Программа дополнительного образования "Юный эколог"
рабочая программа по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Антоненкова Любовь Александровна

Программа дополнительного образования "Юный эколог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog.docx97.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда»

 

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

Протокол №____от «    »___2020г

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

В.А.Кузнецова

Приказ №_____от «    »  ___ 2020г

Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог»

                                                                 

Автор:

воспитатель высшей кв.категории

Антоненкова Любовь Александровна

                                                              

     

Смоленск, 2020-2022 уч.гг.

«Любовь к природе, впрочем,

                                                   Как и всякая человеческая любовь

                                                      Несомненно, закладывается в нас с детства»

                                                                                  И. Соколов-Никитов.

I. Пояснительная     записка

Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Общество должно соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды.

В нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников (Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г.). Разработан проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.

Реализация экологического образования в МБДОУ как приоритетного обусловлена рядом причин:

- природное окружение детского сада: особенности сельской местности и, в первую очередь, предметная развивающая среда ДОУ, способствуют более полному раскрытию содержания экологического образования;

- эмоциональность дошкольников, их особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы  являются основополагающими факторами для успешного экологического образования в ДОУ.

Цель: формирование экологической культуры дошкольников, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Задачи:

  • Развитие познавательного интереса к миру природы;
  • Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, многообразие значений природы, ценность общения с природой);
  • Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  • Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Условия организации образовательного процесса

Программа рассчитана для детей второй младшей группы.

Возраст детей 3-4 года.

Для систематичности организации учебно-воспитательного процесса в группе разработан перспективный план работы по экологическому образованию, который предусматривает планирование НОД (1 раз в неделю).

Продолжительность НОД для групп составляет 15 мин.;

Организация образовательного процесса предусматривает:

  • игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);
  • творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);
  •  экскурсии;
  • исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
  •  прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты;
  • развлечения;
  • проектирование решения проблемы;
  •  познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
  • чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;
  •  трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).

Совместная деятельность воспитателя и детей

  • Экологические досуги и праздники
  • Создание книг самоделок
  • Различные виды ИЗО деятельности на экологическую тему
  • Труд в уголке природы и на участке
  • Опыты, исследовательская деятельность
  • Сбор коллекций семян, камней, листьев и пр.
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
  • Беседы и разговоры с детьми на экологические темы
  • Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы
  • Игры
  • Целевые прогулки
  • Наблюдение в уголке природы
  • Диагностика экологического воспитания детей

Самостоятельная деятельность детей

  • Работа с литературой
  • Уход за растениями в уголке природы
  • Исследование
  • Разные виды игр
  • Самостоятельные наблюдения

Деятельность родителей

  • Создание дома развивающей среды
  • Равноправный партнер в образовательном процессе
  • Совместно с ребенком выполняет домашние задания формированию экологической культуры детей дошкольного возраста

Предполагаемый результат образования воспитанников

  • Результатом экологического образования является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании сведений о природе.
  • В результате освоения программы у ребенка формируются следующие отношения:

1.Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека.

1) Охотно включаются в наблюдения за небом, с интересом участвуют в работе с глобусом и другими моделями, слушают рассказ воспитателя, задают вопросы, отражают свои впечатления о Вселенной в рисунках.

2) С удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, снегом, льдом, повторяют их самостоятельно, задают вопросы о воде.

3) Выражают желание участвовать в проведении опытов с воздухом, в разных играх по обнаружению воздуха.

4) Проявляют познавательный интерес к практическим опытам с разными почвами и камнями, охотно участвуют в коллекционировании камней.

5) Участвуют в наблюдениях за сезонными изменениями природы, отражают их в календаре; замечают красоту природы в разное время года, самостоятельно отражают ее в рисунках, охотно слушают короткие музыкальные и литературные произведения на эти темы, рассматривают произведения художников.

2.Многообразие растений и их связь со средой обитания.

1)Самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в коллективных наблюдениях, делают зарисовки в календаре, задают вопросы, слушают рассказы воспитателя.

2)Замечают и оценивают привлекательные качества растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения.

3)Замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы; охотно участвуют в украшении помещения – в расстановке растений, кашпо, ваз с цветами, ветками; изображают их в рисунках, аппликациях.

4)Развивается восприятие растений как живых существ: замечают их неблагополучное состояние, обнаруживают недостаточность условий для их жизни. 5)Сочувствуют растениям: сообщают воспитателю о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу за растениями, помогают при их пересадке.

3.Многообразие животных и их связь со средой обитания.

1)Формируется понимание того, что обитатели уголка природы, домашние животные – живые существа со своими потребностями, что о них нужно постоянно заботиться; появляется готовность удовлетворить эти потребности, участвовать в создании и поддержании необходимых условий жизни.

2)Развивается познавательный интерес к животным: самостоятельные наблюдения, вопросы, сообщения, активное участие в беседах, желание узнать новые сведения.

3)Охотно отображают впечатления в изодеятельности, игре.

4)Проявляют интерес к жизни птиц, коллективно и самостоятельно наблюдают за ними, задают вопросы, сообщают о своих впечатлениях, любуются ими, их поведением, их полетом. Охотно участвуют в подкормке зимующих птиц.

4. Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания.

1)С интересом участвуют в выращивании растений, с готовностью выполняют указания взрослых по уходу за ними, охотно наблюдают за растениями, замечают изменения, делают зарисовки в календаре.

2)С интересом наблюдают как птицы строят гнезда, выращивают птенцов; сообщают о своих наблюдениях; проявляют готовность создать благоприятные условия для них: не шуметь возле гнезда, вести себя сдержанно и следовать рекомендациям взрослых, подкармливать птиц; проявляют восторженное, бережное отношение к птенцам.

4)Проявляют чуткость и заботу о молодых животных, бережное отношение к ним, готовность ухаживать за ними, стремятся создать для них хорошие условия, готовы поступиться ради них своими желаниями, радуются их играм и забавам, интересуются их жизнью, наблюдают за ними, с удовольствием слушают рассказы о них, задают вопросы.

5. Жизнь растений и животных в сообществе.

1)Приходя в лес, соблюдают правила поведения. Умеют наслаждаться обстановкой леса. Проявляют познавательный интерес к жизни леса: самостоятельно наблюдают разные явления, задают вопросы, охотно слушают рассказы, участвуют в обсуждении.

2)Проявляют интерес к рассказам о жизни водоема, задают вопросы, участвуют в установлении связей между обитателями водно-прибрежной зоны, не оставляют мусор на берегу, не бросают его в воду, любуются красотой водной поверхности, полетом стрекоз, растениями, слушают шорохи и звуки обитателей пруда.

3)Самостоятельно наблюдают за разными насекомыми, рассматривают цветы, слушают стрекотание кузнечиков. Проявляют интерес к рассказам взрослого, не рвут большие букеты, не бросают сорванные растения.

6.Взаимодействие человека с природой.

1)Охотно включаются в оценку взрослыми обстановки, окружающих условий (тепло – холодно, чисто – грязно, воздух свежий и приятный или плохой и душный и т.д.), реагируют на красоту и чистоту помещения, участка, поддерживают их; радуются тишине, порядку, чистоте, свежему воздуху в местах пребывания на природе.

2)Закрывают кран с водой, если он течет. Любуются изделиями из дерева, бумаги, интересуются процессом их изготовления.

3)Проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, участвуют вместе со взрослыми и самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях.


Перспективный план работы кружка

тема

Задачи

Содержание

Сентябрь

1 неделя

«Осенние цветы»

Учить рисовать цветы на клумбе; закреплять основные приемы рисования кистью и акварелью. Развивать эстетический вкус.

Рисование по теме.

2 неделя

 «Что нам осень подарила»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа«Что растет на грядке?»

3неделя

«Дары осени»

Закреплять основные приемы работы с пластилином. Учить работать на положительный результат.

Лепка с использованием природного материала по теме.

Октябрь

1неделя.

«Осень в белые туманы»

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.

Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.

2 неделя

«Осенняя корзина»

Закреплять умение пользоваться ножницами, вырезать из больших форм малые; Учить аккуратно пользоваться клеем. Учить работать коллективно.

Коллективная аппликация.

3 неделя

«То березка, то рябинка»

Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.

Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение

4 неделя

«Доброе, хорошее солнышко»

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля

Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки»,

Ноябрь

1 неделя

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Рассматривание иллюстраций, наблюдения, чтение стихотворений, подв. игра «Листья на дереве»

2 неделя

«Красивое дерево»

Закреплять приемы рисования красками осенних деревьев, учить пользоваться палитрой. Развивать эстетический вкус.

Рисование по теме.

3 неделя

«Домашние животные»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

 Беседа, использование худ-ного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови»

4 неделя

«зимующие птицы»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.
Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»

Природные приметы Массаж пальцев «Грачи»

Птичьи заклички

Речевая игра «Кто же это?»

(конспект)

Декабрь

1 неделя

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стих-ний, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа.

2 неделя

«Зверюшки»

Учить вырезать фигуры овальной и круглой формы, аккуратно пользоваться клеем.

Аппликация по теме.

3 неделя

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег. 

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация.

4 неделя

«Снежинки для украшения группы»

Учить складывать салфетку несколько раз и вырезать по нарисованному изображению. Создать радостное настроение.

Работа с бумагой и ножницами.

Январь

1 неделя

«Защитите ель и сосну»

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна.

Наблюдение, беседа, игра  «Найди по описанию»

2 неделя

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.
Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т.д.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность.

Февраль

1 неделя

«Наблюдение за снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой природы;

закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Проведение опытов, подвижные игры

«Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова.

2 неделя

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Беседа, игра «Накорми птицу», дид. и. «Улетают – не улетают».

3 неделя

«Птичка-невеличка»

Закреплять приемы лепки птички.

Воспитываем аккуратность, доброту, фантазию.

Лепка по теме.

4 неделя

«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Беседа с элементами труда.

Март

1 неделя

 «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стих-ния “Март”, «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение.

2 неделя

«Наши четвероногие друзья – собака»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. Закреплять приемы лепки.

Чтение стихотворений, лепка по теме.

3 неделя

«Забота о здоровье»

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

4 неделя

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов.

Апрель

1 неделя

«Появились из-под снега первые цветы»

Закреплять умение вырезать из цв. бумаги заготовки для аппликации и аккуратно наклеивать их.

Аппликация по теме.

2 неделя

«Божья коровка»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность(рисование карандашами, фломастерами),пальчиковая гимнастика «Божьи коровки».

3 неделя

«Русская березка»

Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность

4 неделя

«Люблю березку русскую…»

Развивать чувство прекрасного, патриотические чувства. Закреплять приемы барельефной лепки.

Барельефная лепка по теме.

 Май

1 неделя

«Весенний пейзаж»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

2 неделя.

«Кто живёт в пруду?»

Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями,  формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде. Закреплять приемы коллективной аппликации.

Беседа, чтение стихотворений, рассматриваиние иллюстраций, коллективная аппликация по теме.

3 неделя

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций,

чтение, конспект.

4 неделя

«Лето на пороге»

Расширять кругозор детей. Закрепить знания о летних изменениях в природе. Воспитывать любовь к родному краю. Развивать интерес к живой природе, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Чтение загадок, подв. игра, беседа. Наблюдение. Рассматривание иллюстраций.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь направит.

М. Саади

Человек – разумная часть живой природы, и именно ему необходимо проявлять заботу о ней: сохранять и приумножать ее богатства, заботиться о флоре и фауне. Но в настоящее время, практически вся человеческая деятельность направлена на чрезмерное потребление, а иногда и разрушение того, что мы имеем. Современная молодежь беспечно относится к живой природе.   Она не только не сажает деревья, но и ломает их, бросает мусор там, где вздумается, расточительно относится к природному запасу воды и другим ресурсам.

С экранов телевизора, со страниц СМИ и Интернета все чаще мы слышим призывы о том, что необходимо беречь природу, не только тратить экономно те богатства, что она нам дает, но и заботиться о восстановлении данных богатств. Но, если человеку эти навыки не закладывать с детства, то у взрослого их тяжело сформировать, поэтому проблемой экологического воспитания личности необходимо заниматься еще в детском саду.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. Именно в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, то, зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать у них правильное отношение ко всей природе.

Экологическое воспитание в детском саду это способ воздействия на чувства детей, на их сознание, взгляды и представления. Используя определенные образовательные приемы в повседневной жизни и на занятиях,

воспитатель способен сформировать у детей сознательное отношение к окружающей среде, развить у них чувства бережного отношения к природе, беспокойства за ее состояние.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому, целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

ПРИНЦЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип   связи   теории   с   практикой   формирует   у   детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип   успешности заключается    в    том,    что    на    первом этапе формирования    здоровья    ребенок    получает     задания,     которые он способен успешно выполнить.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность    в    общении,    в    процессе     которой     формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: расширить, обобщить и углубить знания детей старшего дошкольного возраста о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения.

Задачи:

  1. развивать        у        детей        умение        выявлять        причинно-следственные связи, обучать последовательному и логическому рассказу;
  2. развивать        мыслительные        операции:        анализ,        сравнение, установление связей между явлениями природы;
  3. развивать у детей умение самостоятельно выявлять признаки времен года;
  4. воспитывать интерес к труду человека в природе;
  5. расширять представление детей о неживой и живой природе;
  6. воспитывать у детей познавательный интерес к человеку как биологическому существу;
  7. развивать        умение        сравнивать        и        обобщать        на        материале собственных наблюдений;
  8. воспитывать интерес к народному календарю;
  9. закреплять знания детей о животных, растениях, насекомых; 10.развивать        у        детей        умение        устанавливать        взаимосвязи        в

экосистеме на уровне частных и обобщенных понятий, сформировать представление о пищевой зависимости живых существ как основной взаимосвязи в природе;

  1. обобщить представления детей о типичных экологических системах: лес, луг, водоем, пустыня;
  2. формировать познавательный интерес к лекарственным растениям, их роли в жизни человека;
  3. формировать экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:

  • традиционные;
  • игровые;
  • занятия – путешествия;
  • обучающие;
  • познавательные.

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Наглядные методы:
  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведение дидактических игр.
  1. Словесные методы:
  • чтение литературных произведений;
  • беседы        с        элементами        диалога,        обобщающие        рассказы воспитателя.
  1. Игровые методы:
  • проведение        разнообразных        игр        (малоподвижных,        сюжетно- ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
  • загадывание загадок;
  • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
  1. Практические методы:
  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
  • постановка сказок, отрывков литературных произведений;
  • изготовление с детьми наглядных пособий.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:

  • Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
  • Фонд методических, наглядно-иллюстрированных материалов;
  • Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:

«Маленький ученый»

  • Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, лупы;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
  • Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
  • Медицинские        материалы:        пипетки,        колбы,        шприцы,        мерные ложечки, вата, бинт;
  • Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
  • Сыпучие        продукты        (мука, зерна,        крупа, соль,        сода);        свечи, фонарики;
  • Детские халаты, фартуки;
  • Схемы для проведения опытов;
  • Журнал для фиксирования результатов.

«Уголок природы»

  • Календарь природы, модель календаря природы
  • Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
  • Различные емкости (лейки, ведра, пластиковые, различных цветов бутылки)
  • Воронки
  • Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
  • Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
  • Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
  • Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)

«Огород на подоконнике»

  • Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
  • Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

«Умелые ручки»

Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:

  • Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)
  • Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
  • Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)

Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

«Экологическая тропа»

  • Центр организован на территории детского сада.
  • Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок реализации программы – 1 год:

  • 1раз в неделю
  • время проведения – 20 минут
  • в месяц – 4 занятия – 2 часа
  • количество детей – 25 человек, возраст 4-5 лет

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
  • Проводятся под руководством педагога.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Расширение границ знаний и умений детей старшего дошкольного возраста в вопросах экологического воспитания; воспитание в детях человечности, доброты и ответственного отношения, как к природе, так и к людям, которые живут рядом.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы к изучению

Задачи

Формы изучения

Способы демонстрации проделанной работы

Форма отчета по проделанной работе

СЕНТЯБРЬ

Диагностика на начало учебного года

«Путешествие

Познакомить детей со злаковыми

Игра-приветствие «Здравствуйте,

Пополнение

Оформление гербария

колоска»

культурами, из которых выпекают

ребята!»

экологического уголка

совместно с детьми

белый и черный хлеб; развивать

Обсуждение сказки «Колосок»

мнемомоделью

«Рожь»

умение различать растение по

Чтение стихов

«Путешествие колоска»,

Игра-развлечение

характерным признакам (строение

Использование мнемомодели для

игровыми персонажами –

«Колобок учит детей

колоска, цвет, количество зерен);

рассказывания «Путешествие

мышатами Круть и Верть;

выпекать булочки»

познакомить с современной

колоска»

пополнение книжного

технологией изготовления хлеба и

Беседа «Мыши на хлебном поле»

уголка сказками, стихами

сравнить с тем, как его

Физкультминутка «Колоски

о злаковых культурах.

изготавливали раньше.

растут»

Просмотр фильма «Как делают

хлеб»

Посещение кафе

Систематизировать представления

Дидактическая игра «Придумай

Пополнение

Оформление выставки

«Дары осени»

детей о фруктах и овощах;

загадку» (овощи, фрукты),

экологического уголка

(совместная с

упражнять в составлении

«Я знаю пять названий» (овощи),

мнемомоделью «Готовим

родителями) «Дары

рассказов об овощах и фруктах;

«Узнай на вкус»

варенье»; пополнение

осени»

познакомить с технологией

Беседа «Что можно приготовить

книжного уголка

приготовления блюд из овощей и

на зиму из овощей и фруктов»

загадками и пословицами

фруктов.

Игра «Чего не хватает»

про овощи и фрукты;

Конкурс «Кто быстрее соберет

пополнение уголка ИЗО

картошку»

трафаретами овощей,

Просмотр м/ф «День варенья»

фруктов, листьев;

пополнение уголка

экспериментальной

деятельности:

«Ботаническое лото».

ОКТЯБРЬ

Экскурсия в парк «Как растения готовятся к зиме»

Формировать у детей

представления о состоянии растений осенью; дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений; учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды; познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.

Рассматривание иллюстраций об осени Ведение календаря расцвечивания листьев Рассматривание семян и плодов Чтение стихов об осени

Наблюдение за изменениями живой природы на прогулке Конкурс на лучшего знатока осенней природы

Пополнение экологического уголка мнемомоделью

««Способы распространения семян» и календарем

«Расцвечивание листьев»; пополнение книжного уголка сказками, стихами про осень

Рисование по замыслу

«Осенний парк» Оформление гербария

«Осенние листья»

«Унылая пора! Очей очарованье!..»

Закрепить представления детей о золотом периоде осени; учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать память

детей, воображение, мышление; активизировать словарный запас (заморозок, ледостав); развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени.

Беседа «Ледостав»

Чтение стихов об осени Ритмопластика «Игра с листочками»

Беседа «Для чего дереву листочки»

Дидактическая игра «Птички»

Пополнение экологического уголка календарем

«Расцвечивание листьев»; пополнение книжного уголка книгами В.Бианки, Г.Снегирева; иллюстрациями И.Левитана «Осень»,

«Золотая осень», И.Грабарь «Осенний день», И.Броцкая

«Упавшие листья»; пополнение уголка экспериментальной

деятельности: «Вершки и корешки», «Что зачем» (последовательность стадий: от растения – к хлебу)

Оформление выставки

«Что нам осень принесла» (поделки детей из природного материала)

«Как и для чего человек дышит»

Познакомить детей с дыхательной системой человека; продолжать

воспитывать познавательный интерес к человеку.

Беседа «Для чего человек дышит»

Опытно-экспериментальная деятельность «Что такое кислород»

Пополнение уголка экспериментальной

деятельности оборудованием для

Составление рассказа

«Как и для чего человек дышит»

опытов по выявлению свойств воздуха: емкость с водой, полиэтиленовые мешочки, бумажные салфетки, воронка, спущенные воздушные

шарики, губка

НОЯБРЬ

«Путешествие в осенний лес»

Обобщать и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; развивать логическое мышление; развитие творческого

воображения; воспитывать

бережное отношение к животным.

Логическая задача «Книжка про осень»

Дидактическая игра «Чей силуэт?», «Симметричное пятно»,

«Времена года»

Разгадывание загадок про осень и осенние признаки Физкультминутка «В осенний лес»

Беседа «Ноябрь – ворота зимы»

Пополнение экологического уголка мнемомоделью приспособления

животных к зиме; пополнение уголка экспериментальной деятельности: лото

«Времена года»; пополнение книжного уголка книгами про первый снег; иллюстрациями А.Пластова «Первый снег»

Создание книги с детьми

«Книжка про осень»

«Для чего растению нужны семена»

Закрепить представление, что семя – конечное стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни; дать знания о строении семени; формировать

представления о распространении семян.

Беседа «Как распространяются семена»

Рассматривание семян Физкультминутка «осенний сад» Разгадывание загадок

Дидактическая игра «Кто дружит с елью»

Пополнение экологического уголка мнемомоделью строения семян; способы распространения семян; семена; лупы

Оформить уголок для родителей по экологическому воспитанию «Азбука поведения в природе»; сделать кормушки для птиц

«Путешествие капельки»

Формировать представления о круговороте воды в природе; воспитывать бережное отношение

к воде.

Дидактическая игра

«Путешествие капельки» Чтение художественных произведений о воде

Пополнение уголка экспериментальной

деятельности емкостями для определения свойств

Оформить уголок для родителей по экологическому

воспитанию «Давайте

Разгадывание загадок о воде

воды: испаряемость воды, способность предметов плавать и тонуть; пополнение книжного

уголка книгами о воде

беречь воду»

«Зачем человеку желудок»

Сформировать представление об органах пищеварения; раскрыть функции и значение желудка для организма; воспитывать бережное

отношение к своему здоровью.

Беседа «Зачем нужен желудок» Дидактическая игра «Узнай по запаху»

Подвижная игра «Кто быстрее и лучше накроет стол»

Пополнение экологического уголка моделью строения пищеварительной

системы человека

Составление рассказа

«Роль желудка в организме»

ДЕКАБРЬ

«Клуб знатоков леса»

Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни;

формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки; развивать доказательную,

связную речь у детей.

Дидактическая игра «Цепочка слов» (насекомые)

Беседа «Для чего животному нужна определенная окраска»

Беседа «Среда обитания животных»

Разгадывание загадок о

животных, насекомых, птицах Игра «Блиц-опрос» Физкультминутка «Насекомые»

Пополнение экологического уголка моделью – существенные признаки птиц, зверей и насекомых

Оформить уголок для родителей по экологическому воспитанию «Сбережем нашу елочку»

«Приключение Мамонтенка»

Закрепить знания о четырех классах животных: насекомых, птицах, зверях, рыбах; учить

детей выделять характерные признаки с помощью моделей каждого класса животных; тренировать детей в систематизации понятий по

заданному признаку; обогащать словарный запас.

Дидактическая игра «Домашние птицы, водоплавающие, лесные, хищные птицы»

Дидактическая игра-соревнование

«Кто дальше прыгнет»

Дидактическая игра «Чего не хватает»

Пополнение экологического уголка моделью – существенные признаки зверей, рыб, птиц, насекомых; пополнение уголка ИЗО трафаретами животных, птиц; пополнение книжного уголка энциклопедиями о

животных

Рисование «Любимое животное»

«Для чего человек ест»

Дать детям представление о том, что пища необходима для жизни человека, закрепить знания об основных процессах

пищеварения; развивать интерес к строению человека.

Беседа «Для чего нужна слюна» Дидактическая игра «Кто больше назовет сладких, кислых,

соленых, горьких продуктов»

Пополнение экологического уголка моделью – строение пищеварительной системы; пополнение книжного уголка книгами

«Строение человека»

Составление рассказа

«Пищеварительная система»

ЯНВАРЬ

«Как живут наши пернатые друзья зимой»

Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать

желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Чтение художественной литературы про птиц

Разгадывание загадок про птиц Беседа «Как помочь птицам зимой»

Дидактическая игра «Узнай птицу»

Физкультминутка «Маленькие птички»

Дидактическая игра «Сложи птицу»

Пополнение экологического уголка моделью – существенные признаки птиц, моделью обитания птиц, моделью – правила охраны птиц зимой.

Сделать лакомства для птиц из сала и зерен Рисование по замыслу

«Птицы в городе»

Север – царство льда и снега»

Формировать представление

детей о климатических условиях Крайнего севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы; закрепить представление о приспособлении растений и

животных к условиям северного климата.

Дидактическая игра «Кто лишний?»

Беседа «Как приспосабливаются животные к условиям крайнего Севера»

Физкультминутка «У оленя дом большой»

Дидактическая игра «Чей силуэт?»

Пополнение экологического уголка моделью «Север»; моделью приспособления животных к зимним условиям; пополнение книжного уголка энциклопедиями о

животных Крайнего севера.

Оформление макета

«Животные крайнего Севера»

«Что такое огонь?»

Познакомить с огнем как

явлениям неживой природы; показать необходимость огня как

Беседа «Зачем люди придумали огонь?»

Дидактическая игра «Раньше и

Пополнение

экологического уголка моделью вращения Земли

Коллективное рисование

на тему «Огонь» Оформить уголок для

условия жизни на Земле; показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть); познакомить с историей использования огня человеком.

теперь»

Обсуждение мифа «Прометей» Беседа «Как люди добывали и сохраняли огонь?»

Этюд «Пламя костра» Этюд «Свеча»

Беседа «Как человек приручил огонь и заставил работать на

себя?»

вокруг Солнца; моделью состояния погоды в зависимости от активности Солнца; пополнение книжного уголка книгами об огне.

родителей по экологическому воспитанию «Огонь – друг или враг?»

«Колыбельная из двух слов»

Дать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце; воспитывать любознательность,

бережное отношение к своему организму.

Беседа «Зачем человеку сердце?» Беседа «Сердце – наш моторчик» Физкультминутка для тренировки сердечка

Пополнение экологического уголка моделью строения сердца; пополнение книжного уголка энциклопедией

«Строение человека»

Составление рассказа

«Роль сердца в организме»

ФЕВРАЛЬ

«Лес как экологическая система»

Сформировать понятие «Этажи леса»; выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных; развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».

Чтение рассказа О.Дмитриева

«Что такое лес»

Беседа «Что такое лес» Дидактическая игра «Чем отличаются деревья от кустарников»

Дидактическая игра

«Экологические связи» Просмотр м/ф «В лесной чащи», беседа по содержанию

Пополнение экологического уголка макетами деревьев, моделью «Этажи леса»;

Пополнение

музыкального уголка диском «Пение птиц»

Подготовка и проведение беседы с родителями на тему «Не причиняя вреда природе»

Коллективная поделка

«Этажи леса»

«Пищевые цепочки в лесу»

Закрепить знания детей о взаимосвязи в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы; сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Чтение В.Танасийчук «Цепочки в лесу», Л.Толстая «На что нужны мыши?»

Дидактическая игра «Кто что принес?»

Беседа «Что будет, если в лесу пропадут все насекомые?» Составление пищевых цепочек на фланелеграфе.

Пополнение экологического уголка мнемомоделью

«Пищевые цепочки»; пополнение книжного уголка энциклопедиями о животных, насекомых, птицах, загадками о лесе и его обитателях; экологические игры

«Пищевые цепочки»,

«Этажи леса»

Изготовление совместно с детьми лесных жителей в техники оригами.

«Как животные приспособились к зиме»

Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним

условиям существования; дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям; воспитывать стремление помогать птицам; зверям зимой.

Игра-кубик «Чей хвост?» Беседа «Что едят животные зимой»

Беседа «Как готовят на зиму животные свои жилища»

Беседа «Что делают зимой рыбы» Подвижная игра «Превратись»

Пополнение экологического уголка моделью

«Приспособления зверей к зиме»; пополнение книжного уголка книгами про то, как зимуют

животные.

Театрализованная

деятельность: постановка сказки «Зимовье зверей»

«Если хочешь быть здоров»

Закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни; познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека; дать детям знания об использовании средств народной медицины при

простудных заболеваниях; познакомить детей с правилами

Обсуждение сказки В.Катаева

«Цветик-семицветик»

Беседа «Что такое здоровье» Беседа «Как человек готовится к приходу зимы»

Беседа «Причины простудных заболеваний» Физкультминутка «Сердитый лев», «Лев в домике», «Добрый лев»

Беседа «Чем лечит тебя мама до

Пополнение познавательной

деятельности моделью использования средств народной медицины при простудных

заболеваниях; правил поведения при

заболевании. Пополнение экологического уголка

Оформить уголок для родителей на тему

«Народная медицина – помощник в лечении и профилактике

простудных заболеваний»

поведения при простудном заболевании.

прихода врача?»

Дидактическая игра «Цветик- семицветик»

Беседа «Как надо закаляться»

моделью приготовления человека к зиме.

Пополнение книжного уголка книгами по

здоровьесбережению, познавательными

детскими журналами. Посадка лука.

МАРТ

«Как поссорились март и февраль»

Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы; развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе; закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия; дать знания об изменениях в жизни животных и птиц; воспитывать интерес к народному календарю.

Отгадывание загадок по весну Беседа «Капельник и протальник» Беседа «Ручьи и ручейки»

Беседа «Приметы первой весны» Физкультминутка

Дидактическая игра «На что похоже?»

Беседа «Чем опасен весенний лед?»

Дидактическая игра «Кто у кого родился?»

Дидактическая игра «Кто зимовал, кто прилетит?»

Пополнение экологического уголка макетом «Пробуждение природы».

Пополнение книжного уголка книгами по ранней весне.

Пополнение

музыкального уголка

аудиозаписями «Весенняя капель» Пополнение уголка ИЗО трафаретами птиц, цветов.

Совместное изготовление с детьми макета

«Пробуждение природы»

«Комнатные растения – спутники нашей жизни»

Расширить и систематизировать знания детей о комнатных растениях; закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений; воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями; развивать логическое мышление; учить доказательной речи.

Отгадывание загадок про комнатные растения

Беседа «Вредители комнатных растений»

Беседа «Подготовка к посадке комнатных растений»

Дидактическая игра «Друг или враг»

Пополнение экологического уголка моделью строения комнатного растения; плакатом «Комнатные растения»; дидактическая игра «Комнатные растения»; модель «Уход за комнатными

растениями

Посадка комнатных растений

«Загадки природы»

Обобщить представления детей о

типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня); развивать

Рассматривание географической карты

Дидактическая игра «Что возьмем

Пополнение

экологического уголка мини-панорамой

Посадка семян деревьев и луговых трав

умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах; закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.

с собой в поход?»

Обсуждение картины «Лес после пожара»

Беседа «Как сажают деревья» Дидактическая игра «Я знаю пять…»

Обсуждение процесса посадки деревьев и травы Рассматривание и обсуждение

мини-панорамы «Пустыня»

«Пустыня»; пополнения уголка ИЗО картинами природы

«Как растет человек»

Учить различать проявления возрастных и половых особенностей во внешнем облике людей; закрепить представления детей о семейных отношениях и о семье; показать значение семьи в жизни человека.

Обсуждение семейных фотографий

Рассказ педагога «Почему мы похожи на своих родителей» Чтение стихотворений

Беседа «Кто такие родные люди» Дидактическая игра «Сравни куклы – новорожденного и

подросшего ребенка. Найди различия»

Пополнения познавательного уголка мнемомоделью

«Физические упражнения»,

«Правильное питание»,

«Родословное древо»

Составления с родителями родословное древо

Рисование «Нарисуй, как проходит и на что похожа жизнь человека»

АПРЕЛЬ

«Весенняя экскурсия в лесопарк»

Сформировать; представления

детей о лесопарке как сообществе, в котором живут вместе растения; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастная растений и проживания

животных; понаблюдать за изменениями в природе в середине весны, посмотреть цветение раннецветущих растений, набухание почек;

формировать навыки правильного поведения в природе.

Беседа с детьми о правилах поведения в лесопарках.

Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в лесопарк» Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии» Повторение ПДД

Отгадывание загадок о весне

Дидактическая игра «Раз, два, три

– к названному дереву беги»

Пополнение уголка ПДД печатными играми; пополнение книжного уголка стихами и

загадками о весне; пополнение экологического уголка гербарием раннецветущего растения

Рисование с натуры

«Копия коры дерева»; окапывание деревьев на участке; сбор сухих веток и листьев

«Почему земля кормит»

Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи

опытов; воспитывать познавательный интерес и развивать навыки

исследовательской деятельности.

Беседа «Что такое почва, зачем она нужна растениям?»

Опыты с почвой

Беседа «Отличие «земля» и

«почва»

Знакомство с поговорками и пословицами

Пополнение книжного уголка книгами об апреле, апрельских приметах, книгами В.Бианки; пополнение экологического уголка экологической игры

«Живое-неживое»; пополнение уголка ИЗО обводками лекарственных

растений и птиц

Посадка семян овса Выращивание рассады овощных культур

«Кто такой человек»

Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром; показать, что человек ближе всего относится к группе зверей; рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет; воспитывать

любовь, бережное отношение к

Беседа «Почему надо беречь здоровье?»

Беседа «Дары природы» Беседа «Внутренние органы человека»

Дидактические игры «Собери цветок», «Напоминающие знаки» Беседа «Зачем человеку мозг»

Пополнение экологического уголка мнемомоделью отличия человека от животного; игрой «Собери цветок»; моделями птиц

Обсуждение и запись высказываний детей на тему «Я человек, потому что…»

природе.

МАЙ

«Весенние заботы птиц»

Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной; учить устанавливать связи между

прилетом птиц и наличием корма; познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда, как заботятся о птенцах;

формировать гуманное отношение к птицам

Беседа «22 марта – праздник птиц»

Беседа «Зимующие и перелетные птицы»

Чтение и обсуждение книг про птиц

Дидактическая игра «Прилетели птицы»

Обсуждение народных примет о прилете птиц

Игровое упражнение «Чье гнездо» (пересказ детьми)

Игровое упражнение «Чем заняты скворцы»

Беседа «Птицы – наши помощники»

Пополнение экологического уголка календарем прилета птиц, плакатом «Перелетные и зимующие птицы», картинками птиц и гнезд; пополнение книжного уголка книгами и энциклопедиями о птицах.

Совместное изготовление с детьми календаря прилета птиц

«Строим экологический город»

Уточнить природоведческие знания детей о факторах

окружающей среды, необходимых для жизни на Земле; формировать умение прогнозировать

последствия своих действий; воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Беседы «Да сохранится шар земной»

Наблюдение за цветением березы Обсуждение фотографий разных уголков Земли

Беседа, «Какие условия необходимы людям для жизни на Земле»

Беседа «Экологически чистые виды транспорта»

Пополнение экологического уголка экодеревом с поделками детей; картой мира; пополнение книжного уголка энциклопедиями и книгами о планете Земля.

Оформление дерева поделками детей экологической тематики Рисование

«Экологический транспорт»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). ВАКО, 2010.
  3. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М., 2006.
  4. Николаева С.Н Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по экологии "Экологическая мозаика"

Программа написана с учетом краевого компонента....

Программа дополнительной образовательной услуги «Юный эколог»

Программа по дополнительной образовательной услуге:   кружок «Юный эколог» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования Программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ  № 64 «Пингвинёнок»....

Программа дополнительного образования «Юный эколог»

Дошкольное детство - ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру /природе/ ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей...

дополнительная общеобразовательная программа ( кружок ) : Юный эколог .

СОДЕРЖАНИЕ 1.Паспорт программы 2.Пояснительная записка 3.Учебно-тематический план 4.Содержание изучаемого курса 5.Методическое обеспечение дополнительной образовательной прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог" (средняя группа)

В данной программе вы ознакомитель с тематикой занятий, с диагностикой....