Конспект ООД «Наряды куклы Тани. Знакомство с текстилем» Старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект ООД «Наряды куклы Тани. Знакомство с текстилем»

Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekstil_-naryady_kukly_tani.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Наряды куклы Тани. Знакомство с текстилем

Старшая группа.

Цель: Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства тканей (впитываемость); побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.

Задачи:  

  1. Закрепить с детьми знания о назначении одежды.
  2. Познакомить детей с разными видами одежды.
  3. Показать взаимосвязь одежды со временем года.
  4. Формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о свойствах и качествах материалов, об их происхождении.
  5. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы.
  6. Обогащать словарь детей, развивать связную речь.

Предварительная работа

Рассматривание предметных картинок по теме; загадывание и отгадывание загадок; беседа о профессиях; рассматривание различных видов ткани; чтение литературных произведений: Г. Х. Андерсен «Лен», К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Б. Заходер  «Портниха».

Материалы и оборудование.

Просмотр презентации «Знакомство с текстилем», загадки о временах года, разные виды тканей, кукла, кукольная одежда (сезонная), коробка, конверт, демонстрационные картинки «Времена года», увеличительное стекло (лупа), пипетки.

Ход занятия.

1. Сюрпризный момент.

Здравствуйте, ребята!

- К нам в гости сегодня пришла кукла, а зовут ее Таня. Посмотрите, что она с собой принесла? (коробку).

- Давайте, вместе посмотрим, что же в этой коробке лежит? (ответы детей)

Сверху в коробке лежит конверт, а снизу одежда куклы (сезонная).

- Дети, посмотрите! Здесь, письмо с картинками и одежда.

- Что же это за картинки? (ответы детей)

- Правильно, ребята! Это картинки с изображением времен года.

- А как Вы думаете, для чего они нужны Тане? (ответы детей)

- Ребята, может, ответ указан в письме? Давайте его прочитаем и узнаем, что же там написано.

Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, отгадать загадки,

 чтобы я могла узнать, для чего в моей коробке лежат картинки и  столько разных  вещей?

- Педагог зачитывает загадки.

Запорошила дорожки,      

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

- Ребята, о каком времени года эта загадка?  (ответы детей).

- Правильно, ребята! Какие  вы, внимательные!

- Давайте теперь послушаем следующую загадку? О чем же она?

Тает снег, звенят ручьи,

Все сильней потоки,

И летят уже грачи

К нам из стран далеких. (Весна)

- О каком времени года – эта загадка? (ответы детей)

- Молодцы, ребята!

- Следующая загадка.

Можно купаться и рыбу ловить,

Можно по лесу с корзинкой бродить,

Бегать по лужам под дождиком теплым

И не боятся до нитки промокнуть. (Лето)

- Это …? (ответы детей) 

- Лето! Правильно, ребята!

- И последняя загадка.

Вот и стали дни короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг. (Осень)

- Ну, а это время года, как называется? (ответы детей)

- Какие, все внимательные! Вы справились с этим заданием!

- Итак, ребята, мы помогли отгадать все загадки куклы Тани. Как же связаны времена года, с одеждой, которую принесла нам Таня? (ответы детей)

- Почему вы так думаете?

Ответы детей.

- Верно, ребята! Получается, что Тане, нужно правильно распределить сезонную одежду. Давайте, поможем ей и поиграем в следующую игру.

2. Введение в проблемную ситуацию:  «Какая одежда, какому времени года подходит».

- Как  вы думаете, какую одежду можно носить зимой? Как мы называем одежду для зимы? (Слайд 6)

Зимняя.

- А какую одежду люди носят летом? Как оно называется? (Слайд 7)

Ответы детей.

- А как называют одежду, которую носят и осенью, и весной? Такая одежда называется демисезонная, т. е. ее носят между летом и зимой. (Слайд 8)

- Как вы думаете, по какому признаку мы разделили одежду на три группы: зимнюю, летнюю и демисезонную.

По тому, в какое время года эту одежду носят.

- А из чего шьют  одежду?

Из ткани.

- Какие свойства ткани вы знаете?

Ткань прочная, ее можно шить, стирать и гладить.

3. Игра «Лаборатория тканей»

- Сейчас я приглашаю вас в лабораторию тканей. Там мы узнаем, какая бывает ткань и из чего ее делают.

(На столе лежат лоскутки тканей).

- Ребята, выберите ту ткань, из которой можно сшить зимнюю одежду. Почему вы выбрали этот лоскуток?

Ответы детей.

- Правильно, для зимней и демисезонной одежды люди используют шерстяные ткани. Они теплые, плотные и пушистые. В них не холодно. А делают такую ткань из шерсти животных. (Слайд 9). Какие животные дают шерсть?

Ответы детей.

- В определенное время животных стригут. Подстриженных овечек отпускают гулять на луг, для отращивания шерсти. Шерсть расчёсывают,  прядут нити, окрашивают, вяжут тёплые вещи.

- А теперь поднимите лоскутки тканей для летней одежды. Почему вы выбрали эту ткань?

Ответы детей.

- Для  летней одежды ткань делают по-другому. Для нее выращивают специально растение – хлопок. (Слайд 10).  Расти, хлопок может только в жарких странах, он очень любит тепло и воду. Там  воды мало, поэтому, чтобы полить хлопковые поля, люди прилагают много усилий. Цветок хлопка похож на коробочку. Люди из коробочек достают хлопок, потом отправляют на очистительные фабрики. Там его расчесывают щетками. Вата – это и есть специально очищенный хлопок.  Раньше нити скручивали вручную, просто используя веретено или на специальных прялках. (Слайд 11).  Сейчас нити прядут и скручивают специальные прядильные машины, на прядильных фабриках.  (Слайд 12). Именно там из нитей ткут ткань.

Физкультминутка

Ох, испачкалась одежда,

Мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем,

Порошок мы насыпаем.

Пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем,

А потом легко и ловко

Все развесим на веревках.

А пока одежда сушится,

Мы поиграем и покружимся.

4. Экспериментальная деятельность.

- Возьмите лупы и посмотрите на лоскутки ткани – сатин плотный, ситец – потоньше. Это хлопчатобумажная ткань, ее делают из хлопка.

- Посмотрите на переплетение нитей, на какой рисунок оно похоже? Ак называется ткань из хлопка?

Ответы детей.

- А теперь давайте рассмотрим льняную ткань. Она легкая, тонкая, гладкая. Посмотрите через лупу, какие тонкие льняные нити. Обратите внимание на их переплетение.

- Лен растет отдельными стебельками. (Слайд 13). Когда он отцветает, его срезают и сушат на солнце. Затем колотят, треплют, прядут льняные нити. Из них ткут ткань, которая словно хранит северную прохладу, т. к. растет в северных областях России. Именно в одежде из льняной ткани, легче переносится жара.

Педагог обращает внимание на лоскуток ткани.

- А кто-нибудь знает, как делают шелк? (Слайд 14).

- А шелк, ребята, людям дают специальные гусеницы, они так и называются – шелкопряды, потому что прядут шелковую нить. Вы когда-нибудь видели пака в паутине? Паук прядет тонкую паутину, а гусеница-шелкопряд – тонкую-тонкую шелковую нить. Таких гусениц специально разводят. Они питаются листьями только одного дерева – Тутового. Тутовые деревья растут теплолюбивых странах, их специально выращивают для гусениц-шелкопрядов. Впервые таких гусениц стали разводить в Китае. Китайцы долго хранили секрет изготовления шелковой ткани, поэтому шелк был одной из самых дорогих тканей. Эти шелковые нити специально обрабатывают и потом делают шелковые ткани: они очень легкие, приятные на ощупь и в них не жарко летом.

- Очень много одежды мы носим из трикотажа. Трикотаж – вязаное полотно, которое вяжут из разных нитей: хлопка, льна, шерсти. Рассмотрите внимательно трикотажную ткань в лупу.  Что вы увидели?

Косички, петельки.

- Правильно, у трикотажной ткани косички и петельки, не переплетения, как у льняной, хлопчатобумажной и шерстяной ткани.

Ткани, о которых мы говорили, натуральные. Они сделаны из того, что есть в природе. Но люди придумали и искусственные ткани, для того, чтобы улучшить их свойства. Например, куртки, которые вы носите, должны отталкивать воду. Они сшиты из синтетических материалов.

5. Игра «Ателье»

- Как же появляется одежда?

Ответы детей.

- Правильно, если необходимо сшить большое количество одежды, то шьют ее на швейных фабриках. (Слайд 16).

- А если нужно сшить одежду на заказ, то тогда обращаются в ателье. (Слайд 17). Кто же работает в ателье? Есть такая профессия – модельер. (Слайд 18) Он придумывает модель платья. Каким будет это платье с длинными или короткими рукавами, с воротничком или без, а пояском или без него, решает модельер.

- Закройщица измеряет сантиметром размеры заказчика, рисует выкройку, вырезает из ткани. (Слайд 19).

- Только потом швея сшивает детали выкройки и получается готовое платье. (Слайд 20)

7.  Рефлексия. Подведение итогов.

Итак, ребята! Сегодня мы с вами, помогли кукле Тане подобрать одежду соответствующую своему времени года. И рассказали много интересного о профессиях связанных с текстилем и производством разнообразных видов тканей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: "Наряды для куклы Тани"

Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей (5-6 лет)по теме "Наряды куклы Тани". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект по...

Наряды куклы Тани (знакомство со свойствами тканей)

знакомство со свойствами тканей. Дыбина. Если нужна презентация, могу выслать на электронную почту...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Наряды куклы Тани"

Конспект ООД с использованием графомоторных упражнений...

Презентация к конспекту ООД «Наряды куклы Тани. Знакомство с текстилем» Старшая группа.

Презентация к конспекту ООД «Наряды куклы Тани. Знакомство с текстилем» Старшая группа....

Конспект по социально-коммуникативному развитию «Знакомство с Невой» (старшая группа)

Конспект по социально-коммуникативному развитию«Знакомство с Невой»(старшая группа)...

КОНСПЕКТ НОД «Наряды куклы Тани»

Побуждать детей выделять особенности предметов одежды: размер, цвет, материал, части, назначение. Продолжать учить описывать предметы одежды. Познакомить детей с разными видами тканей. Обратить вниман...

Окружающий мир КОНСПЕКТ НОД «Наряды куклы Тани»

Конспект занятия по окружающему миру...