Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию в логопедической группе «Путешествие по России»
план-конспект занятия по окружающему миру

Козлова Ольга Геннадьевна

Обобщать и систематизировать знания детей о России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию в логопедической группе                        «Путешествие по России»

Цель:  Обобщать и систематизировать знания детей о России.

Програмные задачи: 

Развивающие: 

Формировать уважительное отношение к государственным символам.

Развивать диалогическую речь, память, мышление.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц.

Формировать умение конструировать объемную геометрическую фигуру — конусом и способом его конструирования из четверти круга и закрученных полосок (витая спираль).

Развивать мелкую моторику рук, воображение при оформлении дерева.

Обучающие: 

Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.

Закрепить названия российских городов, названия рек, народных промыслов, праздников.

Закрепить названия российских городов, названия рек, народных промыслов, праздников.

Воспитательные: 

Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукции картин о нашей необъятной стране и её прекрасной природе.

Чтение стихов о Родине и пословиц и выборочное заучивание.

Прослушивание записей песен о Родине, гимна России.

Изготовление полосок для веток.

Методы и приёмы: 

Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная.

Ожидаемый результат: Освоение темы.

Материалы и оборудование:

Мультимедиа с презентацией к занятию, ноутбук. Географическая карта России. Набор слогов для составления слов  РОДИНА, ОТЧИЗНА, РОССИЯ, ОТЕЧЕСТВО.  Дерево «Береза»,  на каждого ребенка цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей, кисти для клея, салфетки из ткани и бумажные, костюм инопланетянина. Гимн России, песня о Родине, спокойная классическая музыка во время выполнения задания, диски с записями музыки, репродукция картин.

Ход НОД:

Дети входят в зал под песню «Россия», звучащей в грамзаписи и встают, образуя круг. (Слайд 2)

Воспитатель: Ребята, закончите предложение в рифму

Живем мы в радостном краю,

И знать его должны мы.

 Страну свою … (Россию).

Всей душой мы любим… (Родину свою).

Воспитатель: (обращаясь к детям)

Найдите волшебные конверты, которые спрятаны в зале, где растет береза (дети по - одному берут конверты и становятся в круг).

Воспитатель: Посмотрите, что в конвертах?

Дети: (дети читают слоги на карточках, находящихся в конвертах)

ЧЕСТ, НА, ДИ, РО, ТЕ, СИ, Я, РОС, ЧИЗ, НА, ОТ, ВО, О.

Воспитатель: Кто из вас соединит карточки так, чтобы из слогов получились слова: РОДИНА, ОТЧИЗНА, РОССИЯ, ОТЕЧЕСТВО? (дети выполняют)

(Слайд 3) Стук в дверь.

Воспитатель: Кто-то к нам спешит.

Входит инопланетянин. (Слайд 4)

Инопланетянин: Куда я попал?

Воспитатель: Это планета - Земля. А попали в детский сад.

Инопланетянин: В детский сад? Ребята, я давно наблюдал за вашей планетой и давно мечтал побывать на ней.

Воспитатель: А с какой планеты вы к нам прилетели?

Инопланетянин: Я с планеты Марс! Я — марсианин!  (Слайд 5) Это яркая красивая звезда. Ребята, я знаю, что на Земле много разных стран.   

Инопланетянин: Как называется страна, в которой вы живете?

Дети: Россия! 

Инопланетянин: А что такое — Россия?  (Слайд 6)

Дети: Страна, в которой мы живем. Дом, где родился; березка у родного порога; место, где жили предки и т.д.

Инопланетянин: А чем Россия отличается от других стран?

Дети: Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями.

Воспитатель: Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина. И я предлагаю вам ребята и нашему гостю отправиться в путешествие по России на поезде. (Слайд 7)

Воспитатель: Вы согласны?

Дети и гость: Да!

Воспитатель: Тогда, берите с собой свои знания и вперед! Отправляемся! (на карте висят конверты, а в них вопросы для детей, воспитатель каждый раз берет конверт).

Воспитатель: Станция «Лесная».  (Слайд 8)

- Какие деревья растут в лесах России? (береза, дуб, ель, сосна, клен) (Слайд 8)

- Какие ягоды можно собирать в лесу России? (чернику, бруснику, клюкву, малину, землянику, ежевику).  (Слайд 9)

- Какие птицы живут на территории России? (ворона, воробей, синица, снегири). (Слайд 10)

- Какие рыбы водятся в реках и озерах? (окунь, карась, щука, лещ).  (Слайд 11)

Воспитатель: Станция «Историческая».  (Слайд 12)

- Какие праздники отмечают на Руси с древних времен? (Рождество, Пасха, Масленица…).  (Слайд 12)

-Какие блюда русской кухни вы знаете? (каши, пироги, блины, щи…). (Слайд 13)

- Какую обувь носили русские крестьяне? (лапти). (Слайд 14)

-Какой сувенир считался символом России? (матрешка). (Слайд 15)

- Какие промыслы и ремесла существуют в России? (жостовские подносы, гжель, хохлома, дымковская игрушка). (Слайд 16)

Воспитатель: Станция «Литературная».  (Слайд 17)

Назовите великих русских писателей и поэтов. (Пушкин, Толстой, Есенин…). (Слайд 17)

- Назовите русские народные сказки. («Репка», «Колобок», «Маша и Медведь»…).  (Слайд 18)

- Продолжите русские народные пословицы:

Хлеб… (всему голова).   

При солнышке тепло, … (при матери добро). 

Лес - богатство и краса: … (береги свои леса). 

Дерево дорого плодами, а … (человек делами).

Воспитатель: Станция « Знайкина ».  (Слайд 19)

- Назовите столицу России. (Москва). (Слайд 19)

- Назовите место работы президента России? (Москва, Кремль). (Слайд 19)

- Как зовут президента России? (Путин В.В.)  (Слайд 20)

- Назовите реки России. (Волга, Ока, Обь, Енисей, Лена, Москва…). (Слайд 21)

- Назовите города России. (Москва, Санкт-Петербург, Челябинск…). (Слайд 22)

- Назовите ближайших соседей России. (Казахстан, Белоруссия …).

- Назовите основные символы нашей страны? (Герб, флаг, гимн).  (Слайд 23)

- Расскажите, что вы знаете о гербе.

Дети:

У России величавой,

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

Дети: Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. 

Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаков.

Воспитатель: А что такое гимн? И что вы знаете о нем?

Дети: Гимн - торжественная песня, символ государства. Гимн исполняют и слушают стоя. (Звучит гимн России).  (Слайд 24)

Воспитатель: Следующая станция «Творческая».  (Слайд 25)

С чего начинается наша Родина?

Дети:                                     С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

Воспитатель: Какой русский человек не любит березку — красавицу! Береза - символ России. Как она хороша в разные времена года! Прямая, стройная, белоствольная. Заведем хоровод «Береза».  (Слайд 25)

Дети заводят хоровод «Береза» (дети идут по кругу, взявшись за руки).

Берёза моя, березонька,

Береза моя белая, береза кудрявая.

(Дети останавливаются, поднимают руки, тянутся вверх).

Стоишь ты, березонька,

Посреди долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

(Дети медленно приседают).

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сконструировать из бумаги березку, выполнив на основе конуса -  ствол, а веточки - способом витой спирали.    (Дети склеивают конус. Закрученные зеленые полоски приклеивают к стволу. Способом обрывания наклеивают черные пятна на ствол).  (Слайд 26)

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь нас ждет последняя станция.

Станция «Единственная».  (Слайд 27)

Звучит тихое звучание песен о Родине и воспитатель выставляет репродукции картин.  (Слайд 27)

Воспитатель: Наши деды и прадеды сохранили для нас, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки. А теперь уже наша очередь - беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, свою большую прекрасную Родину - Россию.

Воспитатель: Подумайте и назовите, какие наши действия, какие наши дела россиян необходимы нашей Родине?

Дети: Любить её, беречь каждый кустик, дерево, травку. Защищать, сохранять её богатства, работать, трудиться, не давать загрязнять, не допускать пожаров. Жить в мире и дружбе.

Воспитатель: Запомните, ребята: люди должны быть добрыми, жить в мире и дружбе. И тогда на Земле не будет зла, насилия, войны.

Воспитатель: Какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине, о её защитниках - русских богатырях?

Дети произносят:

Родина любимая, что мать родимая.

Рыбам — море, птицам — воздух, а человеку — Отчизна.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Человек без Родины — соловей без песни.

Тот герой — кто за Родину горой.

Нет Ничего на свете краше, чем Родина наша.

Жить — Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

На чужой сторонушке и весна не красна.

Воспитатель: Кто хочет прочитать стихи о Родине?

Дети: «Родина» Ф. Савинов.

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Вижу горы – и долины,

Вижу реки и моря —

Это русские картины,

Это Родина моя!

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья –

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

***

«Моя Родина»

Великую землю,

Любимую землю

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

***

«Родина»

Слышишь песенку ручья — это Родина моя!

Слышишь голос соловья — это Родина твоя!

Видишь звездочки Кремля — это Родина твоя!

Школа, где твoи друзья — это Родина твоя!

Руки матери твоей, шум ветвей, и звон дождей,

И в лесу смородина — это тоже Родина!

***

Инопланетянин: Ребята, я узнал много интересного о России. Спасибо Вам! Я слышу сигнал, мне пора возвращаться обратно на космический корабль.            (Слайд 28)

Воспитатель: А мы Вам хотим подарить символ России - Берёзу. Вспоминайте о нас и о России. (Символ дарят инопланетянину, и он улетает на марс.) (Слайд 29), (Слайд 30)

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше с вами путешествие по России.

Воспитатель: О чем мы говорили во время путешествия?

Дети: О Родине, о мире, о Земле. (В заключении песня о Родине в грамзаписи). (Слайд 31)

Воспитатель: Ребята, подарите свой символ России гостям.

Дети дарят символ России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и трудовому воспитанию в первой младшей группе «Зимушка-Зима»

Данный конспект прогулки зимой предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Конспект написан с развернутым описанием игр, наблюдения, трудовой деятельности детей. Благодаря использованию в работе игр...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и трудовому воспитанию в первой младшей группе «Весна - красна»

Данный конспект прогулки весной предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Конспект написан с развернутым описанием игр, наблюдения, трудовой деятельности детей. Благодаря использованию в работе иг...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и лепке в первой младшей группе

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Благодаря использованию в работе игровых приёмов, коротких стихов у детей формируется глубокий познавательный интерес к природе. Ц...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"

Цели и задачи:-   уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,-  закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"

Цели и задачи:-   уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,-  закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи и ручного труда в старшей группе. Обереги своими руками.

В нашей стране живет трудолюбивый, дружный, певучий, гостеприимный народ, который имеет и уважает свою страну, гордится ею, своей семьей, традициями, обычаями, оберегами. Наша обязанность знакомить де...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ПРАЗДНИК ПАП"

Формировать у детей знания о празднике День защитника Отечества.Развивать связную речь детей, побуждая их составлять небольшие рассказы о своих папах.Обогащать лексический запас слов по теме (Отечеств...