Проект "Краски Осени" для детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая группа)

Гончарова Наталья Михайловна

Проектно-исследовательская деятельность в рамках экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Паспорт проекта "Краски Осени"86 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта в старшей 4 логопедической группе

Воспитатели: Гончарова Н.М., Соколова И.М.

Тема: «КРАСКИ ОСЕНИ». 

Тип проекта: познавательно- исследовательский, творческий, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный (октябрь-ноябрь).

Актуальность проекта:

      Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

        Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

 Цель проекта: Создание условий для совершенствования у детей представления об осени, ее характерных особенностях.

Задачи проекта:

Задачи: 

  • Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
  •  Расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы; 
  • Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников; 
  • Способствовать развитию памяти, восприятия;
  • Расширить и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем; 
  • Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения; 
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание оберегать ее, охранять.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: 

- Праздник «Волшебный сундучок»

- Выставка творческих работ из природного материала «Краски Осени»

Ожидаемый результат: 

Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;

Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

- Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

- Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

- Сближение педагогов и детей, создание атмосферы общности интересов и партнерских отношений.

Проект включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

  • Определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта.
  •  Подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений.
  • Разработка циклов ООД.
  • Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.
  •  Информирование родителей о проведении творческого проекта и приглашение к участию в проекте.

2. Содержание проекта (основной этап)

Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области:

Познавательное развитие

ООД «Прогулка в осенний лес» 

Цель: Создание условий для расширение у детей  представления  о многообразии и пользе осенних даров природы.

Рассматривание и обследование:   муляжей и трафаретов овощей,

фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

 Беседы:

«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья?».

Цикл наблюдений:

- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём);

-за красотой и богатством осенних красок;

-за цветником;

-за перелетными птицами;

-за насекомыми;

-за деревьями, растущими на территории детского сада.

Целевые прогулки:

 «Деревья и кустарники нашего детского сада»;

«Ищем приметы осени».

Цель: Создание условий для развитие у детей  умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий.

ООД (Конструирование/ручной труд) «Березовая роща»

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»;

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»;

«Почему я люблю (не люблю) осень?».

Цель: Создание условий для систематизации представления у детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.

Речевое развитие

ООД «Осень и её краски» (Приложение № 2).

Цель: Создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.

Творческое рассказывание детей по темам:

«Мы гуляли на участке»;

«Что я видел в парке?»

«Загадывание о отгадывание описательных загадок о перелетных птицах, диких животных наших лесов»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок.

Цель: Создание условий для развитие у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.

Словесные игры: 

«Опиши словами осень!»;

«Осень в лесу»;

«Вспомни – назови»;

«Один – много»;

«Будь внимательным»;

«Осенние деревья»;

«Подбери действие».

Цель: Создание условий для развитие у детей свободного общения с взрослыми, всех компонентов устной речи.

Чтение художественной литературы:

Рассказы:

Катаев В. «Грибы».

Пришвин М.  «Листопад», «Осенние листочки»;

Скребицкий М. «Четыре художника

 Соколов – Микитов Г.И. «Листопадничек»;

Снегирев Г. «Как птицы к зиме готовятся»;

Сладков И.  «По грибы»,

Ушинский К.  «Осенняя сказка», «Спор деревьев»;

Сказки:

«Зимовье зверей»; Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Стихи:

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»;

И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…».

Пословицы, поговорки, приметы об осени

Цель: Создание условий для  эмоционально-образного восприятия детьми  литературного произведения; развитие  умения замечать образные слова и выражения, осознание  единства человека с природой в  художественной литературе.

Социально-коммуникативное развитие

ООД «Как животные и птицы готовятся к зиме» 

Цель: Создание условий для закрепление у детей знаний об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой.

Сюжетно-ролевые игры: 

Магазин «Овощи и фрукты», «Семья собирается на прогулку в лес», «Прогулка в осенний лес».

Дидактические игры: 

 «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Загадки с грядки»; «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…»,

«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы».

Цель: Создание условий для развитие интереса у детей к экологическим  играм.

Просмотр презентаций «Лес, деревья», «Что нам осень принесёт?»

Игры-драматизации: «Три медведя», «Теремок».

Настольно – печатные игры: «Времена года».

Художественно -эстетическое развитие

ООД (Рисование) «Фруктовый сад»

Цель: Создание условий для закрепление умения у детей передавать в рисунке характерные черты фруктового дерева.

ООД (Лепка) «Овощи» 

Цель: Создание условий для закрепление у детей знаний об овощах, развитие умения передавать более точную форму, внешний вид овощей.

ООД (Лепка) «Кленовые листья»

Цель: Создание условий для закрепление техники пластилинографии у детей, знаний об изменении цвета листьев осенью, развития творчества.

ООД (Аппликация) «Грибная корзинка»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности «Грибы».

Рассматривание:  картины Левитана «Золотая осень»,  иллюстраций на тему «Осень в лесу»

Раскрашивание раскрасок на осеннюю тематику.

Слушание музыкальных произведений:

П.И.Чайковский «Октябрь»;

Пение:

«Веселый огород»;

«Осень золотая» сл.и муз. Л. Старченко;

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку».

Музыкальные игры: «Кто позвал тебя узнай»

Цель: Создание условий для формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения об осени.

Физическое   развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»;

«Витамины с грядки».

Цель: Создание условий для развитие у детей  начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»;

«Бывает-не бывает»;

«Хитрая лиса»;

«Перелёт птиц»

Игры - соревнования: «Кто быстрее обежит лужи», «Кто быстрее соберется у своего дерева»

Цель: Создание условий для формирование у детей двигательной активности, используя подвижные игры и физические упражнения.

Физкультминутки:

 «Листопад»; «Грибы»

Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Есть у каждого свой дом», «Компот», «Мы капусту рубим…», «Птицы».

Цель: Создание условий для развитие у детей мелкой моторики, координации движения кистей рук и пальцев.

Трудовое воспитание

Сбор природного материала на прогулке (сбор семян, листочков для гербария), уборка опавшей листвы,подготовка клумбы группового участка к зиме, укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»;

«В мире животных»;

«Как помочь птицам, которые остаются зимовать»

Цель: Создание условий для формирование у детей умение трудиться , добиваться результата труда общими усилиями.

Работа с родителями:

  • Консультация «Профилактика гриппа в осенний период»
  • Изготовление  поделок из природного материала совместно с детьми

3. Заключительный  этап

 -  анализ результатов проекта;

 - проведение праздника: «Волшебный сундучок»

 - оформление выставки творческих работ «Краски Осени»

Список литературы

  1. Воронкевич О.А.    Добро пожаловать в экологию! (методический комплект) Воронкевич О.А. - СПБ.: Детство – Пресс, 2006
  2. Кондратьева Н.Н Мы. Программа экологического образования. . – СПб.: Детство – Пресс, 2000
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. (старшая, подготовительная группа), М, «Сфера», 2006.
  4. Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду». – М., Карапуз, ТЦ Сфера, 2010
  5. Ушакова О. С. «Занятия, игры и упражнения по развитию речи для детей 4-5 лет» - М, Рино, 1999
  6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой» - М., ТЦ Сфера, 2004
  7. Хрестоматия для дошкольников от 5 до 7 лет. Планета Детства, 2002.
  8. Шорыгина Т. А. «Какие звери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи» - М., 2000
  9. Шорыгина Т. А. «Птицы. Какие они?» - М., 2000
  10. Шорыгина Т. А. «Какие месяцы  в году?!» - М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Досуги на воде: 1. Весенняя загадка (для средней группы с участием детей старшего дошкольного возраста) 2. Чья пара дружнее?!? (для детей старшего дошкольного возраста)

                Досуг – соревнование: «Весенняя загадка» (для средней группы,  с участием детей старшего дошкольного возраста...