КОНСПЕКТ НОД «Наши меньшие друзья» Дятел - «лесной доктор».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волынская Ирина Юрьевна

Цель: уточнить и расширить знания детей о дятле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(интеграция образовательных областей:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ)

«Наши меньшие друзья»

Дятел - «лесной доктор».

(подготовительная группа)

                                                                                                                               Подготовила:

Воспитатель подготовительной  группы  

МАДОУ д/с №12 г. Калининграда

Волынская Ирина Юрьевна

2021 г.

Цель: уточнить и расширить знания детей о дятле.

образовательные задачи:

  • обобщить и уточнить знания детей о дятле;
  • активизировать словарь детей за счёт слов: «лесной доктор», «лекарь леса», «пёстрый», «расщелина», «долбить», «барабанная дробь», «клейкий».
  • рассказать о способах добывания им пищи, об устройстве гнезда, о той пользе, которую приносит эта птица лесу;

развивающие задачи:

  • формировать умение детей рассуждать, логически мыслить, развивать фантазию;
  • развивать общую и мелкую моторики;

воспитывающие задачи:

  • умение слушать, говорить по очереди, не перебивая друг друга;
  • любовь к родной природе, лесным обитателям;
  • любознательность.

Оборудование:  слайд-шоу «О дятлах», листы бумаги, цветные карандаши, рассказ «Лесной доктор».

Предварительная работа:

  • Рассматривание альбома «Зимующие птицы»;
  • Чтение рассказа М. Пришвина «Дятел»;
  • Чтение детям энциклопедических сведений о дятле;
  • Рисование «Птицы на кормушке»;
  • Дидактическая игра «Узнай по описанию»;

Ход НОД:

Воспитатель:  Отгадайте загадку:

                          По деревьям я скачу,

                          Проверяю их, лечу,

                          Клювом я стучу: тук-тук.

                          Где тут, где тут вредный жук?

                          Попадёт мне на обед,

                          Кто наносит деревьям вред!

Дети:  (Дятел)

Воспитатель: Правильно, это дятел. Скажите, а дятел – это зимующая или перелётная птица? (показ слайда)

Дети: Дятел – зимующая лесная птица.

Воспитатель: Правильно, а почему вы так думаете?

Дети: Его можно увидеть или услышать зимой в лесу, он сам добывает корм зимой, хотя его мало зимой.

Воспитатель: Зимой, ребята, деревья спят, и насекомые спят, а дятел питается семенами из еловых и сосновых шишек. Он вставляет шишку в расщелину дерева и выклёвывает семена. Поэтому мы можем увидеть весной под деревом, где дятел «обедал», целую гору пустых шишек. Эта птица, ребята, живёт только там, где есть лес, потому что там, где леса нет, дятлу нечем будет кормиться. В начале марта, когда ещё лежит снег и нередки морозы, в лесу можно услышать «барабанную дробь». Это дятел чувствует приближение весны. Дятел стучит клювом по стволам деревьев. Конечно, звуки не совсем музыкальные, но деревья им очень рады.

Дятел ползёт по дереву снизу вверх и постукивает по нему крепким клювом. Дятел никогда не падает с дерева, потому что у него сильные ноги, острые когти, а опирается на дерево он сильным хвостом.

Воспитатель:  В народе дятла называют «лекарем леса», «лесным доктором».

Если дерево здорово, нет под корой вредителей, он перелетает на другое. Если же дерево грызут жуки и их личинки, дятел садится поудобнее, отводит голову назад, а затем то часто, то редко барабанит по стволу. Продолбив дыру в стволе, запускает туда свой длинный клейкий язык. Насекомые, которые живут под корой, прилипнут к языку. Таким образом, дятел и корм себе добывает, и деревьям помогает. Поэтому его и называют «лесной доктор». Дятел лечит деревья. За один день каждый дятел успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее 100 деревьев.

- Дятлов не случайно называют докторами леса. Большой пестрый дятел летом и зимой выслушивает стволы деревьев. Под корой он безошибочно находит личинки короедов.

-  Посмотрите, какой клюв у дятла. Зачем он ему? Правильно. Клювом он не только из-под коры жуков и личинок вытаскивает, но и выдалбливает глубокое дупло для гнезда, семечки из шишек вылущивает. А язык у дятла острый и липкий с жесткими щепинками на конце, поэтому достает насекомых из любой щели.

- Посмотрите на лапки и хвост дятла, почему они такие? Лапки короткие с цепкими коготками, поэтому он свободно лазает по стволам деревьев, а короткий упругий хвост служит опорой при долблении.

- Дятлы живут в дуплах.

- Чтобы в гнезде было тепло и уютно, чтобы не залетал снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким. Дно устилает ветками, опилками. Весной в дупле появляются птенцы.

- Ребята, как вы думаете, а другие птицы могут сделать дупло? (Ответы детей).

- Нет, только у дятла такой крепкий клюв. Но дятел помогает и другим птицам: он себе каждый год новое гнездо делает, а в старых дуплах поселяются другие лесные птицы.

- Перед свадьбой дятел самец «музицирует» - выбирает сухую ветку и колотит по ней клювом. Невеста самочка летит к нему и вдвоем они приступают к нелегкой работе по выдалбливанию дупла. Трудятся они несколько дней. Внутри дупло птицы ничем не выстилают, и самка так и кладет яйца прямо на твердое дно. Но птенцам и так не плохо. Сидят они бок о бок, опираясь на пятки. А на пятках у них специальные мозоли, чтобы сидеть удобно было. Из дупла целый день раздается детский галдеж, и слышно его далеко. Сначала, когда птенцы еще маленькие – шипят, а чуть повзрослеют, выглядывают то один, то другой и кричат: «те-те-те-те-те…» Птенцы других птиц обычно таятся в отсутствие родителей, а дятлам в узком, глубоком дупле хищники не страшны, вот и кричат они с утра до вечера.

- Когда птенцы еще слепые, голые и совсем слабенькие, мать и отец в дупло залетают с едой, позже садятся на его край и кормят. Едоки дятлы отменные. Еще до восхода солнца вылетают за добычей, а возвращаются, когда уже стемнеет. Едят все подряд: и жучков, и гусениц, и кузнечиков, и личинок.

- Когда дятлята подрастут, начинают лазить по стенкам, позже из дупла выбираются и уже снаружи тренируют ноги. И хвостик.

- Хвост у дятла наряду с ногами и клювом первый работник. Дятел хвостом упирается, когда клювом работает; спит дятел, сидя на хвосте и вцепившись коготками в стенки дупла; во время прыжка, дятел хвостом отталкивается. Вот какая интересная птица дятел.

Встречаются пестрый дятел, зеленый дятел, черный дятел. (показ слайдов)

В наших лесах живёт большой пёстрый дятел. Как вы думаете, почему его так назвали? (показ слайда)

Дети: У него пёстрые чёрные и белые крылья, а на голове красное пятнышко, как будто шапочка.

Воспитатель: Скажите, чем питается дятел?

Дети: Дятел питается насекомыми, их яйцами, личинками, червячками, жуками, орехами, ягодами, семенами шишек ели и сосны.

Воспитатель: Правильно. А чем покрыто тело дятла?

Дети: Тело дятла покрыто перьями.

Воспитатель: Правильно. А что умеет делать дятел?

Дети: Дятел умеет летать, стучать по дереву, поедать вредных насекомых (жучков, паучков), цепляться когтями, ползать по деревьям.

Воспитатель: Ребята, где дятел себе гнездо устраивает?

Дети: Дятел устраивает себе гнездо в дупле дерева.

Воспитатель: Правильно. А в каком дереве ему легче выдолбить себе дупло – в старом или в молодом?

Дети: Выдолбить легче дупло в старом дереве.

Воспитатель: Правильно, в старом, потому, что у него мягкая древесина. А чтобы в гнезде ему было тепло и уютно, чтобы не залетал снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким.

Воспитатель: А как вы думаете, другие птицы могут сделать себе дупло?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что только у дятлов такой крепкий клюв.

Воспитатель: Ребята, но дятел другим птичкам помогает. Он себе каждый год новое дупло делает, а в старое поселяются другие лесные птицы. Дупло дятел делает высоко над землёй.

Дятел - охранитель и защитник леса. Это очень трудолюбивая и умная птица. При хороших условиях дятлы могут жить до 50 лет.

Дятел - врач лесного царства. 
Дятел лечит без лекарства. 
Лечит липы, клены, ели, 
Чтоб росли и не болели.

Физкультурная минутка с элементами логоритмики   «Маленькие птички»

Дети встают в круг.

Маленькие птички, 
Птички-невелички

По лесу летают, 

Песни распевают. 
Буйный ветер налетел, 
Птичек унести хотел. 
Птички спрятались в дупло, 
Там уютно и тепло.

Складывают ладошки;

Бегут по кругу, машут крыльями;

Останавливаются, поднимают руки вверх, качают руками;

Делают руками круг над головой, присаживаются на корточки и поворачивают голову влево, вправо

- Дятел, какой по размеру? - Небольшой.

- Тело у него какой формы? - Продолговатое.

- Хвост у дятла, какой длины? - Короткий.

- Лапы, какие? - Сильные, цепкие.

- Крылья, какие по длине? - Короткие.

- Голова, какая по форме? - Круглая.

- Клюв, какой? - Острый, крепкий.

- Оперенье, какое по цвету? - Пестрое.

- Голова, спина, хвост и крылья, какие по цвету? - Серо-черные.

- Грудка сверху, какая по цвету? - Белая.

- Грудка пониже, какая по цвету? - Желтая.

- А совсем в низу грудка, какая по цвету? - Красная.

- На голове что есть? - Красная шапочка, щечки.

Пальчиковая гимнастика «Дятел»

Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит

(Дети по образцу воспитателя постукивают по столу указательным пальцем правой руки. Затем то же самое проделывают левой рукой и проговаривают вслух четверостишие).

Чтение рассказа «Лесной доктор»

У писателя Михаила Пришвина есть рассказ, который называется «Лесной доктор». Предлагаю вам послушать его.

Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг ее пня было множество пустых еловых шишек. Это все дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали. Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес.

– Эх вы, проказники! – сказали мы и указали им на срезанную осину. – Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали?

– Дятел дырки наделал, – ответили ребята. – Мы поглядели и, конечно, спилили. Все равно пропадет.

Стали все вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошел червяк. Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал ее своим клювом, понял пустоту, оставляемую червем, и приступил к операции извлечения червя. И второй раз, и третий, и четвертый... Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. Семь дырок сделал “хирург” и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину.

Мы вырезали этот кусок, как замечательный экспонат для музея.

– Видите, – сказали мы ребятам, – дятел – это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы ее срезали.

Пареньки подивились.

Предложить нарисовать дятла, ориентируясь на схему и изображение.

Перед вами контурный рисунок дятла на котором не хватает некоторых деталей (клюв, лапы, хвост), дорисуйте их и раскрасьте весь рисунок.

 Вопросы:

1. За что дятла называют «лесным доктором»?
2. Что вы знаете о вредителях леса?
3. Чем удивителен язык дятла?
4. Почему деревья так важны для природы и человека?
5. Как дятлы устраивают себе жилье?
6. Как появляются птенцы? Как ведут себя?
7. Чем питаются дятлы?
8. Как дятлы используют свой хвост?

9. Какая полезная птица дятел! А если бы он улетел из леса. Что тогда случилось с лесом? (Ответы детей) Без дятла деревья заболели бы, и лес пропал, и многим птицам негде было жить.

Релаксация.

- Ребята, о ком на занятии мы сегодня говорили?

- Что вам понравилось?

- Что было интересно?

- Что для вас было трудным или сложным?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Т Е М А «Лесной доктор» - дятел.

Слайд 2

«Лесной доктор» — так называют дятла. Вглядитесь, как внимательно осматривает он дерево, когда ищет еду. Садится на ствол, опирается на свой жесткий хвост и прыжками постепенно взбирается вверх, постукивая клювом по дереву.

Слайд 3

Никакому жуку-вредителю и его личинке от лесного доктора не укрыться. Он безошибочно определит место, где они затаились, и легко достанет их из-под коры своим липким языком. Клюв у дятла крепкий, а язык длинный - до 13 см

Слайд 4

За один день дятел может уничтожить 700-800 короедов . Это целая туча насекомых. Короед – это личинка жука усача.

Слайд 5

Если в лесу вы услышите резкое «кик-кик» или сильные ритмичные постукивания по дереву, можете быть уверены, что где-то поблизости промышляет большой пестрый дятел. Именно он населяет наши леса. Узнать его легко по яркому черно-белому оперению и красной шапочке.

Слайд 6

Перед свадьбой дятел-самец «музицирует» - выбирает сухую ветку и колотит по ней клювом. Невеста-самочка летит к нему и вдвоем они выдалбливают дупло. Трудятся они несколько дней. Внутри дупло птицы ничем не выстилают, и самка так и кладет яйца прямо на твердое дно.

Слайд 7

Насиживают их оба родителя. Птенцы проклевываются через 2 недели. И сразу же требуют еды. Каждые 2–4 минуты в течение 3 недель отец и мать таскают им личинок и взрослых жуков — короедов, усачей, долгоносиков, листоедов.

Слайд 8

Птенцы сидят бок о бок, опираясь на пятки. А на пятках у них специальные мозоли, чтобы сидеть удобно было. Из дупла целый день раздается детский галдеж, и слышно его далеко.

Слайд 9

Дятел Целый день все тук, да тук – Раздается странный звук. Мастер Дятел так стучит, Сойке домик мастерит. Приходи на новоселье, То-то будет здесь веселье! Пестрый Дятел всем вокруг Славный доктор, добрый друг. Всех вредителей он съест, От врагов очистит лес. Может, ты и нас устроишь, Всем по домику построишь?

Слайд 10

Михаил Михайлович Пришвин «ДЯТЕЛ» Видел дятла: короткий - хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И - горе какое! - нечем сбросить старую: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал. Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.

Слайд 11

ВОПРОСЫ - Почему этого дятла назвали пестрым? - Где он живет? - Почему может хорошо лазать по деревьям? - Чем питается ? - Как достает насекомых из-под коры? -Как достает семена шишек? -Где устраивает гнездо? -Чем выкармливает птенцов? -Почему дятла называют «Лесной доктор» или «Санитар леса»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проект в подготовительной группе на тему: “Наши меньшие друзья, в азбуке от А до Я”

Этот мини-мини проект поможет обобщить и уточнить представления детей об условиях жизни диких животных, птиц, насекомых осенью путем поиска и  отбора необходимой информации и использования ...

"Наши меньшие друзья" Цель:способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.Задачи: Формировать знания детей о домашних животных. Дать представления о потребностях животных для их роста и развития. Воспитать чувства

"Наши меньшие друзья" - занятие по  ознакомлению с окружающим миром. Цель -  способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.  Задачи: форми...

"Наши меньшие друзья"

Цель: способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к  домашним животным; формировать знания о домашних животных; дать представление о потребностях животных для их роста и ра...

Интегрированное занятие «Наши меньшие друзья» (образовательная область «Познание» и «Художественное творчество») Для детей старшего дошкольного возраста

Интегрированное занятие «Наши меньшие друзья»(образовательная область «Познание» и «Художественное творчество»)Для детей старшего дошкольного возраста...

"Наши меньшие друзья"

Конспект НОД...

Проект: "Наши меньшие друзья-насекомые"

План проекта и конспект сказки-инсценировки "Под грибом"...

Конспект интегрированного занятия для детей 2 младшей группы: "Наши меньшие друзья"

ull; расширять словарный запас, отвечать на вопросы педагога;• развивать мелкую моторику;• развивать заинтересованность во взрослом как в партнере по совместной деятельности;• воспиты...