Картотека опытов, наблюдений и дидактических игр экологического содержания
картотека по окружающему миру

Максимова Елена Егоровна

Картотека опытов, наблюдений и дидактических  игр экологического содержания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_kartoteka.pptx214.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека опытов, наблюдений и дидактических игр экологического содержания Выполнила: Максимова Елена ДО-16А

Слайд 2

Содержание Опыты_________________________________________________3 Наблюдения___________________________________________20 Дидактические игры____________________________________37

Слайд 3

Опыты

Слайд 4

Пояснительная записка Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6) В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Слайд 5

Из чего состоят песок и глина? Цель : расширение знаний детей о свойствах глины. Описание : Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла. - Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок. - Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/. - Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок. Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются. Проходит ли вода через песок и глину? В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет? Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.

Слайд 6

Какими бывают камни. Цель : сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам. Описание : Опыт Определение размера. Одинакового размера ли ваши камни? Вывод: камни бывают разных размеров. Опыт Определение характера поверхности. Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. Воспитатель предлагает каждому взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему? Вывод: камни-твёрдые. Опыт. Рассматривание камней через лупу. Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Вывод: камни по цвету и форме бывают разные Опыт. Определение веса. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. Опыт Определение температуры. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.) Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Слайд 7

Живые камни Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. Материал: Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь. Проверьте, что будет, если выдавить на камень сок лимона. Поместите камешек в жужжащий стаканчик, послушайте. Расскажите о результате. Описание : Научный опыт “Выращивание сталактитов” - уточнить знания с опорой на опыты. -вызвать радость открытий полученных из опытов. (сода, горячая вода, пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка). Прежде всего готовим перенасыщенный содовый раствор. Итак, у нас в двух одинаковых банках приготовлен раствор. Мы ставим банки в тихое тёплое место, потому что для выращивания сталактитов и сталагмитов нужны тишина и покой. Банки раздвигаем, и между ними ставим тарелку. В банки отпускаем концы шерстяной нитки так, чтобы нитка провисла над тарелкой. Концы нитки должны опускаться до середины банок. Получится такой подвесной мостик из шерстяной нитки, дорога из банки в банку. Сначала ничего интересного происходить не будет. Нитка должна пропитаться водой. Но через несколько дней с нитки на тарелку постепенно начнёт капать раствор. Капля за каплей, неторопливо, так же, как это происходит в таинственных пещерах. Сначала появится маленький бугорок. Он вырастет в маленькую сосульку, потом сосулька будет становиться всё больше и больше. А внизу, на тарелке появится бугорок, который будет расти вверх. Если вы когда – нибудь строили замки из песка, то поймёте, как это происходит. Сталактиты будут расти сверху вниз, а сталагмиты – снизу вверх. Вывод: Некоторые камни “шипят” (мел - известняк).

Слайд 8

«Знакомство со свойствами воздуха» Цель : Познакомить детей с понятием воздух, его свойствами, способы обнаружения, роль в жизни человека. дайте детям знания о том, что воздух условия жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. Описание : Воздух, ребята, это газ. Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (игрушки, столы, и т.д.) А ещё в комнате много воздуха, на его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим изего воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза) Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха. Возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? ( Cвист ). Это воздух выходит из игрушки. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает? воздух, находящийся в игрушке мешает её сжать. Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан). Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан). Воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан. вывод : воздух занимает место. Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки), да это доказывает, что вы выдыхаете воздух. Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается). А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух). при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни.

Слайд 9

Воздух всегда в движении Цель : Доказать, что воздух всегда в движении. Оборудование : 1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей. 2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д. 3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами). Описание: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате. Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.

Слайд 10

«Превращения капельки» Цель: знакомим со свойствами воды (прозрачная, может окрашиваться и т. д.); закрепляем знания о цветах спектра; развиваем речь. Оборудование : формочки, вода, краски. Описание: заполняем формочки водой, рассмотрите воду в баночке, отметьте, что она прозрачная, сквозь неё видно предметы. Поднесите игрушки с обратной стороны. Возьмите сразу несколько баночек и предложите детям сделать цветную воду. Пусть они сами ее окрасят во все цвета спектра, в формочки кладём нитку (делаем петлю, что бы было удобно держать при рассматривании); - на прогулке оставляем баночки до полного замерзания (лучше оставить на ночь); - на следующий день на прогулке, вынимаем льдинки из формочек и рассматриваем их; спросить у детей:" Какие у нас получились льдинки?"(цветные, красивые, замёрзшие, холодные, ледяные, весёлые и т.д.); - приносим наши льдинки в группу и наблюдаем в течении дня как они тают при комнатной температуре. Дети отвечают на вопрос: "Что случилось с льдинками?", "Почему растаяли льдинки?". - рассматриваем талую воду, сохранился ли цвет? Также с этой талой водой проводим эксперимент "Текучесть воды".

Слайд 11

« Вода - хороший растворитель» Цель : Подвести детей к пониманию того, что вода растворяет многие вещества. Оборудование : Стакан с водой, сахар, ложка, соль, краски. Описание: Нальем в стакан воды, добавим ложку сахарного песка и размешаем. Вода станет сладкой. Нальем в другой стакан ложку соли и размешаем. Вода станет соленой. В воде растворяются и другие вещества. Вывод : Ребята, мы с вами попробовали и заметили, что при добавлении в воду сахара или соли, вода изменила вкус . Вода растворила сахар и соль. А при добавлении краски в воду, вода меняет цвет . Это опять же говорит о том, что краска растворилась в воде. Вода растворяет некоторые вещества. Это свойство мы используем с вами при умывании, мытье посуды, стирке и многих других случаях.

Слайд 12

Текучесть воды Цель : показать, что вода не имеет формы, она разливается, течет. Описание: - задать детям вопрос: «Есть ли форма у воды?» (ответы детей); - перелить воду в разные сосуды (стакан, тарелка, блюдце, вазу и т.д.); - задать вопрос детям: "Кому нужна вода?"(людям, животным, птицам, растениям и т.д.). Вывод : Так происходит потому что вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Слайд 13

Круговорот воды в природе. Цель: Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры. Оборудование Лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой, Электроплитка. Холодильник (в детском саду можно договориться с кухней или медицинским кабинетом о помещении опытной кастрюльки в морозильник на некоторое время). Опыт 1: Принесем с улицы домой твердый лед и снег, положим их в кастрюльку. Если оставить их на некоторое время в теплом помещении, то вскоре они растают и получится вода. Какие были снег и лед? Снег и лед твердые, очень холодные. Какая вода? Она жидкая. Почему растаяли твердые лед и снег и превратились в жидкую воду? Потому что они согрелись в комнате. Вывод 1: При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду. Опыт 2: Поставим кастрюльку получившейся водой на электроплитку и вскипятим. Вода кипит, над ней поднимается пар, воды становится все меньше, почему? Куда она исчезает? Она превращается в пар. Пар – это газообразное состояние воды. Какая была вода? Жидкая! Какая стала? Газообразная! Почему? Мы снова увеличили температуру, нагрели воду! Вывод 2: При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар. Опыт 3: Продолжаем кипятить воду, накрываем кастрюльку крышкой, кладем на крышку сверху немного льда и через несколько секунд показываем, что крышка снизу покрылась каплями воды. Какой был пар? Газообразный! Какая получилась вода? Жидкая! Почему? Горячий пар, касаясь холодной крышки, охлаждается и превращается снова в жидкие капли воды. Вывод 3: При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Опыт 4: Охладим немного нашу кастрюльку, а затем поставим в морозильную камеру. Что же с ней случится? Она снова превратится в лед. Какой была вода? Жидкая! Какой она стала, замерзнув в холодильнике? Твердой! Почему? Мы ее заморозили, то есть уменьшили температуру. Вывод 4: При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердые снег и лед. Общий вывод: Зимой часто идет снег, он лежит повсюду на улице. Также зимой можно увидеть лед. Что же это такое: снег и лед? Это – замерзшая вода, ее твердое состояние. Вода замерзла, потому что на улице очень холодно. Но вот наступает весна, пригревает солнце, на улице теплеет, температура увеличивается, лед и снег нагреваются и начинают таять. При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду. На земле появляются лужицы, текут ручейки. Солнце греет все сильнее. При нагревании жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар. Лужи высыхают, газообразный пар поднимается в небо все выше и выше. А там, высоко, его встречают холодные облака. При охлаждении газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Капельки воды падают на землю, как с холодной крышки кастрюльки. Что же это такое получается? Это – дождь! Дождь бывает и весной, и летом, и осенью. Но больше всего дождей все-таки осенью. Дождь льется на землю, на земле – лужи, много воды. Ночью холодно, вода замерзает. При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердый лед. Люди говорят: «Ночью были заморозки, на улице – скользко». Время идет, и после осени снова наступает зима. Почему же вместо дождей теперь идет снег? А это, оказывается, капельки воды, пока падали, успели замерзнуть и превратиться в снег. Но вот снова наступает весна, снова тают снег и лед, и снова повторяются все чудесные превращения воды. Такая история повторяется с твердыми снегом и льдом, жидкой водой игазообразным паром каждый год. Эти превращения называются круговоротом воды в природе.

Слайд 14

Загрязнение почвы Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобыхорошо была видна пена). Описание: Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы. Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить? Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву? Вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них), их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи.

Слайд 15

«Какое значение имеет размер семян?» Цель : показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть Оборудование : Семена подсолнечника, баночки. Описание: Дети берут много семян подсолнечника и выбирают из них самые крупные и самые мелкие (в качестве мелких нужно брать щуплые, недоразвитые, незрелые и усохшие семена). Кладут в баночки для проращивания с влажными салфетками. Семян должно быть равное количество. Периодически наблюдают за всходами в разных баночках. Спустя неделю дети внимательно рассматривают и подсчитывают, сколько семян проросло в каждой баночке. Вывод : всхожесть крупных, тяжелых, полновесных семян намного выше, чем мелких и легких : среди последних многие семена не прорастут. Из крупных семян развиваются сильные молодые растения, из мелких –маленькие и слабенькие; крупные прорастут в первые 1-2 дня, а прорастание мелких растягивается на несколько дней.

Слайд 16

Почва зависит от нашего воздействия Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух. Оборудование и материалы. Образцы почвы - комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка). Описание:. Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть "пустые места" - там и "прячется" воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что "пустых мест" между частичками земли стало меньше, они "прижались" друг к другу, а воздух "ушел": для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух "уходит". После проведения опыта задайте вопросы. В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему? Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется? На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах? Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха. Вывод : Таким образом дать понятие детям о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке: Желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь "дома" и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки-символы.

Слайд 17

«Пар — это тоже вода». Цель: Оборудование: 3 банки с водой Описание: В три банки наливается одинаковое количество воды. Одна банка помещается на подоконник, вторая – рядом с отопительной батареей, третья – на стол к воспитателю. Сравнить результаты через день. Вывод : В холодном помещении вода испаряется медленно . Чем сильнее нагревать воду, тем сильнее она испаряется

Слайд 18

«Рассматривание и сравнение шишек сосны и ели» Цель : продолжать формировать знания детей о семенах и плодах, учить выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений; закрепить знания о том, что из семян вырастают растения. Оборудование : шишки ели и сосны, лупа. Описание: Щенок Шарик бегал по лесу и увидел на полянке в траве шишки. Ему стало интересно, с какого дерева они. Он огляделся вокруг и увидел сосну и ель. - Попробуй тут разберись, с какого дерева шишки, - подумал щенок. Дети с помощью лупы рассматривают шишки, выясняют, чем они схожи и чем отличаются. Приходят к выводу, что у сосны шишка круглая и твёрдая, а у ели длинная и мягкая. Вывод : шишка – это семя, из которого вырастает дерево.

Слайд 19

«Высаживание семян гороха и фасоли» Оборудование : блюдца с пророщенными семенами гороха; семена фасоли; контейнеры с землёй; лейки с водой, палочки для рыхления, фартуки, салфетки. Описание: Любимое лакомство жирафа Тошки – горох. Ему пришла идея – вырастить горох из семени самому. Он не знает, как правильно посадить горох в землю. Вначале замачивают горох, он набухает, появляются отростки, пришла пора сажать горох в землю. Для этого нужно прорыхлить землю, сделать углубление в земле палочкой, положить в него горошину. Немного отступив, нужно сделать одно углубление, посадить ещё одну горошину. В конце полить водой. Поставить на солнечное место. Выводы : для роста растения необходимо создать условия: свет, земля, вода.

Слайд 20

Наблюдения

Слайд 21

Пояснительная записка Одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. анное пособие создано для удобства педагогов, которые могут использовать предложенные материалы для работы по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 22

Наблюдение за сезонными изменениями Цели :- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; — формировать представление об осенних месяцах. Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы. Какое сейчас время года? Как вы догадались, что осень? Перечислите характерные признаки осени. Почему осенью стало холоднее? Что делает человек осенью? Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года? Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг. Трудовая деятельность Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Слайд 23

Наблюдение за погодой Какая сегодня погода? Что про нее можно сказать? Какое небо? Что на нем есть? Оглянитесь вокруг, есть ли ветер? Как вы его обнаружили? Сегодня холоднее или теплее, чем вчера, позавчера (другой день недели)? Во что мне одеты? Как можно сказать про погоду сегодня? (пасмурная, тихая, прохладная). Игровые моменты: ленточки, флажки, трубочки для определения ветра, трубочки для поиска солнца на небе. Художественное слово: Осень по утрам морозы, в рощах желтый листопад, листья около березы золотым ковром лежат. Примета:в сентябре и листья на деревьях не держаться. П/игра: «Бездомный заяц» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах И/р по ФИЗО: перепрыгнуть дорожку из листиков. Труд. поручения: собрать букет из листьев.

Слайд 24

Наблюдение за неживым объектом – рассматривание березы. Березка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная. Какого цвета на ней листья? Каких листьев больше зеленых или желтых? Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета? Где листьев больше на дереве или под ним? Рисование березки на листе бумаги и в календаре. Хоровод: «Во поле береза стояла». Художественное слово: стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан; не заботясь о погоде в сарафане белом ходит, а в один из осенних дней сентябрь желтые листья дарит ей. П/игра: «Море волнуется» – развитие координации движений, воображения. И/р по ФИЗО: прыжки на двух ногах с передвинем вокруг березы. Труд. поручения: собрать листья березы для гербария.

Слайд 25

Н аблюдение за листопадом Что такое листопад? На что похоже это явление? Когда листья? Почему? Почему листья падают во все стороны? Д/и : «Назови осенние явления природы» - листопад, дождь, ветер, холод. Художественное слово : «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора – весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны небеса». П/игра : «Море волнуется» – развитие координации движений, красоты движений. И/р по ФИЗО : прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Труд. поручения : покормить животных.

Слайд 26

Наблюдение за птицами . Показать детям как птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Рассказать о том, что к нам с наступлением холодов прилетают зимующие птицы, люди для них готовят птичьи столовые. Сало соленое и семечки для мышки, веточкам рябины для снегирей, зернышки и хлебные крошки для воробья, сороки, вороны. Художественное слово: мы кормушки смастерим, мы столовую откроем. Воробей, снегирь – сосед будет вам зимой обед. Д/и: «Назови на картинки птиц» - узнавать, называть, описывать какую пользу приносят и чем питаются птицы. П/ игра:«Хитрая лиса» - развивать бег, ловкость. Смелость, хитрость. И/р по ФИЗО: ходьба гуськом, прыжки на двух ногах. Труд. поручения: дать метлы и подмести участок от листьев.

Слайд 27

Наблюдения за растениями. Вспомнить правила бережного отношения к растениям: а) не ломать и не рубить деревья и кустарники. б) не рвать дикорастущие растения, а то они исчезнут. в) беречь ягодные и грибные угодья, плодовые деревья и кустарники. г) строго соблюдайте сроки сбора диких плодовых, ягод, лекарственных растений. д) строго соблюдайте правила пожарной безопасности в лесах. Д/ и«Рассказать о том, что изображено на картинке» П/игра: «Палочка - выручалочка» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах. И/р по ФИЗО: ходьба по кривой дорожке. Труд. поручения: собрать крупный мусор с участка.

Слайд 28

Наблюдение за снегопадом. В декабре часто бывают снегопада, появляются низкие тучи, все вокруг темнеет и начинает падать снег: кажется, что с неба сплошным потоком летит пух. Все вокруг наполнено движениями и удивительной тишиной. Рассказать детям о снегопаде, узнать их отношение к нему. Обратить детей на красоту природы, когда снег только-только ложиться. Провести эксперимент с падающими снежинками на ладонь. Художественное слово : Константин Бальмонт «Снежинка». Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! Дорогой бурною Легко проносится, ее в высь лазурную, На землю просится. Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула. В лучах блистающих Скользит, умелая, Средь хлопьев тающих Сохранно-белая. Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. Его качелями Она утешена, С его метелями Крутится бешено. Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается, Звезда кристальная. Лежит пушистая, Снежинка смелая. Какая чистая, Какая белая! Д/ и «Назови зимние месяцы» - учить детей по приметам называть зимние месяцы. П/игра : «Караси и щука» – учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, бегать по сигналу. «Санный поезд» - учить детей бегать парами. «Хоккей» - учить детей вести шайбу прямо и змейкой. И/р по ФИЗО : метание в цель левой и правой рукой. Труд. поручения : начать поливать горку водой, привлечь родителей, продолжать сгребать снег в кучу.

Слайд 29

Наблюдения за деревьями и кустарниками . Назовите, какие деревья и кустарники 2 – 3 вида вы знаете. Почему деревья и кустарники иногда укрываются снегом? Как зимой деревья защищаются от холода? Как люди защищают их от холода? Художественное слово: «Спасибо мороз, что снегу нанес» Нужно беречь деревья от мороза, утеплять их снегом. Д/ и «Как называется это дерево» - учить детей по внешнему виду и описанию определять дерево. П/игра : «Волк и овцы» – упражнение в прыжках в длину с разбега, развитие ловкости, быстроты движений, умения быстро действовать по сигналу. И/р по ФИЗО : развить умения метать снежки точно в цель. Труд. поручения : дать лопаты подгруппе детей и предложить детям укрыть деревья и кустарники.

Слайд 30

Наблюдение за снегом. Что это? Почему идет снег? Какой снег? Где лежит снег? Зачем нам снег? Повторить с детьми свойства снега: блестит, как сахар тает, скрипит. Художественное слово : Белый снег пушистый, в воздухе кружиться и на землю тихо, падает ложиться. Снег кружиться, белая вся улица, собрались мы в кружок, завертелись как снежок. Загадка: скатерть бела, всю землю одела. Зимой в поле лежал, весной в реку побежал. Д/ и «Назови зимние месяцы» - учить детей по приметам называть зимние месяцы. П/игра : «Чье звено скорее соберется» - учить детей бегать и быстро строиться. «Догони в санки» - упражнять детей в беге. И/р по ФИЗО : прыжки на двух ногах через цветные метки на снегу. Труд. поручения : уборка участка от снега, дать лопаты и по очереди убирать снег, воспитывать трудолюбие, желание трудиться, учить детей беречь свой труд и труд товарищей

Слайд 31

Рассматривание кустарников на участке. Как называются кустарник? Почему кустарники, а не дерево? Чем они похожи и чем они отличаются? (по внешним признакам) Учить детей мыслить, развивать наблюдательность, любознательность, воспитывать любовь к природе, родному краю. Художественное слово: Ель обыкновенная - издали надменная, а вблизи - уютный дом... Здесь мы дождь и переждём. Д/ и «Назови 2-3 вида кустарников» - знакомить детей с растительным миром нашей обстали. П/игра : «Бездомный заяц» – учить детей действовать по сигналу, упражнять в беге. Ориентировке пространстве. И/р по ФИЗО : попади в цель, сбей кеглю – развитие глазомера у детей. Труд. поручения : продолжать очищать участок от снега и собирать его для постройки горки из снега.

Слайд 32

Наблюдение за солнцем. Какова высота солнца в полдень в декабре? Солнце редко показывается, декабрь самый темный месяц в году. Отметить погоду на календаре группы и сравнить ее с погодой завтра, замечать изменения в погоде, приучать детей планировать, чем они будут заниматься в зависимости от погоды. Художественное слово : Я рисую желтый круг, мало палочек вокруг. Солнышко лучистое, улыбнулось весело. Большой подсолнух в небе, цветет он много лет. Цветет зимой и летом, а семечек все нет (подсолнух). Д/ и «Времена года» - что бывает зимой (снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз). П/игра : «Мы веселые ребята» - учить детей бегать, увертываться, не попадаться ловишки . И/р по ФИЗО : ходьба широким шагом. Труд. поручения : лопатами огребать снег в штабеля, чтобы он уплотнился и из него можно было строить постройки – воспитание трудолюбия.

Слайд 33

Наблюдение за ветром. Есть или нет ветер? Почему он дует? Какой ветер? (сильный, слабый, холодный, теплый) Как можно определить силу ветра? ( флажок, рука, платок, вертушка) Какие направления ветра вы знаете? Художественное слово : Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь синее море, всюду веешь на просторе. Д/ и «Угадай по голосу» - развивать умения слушать других. П/игра : «Охотники и зайцы» - упражнять детей в метании, ориентировке в пространстве. И/р по ФИЗО : ходьба широким шагом, ходьба змейкой. Труд. поручения : дать детям метлы, подмести веранду, дорожки – приучать детей трудиться, беречь свой труд и труд взрослых

Слайд 34

Наблюдение за белкой Наблюдение за белкой. Весь день белка занята добыванием пищи. Рассмотреть следы белки. Что белочка заготавливает осенью? Придумайте загадку о белочке. В сильные морозы белочка прячется в гнезде, затыкает отверстие и несколько дней сидит в своем теплом домике. Художественное слово : зачитать отрывок А.С. Пушкина о белочке «Сказка о царе Салтане » Д/ и «У каких животных меняется окраска зимой» - закрепить знания детей о животных. П/игра : «Охотники и зайцы» - упражнять детей в прыжках. И/р по ФИЗО : перепрыгивание с одного снежного вала на другой, перелезание через несколько небольших снежных валов. Труд. поручения : предложить детям расчистить дорожки от снега.

Слайд 35

Наблюдение за кроликом внешний вид, окраска, где живет, чем питается, какую пользу приносит. Кто это? Опиши внешний вид? Чем покрыто тело кролика? Какая у кролика мордочка? Какие глаза, уши, хвост, ноги? Отметить различия в длине передних и задних ног, наблюдать за движениями зверька, как он прыгает, отметить повадки. Художественное слово : его обожают и звери и птицы. Он каждого кустика в поле боится. Зимою под елкой он так замерзает, что летом шубейку свою он снимает. Д/ и «Назови одним словом» - активизировать обобщающие слова в речи детей. П/игра : «Охотники и зайцы» - упражнять детей в прыжках. И/р по ФИЗО : прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Труд. поручения : подмести участок, веранду.

Слайд 36

Наблюдение за солнцем и небом. Отметить тень от столба (стала короче). Какие изменения заметили в небе. Солнце стало светить ослепительно ярко, даже больно смотреть. Но греет еще не очень сильно, бывают даже дни холодные. Особенно холодно по утрам и вечером. Какие изменения связаны с тем, что солнце греет ярче, чем зимой. Снег начинает таять, чернеет, бегут ручьи, с крыши капает капель, небо светлое, голубое. Художественное слово : Сияет солнце, воду блещут, на всем улыбка, жизни – на всем, деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом. Мокрый апрель – хорошая палена. Д/ и «Угадай по описанию» - умение находить то или иное дерево по описанию. П/игра : «Ловля бабочек» - упражнять детей в беге, ловкости, смекалке. И/р по ФИЗО : пробежки с чередованием с ходьбой. Труд. поручения : предложить разбросать кучи снега на участке, чтобы он быстрее растаял и стало сухо и чисто.

Слайд 37

Дидактические игры экологического содержания

Слайд 38

Пояснительная записка Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является- игра. Как известно, самая лучшая форма, в которой дети усваивают любую информацию – игровая. Игра - это, своего рода, средство познания ребенком действительности. Как и любые другие игры, дидактические игры по экологии выполняют определенную функцию. Именно благодаря ним, появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норму и правила взаимодействия с природой, воспитывать сопереживание, активность в решении некоторых экологических проблем. Многие верят, что детские дидактические игры по экологии станут ключевым фактором в этом вопросе из-за своей восприимчивости со стороны детей и высокой результативностью процесса. И это именно то новое, что заслуживает влиться в процессы детского обучения, перейдя со временем в раздел классики.

Слайд 39

«Угадай растение по описанию» Игровая задача . Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие . Поиск предмета по загадке-описанию. Правило . Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе. Оборудование. Для первых игр отбирают не- сколько комнатных растений (2—3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение. Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже («на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цветоножке. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его. Можно предложить ребятам найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное.

Слайд 40

«Четвертый лишний». Игровая задача: закреплять знания детей о насекомых. Ход игры : воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово: 1) заяц, еж, лиса, шмель; 2) трясогузка, паук, скворец, сорока; 3) бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 5) пчела, стрекоза, енот, пчела; 6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 7) таракан, муха, пчела, майский жук; 8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9) лягушка, комар, жук, бабочка; 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей. Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану). Словарь : муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Слайд 42

«Угадай, что в мешочке?». Игровая задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам. Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др. Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

Слайд 43

«Природа и человек» Игровая задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа. Материалы: мяч. Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Слайд 44

«Выбери нужное». Игровая задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность. Материалы: предметные картинки. Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

Слайд 45

«Где снежинки?» Игровая. задача : закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность. Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Ход игры: Вариант№ 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Во время движения по кругу произносятся слова: Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать? С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор. Вариант№ 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы: - В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

Слайд 46

«Весной, летом, осенью». Игровая задача: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность. Материалы: мяч. Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

Слайд 47

«Цветочный магазин». Игровая задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Материалы: лепестки, цветные картинки. Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме. Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь. Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Слайд 48

«Что было бы, если из леса исчезли…» Игровая задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе. Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Слайд 49

«Цепочка». Игровая задача: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы. Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Слайд 50

Игра с мячом «Воздух, земля, вода». Игровая задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. Материалы: мяч. Ход игры: Вариант№1 . Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д. Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Слайд 51

«Вершки – корешки». Игровая задача: учить детей составлять целое из частей. Материалы: два обруча, картинки овощей. Ход игры. Вариант 1 . Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д. Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно найти свою пару.

Слайд 52

«Что в корзинку мы берем». Игровая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы. Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок. Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме: «Дидактические игры экологического содержания, их значение в развитии речи детей дошкольного возраста».

Дидактические игры экологи­ческого содержания способствуют развитию речи детей. Играя дети общаются со взрос­лыми и сверстниками, у них формируется уме­ние слушать и понимать обращенную речь, под­держ...

Методическая разработка: "Картотека физкульминуток и пальчиковой гимнастики экологического содержания"

В картотеке представлены упражнения для развития мелкой моторики рук, речевого интонационно-ритмического слуха, способствующие развитию ребенка....

картотека опытов и экспериментов по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. О...

«Картотека игр с экологическим содержанием в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Экологические игры могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки...

«Картотека игр с экологическим содержанием в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Экологические игры могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют ...

«Картотека игр с экологическим содержанием в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Экологические игры могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формир...