Конспект НОД по «Познавательному развитию» на тему: «Как выращивают хлеб»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волынская Ирина Юрьевна

Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, мелкой моторики пальцев; воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по «Познавательному развитию»

на тему: «Как выращивают хлеб»

Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, мелкой моторики пальцев; воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых.

Программные задачи:

1. Образовательные:

- Создать условия для мотивации получения детьми знаний о производстве хлеба;

- Расширить знания детей о росте растений, свойствах муки, строении хлебного колоса через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности.

2. Развивающие:

-Развивать мелкую моторику, воображение, память.

3. Воспитательные:

- Формировать эмоционально позитивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками;

- Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Словарная работа: пашня, жатва, трактор, комбайн, плуг, сеялка.

Предварительная работа.

1. Чтение сказки «Колосок»,

2. Заучивание пословиц, поговорок, стихов, потешек о солнце, хлебе;

Ход НОД

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Мои юные друзья, слышите, кто-то стучит? (Слышен стук). Я посмотрю, а вы тихонько подождите. (Из-за театральной ширмы выглядывают мышата Круть и Верть (дети).

Мышата: Здравствуйте ребята. Вы нас узнали? Как вы думаете, из какой мы сказки?

Круть: Мы побывали у Вас в музее хлеба и увидели много интересного. Там столько вкусных пирожков, булочек и хлебушка!!! Мы тоже хотим их испечь А за помощью обратились к Петушку, но он сказал, что ему некогда и почему-то послал нас на хлебное поле.

Верть: А мы стали смеяться, что на хлебном поле булки, пирожки, ватрушки растут? Пришли к вам за помощью, научите нас, как печь пирожки?

Воспитатель: Не расстраивайтесь мышата, мы с моими юными помощниками обязательно поможем вам.

2. Совместная деятельность.

(Дети рассаживаются вокруг экран мультимедиа).

Воспитатель. Весной лишь только растает снег, просохнет земля в полях, начинают работу люди и машины. (Слайд 2  пашня с тракторами, которые пашут плугом землю и сеют зерно с сеялкой).

Какие машины работают в поле весной?(трактора)

Что они делают? (пашут, сеют)

Чем пашут землю? (плугом)

С помощью чего укладывают в почву зерна пшеницы или ржи? (Слайд 2).

Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, пушистой, послушной, вот теперь можно и сеять.

Воспитатель: Друзья, а мы с вами тоже сажали различные зерна, кто помнит какие? (рожь, овёс, пшеница, ячмень). Расскажите, мышатам как мы это делали? (Слайды 3,4, 5. По картинкам с фото детей. Рассказы детей.)

Воспитатель: Свои зернышки мы поливали, рыхлили, пололи. И вот на нашем поле выросло много колосков. (Слайд 6 дети с выросшими колосьями). 

(Дети подходят к столам для проведения опытов; по колоску воспитатель отдает Мышатам).

Опыт №1 «Где живут зернышки»

Воспитатель: Друзья мои, возьмите в руки колоски. (Колоски на подносах).

Воспитатель: Какие они? (Колючие, усатые, желтые, золотые).

Воспитатель: Да, так выглядят колоски, которые поспели. А можно ли из колоска испечь пирожок? (Нет)

Воспитатель: Может у колоска есть какая-то тайна? Давайте мы их внимательно рассмотрим. (Дети обнаруживают, что в колосках прячутся семена).

Воспитатель. Какой формы, величины и цвета зерна? (гладкие, овальные, коричневые, желтые, маленькие)

Мышата: Ой, как интересно, в колоске прячутся зернышки.

Воспитатель: Посмотрите, мышата и ребята на поле - Зерно созрело. Слайд 7 желтое поле)

Воспитатель: Что дальше? Начинается жатва. Как называется машина, которая жнет, то есть убирает хлеб? (Слайд 8 комбайн). Комбайн срезает пшеницу и отвозит ее на мельницу. Друзья мои, как вы думаете, зачем зернышки везут на мельницу? (молоть). Правильно. В старину, люди мололи муку в таких мельницах. Слайд 9,10 мельницы ветряной и водяной, а сейчас, это делают на мукомольном заводе (Слайд 11, 12 завода и его цехов)

Воспитатель: Давайте и мы с вами отвезем зерно. На чем повезем? (На машине.)

Игра «Перевези мешки на мельницу».

Дети на машинках перевозят мешки к мельнице.

Игра "Пшеница и хлебороб". Дети-"колоски" встают в два ряда и приседают. Поднимают руки вверх и постепенно встают, плавно помахивая руками вправо-влево, вперёд-назад. Водящий-"хлебороб" (ребёнок) вытягивает руки в стороны, идёт между рядами. Дети должны успеть присесть. Тот, кого задели, становится "хлеборобом".

Воспитатель: Друзья мои, хотите посмотреть, как из зерна получается мука? (дети подходят, встают вокруг стола)

Воспитатель: Давайте возьмем наши зернышки и попробуем их перемолоть. (Воспитатель использует ручную кофемолки).

Покручу, поверчу,

Покручу, поверчу,

Да муку получу.

Воспитатель. Друзья мои, посмотрите, у нас получилась мука.

Опыт №2 «Волшебница мука»

Воспитатель: Давайте попробуем ее на вкус, потрогаем, добавим воды. Какая мука? (белая, легкая, пушистая, мягкая, сыпучая, невкусная и т. д.).

А что делают из муки? (пирожки, торты и т. д.)

Друзья мои, а как же пирожки стали вкусными? (Рассказы детей).

Воспитатель. Итак, тесто замешивают из муки, добавляют молоко, сахар, соль, яйца, масло, дрожжи. Поэтому хлеб, пирожки получается очень вкусными. И я для вас замесила специальное тесто, из которого мы будем стряпать булочки и пирожки для Мышат и Нашего музея хлеба, а сначала давайте подготовим руки для работы с тестом.

Пальчиковая гимнастика «Тесто».

Тесто замесили мы, (Сжимаем, разжимаем кулачки)

Сахар не забыли мы, (Имитация посыпания)

Пироги пшеничные (Соединили ладошки вместе)

В печку посадили мы. (Руки вперед, вверх ладонями)

Мы печем пшеничные пироги отличные.  (Имитация стряпни пирожков)

Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные? (Плечики поднять,

опустить)

Мама, папа, брат, сестра, пес лохматый со двора

 (Показать ладонь, загибать пальцы)

И другие, все кто может, пусть приходят с ними тоже.

3. Самостоятельная деятельность.

Дети лепят пироги, булочки, украшают их и дарят Мышатам.

4. Итог.

Круть: Спасибо ребята, вы нас научили, как испечь пироги и булочки.

Верть: А еще, теперь мы знаем, чтобы вырастить хлеб надо приложить много труда.

Воспитатель. Вот и весь наш сказ,

А мышатам есть наказ:

Кто любит труд,

Того все чтут!

Ведь не зря в народе говорят:

«Не трудиться – хлеба не добиться!»

Мальчишки и девчонки, где вы сегодня побывали?

Кому вы помогли? А чем?

 (Дифференцированная оценка деятельности детей).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое хлеб ? И откуда он к нам пришел?

Слайд 2

Хлеб - для нас это продукт, который употребляется повседневно. Хлеб это кормилец . Хлеб, всегда на столе стоит на почетном месте. В нем множество витаминов и минералов, которые необходимы любому организму. Все это богатство содержится в оболочке или зародыше зернышка

Слайд 3

Издавна существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. А вы знаете что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей многих профессий.

Слайд 4

Чтобы это узнать мы отправимся в небольшое путешествие на поле, где растет хлеб.

Слайд 5

Сначала поле нужно вспахать. Пашут землю трактора. К трактору прикрепляют плуг. Он переворачивает верхний слой земли, тогда земля становится рыхлой, мягкой податливой.

Слайд 6

Потом ее боронят: разбивают плотные комки земли и выравнивают почву. Ведет борону по полю тоже трактор

Слайд 7

Чтобы получить хлеб, сажают зерно . Перед севом семена тщательно готовят. Зерна очищают и проверяют на всхожесть .

Слайд 8

Прорастает зерно, пробивается наружу зеленым стебельком. Растет стебелек, греет его летнее солнце, поливают летние дожди. Теперь за его ростом следит агроном.

Слайд 9

Идет время, зерна прорастают, появляются всходы. И вот уже все поле в золотистых колосьях. Оно очень похоже на золотое море.

Слайд 10

Пришла пора их косить. Начинается жатва. И на поле выходят другие машины комбайны. кмашины

Слайд 11

Комбайн убирает колосья и по специальной трубе в машину высыпает зерно.

Слайд 12

А кто из вас знает, куда отвозит зерно шофер? На элеватор – специальные сооружения для хранения зерна. где зерно сушат.

Слайд 13

Чтобы получить хлеб, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку

Слайд 14

Потом муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи.. На хлебозаводе специальные машины вымешивают тесто.

Слайд 15

Другие машины режут его на одинаковые части, придают им разные формы и отправляют в большие печи для выпечки хлеба .

Слайд 16

Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины

Слайд 17

Вот он - хлебушек душистый. Вот он - теплый, золотистый, В нем - здоровье наше, сила, В нем - чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Лёд» (Средняя группа)

Занятие для детей средней группы. Знакомство детей с качествами и свойствами льда. Закрепить правила безопасности во время гололедицы....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Как хлеб растет".

Крнспект занятия по познавательному развитию в старшей группе...

Проект с презентацией по реализации образовательной области познавательное развитие на тему «Молоко и хлеб на столе у всех» с детьми старшего дошкольного возраста

Прект способствует расширениб и обогащению представлений детей о труде работников сельского хозяйства. о содержании труда, его коллективном характере. Воспитывает уважение к труду работников сельского...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Я вспоминаю хлеб блокадных дней»

Формирование представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.  ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел.»

Занятие по позновательному развитию  в подготовительной группе....

Конспект ОД по познавательному развитию на тему: «Хлеб – всему голова»

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.Задачи:Образовательная: дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.Развивающая: развивать внима...