НОД в старшей группе «Что мы знаем о птицах».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цели: - активизировать знания детей о внешнем виде  и повадках о птицах, воспитывать интерес и любовь к пернатым, учить составлять предложения, используя союз «потому что».

Предварительная работа: чтение – Е. Чарушин «Воробей», Г. Скребицкий «Синица», «Грач», А. Клыкова «Завтрак синицы», «Мой скворечник», М Горький «Скворечник», стихи А Барто «Дятел», С. Алексеева «Снегирь».

Оборудование: доска или мультимедийная система,  презентация птиц  и иллюстрации птиц, игрушка гусь.

 

Ход НОД:

(отгадываем загадки и выставляем иллюстрации на доску).

- Черный жилет, красный берет,

   Нос  как топор, хвост как упор. (Дятел)

- Ты с модницей этой, конечно, знаком:

   Вертушке на месте никак не сидится –

   Все хвастает, синим своим сюртуком

   И шапочкой синей гордится. (Синица).

- Всех приметней птиц, черней,

 

   Враг личинок, друг полей.

   Взад, вперед по пашне вскачь,

   А зовется птица…(Грач)

 

   Враг личинок, друг полей.

   Взад, вперед по пашне вскачь,

   А зовется птица…(Грач)

- Красногрудый,

 чернокрылый , птиц черней,

 

  Любит зернышки клевать.

  С первым снегом на рябине

  Он появится опять. (Снегирь).

 -Очень любят провода,

  И сидят на них всегда.

  Вот опять уселись в ряд,

  И о чём-то говорят,

  И щебечут ласково

  Божьи птичка — ...(Ласточки).

- Крепкий деревянный дом

  С круглым окном.

  Он стоит на длинной ножке,

  Чтобы не залезли кошки. (Скворец)

 

-Кого видите на  картинках? Как вы догадались, что это птицы? (Все с крыльями и умеют летать).

Но имеют крылья и умеют летать, не только птицы, но и бабочки, жучки? (Тело их покрыто перьями, у них есть , две ноги с коготками клюв .)

 

Я хочу узнать, что вы знаете о птицах. Давайте сядем, поговорим о них.

(Картинка вороны).

-Что это за птица? Назовите части тела птицы?

На голове у птицы есть глаза, а для чего они ей?

-Птичий глаз самый, самый зоркий на земле. Он для них и подзорная труба и лупа. Ночные птицы видят даже ночью.

 

-А для чего нос птице? Нос у птицы не только нос, но и рот, поэтому правильно сказать клюв. Птичий клюв на все руки мастер: он и щиплет, и хватает, и копает, и долбит, и обороняется, и нападает. Птица в чужие дела свой нос не сует – дятел не станет воду чер -   пать, а утка дерево долбить. Без носа птица, что мы без рук.

 

-Посмотрите на ноги птицы и расскажите, какие они?

Ноги у птицы не только, чтобы ходить. Ногами птицы разгребают землю, гребут по воде словно  веслами, прекрасно  лазают по веткам, ногами защищаются, нападают. Обычно  на птичьей ноге четыре пальца: три впереди, один сзади. Самые длинные ноги у африканского страуса (показ), а коротенькие – у ласточки. А вот птица гагара (показ) ходить не умеет, ляжет и ползет. Вся ее жизнь вода, а ноги ее – весла.

-А как вы думаете, есть ли у птицы шея? Она закрыта перьями, как воротничком. Шея хорошо видна, когда птица вытягивает ее или когда чистит клювом перышки.

Физкультминутка.

-Кому какая птица представляется наиболее интересной и почему?

(Рассказы детей).

-Воробей.

(Голова у воробья сверху ярко – коричневая, шея и щечки черные, туловище  серое. Воробьи маленькие, очень озорные. Держатся воробьи стайками. Они всегда прихорашиваются: чистят перышки, купаются в воде, пыли, песке. Зимой держатся ближе к жилью человека. Воробьи между собой перекликаются «чив – чив». В народе говорят: «мал воробей, да удал».

-Синица.

(Синицы -  красивые птицы. У большой синицы на голове синяя шапочка, щеки белые, на шее и брюшке -  черный галстучик . Спинка и брюшко у синицы желтое. Синицы  подвижные, цепкие. Своим острым клювом они обшаривают каждую веточку и вытаскивают оттуда вредных насекомых. Это самая полезная птица. Подсчитано, что  одна пара синиц полностью уничтожает вредителей на 40 яблоках. Синицы любят сало, которым мы их подкармливаем зимой. В народе говорят: «мала птичка  синичка, да коготок востер».

-Дятел.

(Большой пестрый дятел. Голова, шея, крылья – черные, на голове белые пятна, от клюва идет черная полоска, низ белый. Брюшко у дятла красное. Дятлы полезные птицы, его называют «доктором»  леса. Передвигается по дереву скачками, опираясь о хвост. Очень редко  дятел опускается на землю, движется по ней неуклюже. Питается семенами шишек, личинками вредных насекомых, иногда муравьями.

-Снегирь.

(У снегиря верх головы, крылья, хвост черные. Брюшко у самцов красное, а у самок оно серое. Снегири любят рябину, вынимают из них зернышки и едят, а мякоть выбрасывают.

Снегирь малоподвижная птица, любит  нырять в снег и купаться. Хотя они и не приносят большой пользы, но радуют ас зимой своим оперением. Поет снегирь: фью – фью).

-Грач.

(Грач крупная птица, с блестящим черным оперением. Зимуют грачи на юге нашей Родины и возвращаются к нам весной очень рано, кода появятся первые проталинки. Питаются грачи личинками насекомых, червячками, которых они отыскивают в земле. Гнездятся стаями, образуя грачовники. Во время обновления гнезд кричат, дерутся.

И крик их похож на «кра», «гра», отсюда и название – грач.

-Скворец.

(Оперение у скворцов блестяще черное. Прилетают к нам скворцы весной вслед за грачами. Из оттаявшей земли достают насекомых, червячков. Живут в скворечнике, которые для их делают люди.  Скворцы громко поют, песня их состоит из подражания разным  звукам (кваканью лягушки, лаю собаки, скрипу калитки).

-По земле одни птицы ходят, а другие прыгают. Кто из этих птиц прыгает? (Воробей, синица).

- Одни из этих птиц перелетные, прилетают к нам из теплых краев. Какие это птицы? (Грач, скворец).

- Одни из этих птиц прилетают из леса – кочующие птицы. Какие это птицы? (Свиристель, снегирь).

- А как называются остальные птицы? (Зимующие).

-Птицы заботятся о своих птенцах. Все крылышки отмахаешь, пока их накормишь. Ведь едят птенцы много. Кормят их взрослые с утра  до вечера в основном гусеницами. Если гусеница большая, ее делят на маленькие кусочки - лишь  угодить малышам.

Все эти птицы живут на воле, а как необходимо помогать им, чтобы выжить в холодную зиму. Стихотворение Яшина «Покормите птиц».

-В группе у нас есть птица – канарейка. Как мы ухаживаем за ней? Как спит птица, как купается? Почему говорят и говорят правильно- птицы наши друзья.

-Да, дети:

 1. Птицы – дети радуги. Ведь перо их переливается всеми цветами радуги.

 2. Птицы – вестники радости. Ведь каждый год они приносят нам на крыльях  весну.

 3. Птицы – наши помощники. Защищают леса, сады, землюю от вредителей.

 4. Птицы – это тайна и красота. Невозможно себе представить нашу Землю без птиц!

 Вот что такое птицы!

 

В гости приходит гусь, он хочет поиграть с детьми в игру «Почемучки». «Гусь» задает вопросы и хочет услышать ответ со словом потому что.

-Почему у цапли длинные ноги?

- Почему у гуся длинная шея?

-Почему у орла клюв как нож острый?

-Почему у страуса сильные ноги?

 Слушание записи голосов птиц.

Спасибо ,на этом наше занятие окончено.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Что мы знаем о птицах».

Цели: - активизировать знания детей о внешнем виде  и повадках о птицах, воспитывать интерес и любовь к пернатым, учить составлять предложения, используя союз «потому что».

Предварительная работа: чтение – Е. Чарушин «Воробей», Г. Скребицкий «Синица», «Грач», А. Клыкова «Завтрак синицы», «Мой скворечник», М Горький «Скворечник», стихи А Барто «Дятел», С. Алексеева «Снегирь».

Оборудование: доска, иллюстрации птиц.

Ход НОД:

(отгадываем загадки и выставляем иллюстрации на доску).

- Черный жилет, красный берет,

   Нос  как топор, хвост как упор. (Дятел)

- Ты с модницей этой, конечно, знаком:

   Вертушке на месте никак не сидится –

   Все хвастает, синим своим сюртуком

   И шапочкой синей гордится. (Синица).

- Всех приметней птиц, черней,

   Враг личинок, друг полей.

   Взад, вперед по пашне вскачь,

   А зовется птица…(Грач)

- Красногрудый, чернокрылый,

  Любит зернышки клевать.

  С первым снегом на рябине

  Он появится опять. (Снегирь).

 -Очень любят провода,

  И сидят на них всегда.

  Вот опять уселись в ряд,

  И о чём-то говорят,

  И щебечут ласково

  Божьи птички — ...(Ласточки).

- Крепкий деревянный дом

  С круглым окном.

  Он стоит на длинной ножке,

  Чтобы не залезли кошки. (Скворец)

-Кого видите на  картинках? Как вы догадались, что это птицы? (Все с крыльями и умеют летать).

Но имеют крылья и умеют летать, не только птицы, но и бабочки, жучки? (Тело их покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с коготками.)

Я хочу узнать, что вы знаете о птицах. Давайте сядем, поговорим о них.

(Картинка вороны).

-Что это за птица? Назовите части тела птицы?

На голове у птицы есть глаза, а для чего они ей?

-Птичий глаз самый, самый зоркий на земле. Он для них и подзорная труба и лупа. Ночные птицы видят даже ночью.

-А для чего нос птице? Нос у птицы не только нос, но и рот, поэтому правильно сказать клюв. Птичий клюв на все руки мастер: он и щиплет, и хватает, и копает, и долбит, и обороняется, и нападает. Птица в чужие дела свой нос не сует – дятел не станет воду чер -   пать, а утка дерево долбить. Без носа птица, что мы без рук.

-Посмотрите на ноги птицы и расскажите, какие они?

Ноги у птицы не только, чтобы ходить. Ногами птицы разгребают землю, гребут по воде словно  веслами, прекрасно  лазают по веткам, ногами защищаются, нападают. Обычно  на птичьей ноге четыре пальца: три впереди, один сзади. Самые длинные ноги у африканского страуса (показ), а коротенькие – у ласточки. А вот птица гагара (показ) ходить не умеет, ляжет и ползет. Вся ее жизнь вода, а ноги ее – весла.

-А как вы думаете, есть ли у птицы шея? Она закрыта перьями, как воротничком. Шея хорошо видна, когда птица вытягивает ее или когда чистит клювом перышки.

Физкультминутка.

-Кому какая птица представляется наиболее интересной и почему?

(Рассказы детей).

-Воробей.

(Голова у воробья сверху ярко – коричневая, шея и щечки черные, туловище  серое. Воробьи маленькие, очень озорные. Держатся воробьи стайками. Они всегда прихорашиваются: чистят перышки, купаются в воде, пыли, песке. Зимой держатся ближе к жилью человека. Воробьи между собой перекликаются «чив – чив». В народе говорят: «мал воробей, да удал».

-Синица.

(Синицы -  красивые птицы. У большой синицы на голове синяя шапочка, щеки белые, на шее и брюшке -  черный галстучек. Спинка и брюшко у синицы желтое. Синицы  подвижные, цепкие. Своим острым клювом они обшаривают каждую веточку и вытаскивают оттуда вредных насекомых. Это самая полезная птица. Подсчитано, что  одна пара синиц полностью уничтожает вредителей на 40 яблоках. Синицы любят сало, которым мы их подкармливаем зимой. В народе говорят: «мала птичка  синичка, да коготок востер».

-Дятел.

(Большой пестрый дятел. Голова, шея, крылья – черные, на голове белые пятна, от клюва идет черная полоска, низ белый. Брюшко у дятла красное. Дятлы полезные птицы, его называют «доктором»  леса. Передвигается по дереву скачками, опираясь о хвост. Очень редко  дятел опускается на землю, движется по ней неуклюже. Питается семенами шишек, личинками вредных насекомых, иногда муравьями.

-Снегирь.

(У снегиря верх головы, крылья, хвост черные. Брюшко у самцов красное, а у самок оно серое. Снегири любят рябину, вынимают из них зернышки и едят, а мякоть выбрасывают.

Снегирь малоподвижная птица, любит  нырять в снег и купаться. Хотя они и не приносят большой пользы, но радуют ас зимой своим оперением. Поет снегирь: фью – фью).

-Грач.

(Грач крупная птица, с блестящим черным оперением. Зимуют грачи на юге нашей Родины и возвращаются к нам весной очень рано, кода появятся первые проталинки. Питаются грачи личинками насекомых, червячками, которых они отыскивают в земле. Гнездятся стаями, образуя грачовники. Во время обновления гнезд кричат, дерутся.

И крик их похож на «кра», «гра», отсюда и название – грач.

-Скворец.

(Оперение у скворцов блестяще черное. Прилетают к нам скворцы весной вслед за грачами. Из оттаявшей земли достают насекомых, червячков. Живут в скворечнике, которые для их делают люди.  Скворцы громко поют, песня их состоит из подражания разным  звукам (кваканью лягушки, лаю собаки, скрипу калитки).

-По земле одни птицы ходят, а другие прыгают. Кто из этих птиц прыгает? (Воробей, синица).

- Одни из этих птиц перелетные, прилетают к нам из теплых краев. Какие это птицы? (Грач, скворец).

- Одни из этих птиц прилетают из леса – кочующие птицы. Какие это птицы? (Свиристель, снегирь).

- А как называются остальные птицы? (Зимующие).

-Птицы заботятся о своих птенцах. Все крылышки отмахаешь, пока их накормишь. Ведь едят птенцы много. Кормят их взрослые с утра  до вечера в основном гусеницами. Если гусеница большая, ее делят на маленькие кусочки - лишь  угодить малышам.

Все эти птицы живут на воле, а как необходимо помогать им, чтобы выжить в холодную зиму. Стихотворение Яшина «Покормите птиц».

-В группе у нас есть птица – канарейка. Как мы ухаживаем за ней? Как спит птица, как купается? Почему говорят и говорят правильно- птицы наши друзья.

-Да, дети:

 1. Птицы – дети радуги. Ведь перо их переливается всеми цветами радуги.

 2. Птицы – вестники радости. Ведь каждый год они приносят нам на крыльях  весну.

 3. Птицы – наши помощники. Защищают леса, сады, землюю от вредителей.

 4. Птицы – это тайна и красота. Невозможно себе представить нашу Землю без птиц!

 Вот что такое птицы!

(Стук в дверь).

В гости приходит утка, она хочет поиграть с детьми в игру «Почемучки». «Утка» задает вопросы и хочет услышать ответ со словом потому что.

-Почему у цапли длинные ноги?

- Почему у гуся длинная шея?

-Почему у орла клюв как нож острый?

-Почему у страуса сильные ноги?

Слушание записи голосов птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе "Что мы знаем о зиме?"

Данное  занятие  разработано  с  внедрением технологии  ТРИЗ. К  детям  приходит  с  вопросом  мультипликационный  персонаж  Лунтик.На...

Конспект НОД в старшей группе «Что мы знаем о воде, говорят, она везде» Воспитатель Колчева Светлана Владимировна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Конспект НОД в старшей группе «Что мы знаем о воде, говорят, она везде»Воспитатель Колчева Светлана ВладимировнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...

конспект занятия в старшей логопедической группе "Что мы знаем о птицах"

Конспект логопедического занятия по обобщею знаний детей о перелетных и зимующих птицах....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Что мы знаем о перелетных птицах"

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей в старшей группе"Что мы знаем о перелетных птицах"...

Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в подготовительной к школе группе «Что мы знаем о птицах».

Уточнить представление детей о знакомых птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.),  их разнообразии, учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Что мы знаем о птицах?»

Программное содержание:- уточнить  представления детей о  знакомых птицах (зимующих , перелетных, домашних);- учить детей называть и различать птиц, сравнивать их строение, размер, выявлять ...