Картотека наблюдений на прогулке осенью в старшей группе в ДОУ
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Картотека наблюдений на прогулке осенью в старшей группе в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_na_progulke_osenyu_starshaya_gruppa_.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №80 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Планирование

наблюдений на прогулке

в осенний период

 (старшая группа)

Воспитатель Кочеткова Мария Сергеевна

Наблюдения за цветником

Цель: создать условия для формирования представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются.

Ход наблюдения:

I часть (организационно-мотивационная)

Осень наступила,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Вопросы: - Какими стали цветы на клумбе?- Почему они завяли? - Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать  семена.)

Мотивация: прилетела бабочка и расстроилась, что цветочки засохли и весной она не увидит их красоты? - Что будем делать? (поможем, расскажем) - Как мы для бабочки вырастим новые  цветы? (ответы детей) - Все ребята хотят помочь?

II часть (реализация наблюдения)

У клумбы: «Здравствуйте, цветочки, как вам живется в нашем цветнике?» (Фантазии детей.) Как вы думаете, они живые? (Ответы детей.) Конечно, живые. Чем они дышат? (Листочками.) Чем достают воду из земли? (Корнями.) На чем сидят листья и цветок? (На стебле.)   Ребята, наши цветы  расцвели в июне и цветут до поздней осени. Посмотрите, лепестки цветка покрыты лёгким налётом похожим на бархат, поэтому их  называют «бархатцы». Что вы можете сказать о бархатцах, какие они? (Красивые, красные, желтые, пышные, раскидистые) На что похожи листья бархатцев? (На перья) А посмотрите на цветы, что расстроило бабочку? (цветы завяли и высохли) А почему это произошло? (Стало холодно, мало солнца), А что же там появилось? (Семена). Показать семена детям, поискать их на разных цветах. Что  мы вырастим из семян? (Новые растения) Собрать с детьми семена в коробочки, высушить.

III часть (оценочно-рефлексивная)

Давайте проверим, всё ли поняла бабочка? Дети давайте еще раз расскажем бабочке про бархатцы, что с ними случилось , зачем мы собрали семена. Дети рисуют цветными мелками на асфальте бархатцы. Бабочка благодарит детей.

Наблюдение за работой дворника

Цель: создать условия для воспитания у детей желания участвовать в труде, оказывать помощь взрослым, соблюдать чистоту и порядок на участке. Учить детей работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.

Ход наблюдения

I часть (организационно-мотивационная)

Стихотворение В. Степанов:

Встает дворник на заре,
Крыльцо чистит на дворе.

Дворник мусор уберет,
И дорожки разметет.

Вопросы: О ком стихотворение? Что делает дворник? Зачем убирать двор?

Мотивация: Отгадайте загадку

Походить бы по двору, все соринки соберу,

Но сама ходить не может, ждёт, когда ей кто поможет. (Метла.)

Поможем? Какие еще орудия труда имеются у дворника? А мы можем помочь дворнику?

II часть (реализация наблюдения)

Давайте поиграем в игру «Сделай сам» - сделаем из сухой травы  и веточек веник и подметем дорожки. Трудная работа у дворника? Давайте поможем и соберем палочки, камушки. Как вы думаете, нужна работа дворника? Почему?

III часть (оценочно-рефлексивная)

Ребята, вам понравилось помогать  дворнику? Что дворник делает?

Почему на дорожках должно быть чисто? А у нас чисто во дворе? Давайте поблагодарим дворника за его важный и нелёгкий труд. Скажем ей спасибо за то, что у нас чисто на территории  детского сада…

Наблюдение за ветром

Цель: создать условия для уточнения и расширения знаний детей о воздухе, о природном явлении «ветер», причинах его возникновения.

Ход наблюдения:

I часть (организационно-мотивационная)

Не увидишь меня глазом, я способен на проказы,

На бегу, срываю шляпы, ёлок раскачаю лапы.
Унести белье с веревки хватит у меня сноровки.
Пролистать могу газету, громко шелестеть при этом…
Вот в лесу любой заметит, лес шумит, гуляет … (
ветер)

Вопросы: О чем загадка? Что мы будем наблюдать?

Мотивация: прилетела синичка, и не понимает, почему ей иногда сложно взлететь с ветки и полететь. А что бы вы хотели узнать о ветре? А как можно познакомиться с ветром?

II часть (реализация наблюдения)

Ребята, попробуем создать ветер при помощи рук.  Что такое ветер? (движение воздуха) Можно ли увидеть ветер? Скажите, какой он? А сейчас есть ветер? Как вы это поняли? Игры с вертушками. С помощью вертушки понаблюдать за его движением (откуда и куда дует ветер). Остается ли положение вертушки постоянным, или оно меняется? (Вывод: ветер может дуть с разных сторон.) Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать легче и почему. Напомнить значение ветра для распространения пыльцы и семян растений.

III часть (оценочно-рефлексивная)

Понравилось ли вам наблюдать за природой когда ветрено? Что нового узнали? Игра малой подвижности «Быстрее ветра» По команде нужно занять два обруча-домика, в каждом домике по 2 человека. Кому домика не хватило выходит из игры. Кто побеждает, те – быстрее ветра

Наблюдение за синичками

Цель: создать условия для формирования  представления детей о внешнем виде синички, ее  повадках, среде обитания, воспитывать заботу о зимующих птицах.

Ход наблюдения:

I часть (организационно-мотивационная)

Синица, синица, что тебе снится?
- Зёрнышки, мошки, да хлебные крошки.
- Синица, синица, ещё что-то снится?
- Солнышко, речка, домик с крылечком,
Мальчик Антошка и... хлебные крошки.
.

- Про кого стихотворение? – О чем мечтает синичка? - Что мы с Вами будем сегодня наблюдать?

Мотивация: А вы знаете, что сегодня  «Синичкин день», в этот день укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки несоленого сала. Зачем нужен корм синичкам? Как мы можем накормить синичек? Где мы оставим корм? Что будем делать? (ответы детей)

II часть (реализация наблюдения)

Давайте, понаблюдаем за синичками. Расскажите, как выглядит синичка? Оперение синички яркое и красивое, кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а на голове у нее белые щечки и темная шапочка. Как передвигается она? Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам и веткам деревьев. Как вы, думаете, чем питается синичка? Они ловят насекомых, гусениц. Причем, они могут достать намного больше паразитов из древесной коры, чем другие насекомоядные птицы, за это синичек иногда называют санитары леса. Едят они и ягоды, выклевывают семечки с подсолнухов. Могут питаться семенами сорняков, березы, ели. Давайте повесим кормушки и насыпем зернышек 

III часть (оценочно-рефлексивная)

Давайте проверим, что нового узнали сегодня? Что понравилось? Что расскажите родителям? Покажите, как прыгают синички. Как синички благодарят нас.

Наблюдения за облаками

Цель: создать условия для формирования познавательного интереса и появления желания любоваться красотой при наблюдении за облаками.

Ход наблюдения:

I часть (организационно-мотивационная)

Облака, облака -кучерявые бока,
Облака кудрявые, целые, дырявые,
Лёгкие, воздушные – ветерку послушные.. .

Вопросы:- О чём это стихотворение? - Какими словами автор называет облака и почему? - Зачем мы будем сегодня наблюдать? (если дети затрудняются)

Мотивация: прилетел воробей, который не знает, что такое облака, и как они выглядят? - Что будем делать? (поможем, покажем) - Как мы познакомим воробья с облаками? (ответы детей)

II часть (реализация наблюдения)

мы подняли головы вверх и увидели… теперь стоит загадать загадку: Белая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.

Что это? -Конечно же это облака. Детям предлагается понаблюдать за облаками, высказать свое мнение, на что они похожи. Для того, что бы наблюдения за облаками прошло интереснее и веселее, предложите детям игру «Поймай облако». Для этой игры нужно заранее подготовить картонки с прорезями по середине. Дети смотрят на облака через отверстие в картонке. Детям очень нравиться этот игровой момент и они рассказывают, кто какое облако поймал. подобрать прилагательные к слову «облака» — какие они? (белые, пушистые, сказочные и т.д). Попросите ребенка закончить фразу: «облака легкие, как…?» (пух, вата, перышко и т.д). 

III часть (оценочно-рефлексивная)

Давайте проверим, всё ли запомнил воробей? Дети давайте Вы будете задавать вопросы воробью про облака, а он будет отвечать. (если правильно, то дети хлопают в ладоши, а если неправильно, то дети топают ногами и её исправляют). Дети рисуют палочкой на песке облака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект наблюдения на прогулке с детьми старшей группы. Снег.

Цель:закреплять знания о времени года «весна», продолжать знакомить с весенними изменениями в неживой природе (снег)....

Картотека наблюдений на прогулке во 2 младшей группе

Картотека разработана для развития познавательного интереса детей на прогулке....

Сборник наблюдений на прогулке с воспитанниками старшей группы ДОО

Сборник наблюдений с воспитанниками старшей группы ДОО содержит в себе карточки планирования прогулки на каждый день, которые включают в себя цель и ход наблюдения  трудовую и игровую деятел...

Картотека наблюдений на прогулке для первой младшей группы

В данной картотеки представлены все наблюдения , которые можно провести с детьми в течении года , подобрано художественное слово, подвижные игры и т.д....

Картотека наблюдений на прогулке весной в старшей группе в ДОУ

Картотека наблюдений на прогулке весной в старшей группе в ДОУ...