много или мало? (мало). Часто или редко? (часто).

- Ребята, давайте обобщим, что же помогает птице летать по воздуху:

*широкие и жёсткие крылья и хвост;

*лёгкие перья с полым стержнем;

*птицы лёгкие, т. к. едят понемногу и часто.

- Дети, а вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? У разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином; гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу; утки выстраиваются в прямую линию или образуют круг. Скворцы, дрозды и мелкие птички порядка не любят: они летят как попало. А крупные хищные птицы, такие, как орлы и ястребы компаний не признают: летят в одиночку.

- Ребята, у вас на столах лежат картинки с изображением птиц. Садитесь за столы и нарисуйте, в какой стае летят птицы.

Дети рисуют фломастером птичьи стаи.

Пальчиковая гимнастика

- Руки скрещены в запястьях. Пальцы – крылья расслаблены, лежат на предплечьях – птицы отдыхают. Вот птица пошевелила одним крылом, другим, взлетает. Взмахи рук – крыльев лёгкие, плавные, идут волной от основания ладоней до кончиков пальцев.

- Но ведь все птицы летают по – разному. Вот летит Колибри. Пальцы – крылья движутся быстро – быстро. У синицы взмахи крыльев тоже довольно быстрые, птица всё время меняет направление полёта. У чайки плавные взмахи крыльев, временами птица парит в воздухе на распахнутых крыльях. Орёл – резкий, быстрый, хищный. Взмахи крыльев вверх, а потом медленное, спокойное движение вниз.

Итог.

- Дети, о ком мы сегодня говорили? (о птицах).

- Что нового вы узнали о птицах? (узнали, почему птицы могут летать; птицы летят по – разному: клином, по кругу, прямой линией, по – одному, как попало; у водоплавающих птиц не намокают перья, потому что они смазаны жиром.

- Что было самым интересным?

- А сейчас мы пойдём на прогулку и что сделаем? (понаблюдаем за птицами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по теме "Пернатые друзья"

Конспект занятия составлен в рамках  проектной деятельности "Птицы нашего края". направлен на расширение и уточнение знаний детей об особенностях жизни и условий обитания птиц родного города....

Конспект Экологическая викторина по теме «Пернатые друзья».

викторина экологической направленности может проводиться как самостоятельное мероприятие, так и , входящее в состав образовательной деятельности, развлечения, праздников, экологического цикла....

Конспект интегрированного мероприятия по теме:« Пернатые друзья». Пролонгирование темы « 1 апреля – День птиц"

Конспект интегрированного мероприятия по теме "Пернатые друзья". Пролонгирование темы " 1 апреля - День птиц"  .У тей закрепляются знания о птицах: повадки, голос, внешний вид и т.д....

Конспект интегрированного мероприятия по теме:« Пернатые друзья». Пролонгирование темы « 1 апреля – День птиц"

Конспект интегрированного мероприятия по теме "Пернатые друзья". Пролонгирование темы " 1 апреля - День птиц"  .У тей закрепляются знания о птицах: повадки, голос, внешний вид и т.д....

Конспект ООД в подготовительной группе на тему: "Пернатые друзья"

Программное содержание: уточнить и закрепить знания детей о птица,х их разнообразии...

Конспект занятия в старшей группе на тему: " Пернатые друзья"

Конспект занятия в старшей группе по позновательному развитию в доступной форме для проведения. В конспекте содержится материал о перелётных и  зимующих птицах....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тема «Пернатые друзья» старшая группа

Конспект НОД по реализации образовательной области « Познание» Тема «Пернатые друзья» старшая группа...