"Земля наш общий дом".
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

Оздоева Марет Мухарбековна
Цель: 1. Углубить представления о том, что планета Земля-это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки - твердая земля-суша, где живут люди. 2. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь. 3. Воспитывать стремление беречь нашу Землю. 4. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений. 5. Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление. 6. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Материалы и оборудование: Компьютер, проектор, Глобус, физическая карта, плакат «Солнечная система», картины изображающие различные народы, населяющие планету Земля, яблоко-макет для проведения исследования. Ход занятия На центральной стене зала висит большое панно с изображение земного шара. На боковой стене размещены: физическая карта мира, плакат «Солнечной системы», около стены на столах разложены книги о планете Земля, о космосе, иллюстрации «Народы мира». Вход детей Звучит мелодия русской народной песни «Родина» (Вижу чудное приволье). Педагог: Добрый день, мои юные друзья! Ребята, мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя — Россия! Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Севера до южных морей, от Балтийского моря до Тихого океана. Это огромное государство! Мы с вами совершили много интересных и увлекательных путешествий по родной стране. Что же вы увидели вокруг? Узнали? Только давайте договоримся ‚ что будем отвечать используя символ «Поднятой руки». Кто расскажет? Подойди к карте и покажи. Дети: Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Педагог. Кто дополнит рассказ? Подойди и покажи. Дети: Есть маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Педагог: Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности — трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но на планете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если отгадаете загадку, то узнаете, как его название. Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что наш дом большущий шар. Дети: Земля! Педагог: А как еще в народе говорят? Дети: «Никого не родила, а все матушкой зовут» Педагог: Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля? Дети: наша планета-это огромный, преогромный шар. Такой большой, что нужно много- много дней‚ даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Педагог: Друзья мои! Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается нет, а как же они себе рисовали Землю, на которой жили? По-разному. Их представления кажутся на сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными. Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир (демонстрация иллюстраций или слайды) Дети: Древние люди думали, что Земля - огромная и плоская, как блин или как тарелка и можно добраться до края Земли. Дети: Одни говорили, что ее поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане. Дети: Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане. Дети: Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до края и посмотреть, что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть. Дети: Люди отправлялись в путь пешком или верхом на лошадях, или на корабле. Педагог: И добрались они до края Земли? Дети: Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено. Вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды. Педагог: Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали свое путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?»- задумались люди. Да потому вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская как блин. Нет. Она круглая как шар. (работа с карточками) Педагог: Ребята возьмите конверт № 1, в котором лежат карточки. На обоих карточках изображены Бурундук и Медведь. Они ждут восхода Солнца, сидя спиной друг к другу. Бурундук смотрит на вершину горы, а Медведь на долину. Они поспорили, кто первый увидит лучик Солнца. Сидят долго. Солнце начало всходить, Медведь решил, что увидит первым, но тут Бурундук закричал первым, первым увидел лучик ‚ который показался на вершине горы. Ребята возьмите карточку 1, и обратите внимание на Землю, она круглая, герои ждут восхода Солнца. Подумайте, почему Бурундук на вершине горы увидел Солнце. Дети: Лучи Солнца прямые. Педагог: Да, мы знаем, что лучи Солнца прямые и долетают от Солнца до Земли очень быстро. Это можно проверить. Попробуйте с помощью линейки провести прямой солнечный луч от восходящего Солнца до вершины горы и до головы медведя. Подумайте, почему Медведь не увидел луч Солнца первым? Дети: Земля круглая и есть такое время утром, когда солнечный лучик уже освещает вершину горы, а к Медведю ему мешает попасть Земля. Педагог: А теперь возьмите карточку№2, где Земля как бы плоская. Кто ответит? Какой будет результат? (дети проводят луч Солнца) Дети: Он тогда, как Солнце показалось из воды, то тут же одновременно и Бурундук и Медведь увидели бы солнечный свет. Педагог: Правильно. Но мы знаем, что Бурундук увидел лучик Солнца первым. Это подтверждает, что Земля круглая в виде шара, а лучи Солнца прямые. Давайте еще раз убедимся, что Земля — шар. Мы ведь с вами не моряки, и высоких гор поблизости нет. Можем ли мы заметить, что Земля-шар? Видели ли вы закаты? (работа с карточками) Возьмите конверт №2. У вас две карточки. Возьмите карточку №2. Попробуйте на рисунке провести прямой Солнечный луч от заходящего Солнца до облака и до домика на Земле. Что будет освещено? А что оказалось в темноте? А, что было бы, если бы Земля была плоская? Возьмите карточку №1 и проведите лучик Солнца. Дети: (ответы детей) Педагог: (подводит итог, что земля имеет форму шара и солнечные лучи прямые). Педагог: Большую роль познания мира сыграло время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти кораблях моряк-путешественник Магеллан. Три года плыли его корабли все вперед, не меняя направления, а сверли свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана и только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт, с противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля, что Земля-шар и ее можно объехать кругом. Педагог: показывает глобус. Что это? Дети: глобус. Педагог: Что такое глобус? Дети: Глобус это крохотная модель Земного шара. На нем нарисована то, что есть на настоящей Земле. Океаны и суши. Педагог: Дети представьте, что Земля-яблоко (отрезает четвертую часть яблока). Это и будет суша, а все остальное- это реки, озера, моря, океаны. Таким образом, вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли. Может вы знаете, как называются моря и океаны? предлагает детям показать моря и океаны) Педагог: И так, вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси (вращает глобус, также вращается Земля. Земля-спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят «День и ночь, сутки прочь». Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся еще восемь планет. (педагог предлагает детям на плакате «Солнечной системы» найти наш дом- Землю). Кто желает показать нашу родную планету на звездной карте (дети показывают) Педагог: Как вы узнали, что это Земля? Дети: Наша планета голубого цвета. Педагог: Почему она голубая? Дети: на Земле много воды, когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром голубого цвета. Педагог: Друзья, что же тогда окружает Землю? Окружает ее огромное пространство, которое называется космическим пространством или космосом. Это пространство на пустое, оно заполнено различными космическими телами-звездами, планетами, кометами и метеоритами. Над Землей находится огромный воздушный океан- атмосфера, и мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем и прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже трамваи и троллейбусы «купаются» в этом океане. Он очень важен для нашей жизни. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы, и растения- все живое на Земле не может обойтись без него. А если бы этот океан исчез, то наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой. Воздушная оболочка Земли - это ее удивительна голубая «рубашка». В этой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как например, Луна и планета Меркурий. Воздушная оболочка - «боевая кольчуга», которая защищает Землю от космических «снарядов»- метеоритов. Еще одна важная работа воздушного океана - следить за климатом на нашей планете, перегоняя холодный воздух на юг, теплый - на север. И только благодаря воздушной оболочке- атмосфере на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует жизнь. Педагог: Ребята, а кто знает, что такое звезды? (ответы детей) Педагог: Правильно, звезды - это огромные огненные шары. А почему же они кажется такими маленькими? Дети: Они находятся очень далеко от нас. Педагог: А какая звезда к нам ближе всего? Дети: Это звезда Солнце. Она дает нашей планете свет и тепло, без нее не было бы жизни на Земле. Педагог: Молодцы ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь? Дети: На Земле есть вода для питья, и воздух для дыхания. Педагог: Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам. Много миллионов лет назад Земля представляла огромный материк. В результате стихийных катаклизмов этот материк стал разрушаться. От него стали отделяться большие и малые материки. На материках живут разные народы, животные и растут растения. (стихотворение автор В. Орлова «Общий дом», читает ребенок).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной деятельности ко дню земли: «Земля наш общий дом»

Цель: Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе, как не возобновляемому, жизненно важному ресурсу...

«День Земли» итоговое занятие по проекту «Земля-наш общий дом» на РМО музыкальных руководителей

Аннотация: праздник «День Земли" для детей старшей группы направлено на развитие экологической культуры дошкольников. Данное мероприятие является обобщающим по теме: «Земля-наш общий ...

Сценарий праздника «День Земли» ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

День Земли отмечают на всей планете 22 апреля, ведь планета наш общий дом. И не будем забывать, что только вместе мы сможем её уберечь. А чтобы узнать, как же живёт наша планета, мы отправимся в необы...

Сценарий развлечения к Дню Земли «Земля – наш общий дом!» 2019 г

Цель: Расширить понятие детей о планете Земля, как о родном доме, который надо беречь Задачи: 1. Формировать знания о природе и бережном отношении к ней 2. Расширять словарный запас детей, память, быс...

Творчество детей дома в условиях самоизоляции. Рисование к дню Земли на тему"Земля -наш общий дом"

Предлагаем творческие работы детей в условиях самоизоляции, которые выполнили вместее с родителями....

Сценарий досуга в День Земли для второй младшей группы «Земля – наш общий дом»

Сценарий досуга в День Земли для второй младшей группы«Земля – наш общий дом»Цель: формировать бережное отношение к нашей планете.Задачи: развивать представление о жизни на Земл...

«Земля - наш общий дом-спасем планету Земля»

Цель: Углубить и закрепить знания детей об охране природы.Образовательные:Дать элементарные знания о значимости Дня Земли для людей, о людях-экологах, (люди, которые помогают природе);Помочь детям осо...